Меню
Поиск



рефераты скачать Должностные преступления

p> Вопрос о том, необходимо ли признавать причиненный должностным правонарушителем ущерб существенным, решается в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств дела, вины лица, важности и объема нарушенных интересов, размеров имущественного ущерба.

В случае когда должностное лицо отдает подчиненным по службе работникам приказ либо распоряжение ,выполнение которых приводит к причинению существенного ущерба , оно подлежит ответственности ,при наличии необходимых для этого признаков , по ст.165 либо 166 . При этом не должностное лицо ,которое выполнило такой приказ либо распоряжение , подлежит ответственности за фактическое совершенное им деяние , а при наличии сговора с должностным лицом несет ответственность как соучастник указанного преступления .

Не является преступлением причинение ущерба лицам ,выполняющим для него приказ или распоряжение , за исключением исполнения явно незаконного либо преступного приказа или распоряжения .

При исследовании причинной связи между деянием должностного лица и вызванными ним последствиями необходимо установить , что нарушению служебных обязанностей предшествовало наступлению существенного ущерба и что оно было необходимым его условием .При этом следует иметь в виду , что указанные последствия могут наступить исключительно при условии действия либо бездействия должностного лица , деяний должностного лица и не должностных лиц, а также в результате деяния должностного лица и стихийных сил природы. В таких случаях из многих причин и явлений необходимо выделить деяние должностного лица, а потом установить, исходя из конкретных обстоятельств, что существенный ущерб находится в причинной связи ( вместе с другими причинами ) с действиями этого лица . Данное положение касается всех случаев совершения преступлений , предусмотренных статьями 165,166,167 и ч.2 ст.172 . В то же время при совершении преступлений, предусмотренных статьями 168,169,170,171 и ч.1 ст. . 172 , существенный ущерб имманентно присущ самому действию .

Субъектом рассматриваемых преступлений (кроме тех , которые предусмотрены статьями 169 и 170 ) , может быть только должностное лицо .

Должностными лицами , в соответствии с ч1 ст164 признаются : а) лица , осуществляющие функции представителя власти . Представитель власти -это лицо , постоянно или временно находящееся на службе в органах государственной власти и осуществляющее функции указанных органов . Такое лицо наделено правом в пределах своей компетенции давать как для граждан , так и для учреждений указания правового характера , подлежащие исполнению
,принимать принудительные меры и относительно граждан , непосредственно не подчиненных ему по службе и представителям власти , в частности относятся депутаты Советов народных депутатов , судьи , народные заседатели
,прокуроры, следователи , оперативный состав службы безопасности ,все рабочие милиции , инспекторы государственных инспекций . а также военные коменданты , начальники гарнизонов , военный патруль , караульные на посту и иные военнослужащие при исполнении обязанностей по поддержанию общественного порядка , в том числе и военнослужащие конвойной службы и охрана мест лишения свободы ; б) лица , занимающие на предприятии , в учреждении или организации
,независимо от форм собственности ,должности , связанные с выполнением организационно- распорядительных либо административно-хозяйственных обязанностей .
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 7 октября
1994 г.ч.12 «О судебной практике по делам о взяточничестве» ( п.2 ) организационно-распорядительные обязанности - это функции по осуществлению руководства отраслью промышленности , трудовым коллективом , участком работы , производственной деятельностью работников на предприятиях , в учреждениях или организациях независимо от форм собственности . Такие функции ,в частности , осуществляют руководители министерств ,ведомств государственных , коллективных или частных предприятий и организаций . их заместители , руководители структурных подразделений ( начальники цехов , заведующие отделами , лабораториями , кафедрами ,их заместители и т.п.) , руководители участками работ ( мастера ,бригадиры и т.п. ) ( Бюллетень - с.150) .Административно-хозяйственные обязанности - это полномочия по управлению или распоряжению государственным , коллективным или частным имуществом ( установление порядка его хранения , переработки . реализации , обеспечения контроля за этими операциями и т.п. ) .Такие полномочия , в том или ином объеме , имеются у начальников планово-хозяйственных , снабженческих финансовых отделов и служб , их заместителей , заведующих складами , магазинов , мастерскими , ателье , их заместителей , начальников отделов этих предприятий , ведомственных ревизоров и контролеров и др. (
Бюллетень - с151 ). в) лица , осуществляющие организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности в силу специального полномочия либо поручения ( например , водитель , одновременно исполняющий обязанности экспедитора).
Занятие определенной должности либо поручение временно выполнять должностные обязанности должно быть оформлено приказом . Организация ( учреждение , предприятие ) , которая оформила лицо на должность , должна иметь юридический статус . Поэтому понятие «должностного лица» не охватывает выполнение каких-либо функций гражданином , находящимся в официально неоформленном объединении трудящихся , например , самодеятельная охотничья , рыболовная либо туристическая группа .
Не считаются должностными лицами рядовые работники ( первичная структурная единица ) , выполняющие по своей должности сугубо производственные и материально- технические операции ( например ,шофер, охранник , уборщица , посыльный, машинистка , технический секретарь , повар
, проводник вагона на железной дороге ) .

