Возложение на
государственные органы обязанностей по защите прав и свобод человека -
конституционная гарантия осуществления уголовно-процессуальной деятельности в
интересах лиц, участвующих в деле. Однако организация уголовного
судопроизводства исключительно на публичных началах не может в максимальной
степени обеспечить интересы защиты каждого отдельного человека, попавшего сферу
уголовно-процессуальной деятельности. Гарантией уважения личности, обеспечения
прав и свобод человека является не только неукоснительное соблюдение
государством закона, но и установление сферы активности и самостоятельности
личности.
Свобода человека в реализации принадлежащих ему прав находит свое закрепление в
положительном решении вопроса о допущении диспозитивности в уголовном процессе.
Активная деятельность частных лиц по защите своих интересов в уголовном деле
составляет содержание принципа диспозитивности.
Таким образом,
диспозитивность в уголовном процессе - это свобода частного лица,
заинтересованного в исходе дела, распоряжаться своими материальными правами и
по своему усмотрению осуществлять процессуальные права, влияющие на
возникновение, движение и прекращение уголовного процесса в случаях, когда это
прямо предусмотрено законом.
Необходимость установления определенных законом пределов свободы заинтересованных
в деле лиц обусловлена публичными интересами, направленными на обеспечение
общественного блага, общественной пользы, в том числе недопущение нарушения прав
и законных интересов всех лиц, участвующих в процессе.
Итак, в
категориях публичности и диспозитивности выражаются соотношение общественных и
личных интересов, отношение государства к личности. Публичность - правовой
принцип, в соответствии с которым должностные лица и органы государства обязаны
действовать от его имени и в его интересах. Диспозитивность жеже,
как принцип права, наоборот, предоставляет гражданам возможность по
собственному усмотрению распоряжаться своими материальными или процессуальными
правами, не прибегая к содействию государства.
Учитывая, что
отношение к человеку, объем его прав и свобод является важнейшим критерием
правового государства, обеспечивающего реализацию принципа состязательности при
осуществлении правосудия, можно прийти к выводу, что усиление состязательности
неизбежно ведет к расширению сферы действия диспозитивности в уголовном процессе.
Исследуя вопрос о
целях уголовного процесса, в зависимости от установленных приоритетов раскрытия
преступления или обеспечение прав граждан можно выделить две модели уголовного
процесса - "контроль над преступностью" и приоритет "права человека".
Ориентированность уголовного процесса на обеспечение " права человека"
требует признания за частным лицом определенной свободы, направленной на защиту
своих прав.
Диспозитивность выступает правовой формой осуществления свободы личности и
средством защиты прав и интересов личности в уголовном процессе.
В сфере уголовного процесса элементы диспозитивности усматриваются в том, что
существует такая категория дел как дела частного обвинения (ст.ст. 115, 116, ч.
1 ст. 129, ст. 130 УК), которые возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим
или его законным представителем.
В статье 318 УПК
РФ сохранено весьма важное положение о том, что уголовное дело частного
обвинения может быть возбуждено прокурором в случаях, когда потерпевший в силу
беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные
интересы. В этих случаях прокурор направляет возбужденное им уголовное дело для
производства предварительного расследования. Следует отметить, что в ч. 4 ст.
318 УПК РФ содержится новелла, согласно которой вступление в дело прокурора не
лишает стороны права на примирение, прекращение уголовного дела состоится в
случае, если примирение осуществилось до удаления судьи в совещательную
комнату.
Уголовные дела
частно-публичного (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 УК) возбуждаются не
иначе как по жалобе потерпевшего, но прекращению за примирением с обвиняемым не
подлежат. Во всех этих случаях частный интерес потерпевшего признается более
значимым, чем раскрытие преступления и наказание виновного.
Однако закон
существенно ограничивает диспозитивное начало уголовного процесса, допуская
возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения по усмотрению
прокурора, если он считает, что дело имеет особое общественное значение или
потерпевший не в состоянии защищать свои права и законные интересы в силу
своего беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам.
