Реализация
данного отношения полностью зависит от воли и усмотрения пострадавшего.
Государство не должно вмешиваться в чисто субъективный фактор выбора решения
последним. Только в том случае, если гражданин обращается к управомоченным государственным
органам с требованием о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших
деяния, признаваемые уголовным законом преступлением, у государства возникает
обязанность защитить гражданина, "включить" механизм уголовного
судопроизводства как единственно законное средство реализации уголовной ответственности.
Но у потерпевшего, вплоть до удаления суда в совещательную комнату для
постановления приговора, сохраняется право на примирение с обвиняемым.
Добровольно
отказываясь от иска, он считает свой спор исчерпанным, а право восстановленным.
У государства в этой ситуации нет и не может быть правовых претензий к лицу,
совершившему преступление, ибо его права и интересы здесь не нарушены, а спорное
правоотношение (и право требования, право иска) принадлежит не ему, а другому,
равному ему субъекту права. В этой ситуации в объективной реальности нет
материальных и правовых предпосылок для публичного продолжения процесса. Исходя
из чего он должен быть прекращен, как полностью исчерпавший себя в
рамках данного спора. Участие прокурора на стороне потерпевшего, либо
возбуждение им уголовного дела по собственной инициативе здесь ничего не
меняет, так как в этом процессе он отстаивает и защищает не государственный, не
публичный, а частный интерес. Законодательные новеллы от 16.07.93 г. тонко
отметили эту особенность в правомочиях прокурора, обусловив прекращение
уголовного дела в суде присяжных, ввиду отказа прокурора от обвинения,
согласием потерпевшего (ч. 2 ст. 430 УПК). Впервые
исход процесса поставлен в зависимость от воли и желания частного лица.
Законодатель не признает этого прямо, однако в названной норме налицо исковой
характер спора. Причем правомочие на распоряжение иском принадлежит потерпевшему,
а не прокурору или суду.
Объективно
необходимое разграничение частного и публичного интереса, как основания начала
процесса, требует, наконец, определиться в вопросе о томтом,
чей интерес охраняет та или иная норма материального права и чей интерес
соответственно детерминирует структуру и содержание уголовно-правовых
отношений, возникших в связи с посягательством на эту норму. Без правильного
решения этого кардинального вопроса, бессмысленно исследовать основания, формы
и пределы вмешательства государства в частную жизнь гражданина посредством
процедуры уголовного судопроизводства, определять пределы такого вмешательства
и его адекватные процессуальные формы, ибо цель процесса, его формы и
содержание объективно обусловлены тем или иным интересом.
Вопрос о
действительных целях и задачах уголовного судопроизводства, целях правосудия и
их соотношении является одним из наиболее сложных и дискуссионных в теории
уголовно-процессуальной науки. Между тем, категория цели процесса диалектически
связана с социальным назначением права, его формой, функциями, принципами,
сущностью и содержанием норм и институтов.
Полагаю, что в
соответствии со ст. 2 Конституции РФ целью всей правовой
системы, а, следовательно, и уголовного судопроизводства, в настоящее время,
является прежде всего охрана личности, ее прав и свобод, собственности и,
конечно, интересов государства и общества. Именно эта цель должна служить правовым
и нравственным ориентиром для органов и лиц, ведущих процесс, в тех правовых
ситуациях, когда гражданин или государство (как равные субъекты правовых
отношений) обращаются за защитой своих нарушенных интересов, прав и свобод
средствами материального и процессуального права. Именно эта ясная цель должна
пронизывать всю деятельность органов и лиц, ведущих уголовный процесс;
детерминировать собой сущность и содержание этой деятельности, ее результаты и
возможный исход. Реализации этой цели должно быть подчинено и осуществление
задач уголовного судопроизводства: по быстрому и полному раскрытию преступлений,
изобличению виновных и установлению объективной истины с тем, чтобы каждый
совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный
не был привлечен к уголовной ответственности и осужден (ст.
2 УПК).
Подобное
понимание целей и задач уголовного судопроизводства делает внутренне связанной
и логически непротиворечивой всю деятельность органов и лиц, ведущих процесс, и
не только наполняет ее содержание социальным и нравственным смыслом, но и позволяет
сбалансировать в публичном уголовном процессе частный интерес потерпевшего от
преступления и официальный (публичный) интерес государства и общества.
Безусловно,
гражданское общество вправе рассчитывать на защиту своих интересов, прав и
свобод в тех правовых ситуациях, когда преступное деяние посягает на государственный
или общественный интерес. Для обособленного усмотрения частного лица здесь нет
правовых и нравственных оснований. Публичная природа нарушенного интереса и
публичный уголовный иск с требованием об установлении и наказании виновного,
возбуждаемый от имени государства и общества, и справедливо поддерживаемый государственным
обвинителем, объективно требуют публичной уголовно-процессуальной деятельности
по возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению этого уголовного дела.
Налицо правовой
спор между государственной властью, требующей установления и наказания
виновного, и подсудимым, обвиненным этой властью в совершении преступления,
охраняемого в публичном порядке. В полном соответствии со ст.
