В
мировой практике существует единственный известный нам пример, когда финансовый
рейтинг проекта превышает финансовый рейтинг страны, в которой он
осуществляется, — проект “Катаргаз” в Катаре (добыча природного газа на
месторождении “Северное”, расположенном на пограничной с Ираном акватории
Персидского залива, и его сжижение на заводе СПГ, расположенном на северной
оконечности полуострова). Предлагаемый подход позволит обеспечивать высокие
финансовые рейтинги выставляемых в рамках российских проектов СРП
государственных гарантий нового типа вне зависимости от финансового рейтинга
самой России, расширить возможности российских компаний по привлечению
проектного финансирования в разрабатываемые на условиях СРП нефтегазовые
проекты и снизить цену необходимого для них заемного капитала.
Сегодня
положение дел в мировой нефтедобыче несколько иное, чем десятилетие назад.
Более совершенные технологии разведки и добычи углеводородного сырья позволили
открыть в мире новые районы. Например, район глубоководной добычи у западного
побережья Африки. Становятся более открытыми для международных компаний такие
регионы, как Саудовская Аравия, где можно добывать баррель качественной нефти
за один-два доллара и откуда легко транспортировать ее на экспортные рынки. Для
добывающих стран мир нефти и газа в 2001 году стал гораздо более конкурентным,
чем в 1991 году. К тому же опыт иностранных компаний в России также не
соответствовал их ожиданиям начала 1990-х годов.
Хотя
многие совместные предприятия, которые начались 10 лет назад, оказались
успешными технически, очень немногие из них принесли достаточную окупаемость
инвестиций, если вообще окупились.
Основные
проблемы, с которыми пришлось столкнуться в России иностранным инвесторам,
хорошо известны. Это, прежде всего, несовершенная законодательная база,
непредсказуемость налогового режима и излишний бюрократический контроль.
Может
ли рассчитывать российский нефтегазовый комплекс на масштабные иностранные
инвестиции в будущем? На мой взгляд, если крупные инвестиции зарубежных
компаний и будут направлены в российскую топливно-энергетическую отрасль, то
это произойдет только на основе законодательства о разделе продукции.
Это
не означает, что СРП панацея. И причина не в том, что раздел продукции будто бы
подразумевает "налоговые льготы" или иные привилегии: специалистам
хорошо известно, что когда цены на нефть высоки, нефтяные компании могут много
больше заработать при лицензионной системе. Истинной причиной приверженности
зарубежных компаний работе на условиях СРП является то, что раздел продукции
может добавить их проектам тот существенный компонент, который отсутствовал в
России в последние годы, - стабильность и предсказуемость условий для
инвестиций.
Это
не то же самое, что предсказуемость прибыли. При разделе продукции инвестор
берет на себя геологический, технический и финансовый риски. В этих условиях
говорить о гарантированной прибыли, конечно же, не приходится.
Однако
при правовой и налоговой стабильности, которую может обеспечить раздел
продукции, компании способны строить долгосрочные планы. Это означает, что
рентабельность конкретного проекта больше зависит от эффективности
функционирования компании (и, конечно, от одного внешнего фактора, который
никто из нас не в состоянии контролировать, - цены на нефть), чем от хороших
отношений с государственными чиновниками.
Очень
часто раздел продукции ассоциируется с иностранными компаниями. На самом деле,
из 22-х месторождений, утвержденных для разработки на условиях раздела
продукции, только на 9-ти есть иностранные инвесторы. Все эти 9 месторождений
имеют также и российских инвесторов.
Поэтому
можно уверенно говорить о том, что реальную выгоду от режима раздела продукции
получат российские компании. Здесь и прямые, и косвенные выгоды.
Самой
прямой выгодой является доступ к финансированию, который принесет раздел
продукции. Предсказуемость, стабильность и открытость режимов раздела продукции
- это то, что делает их привлекательными не только для зарубежных компаний, но
и для зарубежных банков и других финансовых организаций, которые могут
предоставить для проектов большую часть капитала. Напомню: многие из проектов
СРП потребуют от $10 млрд до $15 млрд инвестиций.
