p> Объективная сторона превышения власти или служебным
положением без отягчающих обстоятельств ( ч.1 ст.166 ) выражается в : а)
действие должностного лица , явно выходящем за пределы предоставленных ему
прав и полномочий либо в применении недозволенных методов ; б) наступление
последствий в виде существенного ущерба государственным или общественным
интересам либо охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан или
субъектам предпринимательской деятельности ; в) причиной связи между
указанными действиями и вредными последствиями . Для решения вопроса о наличии превышения власти или
служебных полномочий необходимо сначала выяснить компетенцию должностного
лица . Для этого нужно обратиться к соответствующему закону либо иному
нормативному акту , в котором определены права и обязанности должностного
лица .Уголовная ответственность по ст.166 возможна только в том случае ,
когда должностное лицо при наличии всех необходимых признаков явно вышло за
пределы предоставленных ему прав и полномочий либо действовало незаконными
методами . Действия , явно выходящие за пределы компетенции
должностного лица , по своему характеру могут быть такими . совершать
которые вправе только вышестоящие должностные лица либо должностные лица
иного ведомства , либо такими , которые могут совершаться только по решению
коллегиального органа . Речь идет о действиях , которые должностное лицо
правомочно осуществить только при наличии определенных условий , требуемых
законом , а в данном конкретном случае эти условия отсутствовали и лицо
применило недозволенный метод . С субъективной стороны действия , предусмотренные ст166 ,
совершаются только умышленно . Отношение же субъекта к последствиям может
быть как умышленным , так и неосторожным . Должностное лицо осознает , что
совершаемые им действия явно выходят за пределы прав и полномочий
,предоставленных ему законом либо иным нормативным актом , и желает их
совершить . При этом должностное лицо предвидит наступление существенного
ущерба и желает или сознательно допускает его наступление либо
легкомысленно рассчитывает его предотвращение ( преступная самонадеянность
) либо не предвидит , хотя должно было и могло предвидеть наступление
такого последствия ( преступная небрежность ) . Мотив , которым руководствовалось должностное лицо при
совершении преступления ( корысть , зависть , месть , карьеризм иные
побуждения , в том числе вызванное ложно понятие « интересами дела») , не
влияет квалификацию содеянного . Субъектом превышения власти или служебных полномочий может
быть только должностное лицо ( см. п.п. 6-8 комментария к ст.164). Превышение власти или служебных полномочий считается
совершенным при отягчающих обстоятельствах , если оно сопровождалось
насилием , применением оружия либо мучительными и оскорбительными для
потерпевшего . Насилие , о котором идет речь в ст. 166 может быть как
физическим так и психическим . Физическое насилие может быть выражено в нанесении
побоев либо истязании , причинение легких либо средней тяжести телесных
повреждений , незаконном лишении свободы потерпевшего . Причинение в
результате превышения власти либо служебных полномочий , смерти не
охватываются , ч.2 ст.166 и должно квалифицироваться по совокупности
преступлений- по ч.3 ст. 166 и статье УК , предусматривающей
ответственность за убийство , совершенное умышленно или по неосторожности (
см. п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 1. 04. 1994г.№ 1
« О судебной практике по делам о преступлениях против жизни и здоровья
человека» ( Бюллетень...- с96; абз. 2 п. 8 постановления Пленума Верховного
Суда Украины от 27.10.1985г.№12
« О судебной практике по делам о превышении власти или служебного
положения» Психическое насилие может выражаться в угрозе совершить
насильственные действия по отношению к самому потерпевшему либо его
близких. Применение оружия предполагает не только причинение им
телесных повреждений либо смерти , но и угрозы оружием . Болезненными признаются действия , причиняющих
потерпевшему особую физическую боль либо моральные страдания . Оскорбительными , считаются действия , унижающие честь и
достоинства личности ( см. комментарий ст. 126 ). О понятии « тяжелые последствия» ( ч.3 ст.165 ) см.п.10
комментария к ст. 165 . Тяжелыми последствиями следует также считать
причинение потерпевшему тяжких телесных повреждений или смерти . Превышение
власти или служебных полномочий , сопровождавшегося причинением умышленного
тяжкого телесного повреждения при наличии признаков , указанных в статье 10
ч.3 , требует квалификации содеянного по совокупности преступлений . СТ.167 ХАЛАТНОСТЬ.
Халатность, тоесть невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным
лицом своих служебных обязанностей из-за небрежного или недобросовестного
отношения к ним, что нанесло существенный вред государственным или
общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам отдельных
физических и юридических лиц, - карается лишением свободы на срок до трех лет, либо штрафом от пяти до
пятнадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет.
То же деяние, если оно привело к тяжким последствиям, - карается лишением свободы на срок до от двух до пяти лет с лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до пяти лет и штрафом от пятнадцати до двадцати пяти
необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или без такового.
Невыполнение служебных обязанностей - это бездействие должностного лица в
условиях, когда оно должно было и могло совершить действие, входящее в круг
его служебных обязанностей.