2 Конституции РФ государственный обвинитель требует от суда
надлежащей защиты государственного и общественного интереса, полагая что истина
по делу установлена, виновность доказана и суд, в рамках предоставленных ему
полномочий, просто обязан разрешит вопрос о виновности (или невиновности)
подсудимого и мере его ответственности за содеянное. Роль потерпевшего в этом
процессе (если он, конечно, имеется) вторична, производна от роли прокурора,
как органа государства, которому граждане делегировали часть своих права и
свобод и их защиту. Его обвинение носит здесь вспомогательный (субсидиарный)
характер, т.к. государственный обвинитель, обвиняя от имени государства и
общества, одновременно обвиняет и от имени потерпевшего. Требуя защиты
государственного и общественного интереса, он одновременно защищает и интерес
частного лица, который в этой ситуации, как правило, совпадает с
государственным или общественным интересом, но все же потенциально учитывается
законодателем и судом. Более того, этот потенциальный интерес потерпевшего из
субсидиарного способен воплотиться (переродиться) в основной, в тех правовых
ситуациях, когда прокурор отказывается от обвинения в рамках судебного разбирательства
(ст. 430 УПК), т.к. несмотря на подобный отказ, если потерпевший
настаивает на защите своих интересов и берет функцию обвинения на себя; когда
правовой спор остается в наличии и цель процесса не не исчерпала себя, суд
просто обязан продолжить рассмотрение дела, установить объективную истину, и на
ее основе постановить либо обвинительный приговор - и, тем самым, защитить
личность, потерпевшую от преступления, либо оправдательный приговор - защитив
подсудимого от необоснованного обвинения. И в том и в другом случае цель процесса
будет реализованной. Личность - обрела адекватную защиту средствами процесса и
правосудия, а суд - выполнил свое предназначение в правовом государстве.
Все логично и в
тех правовых ситуациях, когда потерпевший (при отказе прокурора от обвинения) в
силу тех или иных причин и обстоятельств (добровольное и полное возмещение
ущерба, заглаживание причиненного вреда и т.п.) не желает взять на себя функцию
обвинения, не настаивает более на продолжении процесса и защите своих
интересов, прав и свобод, посредством названной процедуры, полагая свой интерес
восстановленным, а права защищенными. В этой правовой ситуации цель процесса
(защита личности) исчерпала себя и не требует более осуществления задач
судопроизводства по установлению истины, изобличению и наказанию виновных. Нет
более необходимости и в правосудии, в разрешении правового спора судом. Процесс
(как процессуальное средство защиты личности) полностью исчерпал себя и должен
быть прекращен не на основе установления объективной истины, а по формальным
основаниям.
Наконец, при
подобном понимании целей, задач и социального назначения процесса, он будет
предельно логичен и в той правовой ситуации, когда объектом преступного посягательства
являются исключительно частные интересы, права и свободы гражданина, относящиеся
к категории дел частного обвинения. В силу частных прав гражданина, потерпевшего
от подобного преступления, ему и только ему, как равноправному (наравне с государством)
субъекту уголовно-правовых отношений, принадлежит право на уголовный иск, на
требование к государству (которое служит не более чем средством защиты его интереса),
о защите своего нарушенного права, о привлечении к ответственности виновного.
Именно частный интерес потерпевшего определяет в этой ситуации структуру,
сущность и содержание: нормы материального права, нарушенной преступлением;
уголовно-правового отношения, призванного охранять эту норму, и стоящий за ней
интерес; уголовно-процессуальной деятельности, как средства реализации
интересов потерпевшего, воплощенных в уголовный иск. Поэтому именно частные
субъективные права потерпевшего определяют начало и возможный исход процесса,
реализацию уголовно-правового отношения и самой уголовной ответственности, а
его частный интерес прекращает уголовное судопроизводство в случае примирения с
обвиняемым и государство признает это право частного лица, считая его равным
себе.
Возбуждение
подобного производства по воле прокурора (ч. 3 ст. 27 УПК) может и
должно стать предметом немедленного судебного обжалования со стороны гражданина
(к примеру, в рамках закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан" ). И если гражданин
подтвердит в судебном заседании свое нежелание начинать и вести уголовный
процесс в этой правовой ситуации, суд просто обязан прекратить судопроизводство
и оградить гражданина от диктата публичной государственной власти, ибо в
соответствии со ст. 18 Конституции РФ права гражданина
являются непосредственно действующими и обеспечиваются непосредственно
правосудием.
Конечно, прокурор
может поддерживать обвинение и по данной категории дел. Но в этой правовой
ситуации именно его обвинение производно от обвинения частного лица, носит
субсидиарный характер и служит лишь средством, к которому обращается потерпевший
для защиты своих нарушенных прав. Поэтому отказ потерпевшего от продолжения
спора, от защиты своих прав и интересов, посредством процедуры уголовного
судопроизводства, безусловнобезусловно,
исключает в названной ситуации и субсидиарное обвинение прокурора, вообще не
имеющего "своего" (государственного или общественного) интереса в
данном процессе.
