Вторым
крупным международным кредиторов развитых странах накоплен опыт позитивного
воздействия и стимулирования государством инвестиционных процессов в виде
льготного кредитования инвестиций и пониженного налогообложения инвестируемой
прибыли, предоставление субсидий за счет бюджета, выделения средств
иностранного займа, снижения таможенных пошлин при ввозе сырья и оборудования
из-за рубежа и вывозе готовой продукции.
Однако
реальность сегодняшнего дня обусловлена тем, что процессы характеризующие
состояние инвестиционной сферы экономики страны, предопределяют режим
воспроизводственных процессов, находящиеся под негативным воздействием таких
факторов, как уменьшение эффективности и масштабов всего воспроизводственного
процесса, а также сокращение реальных объемов инвестирования. Иначе говоря,
процесс инвестирования сегодня является малоэффективным и непривлекательным для
инвесторов. Это обусловлено и отсутствием активной государственной политики,
которая должна быть направлена на подъем инвестиционной активности, поддержку и
оздоровление воспроизводственной структуры экономики.
Преодоление
дезинтеграции экономики и предотвращение дальнейшего бегства капитала из
производственной сферы требует активных и адекватных усилий государства. Нужны
экономические и организационные инструменты, направляющие денежные потоки в
подъем производственных инвестиций.
Рядом
ученых и специалистов предлагаются конкретные механизмы решения этой задачи
посредством институтов развития и системы инвестиционных счетов,
соответствующего регулирования рынка ценных бумаг, активного использования
государственных гарантий. Тогда можно думать о неинфляционных возможностях
восстановления нормальной денежной массы и преодоления кризиса неплатежей.
В
настоящее время именно структурная перестройка экономики России с ориентацией
на структуру потребительского спроса должна быть подчинена приоритетам политики
в области социальной переориентации экономики, переструктуризации отраслей
промышленности с применением ресурсосберегающих технологий и опережающему росту
экспорта наукоемкой продукции. Практика свидетельствует о том, что реализация
таких приоритетных направлений осуществима только при мощной государственной
политике с применением активного экономического регулирования, при
стимулировании процесса формирования механизмов мотивации экономического
поведения субъектов рынка инновационных услуг и активизации инвестиционных
механизмов инновационной деятельности предприятий.
К
важнейшим направлениям развития адаптивной стратегии управления инвестиционным
процессом в условиях осуществления экономических реформ можно было бы отнести:
переориентацию инвестиционной политики государства на наукоемкие отрасли, при
одновременном создании благоприятного инновационного климата; сосредоточение
инновационной деятельности на предприятиях, в ассоциациях, технопарках и т.д.;
использование биржевого механизма для ускорения развития инвестиционных
процессов с созданием необходимой инфраструктуры, институционально-правовой и
экономической среды для самостоятельной инновационной деятельности
хозяйствующих субъектов. Это позволило бы в ближайшей перспективе удовлетворить
требования потребительского рынка, создать механизм кредитования предприятий и
ценообразования на наукоемкую продукцию приоритетного направления.
Одновременно
надо подчеркнуть, что в этом процессе исключительную роль должна играть
государственная собственность, четкая инновационная система, основанная на
государственной поддержке инноваций и стимулировании инновационной деятельности
предприятий, как фактор роста экономики страны.
В
XXI веке нечего делать без развитой электронной промышленности, информатики,
биотехнологий, атомной промышленности, активного использования космического
пространства. В международной конкуренции выигрывают те страны и корпорации,
которые добиваются технологических прорывов и опережают других по
инновационному уровню.
Главная
задача инновационной деятельности – технологическая переструктуризация
производства, нацеленная на достижение конкурентных преимуществ отечественных
изделий на мировом рынке. Это важно не только с позиции развития экспортного
потенциала, но особенно для удержания внутреннего рынка.
В
сельскохозяйственном машиностроении особенно необходима поддержка государством
высокотехнических производств, которые должны сформировать конкурентные
преимущества высокого порядка. Основными элементами инвестиционной политики в
этой отрасли должны стать: поддержка сельхозпредприятий, которые несут в себе
элемент экономического роста; инвестирование государственных средств в развитие
отраслей инфраструктуры, что не под силу частным инвесторам; создание
благоприятных условий для инновационной деятельности и ее инвестирования;
восстановление контактно-платежной дисциплины, без чего любое предприятие и
сбыт (реализация) теряют смысл.