В этих случаях дело носит публично - правовой характер. Представляется, что
публичное начало здесь необоснованно расширено, т. к., зачастую, это
завуалированное игнорирование законных интересов психически здорового,
дееспособного потерпевшего, хотя бы и находящегося в беспомощном состоянии.
Указание в законе "иных причин", побуждающих прокурора возбудить
дело, делает его компетенцию безбрежно - неопределенной, все же желательно бы
получение согласия потерпевшего на возбуждение уголовного дела.
Диспозитивность в
уголовном процессе проявляется в том, что при рассмотрении судом гражданского
иска должны применятся некоторые правила гражданского процесса, если иное не
предусмотрен УПК РФ. В рамках уголовно-процессуальной процедуры возможны:
а) отказ от иска
и признание иска;
б) перенос
рассмотрения иска в суд, действующий в порядке гражданского судопроизводства;
в) мировое
соглашение сторон.
Развитие принципа
диспозитивности находит свое отражение закреплении права обвиняемого
ходатайствовать о вынесении приговора без проведения судебного разбирательства
в случае согласия обвиняемого с предъявленным обвинением.
Представляется,
что диспозитивное начало можно было бы и усилить, отнеся к делам частного
обвинения некоторые из уголовных дел публичного обвинения, например, о мелких
кражах, автотранспортных происшествиях без тяжелых последствий и некоторые другие
дела, где частный интерес дороже публичного.
В целом, конечно,
хотелось бы отметить, что в рамках доклада, все же, невозможно рассмотреть
такую важную, с точки зрения уголовного процесса, проблему как соотношение
публичности и диспозитивности, мы лишь немного прикоснулись к рассмотрению
проблем правового регулирования в уголовном процессе, но динамика развития
законодательства в этой области обнадеживает и позволяет рассчитывать на то,
что в перспективе оптимальное соотношение интересов общества и личности будет
найдено.
§2. Процессуальное положение стороны защиты как
выразителя интересов частных в уголовном процессе
Российская
адвокатура вступила в период радикальной реконструкции. Какой она станет,
зависит от многих обстоятельств, в том числе от ясного понимания всеми участниками
этого процесса роли и места адвокатуры в обществе. И думается, не случайно, как
и в ходе великой судебной реформы XIX века, сегодня все чаще звучат рассуждения
по поводу публично-правового характера нашей деятельности.
В самом деле, это
ли не коренной вопрос самого смысла существования адвокатуры: кому служит
адвокат – клиенту, обществу или государству? И пусть теоретически ответ на него,
в принципе, ясен, практикой он, увы, подтверждается далеко не всегда.
Еще на заре
становления нашего сообщества один их первых исследователей адвокатской
деятельности в России Евгений Васильевич Васьковский, проштудировав массу изданий,
включая зарубежные, пришел к выводу о публичной природе адвокатуры. Вслед за
коллегами, полагавшими, что адвокат – “общественный деятель”, а его профессия –
“общественная должность”, автор известной книги “Организация адвокатуры” (СПб.,
1893) констатировал, что как в уголовном, так и в гражданском процессе адвокат
действует не сам по себе, а в качестве уполномоченного обществом и в его
интересах. Более того, по убеждению Васьковского, адвокатура представляет собой
также “фактор правосудия и элемент судебной организации”, то есть служит таким
образом и государству. А иначе, считает он, и быть не может. Поскольку “признав
адвокатуру служением частным лицам, мы обратим адвоката в наемного софиста,
готового защищать правого и неправого, смотря по тому, кто больше даст,
имеющего в виду торжество своего клиента, а не истины, играющего роль
попеременно то союзника, то врага правосудия, а потому деятеля, опасного для государства
и общества”[4].
Что ж, общество
действительно заинтересовано в том, чтобы в суде побеждал не более сильный, а
правый. Только как заранее оценить правоту одной из сторон? Об этом можно судить
лишь по решению суда, вступившему в законную силу. И то если априори признать,
что в нем воплощены истина и справедливость. А это, как известно, бывает не
всегда. Увы, это обстоятельство большинство дореволюционных авторов явно игнорировало.