Банки
заинтересованы в привлекательном и конкурентоспособном режиме раздела продукции
не меньше, чем нефтяные компании. Банкиры обычно хотят быть уверенными в том,
что окупят свои вложения и получат прибыль.
Если
же российский режим раздела продукции не будет конкурентоспособным, тогда не
только иностранные компании не будут осуществлять инвестиции, но и банки не
станут финансировать проекты как иностранных, так и российских компаний.
Одной
из характеристик мировой нефтегазовой промышленности является то
обстоятельство, что компании, которые обычно являются конкурентами, работают
над крупными проектами вместе. Компании получают выгоду от объединения ресурсов
в нескольких отношениях: риск делится на всех, а партнеры могут учиться друг у
друга. Российским компаниям тоже будет выгоден обмен технологиями и навыками
управления, который принесет совместная работа с иностранными компаниями в
проектах СРП. И наоборот. Препятствий для того, чтобы совместное ведение работ
стало в России широко распространенной практикой, нет. Успешное партнерство в
России могло бы привести к совместным работам и в других странах.
Другая
косвенная выгода от прозрачности раздела продукции относится к области
впечатлений. Если посмотреть на рыночную стоимость акций российских нефтяных
компаний в отношении к запасам, которыми они располагают, то увидим, что их
оценивают значительно ниже, чем акции иностранных компаний
Почему
так происходит? Одной из основных причин является отсутствие в России
прозрачности и хорошего корпоративного управления. В то же время рынок
позитивно реагирует на перемены к лучшему в этой сфере. В этом убеждает и
пример компании "ЮКОС", которой за 4 последних года удалось достичь
40-кратного роста рыночного курса своих акций.
Столь
же позитивно рынок способен отреагировать на шаги, которые предпримет
правительство, решившее показать, что Россия движется к созданию более
прозрачного инвестиционного режима.
Одним
из непосредственных следствий завершения формирования режима раздела продукции
было бы большее инвестиционное доверие к тому, что Россия идет верным путем и
что крупные неразработанные месторождения могут быть в конце концов разработаны
- либо в рамках сотрудничества российских и иностранных компаний, либо
российскими компаниями при иностранном финансировании. Эти факторы увеличили бы
рыночную стоимость российских компаний.
Так
что раздел продукции является важным вопросом не только для иностранных
компаний в России. Это наилучший и, в обозримом будущем, единственный способ
привлечения капиталов и технологий, необходимых для разработки крупных новых
месторождений в России.
Ясно,
что раздел продукции - это вопрос, над которым российские и иностранные
компании могут работать вместе. Создание в России понятного, стабильного,
предсказуемого, открытого, благоприятного и конкурентоспособного
инвестиционного режима - в наших общих интересах. В настоящее время таких
условий не существует. Поэтому в России не было инвестиций на условиях раздела
продукции, кроме проектов СРП, заключенных до Федерального закона "О
СРП".
Но этот блок законов имеет свои плюсы даже в нынешней, не
самой эффективной для инвесторов редакции. Однако имеются и ограничения по его
применению. Уже практически исчерпана "ресурсная" квота месторождений
для освоения на условиях СРП (30% от объема разведанных запасов страны).
Процедура получения права пользования недрами на условиях СРП чрезмерно сложна
и забюрократизированна. Получение всех разрешений и виз,
необходимых для проектов СРП, требует массу времени, и поэтому является
дорогостоящим процессом. Это снижает конкурентоспособность всех компаний,
работающих в России. Инвесторами поддерживаются усилия Правительства РФ по
установлению для СРП "единого окошка" с тем, чтобы сократить
бюрократическую волокиту.
Если же говорить об иных отраслях экономики (производство,
сфера услуг), то СРП здесь вообще не применишь. Экономическое, инвестиционное
законодательство страны нуждается в поступательном развитии не только по линии
СРП
Для
повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности нефтегазовой
отрасли НГК необходимо:
-
направить усилия на наращивание ресурсной базы нефтегазового сектора ТЭК,
обеспечить достаточную гласность в отношении состояния этой базы;
-
создать централизованный банк данных отечественных прогрессивных видов техники
и технологий, которые могут быть приобретены и использованы инвесторами;
-
разработать программу поэтапного повышения инвестиционной привлекательности
российского нефтегазового комплекса, включая меры по укреплению фондового
рынка, который должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций,
направления их в наиболее перспективные проекты развития НГК и в наиболее
эффективные предпринимательские структуры. На нормативные акты потрачено уже
слишком много времени и сил. Пришло время окончательно их оформить (в том виде,
который бы обеспечил создание привлекательного инвестиционного режима) и
двигаться дальше.
