Создание коммутирующей э.д.с. путем сдвига щеток с
геометрической нейтрали 0–0 на некоторый угол α за
физическую нейтраль (рис. 2.37), так чтобы коммутируемые секции оказались
в зоне действия магнитного поля с индукцией Врез требуемой
величины и направления, применяется крайне редко. В этом случае удается
добиться безыскровой работы машины только для одного направления вращения и при
одной определенной нагрузке. Изменять же сдвиг щеток в зависимости от
направления вращения и режима работы машины практически очень сложно.
Добавочные полюсы устанавливают между главными полюсами
(рис. 2.38). Они создают в зоне коммутации магнитное поле с индукцией
Вк такой величины, чтобы при вращении якоря в
коммутируемых секциях индуктировалась э.д.с. ек.ср = – ер.ср.
Рис. 2.38 – Расположение
добавочных полюсов в машине:
1 – добавочные полюсы, 2 – обмотка добавочных
полюсов, 3 – обмотка возбуждения, 4 – главные полюсы
Обмотку добавочных
полюсов включают последовательно в цепь якоря, а магнитную систему выполняют
ненасыщенной. Поэтому коммутирующая э.д.с. ек.ср оказывается пропорциональной току
якоря и его линейной скорости va, которая в свою
очередь пропорциональна частоте вращения:
. (2.55)
Следовательно, э.д. с. ек.ср изменяется
по такому же закону, как и реактивная э.д. с:
. (2.56)
Поэтому если осуществить взаимную компенсацию э.д.с. ер.ср
+ ек.ср = 0 для какого-то одного режима работы, то их
компенсация автоматически обеспечивается и при других режимах. Полярность
добавочных полюсов зависит от направления вращения и режима работы машины. В
генераторном режиме полярность добавочного полюса должна быть такой же, как у
следующего за ним по направлению вращения главного полюса; в двигательном
режиме – как у предшествующего ему по направлению вращения главного полюса.
Сердечники добавочных полюсов изготовляют обычно массивными
из стальной поковки, хотя иногда применяют и шихтованные, из листов
электротехнической стали. Последнее делается в тех случаях, когда в токе якоря
имеются переменные составляющие (двигатели пульсирующего тока и т.д.), для того
чтобы и э.д.с. ек тоже имела переменные составляющие,
пропорциональные току якоря.
Величина индукции Вк под
добавочным полюсом обычно мала, так как мала и средняя величина коммутирующей
э.д.с. – ек.ср =3 ÷ 10 В. Однако
м.д.с. обмотки добавочных полюсов должна быть очень большой, так как она
направлена против поперечной составляющей Faq = τA м.д.с. реакции якоря.
Поэтому обмотка каждого полюса должна иметь м.д.с.
, (2.57)
где Вк–индукция в воздушном зазоре под
добавочными полюсами, которая вычисляется по (2.55) при условии |ек.ср|;
= |ер.ср|; δдоб и kδдоб–величина
и коэффициент воздушного зазора под добавочными полюсами.
При расчете м.д.с. добавочных полюсов обычно не учитывается
возможность получения несколько ускоренной коммутации, так как требуемое
ускорение достигается регулировкой воздушного зазора при наладке машины.
Из-за значительной величины м. д. с. Fдo6 поток рассеяния
добавочного полюса очень велик и превышает в 2–4 раза полезный поток,
замыкающийся через якорь. Для уменьшения потока рассеяния, который может
вызвать насыщение сердечника добавочного полюса, в крупных машинах делают
второй зазор δдоб2 (рис. 2.39, а), устанавливая
диамагнитные прокладки между сердечником полюса и ярмом. В этом случае
, (2.58)
где Bк1 и Вк2–индукции в основном и втором
зазорах; kδдоб1 – соответствующий коэффициент воздушного
зазора; δдоб1 и δдоб2–величины этих зазоров.
При наличии компенсационной обмотки требуемая м.д.с.
добавочного полюса резко уменьшается, так как м. д. с. компенсационной обмотки Fк.о действует против
м.д.с. Faq реакции
якоря:
. (2.58а)
Это позволяет (для уменьшения потоков рассеяния)
сосредоточить обмотку добавочного полюса у якоря (рис. 2.39, б). Ширину
наконечника добавочного полюса в малых машинах выбирают равной ширине зоны
коммутации: bдоб ≈ bз.к.
Рис. 2.39 – Формы
сердечников и расположение на них катушек обмотки добавочных полюсов:
1-корпус (станина), 2 – диамагнитная
прокладка,
3 – сердечник, 4 – катушка
В крупных машинах с напряженной коммутацией ширину
наконечника добавочного полюса выбирают относительно узкой: bдоб
= (0,3 ÷ 0,6) bз.к – При такой ширине добавочного
полюса распределение индукции в зоне коммутации имеет вид, показанный на рис. 2.40,
вследствие чего коммутирующая э.д.с. в начале зоны коммутации и в конце
значительно ниже среднего значения. Это приводит к тому, что первая секция паза
вступает в коммутацию, а последняя секция выходит из нее со «ступенью малого
тока» (см. рис. 2.33, в), что благоприятно сказывается на
коммутации, так как предотвращает разрыв тока при случайном нарушении контакта
между пластиной и сбегающим краем щетки. Узкие добавочные полюсы требуют
повышенной точности сборки машины и установки щеток, поэтому в машинах малой и
средней мощности их не применяют.