Именно эти,
внутренне сбалансированные и непротиворечивые, процессуальные формы должны
определять в дальнейшем структуру, сущность и содержание всего уголовного
судопроизводства. Только они позволят, наконец, найти разумный баланс интересов
личности, государства и общества и обеспечить подлинную реализацию целей и
задач уголовного судопроизводства, правосудия и всей правовой системы.
Названные
процессуальные формы объективно предполагают и несколько иное содержание норм и
институтов уголовно-процессуального права, иное соотношение его руководящих
начал (принципов). Именно динамика цели процесса, динамика реализующихся
(частных или публичных) интересов, должна предопределять, что: публичность или
диспозитивность лежат в основе процесса; неотвратимость уголовной
ответственности или целесообразность определяют его содержание; объективная или
формальная истина должна служить основанием для принятия значимых
процессуальных решений в каждом конкретном случае. Новое содержание
уголовно-процессуальной деятельности просто должно переродиться в новые процессуальные
формы, преобразовать их в соответствии с объективными потребностями
индивидуальной, государственной и общественной жизни, потребностями практики.
Наша правовая
наука только начинает поиск путей и подходов в этом, безусловно, продуктивном
направлении научных исследований. В рамках данной статьи, автор никак не претендует
на их всеобъемлющее, а тем более окончательное разрешение. Изложенное
представляет собой лишь попытку осмыслить возможные пути, средства и методы к
разрешению определенного круга дискуссионных проблем и вопросов по реальному
реформированию нашего уголовного судопроизводства в указанном направлении.
Глава II.
Современное соотношение частных и публичных интересов в российском уголовном процессе
§1. Публичность и диспозитивность в уголовном процессе
Закономерным
этапом на пути демократических преобразований, происходящих в обществе, явилось
реформирование российского законодательства, провозглашение на конституционном
уровне стремления России к построению правового государства, предполагающего
усиление государственных гарантий интересов человека.
В соответствии с
Конституцией РФ права человека, интересы личности, являются приоритетными, а
защита прав и свобод не только гарантируется государством, но и обеспечивается
правосудием, что свидетельствует об изменении приоритетов среди защищаемых государством
интересов на всех уровнях функционирования государственного аппарата.
Особенно важны
государственные гарантии прав и свобод личности в ходе производства
предварительного расследования, то есть в той стадии уголовного
судопроизводства, где принципы гласности и состязательности, гарантирующие
права граждан, не могут быть реализованы в той же мере, что и в суде. Поэтому
государство обязано создать такую систему гарантий прав участников процесса,
которая способна обеспечить эффективную защиту и своевременное восстановление
нарушенных в ходе расследования прав и свобод личности.
Вопросы защиты
прав человека средствами уголовного процесса особенно актуальны, поскольку
именно уголовный процесс представляет собой сферу деятельности, где государство
вторгается в частную жизнь человека, ограничивает его конституционные права и
свободы, применяет принуждение.
Развитие
уголовного процесса обусловлено единством и взаимодействием двух противоположностей
- частного и публичного. Уголовный процесс в равной мере есть гарантия защиты
общества от преступности, и, одновременно, - гарантия от незаконного привлечения
гражданина к уголовной ответственности, осуждения и незаслуженного наказания.
Вопрос о
соотношении публичных и частных интересов применительно к уголовному процессу
может быть поставлен более узко как вопрос о соотношении принципов публичности
и диспозитивности.
Принцип
публичности, в соответствии с которым государственные органы и должностные лица
действуют от имени государства в публичных интересах, рассматриваемый как
основополагающее, руководящее начало уголовного процесса, с одной стороны
подчиняет весь ход процесса исключительно велению закона, требуя от частного
лица выполнения установленных предписаний.
С другой стороны,
гипертрофирование принципа публичности лишь внешне носит гуманный характер, на
самом деле - это неуважение личности, с волеизъявлением которой перестают
считаться, якобы в ее же интересах. Дополнение же публичного начала диспозитивным,
построение уголовного процесса на основе их разумного сочетания в целях надлежащей
защиты как государственных, общественных, так и личных интересов граждан, вовлеченных
в производство по уголовному делу, в конечном итоге служит достижению целей
уголовного судопроизводства в целом[3].
Уголовное
судопроизводство как особый вид социально-правовой деятельности призвано
обеспечивать в первую очередь решение двух основных задач:
1. защиту прав и
законных интересов граждан и организаций, потерпевших от преступлений;
2. защиту лиц,
вовлекаемых в уголовное судопроизводство, от разного рода незаконного и
необоснованного ограничения их прав и свобод.
Указание в законе на то, что назначению уголовного судопроизводства соответствует
не только уголовное преследование и назначение наказания, но и отказ от
уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация
каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию, исключает
возможность истолкования самого по себе факта прекращения уголовного дела ( независимо
от его основания ) как свидетельствующего о незаконности или необоснованности
решения о его возбуждении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|