Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Российской и региональной экономике ( на примере р...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ КГТУ ИМ. А.Н.
ТУПОЛЕВА
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ
ДИСЦИПЛИН
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
ТЕМА: «Инвестиционная политика и инвестиционный
климат в Российской и региональной экономике ( на примере республики
Татарстан)».
Студентка 1 курса
дневного отделения
гуманитарного факультета, группы 23106
Гибадуллина Н.Ф.
Руководитель:
Ст. преподаватель кафедры Э и М
Ярлыгаева Ф.А.
Набережные Челны 2008 год
ВВЕДЕНИЕ.
Стоит
ли говорить о том, что важнейшей частью экономической политики любой страны,
будь она экономически развитой или развивающейся, и уж тем более страны с
отстающим экономическим развитием является инвестиционный поток. Что есть
инвестиции, и какую роль они играют в жизни конкретно нашей страны и региона?
Какова инвестиционная политика и инвестиционный климат в нашей стране…
Инвестиция
(капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных
ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех
отраслей народного хозяйства. Инвестиции относительно новый для нашей экономики
термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые
капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство
основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции более широкое
понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близ кие по
содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые»
(портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные
бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на
получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как
дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом бирже вой игры
на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций вложения в акции
предприятий различных отраслей материального производства по своей природе
ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале «экономист»
определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены
следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной
среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного
сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для
реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших
жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности
капитальных вложений.
Необходимым
условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она
достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и
наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства
и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой
научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых
рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно
вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение
иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и
других активов.
Иностранный
капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые
находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов.
Отраслевые ограничения должны распространяться не только на прямые иностранные
инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с
непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например,
добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную
инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную
и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих
развитых стран, в частности, США. В перечисленных отраслях целесообразно
использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного
капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они
увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным,
во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых, -
быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако
для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием
зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный каптал в форме предприятий со
100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и
переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных
материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного
потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток
портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают
приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом
инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих
стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей
ресурсов.
В
развитых индустриальных странах главным источником финансирования являются
внутренние поступления (прибыль и амортизация), на которые приходится до 70% (в
среднем 55-60%) всех инвестиций. В то же время доля внешних источников
составляет 40-50%, причем из них доля банковских кредитов - 35-45%, а
акционерного капитала - 2-3%. В развивающихся странах внешние источники
доминируют: их доля в капиталовложениях Индии - свыше 60%, а в Республике Корея
- все 87%. В России же, по данным опросов, проведенных на средних и крупных
предприятиях, доля внутренних средств финансирования достигает 91%. Такая
структура источников финансирования делает ее весьма уязвимой по отношению к
непредсказуемой налоговой политике государства. Жесткая мониторная политика
правительства, отсутствие внешних источников финансирования приводят к тому,
что амортизационные отчисления чаще всего используются не по назначению. Авторы
доклада отмечают, что постановление правительства "Об использовании
механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов" руководство
предприятий использовало не как важнейший источник финансирования, а лишь как
метод уклонения от уплаты части налогов и как средство текущих платежей, в том числе
и выплаты зарплаты. В докладе анализируются основные ограничения, связанные с
принятием инвестиционных решений. Финансовые ограничения обусловлены дорогим
кредитом. Склонность к инвестированию подавлена неопределенностью и
незавершенностью перераспределения прав собственности. В результате на
российских предприятиях наблюдается обвальный рост трансакционных издержек,
более медленное сокращение занятости по сравнению с объемами производства, рост
материало- и энергоемкости на предприятиях практически всех отраслей народного
хозяйства. Наконец, готовность к восприятию инвестиций определяется наличием
подходящих проектов и рабочей силы соответствующей квалификации. И ученые
делают вывод, что в настоящее время большинство российских предприятий не
удовлетворяет основным требованиям в отношении благоприятного инвестиционного
климата. Решение вопроса о реструктуризации собственности на крупных предприятиях
в мировой практике реализовано в двух моделях корпоративного контроля. Так
называемая англосаксонская модель предполагает внешний контроль над корпорацией
со стороны инвесторов - физических лиц и финансовых институтов, владеющих
акциями в качестве агентов третьих лиц. На долю таких акционеров приходится 80
- 90% акций. Понятно, что главным условием эффективного функционирования такой
модели является высокая степень прозрачности рынка и надежность предоставляемой
информации. Модель корпоративного контроля, получившая преимущественное
развитие в Германии и Японии, является моделью внутреннего контроля над
инвестиционной деятельностью корпорации со стороны финансовых институтов,
коммерческих банков как собственников корпораций (Германия) или как их основных
кредиторов (Япония). В разных отраслях экономики, в зависимости от
инвестиционной деятельности компаний, может с успехом применяться та или иная модель
корпоративного контроля. Опыт реструктуризации собственности в бывшей ГДР
показывает возможность использования в качестве альтернативы внешнему контролю
прямое государственное управление через холдинговые компании или вовлечение
коммерческих банков в процесс мониторинга управления. Однако, при этом
выявилась основная проблема - нехватка квалифицированных управленческих кадров.
Германии было проще - в западной части страны были и мощные компании с большим
опытом работы в рыночных условиях, и крепкие финансовые институты, и
достаточное число подготовленных управленцев. К сожалению, Россия всем этим не
располагает. Более того, несовершенное законодательство в области акционерной
формы собственности, хозяйственной деятельности предприятий препятствует
становлению классических форм управления компаниями.
На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что
сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной
сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе.
Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно
безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом
своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо
бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны
инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства,
увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже
немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады,
понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако до
недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим
образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых
хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок. Никто не хотел вкладывать деньги
в стране, которая через пару месяцев может снова стать коммунистической, а
значит деньги, вложенные в производство, попросту пропадут. Однако уверенная
победа на президентских выборах Б. Н. Ельцина, показала потенциальным
инвесторам, что сторонников демократии в нашей стране всё же больше, чем
сторонников коммунизма, а значит, риск вложений уменьшается. Инвестиции
способны вывести страну из кризиса, потому им и уделяется сколько внимания.
Насколько важны инвестиции государству может говорить тот факт, что Б.Н. Ельцин
просил принятия Государственной Думой бюджета на 1998 год в первом чтении, что
было сделано в первую очередь для того, чтобы показать потенциальным
инвесторам, что российская экономика уже стабилизировалась и вложение средств
в производство не имеет никакого риска.
Проблема
инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают.
Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно
нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства
останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для
иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и
иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой
кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом
иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат
России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на
эффективность вложений в той или иной стране.
Российские
же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие
обусловлено прежде всего сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян -
“правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная
политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми
необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе
мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую
сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутри
российские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной
экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в
европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в
зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги
из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию
российского производства. По данным правоохранительных органов из России было
вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. дол. и не трудно представить
себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.
Вообще
же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради
получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной
политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не
может быть и речи, а значит не может быть и речи о долгосрочных стратегических
инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём
производства, то есть возрождение экономики России. Определим, что задачами
данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России,
при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и
попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит также
и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния
на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку перспектив
изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе
существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в
которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые
меры для их устранения.
Проблема
инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают.
Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно
нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства
останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для
иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и
иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой
кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом,
иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат
России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на
эффективность вложений в той или иной стране.
Иностранный
капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые
находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов.
Отраслевые ограничения должны распространяться не только на прямые иностранные
инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной
эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли,
вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети,
дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь.
Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в
частности, США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать
альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это
могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают
бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с
точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых, - быстрая
окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако
для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием
зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный каптал в форме предприятий со
100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и
переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных
материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного
потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток
портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают
приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом
инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих
стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей
ресурсов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|