Рис. 2.40 – Кривая
распределения индукции в воздушном зазоре под добавочным полюсом при узком
полюсном наконечнике
Необходимость обеспечения удовлетворительной коммутации
накладывает определенные ограничения на габаритные размеры и конструкцию машин
постоянного тока. Практика электромашиностроения показывает, что можно добиться
безыскровой коммутации лишь тогда, когда реактивная э.д. с. в номинальном
режиме не превосходит некоторого предельного значения. Поэтому в крупных
машинах и машинах, работающих при высоких частотах вращения, применяют
одновитковые секции и делают неглубокие пазы (не более 4–6 см в самых
мощных машинах) с целью уменьшения индуктивности секции. В ряде случаев для
уменьшения реактивной э.д.с. приходиться ограничивать активную длину якоря и
его окружную скорость. Все эти меры приводят либо к снижению мощности машины
при заданных габаритах, либо к увеличению ее размеров и массы (при заданной
мощности). Поэтому машины постоянного тока имеют меньшую мощность, чем машины
переменного тока тех же габаритов; при мощности 100–1000 кВт уменьшение
составляет 20–25%. Попытки увеличить мощность, допустив увеличение степени
искрения на коллекторе, приводят к резкому возрастанию эксплуатационных
расходов. Условия коммутации ограничивают также предельную мощность, на которую
может быть построена машина постоянного тока (при заданной частоте вращения).
Чтобы уменьшить влияние технологических отклонений и
вибраций щеток на качество коммутации, применяют обмотки с укороченным шагом и
ступенчатые обмотки. В этих обмотках последняя секция паза одного слоя,
заканчивая коммутацию, оказывается магнитно связанной с секцией другого слоя,
которая остается замкнутой щеткой. Вследствие этого под щеткой выделяется
только часть электромагнитной энергии остаточного тока
, (2.59)
а другая часть энергии
(2.59а)
передается в короткозамкнутую секцию.
Поскольку технологические отклонения равновероятны в ту и
другую стороны, недокомпенсация реактивной э.д.с. ер.ср
сменяется перекомпенсацией и поэтому накопления энергии Wи не происходит.
Коэффициент связи kсв = Mс/Lc у секций с укороченным шагом достигает значения kсв
= 0,4 ÷ 0,6 (с учетом взаимной связи лобовых соединений), благодаря чему
существенно уменьшается искрение под щетками. Однако при длительных нарушениях
коммутации, когда погрешность Δ = [|ер.ср| – |ек.ср|/|ер.ср|
имеет один знак для трех-пяти пазов, последовательно заканчивающих коммутацию,
взаимоиндуктивность указанных секций не имеет значения, так как коммутация
секций одного паза не может улучшаться за счет коммутаций секций другого паза
(если секции всех пазов коммутируют в одинаковых условиях). Преимуществом
ступенчатых обмоток является также и то обстоятельство, что при их
использовании происходит более равномерный износ коллектора, так как в пазу
имеются две самостоятельные секции, а следовательно, и электромагнитная
энергия, выделяющаяся при разрыве остаточного тока паза распределяется на две
коллекторные пластины (соответственно уменьшается их износ). Недостатком
ступенчатых обмоток является сложность обеспечения «темной» коммутации, так как
условия коммутации двух самостоятельных секций требуют, в общем случае,
различной величины коммутирующей э.д.с. Таким образом, ступенчатые обмотки
можно рекомендовать только при очень сложных условиях эксплуатации,
характеризующихся работой с частыми нарушениями коммутации (толчкообразная
нагрузка и т.д.).
Заметное улучшение коммутации происходит также из-за
возникновения в проводниках обмотки якоря вихревых и контурных (в сложных
обмотках) токов. Часть нескомпенсированной энергии коммутируемых секций
выделяется в виде тепла, создаваемого вихревыми токами, что должно быть учтено
при расчете, путем уменьшения результирующей индуктивности секции.
Уменьшению искрения способствует увеличение длины коллектора,
однако это ведет к увеличению габаритов и длины машины. Плотность тока под
щетками не играет существенного значения, однако не следует выбирать ее
чрезмерной, так как при перегрузках возможен перегрев отдельных коллекторных
пластин. Особенно опасно это явление для двигателей постоянного тока,
работающих в условиях затяжных пусков (например, для тяговых двигателей
электровозов, экскаваторов и т.п.). Во избежание перегрева отдельных пластин и
возникновения деформации коллектора плотность тока под щетками при длительных
перегрузках таких машин не должна превышать 20 А/см2.
