Меню
Поиск



рефераты скачать Преступные последствия

p> Хотя в случаях совершения формальных преступлений не требуется устанавливать факт наступления и характер вредных последствий для квалификации преступления , но тем не менее , если они наступили , их следует учитывать при назначении меры наказания . Так , например , если нарушение тайны переписки граждан вызвало разглашение интимных сведений о личной жизни , привело к семейной ссоре , разводу или иным дополнительным последствиям , предвидимым виновным , всё это не может не сказаться на выводе суда о мере назначаемого наказания .

Законодатель строит формальные составы преступлений в следующих случаях :
1) когда последствие наступает неизбежно , одновременно с совершением определённого действия и отделить их друг от друга невозможно (незаконное лишение свободы , дезертирство , клевета);
2) когда защищаемый уголовным законом объект имеет такое важное значение , что необходимо заранее предупредить его от причинения существенного вреда
(измена Родине , шпионаж , бандитизм) ;
3) когда действие (бездействие)причиняют разнообразные преступные последствия трудно поддающиеся конкретизации и учёту (хулиганство и т.д.)

Разграничение материальных и формальных составов преступлений имеет существенное значение для решения многих уголовно-правовых вопросов : а) в зависимости от этого определяются моменты окончания конкретных преступлений ; б) в формальных не должен ставиться вопрос о причинной связи , тогда как в материальных составах установление причинной связи между действием виновного и преступными последствиями является обязательным ; в) в материальных составах умысел и неосторожность должны устанавливаться по отношению к деянию и наступившим последствиям, в формальных - только по отношению к действию (бездействию) .

Разграничение материальных и формальных составов преступлений имеет важное значение для определения объективных границ приготовления и покушения ; уяснение возможности добровольного отказа от доведения начатого преступления до конца ; решение вопросов ответственности за соучастие в преступлении и других .

Глава 2 Значение преступных последствий .

§ 1 Значение преступных последствий для квалификации преступлений .

Одним из важнейших требований принципа законности в области уголовного права является правильная квалификация деяния в соответствии с действующим законодательством . В теории уголовного права квалификацию преступлений определяют как "установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершённого деяния и признаками состава преступления , предусмотренного уголовно-правовой нормой". [39]

Квалификация деяния предваряет , выступает основанием применения уголовно-правовой нормы , которое всегда связано лишь с окончательным решением (положительным или отрицательным) вопроса об уголовной ответственности или наказания лица . Именно поэтому при неправильной квалификации преступления происходит нарушение законности , страдают интересы правосудия , у граждан может сложиться превратное представление о справедливости суда и вообще о деятельности правоохранительных органов .
Поэтому уяснение особенностей квалификации преступления с учётом последствий преступления логически предшествует оценке последствий при индивидуализации ответственности и назначении наказания . Для правильной квалификации преступлений прежде всего необходимо установить , как законодатель конструирует преступление в законе .

Конструирование состава преступления , включение в состав преступления определённых признаков производится не случайно . При отборе элементов состава преступления законодатель руководствуется определённым критерием - общественной опасностью преступления . В конкретный состав преступления включаются признаки , совокупность которых характеризует совершённое деяние как общественно опасное . При этом степень общественной опасности зависит от каждого признака состава преступления . В состав преступления включаются не все признаки преступления , а только необходимые и важные для характеристики общественной опасности данного деяния .

Так строится основной состав преступления , который можно определить как совокупность минимально необходимых признаков данного преступления , и поэтому каждый из признаков основного состава преступления можно назвать основным признаком .

Для некоторых преступлений помимо основных признаков характерны и другие , достаточно часто встречающиеся и существенно влияющие на степень общественной опасности данного преступления . Такие признаки дополняют основную характеристику преступления и могут быть названы дополнительными .
С их помощью образуются дополнительные (в дополнение к основному) составы преступления . Если дополнительный признак характеризует увеличение общественной опасности преступления , образуется более общественно опасный
(квалифицированный) состав этого преступления , а признаки его являются квалифицирующими признаками .

Всякое преступление характеризуется целым рядом признаков , один из которых - последствие преступления . Этот важнейший признак , характеризующий общественную опасность преступления , может играть роль как основного , так и дополнительного признака

Следует выяснить , какое значение имеет наличие или отсутствие , незначительность, значительность , размер , характер последствий преступления для квалификации действий виновного . Решение этой задачи тем более необходимо , что в ряде случаев закон обуславливает квалификацию преступления наступлением последствий определённого размера или характера
. При этом в некоторых случаях иной размер или характер последствий преступления свидетельствует о наличии в действиях обвиняемого иного состава преступления , в других - может говорить об отсутствии преступления в содеянном .

Однако установление соответствия последствия совершённого преступления тому , о котором говорит закон , - это решение лишь одной стороны вопроса . Для решения второй его стороны необходимо выяснить , какова квалификация последнего .

Дело в том , что последствие преступления может быть элементом основного состава преступления , квалифицирующим обстоятельством , но может влиять лишь на меру назначаемого наказания , не оказывая воздействия на квалификацию .

В первом случае , если последствие - элемент основного состава преступления , его отсутствие свидетельствует об отсутствии преступления вообще . Такие последствия следует называть основными последствиями преступления .