Совершенно
очевидно, что экономический подъем и стабилизация развития требует обеспечения
соответствия (пропорциональности) между производством и потреблением, а в
условиях рыночной экономики формой этого соответствия является наличие
рыночного равновесия спроса и предложения. По поводу рецептов оздоровления
экономики в условиях рынка М. Фридмен точно заметил, что достаточно обеспечить
стабильность денежной единицы, как производство под влиянием конкуренции,
стимуляторов и рычагов рынка само начнет наращиваться и саморегулироваться.
Естественно, это верно при условии, что рыночные институты сформированы,
отлажены и действует механизм рыночной конкуренции.
Однако
в практике развитых стран есть другой путь решения проблемы стабилизации
ситуации и последующего подъема экономики. Этот путь основывается на выводах
Д.М. Кейнса о том, что в условиях спада эффективный спрос, стимулирующей
производство, должен осуществляться государством с помощью сильной защиты
населения и сложившегося уровня его доходов с регулированием ставки банковского
процента и активизацией инвестиционных механизмов инновационной деятельности
предприятий.
Думается,
для возрождения экономики России необходима собственная концепция адаптационной
стратегии управления инновационными процессами, учет теории кондратьевских
циклов. Это позволит на базе инновационных технологий, взаимодействие которых
будет предопределяться возможностью применения информационных компьютерных
систем, способных адаптироваться к инновациям и их внедрению, развивать
инновационную деятельность предприятий.
Практика
инвестирования в развитых странах показывает, что интеграция инвестиционной и
инновационной деятельности оказывается успешной при мощном механизме
привлечения денежных вкладов населения и собственных оборотных средств предприятий;
развитом рынке ценных бумаг; использовании возможностей лизинговых и страховых
компаний, инвестиционных фондов, ипотечного кредитования.
Анализ
мотиваций и стимулов вовлечения в инновационную деятельность предпринимателей в
странах с развитой системой показывает, что успех вложения в нововведения,
производство и экспорт наукоемкой продукции зависит от правильно выбранной
стратегии управления инновационными процессами в условиях рынка. Так, в
послевоенный период Япония осуществляла стратегию «переноса», т.е. переноса и
использования зарубежных нововведений в собственной экономике. В результате
такой политики развитие собственного японского инновационного потенциала
привело к тому, что экспорт японских технологий превысил их импорт, а Япония
считается страной, обладающей передовой фундаментальной наукой.
Стратегия
«наращивания», которую используют США, ФРГ, Франция и Англия, определяется
развитием и использованием собственного потенциала с привлечением зарубежных
ученых, способствует постоянному обновлению производимых видов продукции,
активизации инновационной деятельности предприятия, что, естественно,
обусловливает увеличение масштабов внедрения инноваций в производство.
Что
касается России, то для нее целесообразен, на наш взгляд, выбор такой адаптационной
стратегии управления инвестиционным и инновационным процессом, в которой
присутствовали бы совместные элементы различных стратегий, опирающиеся на
отечественный интеллектуальный потенциал и научно-инновационные ресурсы,
способствующие выпуску конкурентоспособных видов продукции и услуг, их
реализации на внутреннем и внешнем рынках.
Результативность
инвестиционного процесса зависит не только от объемов инвестиций, но и от их
эффективности. В свою очередь, на показатель эффективности инвестиций оказывают
влияние динамика и объем трансакционных издержек. Для их снижения необходимо
осуществить меры, предусматривающие развитие рыночной инфраструктуры
(маркетинг, консалтинг, проектное финансирование, мониторинг инвестиционных
проектов, система информации и т.д.); регулирование цен и тарифов на товары и
услуги естественных монополий (услуги железнодорожного транспорта, связи,
электроснабжения, арендная плата за производственные помещения, особенно для
малого бизнеса); защита собственности и личности инвестора от криминогенной
среды и другие.
Рассмотрев
с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций в нашей стране, можно
предложить несколько решений этих наболевших проблем.