Не лучше обстояло
дело и позднее. Тезис о публично-правовом характере адвокатской деятельности
по-прежнему скорее постулировался, нежели доказывался. Так один из знаковых
юристов-теоретиков советского периода Михаил Соломонович Строгович писал:
“Функция защиты – публичная, общественная, имеющая государственное значение.
Защитник – судебный деятель, участвующий в отправлении судом социалистического
правосудия... поэтому защитник в своих действиях на суде не связан целиком
волей своего подзащитного и определяет свою линию защиты так, как он это
считает отвечающим задачам советского правосудия. В противном случае
деятельность защитника на суде из содействия правосудию может превращаться в
противодействие ему, что было бы грубейшим извращением задач советской адвокатуры”.
Как видим, налицо
все та же идеализация суда, к слову, особенно неприемлемая именно в отношении
социалистического правосудия, и все те же заклинания вместо доказательств. Впрочем,
вполне объяснимые. Поскольку как в отдаленные от нас времена, так и в недавние
суд представлял государство, откровенно противостоящее личности. Но признать
это не представлялось возможным. Однако, как не вспомнить, сколь негативно воспринималось
властью любое отклонение адвоката от служения правосудию в пользу служения
личности. Будь то реакция царедворцев на защиту Веры Засулич или репрессии
партноменклатуры в отношении адвокатов, “чересчур активно” защищавших советских
диссидентов.
Собственно,
нынешний взгляд на публично-правовой характер адвокатуры и адвокатской
деятельности, по-моему, как раз и обусловлен общественным прогрессом последних
десятилетий и эволюцией законодательства, отразившего смещение вековых акцентов
во взаимоотношениях государства и личности. Хотя, мне кажется, этот воистину
исторический сдвиг еще не стал предметом серьезного научного анализа.
Тем не менее
вспомним. Деление интересов на частные и публичные, как и соответствующие им
отрасли права, восходит еще к Древнему Риму. “Публичное право, -- утверждал
Ульпиан, -- относится к положению римского
государства. А частное – к пользе отдельных лиц”. И само собой подразумевалось,
что нет и не может быть ничего объединяющего эти два интереса, эти две отрасли
права. Однако ничто не вечно под Луной. Дрогнул и этот казавшийся незыблемым
догмат. Ныне действующая Конституция РФ содержит множество положений,
подчеркивающих заинтересованность государства в защите не только публичных, но
и частных интересов граждан. Это и объявление России правовым государством (ст.
1), что предполагает торжество права и равную защиту интересов общества и личности,
и включение в обязанность государства признания, соблюдения и защиты прав и свобод
человека и гражданина (ст. 2). В экономической сфере это признание и защита “равным
образом” форм собственности -- частной, государственной, муниципальной
и др. (ст. 8 ч. 2). Это, наконец, гарантия судебной защиты прав и свобод
человека и гражданина (ст. 46) и т. д.
С другой стороны,
не нужно быть особенно проницательным, чтобы увидеть, как с внедрением в нашу
жизнь принципов рыночной экономики, с возрождением частной собственности и
предпринимательства частные и общественные интересы начали теснейшим образом
переплетаться. Только предприятие, дающее прибыль своим хозяевам, обеспечивает
граждан рабочими местами, а государство – налоговыми поступлениями. И столь же
стремительно стали размываться границы, отделяющие частное право от публичного.
И мы уже не можем согласиться с утверждением, что к отраслям публичного права
относятся “международное публичное право, конституционное право,
административное право, финансовое право, уголовное и уголовно-процессуальное
право и ряд других”. Ибо любое из них ныне содержит положения, которые могут
использоваться и при защите частного интереса. Разделы Конституции России,
определяющие статус личности, нормы УПК РФ и КоАП РФ – ярчайшее тому
подтверждение.