При
громадности российских расстояний и несоответствии внутренних и мировых цен
транспорт нефти всегда будет важным вопросом. Но никакая частная компания не
станет прокладывать трубопровод, который стоит несколько миллиардов долларов,
если отсутствует уверенность в том, что она будет иметь свободный доступ к
этому трубопроводу для транспортировки своей продукции. Поэтому проект Закона
"О магистральных трубопроводах должен предусматривать трубопроводы,
которые прокладываются частными компаниями и поэтому принадлежат им и
управляются ими.
Наконец,
для соглашений о разделе продукции необходима отработка системы управления.
В
заключение можно сделать следующие выводы.
Ø •НГК является и, несомненно, будет оставаться важнейшей частью
экономики России, обеспечивающей даже при современном кризисном состоянии
четверть стоимости промышленной продукции, треть доходов в бюджет и около
половины всех валютных экспортных поступлений. Он остается основой
жизнеобеспечения нации, прочным фундаментом экономической безопасности страны,
важным источником погашения внешней задолженности.
Ø •Решение проблем НГК тесно связано с решением проблем всей российской
экономики. Ухудшается обстановка в НГК - ухудшается социально-экономическое
положение всей страны. Поэтому проблемы НГК должны рассматриваться в качестве
первоочередных, наряду с проблемами АПК, ВПК, транспорта и связи.
Ø •Роль НГК в предстоящие годы не только не уменьшится, она будет
последовательно увеличена, с тем, чтобы обеспечить России возможность
восстановить свой общий экономический потенциал, совершить необходимую
структурную перестройку всей экономики, обеспечить россиянам новое качество
жизни.
Ø •НГК будет продолжать играть важнейшую роль во внешнеэкономической
стратегии России. Это, прежде всего, будет относиться к возможностям получения
экспортных доходов, столь необходимых для осуществления реформ. НГК и его
потенциальные возможности будут продолжать выступать главным гарантом в нашей
политике получения долгосрочных займов и кредитов в странах дальнего зарубежья.
Не менее важна роль ТЭК в деле содействия развитию интеграции других стран СНГ
с Россией на базе сохраняющейся заинтересованности этих стран в поставках
российских топливно-энергетических товаров. «Энергетический фактор» способен
содействовать более активной политике России в ее взаимоотношениях с ЕС, США,
Японией и другими странами.
Ø •Проблемы НГК не носят и не будут носить конъюнктурного характера, они
долгосрочны и решаются только в общей увязке с проблемами всего экономического
развития России. По этой причине исключительно важна постоянная координация при
реализации программ «ЭС-2020» и «Стратегия-2010».
Ø •Объемы инвестиций, которые необходимо привлечь в НГК России для
решения приоритетных задач экономической стратегии России, столь велики, что
делают бессмысленным спор о приоритете тех или иных источников инвестиций. На
этом поприще места хватит всем - и частным отечественным структурам, и
государству, и иностранным предпринимателям. Вопрос заключается в том, как и
где получить инвестиционные средства.
Ø •Мобилизация крупных инвестиций для нужд дальнейшего развития НГК может
быть осуществлена только в случае существенного изменения инвестиционного
климата как для отечественного, так и для иностранного капитала.
Ø •Перспективы развития мирового рынка нефти и газа благоприятны для
увеличения инвестиций в нефтегазовый сектор России.
Ø
•Россия имеет достаточную инвестиционную
привлекательность, однако необходимы значительные усилия для дальнейшего ее
повышения
В
заключение хочу отметить, что иностранные нефтяные компании видят в России
огромный потенциал. Вот почему они все еще здесь - несмотря на встречающиеся на
их пути проблемы. Тем не менее, для того чтобы создать условия привлечения
долгосрочных инвестиций в российский нефтегазовый комплекс, необходимо
проделать еще много работы.