Ненадлежащим выполнением служебных обязанностей следует считать действия
должностного лица в пределах служебных обязанностей, выполненных не так,
как этого требуют интересы службы (см. например, дело Г. 1) Практика... с
160-161). Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих
служебных обязанностей может проявляться не только в единичном действии или
бездействии, но и в длительной бездеятельности или ряде действий,
совершаемых ненадлежащим образом.
Халатность может быть лишь в отношении действий, входящих в круг
обязанностей данного должностного лица, и при условии, что оно имело
объективную возможность их выполнить.
Халатность предполагает также наступление последствий в виде существенного
ущерба государственным или общественным интересам или охраняемым законом
интересам отдельных физическим и юридическим лицам. При этом необходимо
установить, какие конкретно действия должностное лицо должно было
совершить, но фактически совершило или совершило нет так, как требуется,
что и обусловлено наступлением ущерба.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью в виде
преступной небрежности или преступной самонадеянности.
Вредные последствия, наступившие в результате того, что должностное лицо в
силу неопытности, недостаточной квалификации либо по иным не зависящим от
него обстоятельствам не могло справиться с работой, не дают основания для
обвинения в халатности. Равным образом должностное лицо не может отвечать
за вредные последствия, наступившие по независящим от него причинам,
которые оно не могло устранить.
Субъектом преступления является только должностное лицо, в том числе и
представитель власти в случаях так называемого бездействия власти. СТ. 168 ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ. Получение должностным лицом в любом виде взятки за выполнение или
невыполнение в интересах дающего взятку любого действия с использованием
предоставленной ему власти или служебного положения - карается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с
конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок пять лет . Получение взятки в крупном размере, или должностным лицом ,
занимающим ответственное положение, либо по предварительному сговору, или
повторно , либо сопряженное с вымогательством взятки ,- карается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с
конфискацией имущества и с лишением права заниматься определенной
деятельностью или занимать определенные должности на срок пять лет. Получение взятки в особо крупном размере или должностным лицом,
занимающим особо ответственное положение ,- карается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с
конфискацией
имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок пять лет. Взяточничество подрывает авторитет государственного аппарата
,предприятия, учреждения или организации , дискредитирует их деятельность.
Взяточничество - родовое понятие , которое охватывает три неразрывно
связанные между собой состава преступления : получение взятки ( ст.168 ),
посредничество во взяточничестве ( ст.169 ), дача взятки ( ст.170 0. К
взяточничеству также примыкаем провокация взятки ( ст.171). Получение взятки означает принятие должностным лицом от другого
лица материальных ценностей, получение имущественных выгод или пользование
услугами имущественного характера за деяния , которое оно должно было или
могло совершить или совершило в пользу другого лица благодаря служебному
положению. Понятие получение взятки в любом виде предполагает ее
имущественный характер. Поэтому и предметом взятки может быть имущество (
деньги, материальные ценности ), право на имущество ( документы, дающие
право на получение имущества, предоставление права пользоваться имуществом
или требованиями выполнения обязанностей и т.д.), любые действия
имущественного характера ( передача имущественных выгод, отказ от них и
т.д.) ( абз.1 п.5 постановления Пленума Верховного Суда Украины от
7.10.1994 г. № 12 « О судебной практике по делам о взяточничестве»
Бюллетень ... с.151-152 ) . Не могут признаваться предметом взятки оказанные должностному лицу
услуги неимущественного характера ( например, лестная характеристика или
отзыв о прессе, интимная связь, выступление в « защиту» должностного лица,
подвергшегося критике за недостатки в работе ). Получение взятки означает, что предмет взятки вручается лично
должностному лицу или же, с его ведома, близкому или знакомому человеку .
Предмет взятки может быть переслан почтой, внесен на счет лица в
сберегательный банк . Он так же может передаваться и в более
завуалированной форме ( например, умышленный проигрыш денег в карты ,
передача имущества в виде подарка, дача денег в долг без дальнейшего
возврата, продажа ценного имущества за бесценок и, наоборот и другое ). Для квалификации преступления по ст.168 необходимо, чтобы действия
должностного лица, за которое дана взятка, было или могло быть совершено с
использованием им служебного положения или вытекающей из него возможности
или полномочий давать указания и контролировать деятельность других лиц,
организаций . В случае признания лица субъектом получения взятки за
действия, совершенные другим должностным лицом, суд должен установить,
могло ли это лицо в силу своего должностного положения и выполняемых
обязанностей за взятку предпринять меры к совершению другим должностным
лицом деяний, желаемых для взяткодателей. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента
получения должностным лицом хотя бы части материальных ценностей или выгод
независимо от того, были ли совершены действия в интересах взяткодателя.
