3. Кардинальные изменения произошли в отраслевой структуре
российской занятости. В период реформ доля работающих в сфере услуг достигла
60% общей численности занятых (один из самых высоких показателей среди всех
стран с переходной экономикой. Именно сектор услуг, как правило, генерирует
нестандартные рабочие места. Оговоримся, однако, что этот структурный сдвиг был
практически полностью достигнут за счет абсолютного сокращения занятости в
сфере материального производства (свыше 10 млн. человек), тогда как прирост
занятости непосредственно в сфере услуг не слишком значителен (примерно 2-3
млн. человек). Так что масштабы реальной "передислокации" рабочей
силы из вторичного сектора в третичный были довольно небольшими.
4. Своеобразная черта российского опыта — резкое сокращение
рабочего времени в период реформ. В первой половине 1990-х годов среднее
количество дней, отработанных в промышленности, уменьшилось почти на целый
месяц, что сопоставимо с переходом в СССР в начале 1960-х годов с
шестидневной рабочей недели на пятидневную. Только в этом случае сокращение
рабочего времени было реальным, а не "счетным", как в те годы (тогда
продолжительность рабочей недели, измеренная в часах, не изменилась, поскольку
одновременно с переходом на пятидневную рабочую неделю семичасовой рабочий день
был заменен восьмичасовым).
Сокращению рабочего времени в России способствовали как институциональные,
так и экономические факторы. На рубеже 1980-1990-х годов была законодательно
уменьшена продолжительность стандартной рабочей недели (с 41 до 40 часов),
увеличена минимальная продолжительность отпусков (с 18 до 24 рабочих дней),
появились общенациональные "каникулы" в начале января и в начале мая,
был резко расширен круг занятых с льготными режимами рабочего времени. Позднее
к этому добавились административные отпуска, и вынужденные переводы
сотрудников на работу в режиме неполного рабочего времени, к которым стали
активно прибегать предприятия, находившиеся в тяжелом экономическом положении.
И хотя начиная с середины 1990-х годов средняя продолжительность
рабочего времени в российской экономике несколько возросла (на 4%),она остается
намного ниже, чем до начала реформ. Это контрастирует с ситуацией в странах
Центральной и Восточной Европы, где показатели рабочего времени по сравнению с
дореформенным периодом практически не изменились.
5. "Визитной карточкой" российского рынка труда стали
разнообразные "атипичные" способы адаптации — работа в режиме неполного
рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и
занятость в неформальном секторе, задержки заработной платы и теневая оплата
труда, натуральная оплата и производство товаров и услуг в домашних хозяйствах
населения. Как правило, именно указанные механизмы принимали на себя первый
удар, тогда как адаптация в более устоявшихся формах происходила позднее,
приобретая благодаря этому более сглаженный характер.
"Атипичностъ" в данном случае не означает уникальности
таких механизмов. В различных модификациях и комбинациях они наблюдались и в
других переходных экономиках, однако нигде их распространение и разнообразие
не были столь значительными, а укорененность — столь глубокой, как в России. В
результате с определенного момента такие способы адаптации стали восприниматься
как повседневная рутина, общепринятая практика, своего рода норма трудовых
отношении.
В отдельные годы почти персонала российских крупных и средних
предприятий переводили на работу в режиме сокращенного рабочего времени или
отправляли в административные отпуска. Дополнительные подработки, по данным
различных источников, имели 10-15% занятых; неформальной трудовой
деятельностью (вне сектора предприятий и организаций) был охвачен каждый
седьмой работник. В самые тяжелые годы задержки заработной платы затронули всего работающего
населения страны, а масштабы неофициальной оплаты труда, по оценкам
Госкомстата России, достигли почти половины официальных выплат. Уникальной
чертой российского рынка труда остается занятость в секторе личных подсобных хозяйств,
в котором в пик аграрного сезона работают почти 40% всего взрослого населения
страны. И хотя с началом экономического подъема различные "античные"
формы адаптации стали использоваться менее активно (например, уровень
вынужденной неполной занятости упал ниже 1%), они по-прежнему охватывают
значительную часть российской рабочей силы.