Привлечение
инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику
является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в
стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть
страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области
стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций
(МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих
рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как
отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и
правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли
понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В
России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим
непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12
млрд. долларов в год. В ближайшей перспективе законодательная база
функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой
редакции Закона «Об инвестициях», Закона «О концессиях» и Закона «О свободных
экономических зонах».* Большую роль сыграет также законодательное определение
прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к
информации о положении на российском рынке инвестиций был образован «Пакет
законов» принятый правительством РФ в мае 1994 году.
«Государственный
информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений
российской стороны по объектам инвестирования.»:
Для
стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие
ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий
развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся
непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Среди
мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
-
достижения национального согласия между различными властными структурами,
социальными группами, политическими партиями и прочими общественными
организациями;
-
радикализация борьбы с преступностью;
-
торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением
невыплаты трудящимся зарплаты;
-
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования
производства;
-
мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды
путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
-
внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную
продукцию;
-
запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
-
предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам,
идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им
убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их
деятельности;
-
формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением
товаров, капитала и рабочей силы.
В
числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:
-
принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
-
создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и
конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых
компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков,
а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом
актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации
инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
-
создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного
климата в России;
-
разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода его к полной
конвертируемости.
Будем
надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее
время и помогут притоку национальных иностранных инвестиций.
РЕГИОНАЛЬНАЯ
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.
НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.
Политика "мягкого" вхождения в рынок, заключающаяся
в углубленном внимании государства к сохранению промышленного и аграрного
потенциала Республики Татарстан, к поддержанию достойного жизненного уровня
населения, проведению взвешенной и эффективной приватизации дала свои
положительные результаты.
Преобладающее место в экономике Республики занимает
промышленность. Она в значительной степени сохранила управляемость и большую
часть инфраструктуры. Ряд предприятий сумел даже увеличить объем выпуска
продукции. Общий спад производства в Татарстане оказался несколько ниже, чем по
России в целом.
Характерными особенностями экономической ситуации в
Республике является последовательное снижение темпов инфляции и тенденция к
стабилизации объемов промышленного производства. За январь-сентябрь 1998 года в
Республике Татарстан объем промышленного производства составил 99,9% по
сравнению с аналогичным периодом 1997 года. Увеличилась доля отгружаемой продукции,
наметились структурные сдвиги. За этот период выпущено продукции (работ, услуг)
в действующих ценах на 31 080 млрд. руб., отгружено потребителям – на
29 092 млрд. руб.
В 1998 г. индекс физического объема произведенной продукции с
учетом производства малых и совместных предприятий, а также промышленных
подразделений при непромышленных организациях составил 100,2%. Объем валового
регионального продукта в 1998 г. составил 64,6 млрд. деноминированных руб.
Инвестиции в основной капитал в 1998 г. составили 8 193,4 млн. деноминированных
руб.
По данным Минфина Республики Татарстан консолидированный
бюджет 1997 года исполнен по доходам в сумме 19 230,4 млрд. руб., по
расходам – 19 580 млрд. руб. По состоянию на 1 января 1998 года
консолидированный бюджет сведен с дефицитом 349,6 млрд. руб., что составило
1,8% к расходам консолидированного бюджета в 1997 года.
Бюджетная политика
Бюджетные
взаимоотношения с Российской Федерацией регулируются Договором Российской
Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и
взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти Республики
Татарстан" и Соглашением между Правительством Российской Федерации и
Кабинетом министров Республики Татарстан о бюджетных взаимоотношениях между
Российской Федерацией и Республикой Татарстан.
В
соответствии с Договором органы государственной власти Республики Татарстан
формируют республиканский бюджет, устанавливают и взимают республиканские
налоги. В ведении органов государственной власти Российской Федерации находятся
федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального
развития.
Прогноз
бюджета Республики Татарстан составляется на основе прогноза
социально-экономического развития Республики и в составе бюджетного послания
ежегодно представляется Президентом Республики Татарстан на рассмотрение
Государственного Совета Республики. Бюджетный процесс регулируется Законом
Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в
Республике Татарстан".
Государственным
Советом Республики принимается Закон о бюджетной системе Республики Татарстан
на год, которым утверждается бюджет Республики Татарстан и взаимоотношения
республиканского бюджета с местными бюджетами городов и районов. Ежегодно
Государственный Совет заслушивает исполнение республиканского бюджета за
минувший год.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|