К должностным лицам не относятся также адвокаты . врачи , педагоги . воспитатели детских учреждений , поскольку их должности связаны с сугубо профессиональной деятельностью ( оказание юридической помощи гражданам , лечение больных , обучение учеников или студентов , воспитание и уход за детьми ) . Однако , если объем прав и обязанностей таких лиц свидетельствует о том , что их полномочия имеют организационно- распорядительный характер ( например , врач выдает бюллетень по временной нетрудоспособности либо дает заключение по поводу установления инвалидности
, преподаватель принимает экзамены ), то они выступают как должностные лица
.

Не могут признаваться должностными лицами осужденные к лишению свободы независимо от характера выполняемой им работы .

ст. 165 ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМ

ПОЛОЖЕНИЕМ

Злоупотребление властью или служебным положением , то есть умышленное , по корыстным мотивам , другой личной заинтересованности или в интересах третьих лиц , использование должностным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы , если оно причинило существенный ущерб государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных физических или юридических лиц ,- карается лишением свободы на срок от двух до пяти лет или исправительными работами на срок до двух лет , с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .

То же деяние , если оно привело к тяжелым последствиям ,- карается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет .

Злоупотребление власть или служебным положением признается преступление при наличии трех признаков в их совокупности : а) использование должностным лицом путем действия или бездействия своего служебного положения вопреки интересам службы ; б) совершение такого деяния по корыстному мотиву либо иной личной заинтересованности или в интересах третьих лиц ; в) причинение указанными деяниями ущерба государственным или общественным интересам, охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан либо интересам субъектов предпринимательской деятельности .

Злоупотреблением властью считается умышленное использование должностным лицом . осуществляющим функции представителя власти, своего служебного положения вопреки интересам службы . Аналогичные действия , совершенные должностным лицом , которое не является представителем власти , охватываются понятием «злоупотребления служебным положением» .

Служебное злоупотребление предусматривает наличие взаимосвязи между служебным положением виновного и его поведением , которое выражается в незаконных действиях либо бездействиях . При этом деяние должностного лица ,как правило ,связано непосредственно с должностным положением и полномочиями лица . В этом случае они совершаются в пределах тех прав и фактических возможностей . которыми наделено должностное лицо именно в связи с занимаемой должностью , но по своему содержанию противоречит интересам службы .

Служебное злоупотребление будет в случае , когда деяние должностного лица непосредственно не было связано с использованием его прямых служебных обязанностей по месту работы , то ли использовалось влияние своего служебного положения либо возможность давать указания подчиненным организациям и контролировать их .

Использование служебного положения вопреки интересам службы предусматривает совершение должностным лицом таких деяний , которые нарушают должностные обязанности и противоречат интересам государственной службы , интересам предприятия , учреждения или организации . При этом понятие «интересы службы» нельзя толковать узковедомственно . Оно должно сочетаться , а не противопоставляться общим интересам . Поэтому , действия продиктованные , так сказать « заботой» о своем учреждении либо предприятии и совершение во вред интересам других организаций либо за счет общегосударственных интересов , составляют должностное злоупотребление .

Для наличия преступления , предусмотренного ст.165 , необходимо установить также, что в результате допущенного должностным лицом злоупотребления властью либо служебным положением причинен существенный ущерб государственным либо общественным интересам , охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан либо интересам субъектов предпринимательской деятельности . При этом причинение такого ущерба должно быть причинно связано со злоупотреблением властью либо служебным положением
( см. п.4 категория к ст. 164 )

С субъективной стороны злоупотребление властью либо служебным положением совершается только с прямым умыслом. Должностное лицо сознает, что прибегая к вышеуказанным действиям либо бездействию, оно использует свое служебное положение вопреки интересам службы и желает этого.

По отношению к последствиям - наступлению существенного вреда для государственных или общественных интересов либо для охраняемых законом прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности - психическое отношение должностного лица может быть в форме как умысла, так и неосторожности.