Всем этим "атипичным" механизмам присуща одна важная общая
черта — их неформальный или полуформальный характер. Обычно они действуют либо
в обход законов и других формальных ограничений, либо вопреки им.
Несвоевременная и скрытая оплата труда, неполная и вторичная занятость
обусловливали персонализа-цию отношений между работниками и работодателями,
вследствие чего явные трудовые контракты уступали место неявным.
6. На протяжении большей части переходного периода российский
рынок труда регулировался законодательством, унаследованным от советских
времен. Вплоть до конца 2001 г. в стране действовал Кодекс законов о труде
(КЗоТ), принятый еще в 1971 г. Таким образом, на наиболее тяжелом, начальном
этапе реформирования российской экономики сохранялось законодательство,
соответствовавшее особенностям планового хозяйства.
С точки зрения регулирования форм занятости КЗоТ существенно
ограничивал выход за рамки стандартного трудового договора. Он предусматривал,
как правило, бессрочный договор с фиксированной продолжительности рабочей
недели; сверхурочные работы, хотя пропускались, но жестко регламентировались.
Кроме того, трудовое законодательство было "перегружено" обязательными
льготами и гарантиями, финансируемыми в основном из средств работодателей.
Многочисленные изменения и поправки в КЗоТ, вносившиеся на
протяжении 1990-х годов, были достаточно бессистемными, усиливая внутреннюю
противоречивость этого правового документа и серьезно затрудняя его
практическое применение. В результате необходимая для рыночной экономики
гибкость трудовых отношении стала обеспечиваться в обход действующего
законодательства, а сам трудовой договор продолжал оставаться в значительной
мере формальностью. Нормы трудового права (в том числе касающиеся режима
занятости) на бумаге были чрезвычайно жесткими, но фактически
"разрегулировались" с помощью разного рода неформальных институтов и
инструментов.
Создать условия для эффективного функционирования рынка труда в
новой рыночной среде был призван Трудовой кодекс (ТК), одобренный в конце 2001
г. (вступил в действие в феврале 2002 г.). Он заменил собой прежний КЗоТ, а
также множество сопутствовавших подзаконных актов, принятых на протяжении
предшествующих десятилетий.
Новое законодательство о труде стало итогом компромисса между
различными политическими силами. Поэтому неудивительно, что нормы,
соответствующие рыночным реальностям, соседствуют в нем с ограничениями,
унаследованными от советского периода. Этот вывод может быть с полным
основанием отнесен как к ТК в целом, так и к его положениям, непосредственно
регулирующим различные режимы занятости. Анализ показывает, что российское
законодательство по-прежнему накладывает жесткие ограничения на использование
многих нестандартных форм трудовых отношений.
Резюмируя
сказанное, можно констатировать, что российский рынок труда характеризовался
относительно небольшими потерями в занятости, гибкостью рабочего времени и
сверхгибкостыо заработной платы, повсеместным распространением
"атипичных" трудовых отношений, наконец, высокой формальной
зарегулированностыо и низкой эффективностью механизмов инфорсмента. В
результате он оказался хорошо приспособленным к тому, чтобы амортизировать
многочисленные негативные люки, сопровождавшие процесс системной трансформации.
Однако вряд ли можно считать подобную специфическую модель рынка труда
адекватной новым условиям, сложившимся после вступления российской экономики в
период поспрансформационного подъема.
Пункт
4. Масштабы и структура нестандартной занятости в России
Схематичный портрет российской занятости, каким он видится в
соответствии с данными Обследований населения по проблемам занятости (ОНПЗ),
регулярно проводимых Росстатом, представлен в таблице 2. Мы попытались не
только оценить распространенность отдельных видов нестандартной занятости, но и
определить общую долю нестандартно занятых в российской экономике.
