Меню
Поиск



рефераты скачать Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Российской и региональной экономике ( на примере р...

Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Российской и региональной экономике ( на примере р...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ КГТУ ИМ. А.Н. ТУПОЛЕВА

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

ТЕМА:  «Инвестиционная политика и инвестиционный климат  в Российской  и региональной экономике ( на примере республики Татарстан)».

 

 

Студентка 1 курса

дневного отделения

гуманитарного факультета, группы 23106

Гибадуллина Н.Ф.

 

Руководитель:

Ст. преподаватель  кафедры Э и М

Ярлыгаева Ф.А.

 

 

 

Набережные Челны 2008 год

ВВЕДЕНИЕ.


Стоит ли говорить о том, что важнейшей частью экономической политики любой страны, будь она экономически развитой или развивающейся, и уж тем более страны с отстающим экономическим развитием является инвестиционный поток. Что есть инвестиции, и какую роль они играют в жизни конкретно нашей страны и региона? Какова инвестиционная политика и инвестиционный климат в нашей стране…

Инвестиция (капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близ кие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом бирже вой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале «экономист» определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

 Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться не только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности, США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых, - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный каптал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

В развитых индустриальных странах главным источником финансирования являются внутренние поступления (прибыль и амортизация), на которые приходится до 70% (в среднем 55-60%) всех инвестиций. В то же время доля внешних источников составляет 40-50%, причем из них доля банковских кредитов - 35-45%, а акционерного капитала - 2-3%. В развивающихся странах внешние источники доминируют: их доля в капиталовложениях Индии - свыше 60%, а в Республике Корея - все 87%. В России же, по данным опросов, проведенных на средних и крупных предприятиях, доля внутренних средств финансирования достигает 91%. Такая структура источников финансирования делает ее весьма уязвимой по отношению к непредсказуемой налоговой политике государства. Жесткая мониторная политика правительства, отсутствие внешних источников финансирования приводят к тому, что амортизационные отчисления чаще всего используются не по назначению. Авторы доклада отмечают, что постановление правительства "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов" руководство предприятий использовало не как важнейший источник финансирования, а лишь как метод уклонения от уплаты части налогов и как средство текущих платежей, в том числе и выплаты зарплаты. В докладе анализируются основные ограничения, связанные с принятием инвестиционных решений. Финансовые ограничения обусловлены дорогим кредитом. Склонность к инвестированию подавлена неопределенностью и незавершенностью перераспределения прав собственности. В результате на российских предприятиях наблюдается обвальный рост трансакционных издержек, более медленное сокращение занятости по сравнению с объемами производства, рост материало- и энергоемкости на предприятиях практически всех отраслей народного хозяйства. Наконец, готовность к восприятию инвестиций определяется наличием подходящих проектов и рабочей силы соответствующей квалификации. И ученые делают вывод, что в настоящее время большинство российских предприятий не удовлетворяет основным требованиям в отношении благоприятного инвестиционного климата. Решение вопроса о реструктуризации собственности на крупных предприятиях в мировой практике реализовано в двух моделях корпоративного контроля. Так называемая англосаксонская модель предполагает внешний контроль над корпорацией со стороны инвесторов - физических лиц и финансовых институтов, владеющих акциями в качестве агентов третьих лиц. На долю таких акционеров приходится 80 - 90% акций. Понятно, что главным условием эффективного функционирования такой модели является высокая степень прозрачности рынка и надежность предоставляемой информации. Модель корпоративного контроля, получившая преимущественное развитие в Германии и Японии, является моделью внутреннего контроля над инвестиционной деятельностью корпорации со стороны финансовых институтов, коммерческих банков как собственников корпораций (Германия) или как их основных кредиторов (Япония). В разных отраслях экономики, в зависимости от инвестиционной деятельности компаний, может с успехом применяться та или иная модель корпоративного контроля. Опыт реструктуризации собственности в бывшей ГДР показывает возможность использования в качестве альтернативы внешнему контролю прямое государственное управление через холдинговые компании или вовлечение коммерческих банков в процесс мониторинга управления. Однако, при этом выявилась основная проблема - нехватка квалифицированных управленческих кадров. Германии было проще - в западной части страны были и мощные компании с большим опытом работы в рыночных условиях, и крепкие финансовые институты, и достаточное число подготовленных управленцев. К сожалению, Россия всем этим не располагает. Более того, несовершенное законодательство в области акционерной формы собственности, хозяйственной деятельности предприятий препятствует становлению классических форм управления компаниями.

      На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок. Никто не хотел вкладывать деньги в стране, которая через пару месяцев может снова стать коммунистической, а значит деньги, вложенные в производство, попросту пропадут. Однако уверенная победа на президентских выборах Б. Н. Ельцина, показала потенциальным инвесторам, что сторонников демократии в нашей стране всё же больше, чем сторонников коммунизма, а значит, риск вложений уменьшается. Инвестиции способны вывести страну из кризиса, потому им и уделяется сколько внимания. Насколько важны инвестиции государству может говорить тот факт, что Б.Н. Ельцин просил принятия Государственной Думой бюджета на 1998 год в первом чтении, что было сделано в первую очередь для того, чтобы показать потенциальным инвесторам, что российская экономика уже стабилизировалась  и вложение средств в производство не имеет никакого риска.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутри российские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами  пытается  вернуть эти  деньги из-за  рубежа в  российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных органов из России было  вывезено,  начиная с  1991 года, около 150 млрд. дол. и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.

Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России. Определим, что задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом, иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться не только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности, США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых, - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный каптал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.