Важную роль в процессе коммутации играют щетки, которые по
своей физической природе являются нелинейными сопротивлениями. При быстром
увеличении плотности тока под сбегающим краем щетки сопротивление щетки резко
возрастает, что ведет к уменьшению остаточного тока или полному его устранению,
даже в случае, когда коммутация является неидеальной. В электрических машинах
большой и средней мощностей применяют электрографитированные щетки с большим
падением напряжения в скользящем контакте (2,4–3,5 В на пару щеток). Такие
щетки получают в электропечах путем нагревания заготовок из угля и кокса до
температуры 2000–2500° С, при этом они принимают структуру графита, а поэтому
называются электрографитированными. На рис. 2.41 показаны типичные
зависимости падения напряжения 2Δищ в контакте
«коллектор – щетка» от плотности тока Δщ для
электрографитированных (кривая 1) и угольно-графитных (кривая 2) щеток.
Соответствующим выбором марки щетки часто удается улучшить коммутацию машины. В
тихоходных машинах применяют твердые щетки с наибольшим переходным
сопротивлением. Для быстроходных машин (при линейной скорости 40 м/с и
выше) приходится брать мягкие щетки, хотя они быстрее изнашиваются и имеют
меньшее переходное сопротивление.
Рис. 2.41 – Зависимости
падения, напряжения под щетками от плотности тока
Таблица 2.2
Типы щеток
|
Марка
|
Номинальная плотность
тока, А/см2
|
Переходное падение напряжения
на пару щеток, В
|
Окружная скорость, м/с
|
Удельное нажатие, Н/см2
|
Коэффициент трения
|
Область применения
|
Угольно-графитные
|
УГ4
|
7
|
2
|
12
|
2–2,5
|
0,25
|
Для генераторов и
двигателей со средними условиями коммутации
|
Графитные
|
611М
|
10–12
|
2
|
40
|
2 – 2,5
|
0,25
|
Для генераторов и
двигателей с облегченными условиями коммутации
|
Элек-трогра-фитиро-ванные
|
ЭГ2А
ЭГ4
ЭГ8
ЭГ14
|
10
12
10
10–11
|
2,6
2
2,4
2,5
|
45
40
40
40
|
2–2,5
1,5–2
2–4
2–4
|
0,23
0,25
0,25
0,25
|
Для генераторов и
двигателей со средними и затрудненными условиями коммутации
|
Медно-графит-ные
|
МГ2 МГ4
|
20
15
|
0,5
1,1
|
20
20
|
1,8–2,3
2–2,5
|
0,2
0,2
|
Для низковольтных
генераторов и контактных колец
|
Технические данные наиболее часто используемых марок щеток
и области их применения приведены в табл. 2.2. Подбор щеток обычно производится
экспериментально.
На характер коммутации оказывает также влияние
дифференциальный поток рассеяния, проходящий по коронкам зубцов, и поток
главных полюсов.
Дифференциальный поток рассеяния по коронкам зубцов Фz
(см. рис. 2.42, а) замыкается через сердечник
добавочного полюса. При вращении якоря изменяется положение середины паза с
коммутируемыми секциями относительно сердечника (см. положения паза, показанные
на рис. 2.42, а, б), что приводит к изменению потока Фz
и периодическому изменению индуктивности секции Lc.
Рис. 2.42 – Изменение
дифференциального потока рассеяния, проходящего по коронкам зубов, при
перемещении паза с коммутируемыми секциями:
1 – сердечник добавочного
полюса, 2 – паз
Величина реактивной э.д.с. будет при этом определяться
выражением
(2.60)
и может существенно отличаться от средней э.д.с. ер.ср.
В результате возникает искрение под щетками. Для уменьшения дифференциального
потока рассеяния целесообразно увеличивать зазор под добавочным полюсом. В
машинах большой мощности этот зазор обычно делают равным 8 – 15 мм,
соответственно увеличивая число витков обмотки добавочных полюсов. Иногда, для
того чтобы уменьшить скорость изменения потока Фz, на
наконечники дополнительных полюсов устанавливают короткозамкнутые витки. Такой
виток выполняют из меди или бронзы в виде фланца; он одновременно служит
конструктивной деталью, крепящей катушку добавочного полюса. Однако, улучшая
коммутацию в стационарных режимах, короткозамкнутые витки будут ухудшать
коммутацию при резких изменениях тока якоря.
Влияние главных полюсов на процесс коммутации заключается в
том, что поток Фв, созданный обмоткой возбуждения, частично попадает
в зону коммутации. При симметричной магнитной системе и чередующейся полярности
главных полюсов, как это обычно имеет место, величина результирующего потока в
зоне коммутации не изменяется, т.е. сохраняется условие ер.ср
+ ек.ср = 0. Однако поле в зоне коммутации
деформируется, усиливаясь, с одной стороны, и уменьшаясь, с другой. На рис. 2.43
показано распределение индукции Вк в зоне коммутации: а
– созданной м.д. с. Fдo6 добавочных полюсов; б – созданной м.д.с. Fв главных полюсов; в-результирующего
магнитного поля. Нарушение симметрии магнитного поля в зоне коммутации приводит
к неблагоприятному характеру коммутации; при этом токосъем переносится на край
щетки[3].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|