Ответственность за получение взятки наступает и тогда, когда должностное
лицо, приняв материальное вознаграждение, отказалось выполнить ранее
обусловленные действия по службе или вообще не имело намерение их
выполнять. Получение должностным лицом незаконного вознаграждения от
подчиненных или подконтрольных лиц за покровительство или попустительство,
решения в их пользу вопросов, входящих в его компетенцию, оценивается как
получение взятки ( абз.2 п.3 названного постановления ). Для состава преступления не имеет значения, была принята взятка до
или после выполнения или не выполнения должностным лицом определенного
деяния по службе. Получению вознаграждения, в одних случаях, может
предшествовать договоренность между взяткодателем и взяткополучателями о
совершении или вознаграждении от совершения действий по службе ( взятка-
подкуп ), в иных-действия должностного лица предварительной договоренностью
о материальном вознаграждении могут быть не обусловлены ( взятка-
вознаграждение ).И в первом, и во втором случаях будет иметь место
получение взятки. Взятка может быть получена должностным лицом за совершение как
правомерного, так и противоправного деяния по службе. Если получение взятки
связано с должностным противоправным деянием должностного лица ,образующего
самостоятельный состав
состав преступления (например, злоупотребление служебным положением,
служебный подлог, вынесение судьями заведомо неправосудного приговора),
ответственность наступает не только за получение взятки, но и за
преступление, совершенное им (см. абз.2 п. 4 постановления). Понятие «интересы дающего взятку» включают в себя не только личные
интересы
взяткодателя , но и близких ему лиц, а также ложно понятые интересы той или
иной
организации, с которой он связан по службе. Получение взятки всегда совершается с прямым умыслом. Должностное лицо
сознает, что оно незаконно получает материальную выгоду от другого лица за
совершение определенных деяний по службе, и желает получить такое
вознаграждение. Умыслом лица, получившего взятку, охватывается и то, что лицо,
передавшее ему ценности, знает, что оно дало тем самым взятку. Поэтому
действия должностного лица, получившего материальные ценности от другого
лица путем обмана, должны квалифицироваться не как получение взятки, а как
злоупотребление служебным положением и мошенничество ( см.. абз.3 п.20
постановления Пленума Верховного Суда Украины от 25.12.92г.№12 « О судебной
практике по делам о корыстных преступлениях против частной собственности //
Бюллетень... с-117 ). Действия должностного лица, которое, получая деньги или иные
ценности будто бы для передачи другому лицу в качестве взятки, имело
намерение не передавать их, а присвоить, следует квалифицировать не по ст.
168, а по соответствующим частям ст. 143 и 165 как мошенничество и
злоупотребление властью или служебным положением, а при наличии для этого
оснований- и по соответствующим частям ст.19, 17 и 170 ( подстрекательство
к покушению на дачу взятки ) ( абз.2 п.10 постановления Пленума Верховного
Суда Украины от 7.10.1994г. № 12 // Бюллетень... с.152-153). Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо ( см.
пп.6-8 комментария к ст. 164). Субъектом этого преступления следует
признавать и тех должностных лиц предприятий, учреждений и организаций,
которые в силу своего служебного положения и выполняемых ими служебных
обязанностей могли бы предпринять меры к совершению иным должностными
лицами действий, желаемых для взяткодателя. Работники предприятий, учреждений и организаций, которые не являются
должностными лицами, но получают ту или иную плату за услуги
профессионально-производственного характера путем злоупотребления доверием,
оказанным им по службе, с причинением имущественного ущерба таким
предприятиям, учреждениям или организациям, должны отвечать по ст.87. Однако следует иметь ввиду, что получение работником, который не
является должностным лицом , путем вымогательства незаконного
вознаграждения от граждан до выполнения работ или оказания услуг в сфере
обслуживания населения, входящих в круг его служебных обязанностей,
квалифицируется по ст.155. В ч.II ст.168 обстоятельствам, отягчающим это нарушение, отнесено
получение взятки в среднем размере, или должностным лицом , занимающим
ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или
повторно, или соединенное с вымогательством взятки. Понятие ‘крупный размер’ получаемой взятки дано в ч.4 ст.164. Крупным
размером
считается такой, который в 2,5 и более раз превышает необлагаемый налогом
минимум доходов граждан. Под должностным лицом , занимающим ответственное положение говорится в
ч.II ст.164.Следует понимать должностных лиц , указанных в ч.I ст. 164,
должности которых в соответствии со ст.25 Закона Украины ‘О государственной
службе’ отнесены с третьей, четвертой, пятой, шестой категориям ( это, в
частности , должности заместителей руководителей структурного
подразделения, заведующих секторами, заместителей Постоянного Представителя
Президента Украины в Автономной Республике Крым, заместителей глав
областных, Киевской и Севастопольской городских администраций,
представителей Президента Украины в районах городов Киева и Севастополя,
начальников управлений , самостоятельных органов в составе министерств и
других центральных органов государственной исполнительной власти ,
заместителей начальников управлений ,самостоятельных отделов(подотделов)
министерств и других центральных органов государственной власти,
руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевского и
Севастопольскому городских государственных администраций, руководителей
управлений, отделов, служб областных, районных, районов в городах Киеве и
Севастополе государственных администраций , а также судьи , прокуроры и
следователи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|