Переходной российской экономике вначале был присущ очень низкий
уровень непостоянной занятости, однако затем количество временных
работников стало быстро расти, и сейчас на их долю приходится свыше 10% общей
численности занятых. Резкий скачок, про изошедший в 2003-2004 гг., обусловлен
принятием нового Трудового кодекса, расширившего возможности использования
срочного найма. Уровень неполной занятости в российской экономике
остается незначительным — менее 2%. Ненамного больше в ней и "малозанятых"
(с обычной продолжительностью рабочего времени менее 30 часов в неделю) —
3-4%. С началом подъема и неполная занятость, и "малозанятость"
стали быстро сокращаться, что свидетельствует об их преимущественно
вынужденном характере. Сходная динамика была присуща и недозанятости. В
разгар переходного кризиса в середине 1990-х годов ее уровень приближался к 4%,
но после возобновления экономического роста он упал до менее чем 1%. Наиболее
масштабной формой нестандартной занятости в российских условиях остается занятость
в ЛПХ. Примерно 16% всех занятых трудятся в своих домашних хозяйствах на
условиях первичной занятости (включая производство для собственного
потребления). Наконец, в неформальном секторе сосредоточено 14% работников
(исключая производство для собственного потребления). Но с добавлением лицг
производящих в ЛПХ продукцию для собственного потребления, картина несколько
меняется: тогда неформально занятым оказывается каждый четвертый российский
работник.
Сверхзанятыми можно считать работников, которые трудятся свыше
стандартных 40 часов в неделю. Исходя из данных ОНПЗ о продолжительности обычной
рабочей недели, можно сделать вывод, что сейчас уровень сверхзанятости в
российской экономике чрезвычайно низок — около 1,5%. Однако данные о
продолжительности фактической рабочей недели не подтверждают этого: из них следует,
что в настоящее время к сверхзанятым можно отнести примерно каждого десятого
работника. Статус ненаемных работников имеют менее 8% занятых, из них
около 6% — самозанятые, (В результате по уровню самозанятости наша
страна оказывается на одном из последних мест в мире.) Наконец, вторичная
занятость характерна лишь для 4% работников.
Представленные в таблице 2 данные позволяют выделить два варианта
интегральной оценки доли нестандартно занятых в российской экономике. В первом
случае при оценке сверхзанятости мы пользовались данными о продолжительности
обычной, а во втором — фактической рабочей недели. Напомним, что различные
компоненты "нестандарта" могут сочетаться, так что простое их
суммирование неизбежно ведет к двойному счету. Оценки, приводимые в нижних
строках таблицы 2, очищены от этого двойного счета. Согласно им, в 2004 г.
25-30% занятых в отечественной экономике имели нестандартные рабочие места.
Таким образом, стандартные формы занятости по-прежнему
доминируют на российском рынке труда. Подавляющее большинство работников
продолжают трудиться полное рабочее время на условиях постоянной занятости (во
всяком случае, формально). Тем не менее границы "стандарта"
постепенно "размываются", и это, по-видимому, неизбежный, объективно
обусловленный процесс. Показательно, что в период посттрансформационного
подъема занятость на крупных и средних предприятиях продолжала сокращаться,
тогда как в остальной экономике она росла быстрыми темпами. В противном случае
в России экономический рост не сопровождался бы созданием новых рабочих мест,
как в некоторых других постсоциалистических странах.
Кто чаще всего оказывается нестандартно занятым в России? Анализ
показывает, что состав нестандартно занятых (независимо от конкретной формы
трудового контракта) характеризуется сильным смещением в сторону определенных
социально-демографических групп. Здесь явно преобладают самые молодые и самые
старые, малообразованные и не имеющие востребованной профессии, другими словами,
работники, отличающиеся низкой конкурентоспособностью на рынке труда. Подобная
селективность носит двойственный характер, проявляясь в области и предложения
труда, и спроса на него. С одной стороны, малоконкурентоспособные работники
выбирают такую занятость как "меньшее зло" по сравнению с
незанятостью, лишающей их денежного дохода. С другой — нестандартная занятость
в российских условиях связана с наличием значительного массива
"плохих" (нестабильных, малооплачиваемых, неквалифицированных и т.п.)