Корыстным мотивом является стремление к незаконной материальной выгоде (получение имущества либо получение права на него, освобождение от личных материальных затрат и т.п. ).

Под другой личной заинтересованностью необходимо понимать личные мотивы виновного в виде мести , зависти . карьеризма
,недобросовестной конкуренции .Под интересами третьих лиц следует понимать желание виновного выразившееся в противоправном оказании услуги родственнику или иному лицу , угодничеству перед начальником или шефом с использованием должностного лица служебных полномочий вопреки интересам службы .

Субъектам злоупотребления властью либо служебного положения может быть только должностное лицо .

В ряде случаев в действиях должностного лица могут быть признаки, кроме злоупотребления властью или служебным положением , иного преступного деяния. Такие действия, как правило, квалифицируются по совокупности преступлений.

Так, должностные лица торговых предприятий либо предприятий общественного питания, прибегающие к обману покупателей ,либо принимающие участие в их обмане , и одновременно нарушающие правила торговли , несут ответственность по совокупности преступлений - по статьям
155 и 153 , а если ущерб признан существенным ,- по статьям 155 и 165 ( п.
4 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 2. 03. 1973 г.№ 2 « О судебной практике по делам об обмане покупателей» ( Бюллетень...-с145 ) .
Мошенничество , совершенное должностными лицами , если оно с целью обмана или злоупотребления доверием злоупотребило властью либо служебным положением следует квалифицировать по совокупности преступлений - по ст.143 и 165 ( абз. 3 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 2.
03. 1973г.№2 « О судебной практике по делам об обмане покупателей» (
Бюллетень...-с145 ) . Мошенничество совершаемое должностными лицами , если оно с целью обмана или злоупотребления доверием злоупотребило властью либо служебным положением , следует квалифицировать по совокупности преступлений- по ст.143 и 165 ( абз.3 п.20 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 25. 12. 1992г.№12 « О судебной практике по делам о корыстных преступлениях против частной собственности» ( Бюллетень...-с117)

Злоупотребление властью или служебным положением образуют состав преступления , предусмотренного ч.2 ст.165 , в тех случаях
, когда оно причинило тяжелые последствия . Под такими последствиями , если они выразились в причинении материального ущерба государству , предприятию
, учреждению или организации либо субъекту предпринимательской деятельности
, следует понимать , согласно ч.3 ст. 164 , ущерб который в 25 и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан . Понятием тяжелые последствия охватываются и последствия в виде развала деятельности учреждения , предприятия или организации , банкротства , создание аварийной ситуации с человеческими жертвами и т.п.

Вопрос о том , являются ли в последнем случае вредные последствия тяжелыми , решается в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств дела . Так , судебная коллегия Верховного Суда
Украины признала наличие состава преступления , предусмотренного ч.2 ст.165, в действиях кинорежиссера С., вследствие злоупотребления служебным положением которого погибло от ожогов , полученных во время киносъемки актриса-участница фильма . ст.166 Превышение власти или служебных полномочий .

Превышение власти или служебных полномочий , т.е. умышленное совершение должностным лицом действий , явно выпадающих за пределы предоставленных ему законных прав и полномочий , если нанесен существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам отдельных физических или юридических лиц ,- карается лишением свободы от двух до пяти лет или исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .

Превышение власти или служебных полномочий если оно сопровождалось насилием , применением оружия или болезненными и оскорбляющими личные достоинства потерпевшего действиями, - карается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Действия предусмотренные ч.1 или 2 настоящей статьи , если они привели к тяжелым последствиям, - карается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Понятием «превышение власти» охватываются случаи , когда субъект преступления являющийся представителем власти , при выполнении своих обязанностей явно, т.е. очевидно, выходит за пределы предоставленных ему прав и полномочий либо действует при этом незаконными методами.

При превышении служебных полномочий, должностное лицо, не являющееся представителем власти, осуществляя предоставленные ему полномочия, выходит за их пределы либо действует при этом незаконными методами .

Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от
27.12.1995г.№12.
«О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий» обратил внимание судов на необходимость отграничения в первую очередь превышения власти или служебных полномочий от злоупотребления властью или служебным положением и разъяснений ( п.4 ), что как превышение власти или служебных полномочий квалифицируется : а) совершение действий, являющихся компетенцией вышестоящего должностного лица данного ведомства или должностного лица иного ведомства; б) совершение действий единолично, тогда как они могли быть совершены только коллегиально; в) совершение действий, которые разрешаются только в особых случаях , с особого разрешения и с особым порядком проведения, - при отсутствии таких условий ; г) совершение действий , которые никто не имеет права исполнять или решать .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.