Создание
этих условий - в общих интересах и российских, и зарубежных нефтяных и газовых
компаний.
- Лебедева Т.Я.
«Основные направления привлечения инвестиций в н/г отрасль России». Москва
2001г.
- Хвалынский А.С.
«Международные и региональные экономические организации». Москва 2002г.
- Н.А. Цветков
«Российский нефтегазовый комплекс: международное инвестиционное
сотрудничество» (М.: Архив-М, 2001
- «Экономика.
Управление. Культура». №5,6 1999г.
- КРИСТИАН
КЛОТИНКС «СРП и энергетический диалог» – «Нефтегазовая вертикаль», №2,
2002г.
- ГЛЕНН УОЛЛЕР «За
инвестиции нужно бороться» – «Нефтегазовая вертикаль», №3, 2001г.
- «Нефтяная
промышленность России, январь-декабрь 2002 г»,
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА «Нефтегазовой Вертикали»,«Десять ликов
нефтянки»,
ХОДОРКОВСКИЙ М.Б., «Надо ждать удобных ситуаций»,
КРАВЕЦ М.А., «Инвестиционный потенциал 2030»,
ПАВЛОВА Г.С., «Сахалинские проекты итоги и перспективы» – «Нефтегазовая
вертикаль». №2,3,4,16, 18, 2003г. соответственно.
- ВОЛКОВА Е.К.,
«Жизнь или кошелек»,
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Нефтегазовой Вертикали, «Победителей
не судят»,
СМИРНОВ С.П., «Национальный фонд Казахстана экспорт
капитала» – «Нефтегазовая вертикаль». №1,2,3, 2004г. соответственно.
- ТЕРЕХОВ А.Н.,
«Кому выгодно инвестировать в российскую нефть?» –«Инвестиции в России»
№9, 2001г.
- АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ,
«Инвестиционный климат 2002» – «Внешнеэкономический бюллетень». №18,
2002г.
- КИРЧЕН А.Ю.,
«ЮКОС – лидер отрасли» – «Нефть. Газ. Бизнес». №1, 2003г.
- ШАПРАН В.М.,
«Нефтяные инвестиции в Россию или туманные перспективы» «Рынок ценных
бумаг», №16, 2003г.
- ДРЕКСЛЕР КЛАЙД,
«СРП – неэффективный механизм» –«Международная жизнь», №1, 2001г.
- Кокушкина И.В.
«Иностранные инвестиции и СП в экономике России». СПбГУ 1999г.
- Кокушкина И.В.,
«Законодательная база инвестиционной деятельности РФ» – «Юридическая
мысль». №2, 2001г.
- Сайт МПА СНГ www.mpa.ru
- Конопляник А.А.
«Мировой рынок нефти: возврат эпохи низких цен? (последствия для России)»
Москва 2000г.
- Конопляник А.А.
«Развитие законодательного и инвестиционного процесса в России в условиях
действия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Москва
1999г.
- Project Finance. The Book of
Lists 1999. — A Supplement to “Project Finance”
- The Sakhalin-2 Project. Vityaz
Production Complex Inaugurated. — Sakhalin Energy Investment Company, 1999
- Tax and Project Finance.
Special Issue. — “International Business Lawyer“, May 1998, (International
Bar Association, Section on Business Law).
- IEA Oil, Gas and Coal. Supply
Outlook. Paris. 1995. P. 63.
- International Energy Agency,
World Energy Outlook. Paris. 1998. P. 113.
[1] Н.А. Цветков «Российский
нефтегазовый комплекс: международное инвестиционное сотрудничество»
[2] Кристиан Клотинкс «СРП и энергетический диалог» – «Нефтегазовая
вертикаль» №2, 2002г.
[3] Конопляник А.А. «Развитие
законодательного и инвестиционного процесса в России в условиях действия
Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»
[4] Конопляник А.А. «Мировой
рынок нефти: возврат эпохи низких цен? (последствия для России)»
[5] Tax and Project Finance. Special
Issue. — “International Business Lawyer“, May 1998
[6] Project Finance. The Book of
Lists 1999. — A Supplement to “Project Finance”
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|