рабочих мест, которые занимают лишь "слабые" (с точки зрения
конкурентоспособности на рынке труда) кандидаты.
Конечно, данную закономерность нельзя считать универсальной. Так,
недозанятость в виде перевода на режим сокращенного рабочего времени или
административных отпусков чаще всего охватывала "ядро" рабочей силы —
работников зрелого возраста, принятых на условиях постоянного найма, занятых
на крупных и средних предприятиях, обладающих достаточно высокой квалификацией.
Однако эта форма нестандартной занятости редко перерастала в хроническую, и
большинство недозанятых рано или поздно возвращались к работе в нормальном
режиме.
В отличие от развитых стран в переходных экономиках
"атипичная" занятость выступает зачастую инструментом адаптации к
рыночным реформам и связанным с ними шокам. В силу этого приобретают
значительные масштабы такие ее формы, как неформальная занятость или
недозанятость. В то же время распространенные в развитых странах формы
нестандартной занятости — например, неполная или временная — могут встречаться
редко.
Ситуация в России подтверждает сказанное. По показателям неполной
занятости или самозанятости она далеко отстает не только от развитых, но и от
большинства других постсоциалистических стран. Но это с лихвой компенсируется
бурным развитием "атипичной" занятости в таких специфических формах,
которые редко встречаются в зрелых рыночных экономиках или не встречаются в них
вообще. Наиболее яркий пример — работа в ЛПХ. Подобная асимметрия в
использовании различных видов нестандартной занятости свидетельствует и о
невысоком уровне экономического развития, и о слабой институциональной гибкости
рынка труда.
Многие формы нестандартной занятости возникают как реакция на
негативные макроэкономические шоки и способствуют уменьшению связанных с ними
издержек. Иными словами, они носят преимущественно циклический характер. Это в
равной мере справедливо и для развитых, и для постсоциалистических стран.
Однако поскольку в России переходный кризис отличался беспрецедентными глубиной
и продолжительностью, масштабы и устойчивость некоторых из этих "циклических"
форм нестандартной занятости также оказались исключительно велики. Упомянем
лишь массовое распространение в кризисных условиях вынужденной неполной
занятости и недозанятости. Но как только российская экономика вошла в фазу
посттрансформационного подъема, эти формы нестандартной занятости стали быстро
исчезать.
Как отмечалось выше, существуют два пути отклонений от стандартных
трудовых отношений — формальный (через фиксацию и закрепление нестандартных
условий занятости в трудовых контрактах) и неформальный (через отход от
стандартных условий по факту независимо от того, что записано в трудовых
контрактах). В России дс-стандартизация отношений занятости шла преимущественно
по второму пути. Напротив, контрактная неполная или срочная занятость (до
самого последнего времени) не пользовалась особой популярностью, что служит
еще одним свидетельством того, насколько развитие нестандартной занятости
зависит от институциональных характеристик рынка труда. Использование многих
форм "атипичной" занятости в России осуществлялось в
"институциональных пустотах" (то есть помимо формальных
законодательных установлений или вопреки им). Это еще больше ослабляло позиции
работающих в нестандартных условиях и ухудшало их экономическое положение.
Как показывают результаты теоретических и эмпирических исследований,
распространение нестандартной занятости тесно связано с характером трудового
законодательства. Чем жестче регулирование "ядра" занятости, тем
выше риск для групп работников с пониженной конкурентоспособностью оказаться в
числе нестандартно занятых. Жесткое законодательство о защите занятости
значительно повышает трудовые издержки и тем самым делает
"стандартного" работника "дороже", сокращая спрос на его
услуги. Поэтому формальные правила, надежно защищающие постоянных работников от
увольнений и ограничивающие гибкость занятости и рабочего времени, содействуют
сжатию стандартной занятости, выталкивая из нее прежде всего женщин, молодежь,
пожилых, малообразованных и неквалифицированных. В результате резко
увеличивается доля нестандартно занятых. Чрезмерная защита
"стандартных" работников — это перераспределительная мера, от
которой выигрывают сильные, а проигрывают все остальные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|