Отсюда бесспорен
вывод: пока адвокат осуществляет свои функции в рамках закона и способствует
утверждению права (не забудем, оно не всегда идентично закону), он действует в
интересах как частного лица, так и общества, и государства. Он как бы
становится слугой сразу трех высоких особ. И эта его деятельность не может оцениваться
иначе как публично-правовая. И напротив, если адвокат ставит перед собой цели,
противоречащие праву, либо использует противозаконные средства и способы
защиты, его деятельность перерастает в антиобщественную, угрожающую в том числе
и коренным интересам частного лица (подзащитного). Относительно последнего замечания
можно привести массу доводов. Но я ограничусь одним: серьезному защитнику вовсе
небезразлично, как сложится судьба его подопечного после суда – раскается ли он
в содеянном, будет ли до конца дней своих замаливать грехи или продолжит
преступный путь. Ибо только такая позиция сочетает заботу как о личном, частном
интересе, так и о публичном, общественном[5].
Увы, ошибочные
представления о природе адвокатуры, непонимание ее роли в обществе и
государстве обнаруживаются не только у отдельных коллег. Ими часто грешат и чиновники,
и законодатели. Действующие Налоговый и Трудовой кодексы РФ, да и наш новый
адвокатский закон во многом несут на себе отражение как раз былых подходов, а
значит, неизбежно рождают неоправданные проблемы.
Наиболее
животрепещущая связана с участием государства в обеспечении доступной для
населения юридической помощи. Такая помощь, как известно, продекларировна Конституцией
России (ст. 48) и, стало быть, государство приняло на себя роль гаранта предоставления
гражданам такой помощи, в том числе бесплатной. Но ведь с этой ролью оно пока
явно не справляется. Из года в год, как свидетельствует статистика, в десятках
районов страны нет ни одного адвоката, и государство ничего не сделало, чтобы изменить
ситуацию. Первое упоминание о необходимости открыть в забытых богом местностях
юрконсультации можно найти в только что вступившем в силу законе “Об
адвокатской деятельности...”. Но в каких формулировках? Оказывается, это бремя
должны взвалить на себя сами же адвокаты, их палаты в субъектах Российской Федерации!
А оплата
государством участия адвокатов в делах по назначению следствия или суда? Ее
уровень не позволяет коллегам из глубинки даже подписаться на юридические
издания или приехать на семинар в областном центре. А установленные
государством ставки оплаты адвокатских помещений? В Москве, например, они следуют
в перечне тарифов сразу после... казино и других увеселительных заведений! Вот
это и есть следствие глубокого непонимания властью публично-правовой функции адвокатуры,
а отсюда и своего участия в реализации конституционных норм.
В результате
адвокатура оказалась заложницей собственного преклонения перед Законом.
Опираясь на корпоративную солидарность, коллегии адвокатов изобретают всевозможные
формы оказания материальной поддержки тем собратьям, кто честно исполняет свой
конституционный долг: спешит к следователю или в суд для участия в процессе. Но
позвольте, как же можно мириться с такой несправедливостью? И опять мы
сталкиваемся с принципиально неверной трактовкой властью характера адвокатской
деятельности. Она открыто отождествляет адвокатуру с доходным бизнесом. Оттого
и принимает за норму, когда преуспевающий адвокат спонсирует малоимущего
коллегу.
Но адвокатура
никогда не являлась и не является коммерческой организацией. Это особый
институт гражданского общества, встроенный в силу специфики своих задач в
правоохранительную систему государства. Оказывая юридическую помощь, адвокат производит
лишь особый интеллектуальный продукт, основную часть себестоимости которого
составляют его собственный интеллект, помноженный на полученное образование, и
такие личные качества, как трудолюбие, целеустремленность, упорство. И стало
быть, применительно к его труду совершенно нельзя говорить ни о прибавочной
стоимости, ни о прибыли, подлежащей налогообложению в порядке, установленном
для индивидуальных предпринимателей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|