Последствия преступления , не предусмотренные в законе в качестве признаков основного его состава , всегда являются отягчающими обстоятельствами . Но в тех случаях , когда наступление последствий преступления определённого размера или характера оказывает особенно серьёзное воздействие на степень общественной опасности содеянного , законодатель включает такое последствие в квалифицированный состав преступления , который образуется при помощи этого признака . Такое последствие , являющееся признаком квалифицированного состава преступления
, представляется правильным назвать квалифицирующим последствием .[40]
Нередко закон строится таким образом , что последствия являются признаком как основного , так и квалифицированного составов преступления . При этом иногда в основном и в квалифицированном составах преступления речь идёт об одних и тех же последствиях , а иногда квалифицированному составу преступления соответствуют более тяжкие последствия .

Те последствия , на которые не содержится указания в законе , не оказывают влияния на квалификацию преступления , но их наступление усиливает опасность содеянного . Эти последствия , являющиеся отягчающими обстоятельствами , являются отягчающими последствиями.[41]

Последствия преступления по-разному выражаются в законе . В некоторых статьях они не упоминаются в тексте закона , но лишь подразумеваются . Так построены обычно статьи закона , предусматривающие ответственность за преступления, характер последствий которых не вызывает сомнений . Например
, ст.89 УК МССР говорит об умышленном убийстве , но не упоминает , что последствием этого преступления является смерть человека , а лишь подразумевает это общеизвестное обстоятельство .

В ряде статей последствие называется , но описание его отсутствует .
Это объясняется тем , что применяемый для характеристики последствий термин является общеизвестным и даёт ясное представление о вреде , причиняемом объекту . Например , ст.82 УК МССР говорит об авариях , крушениях как последствиях указанных в законе действий .

В других случаях для охраны определённых интересов законодатель прибегает к детальной обрисовке последствий преступления . Не всегда подробное описание последствий преступления связано с более узким или широким кругом последствий , которые закон связывает с тем или другим преступлением . Часто детальная обрисовка последствий преступления свидетельствует о том , что законодатель ограничивает последствия того или иного преступления вредом определённого характера . Например , в ст.1791 УК
МССР весьма конкретно обрисованы последствия преступления . Для наличия преступления , предусмотренного этой статьёй , необходимо установить не только факт самовольной без надобности остановки поезда , но и то , что это действие повлекло нарушение нормального движения поездов . Здесь круг последствий очерчен весьма узко .

В других составах весьма подробно описываются последствия , хотя закон трактует их достаточно широко : потеря зрения , слуха , какого-либо органа , душевная болезнь и т.д.

Теперь рассмотрим , какое значение придаёт законодатель различным видам последствий преступления .

Прежде всего необходимо отметить , что весьма подробно регламентируется личный материальный вред . Так в УК МССР смерть человека предусматривается в качестве основного последствия в 18 статьях , и в качестве квалифицирующего в 18-ти . Интересно отметить , что из 18 случаев где УК МССР считает смерть человека основным последствием , в 11-ти она является вредом , который причинён дополнительному объекту . Примером может служить ст.128 УК МССР . Эта норма помещена в УК для охраны имущественных прав собственника . Однако уголовная ответственность наступает лишь при наличии человеческих жертв или иных тяжких последствий . Такая конструкция состава объясняется тем , что совершение рассматриваемого преступления нередко создаёт угрозу столь важному объекту как жизнь человека . Поэтому хотя само по себе неосторожное уничтожение и повреждение имущества собственника не является таким общественно опасным , чтобы повлечь уголовную ответственность , при наличии человеческих жертв или иных тяжких последствий его опасность резко возрастает .

Смерть человека как квалифицирующий признак во всех случаях является вредом , который причиняется дополнительному объекту .

В целом ряде случаев закон предусматривает в качестве основных и квалифицирующих последствий телесные повреждения различной степени тяжести
.

В УК МССР имеются статьи , где личный материальный вред описан в общих чертах без расшифровки его тяжести - несчастные случаи с людьми
(ст.82 , ч.2 ст.1791 УК МССР ), вред здоровью (ст.65 УК МССР и др.)

Разница между терминами "несчастные случаи с людьми" и "вред здоровью" состоит в том , что первый включает смерть , тогда как второй предусматривает все другие виды личного материального вреда . В связи с тем
, что термин "несчастные случаи с людьми" используется в законе только в примерном перечне тяжких последствий , было бы неправильно рассматривать таковыми повреждения , отнесённые к разряду лёгких .

Законодатель уделяет также внимание охране объектов и от имущественного вреда . Правда , специальное упоминание в законе о различных видах имущественного вреда встречается реже , чем о личном материальном вреде . Это объясняется как тем , что личность человека - более ценное благо , так и тем , что ответственность за личный вред в большей мере нуждается в дифференциации , чем ответственность за имущественный вред .

О причинении материального ущерба вследствие разрушения или повреждения различных предметов говорит ряд статей УК МССР (ст.127, 128 УК
МССР). В некоторых случаях норма создаётся специально для охраны определённых видов имущества - сельхозтехники (ст.129 УК МССР), лесных массивов (ст.167, 168, 169 УК МССР), ценных пород рыб (ст.171 УК МССР), животных (ст.2371 УК МССР), памятников истории и культуры (ст.236 УК МССР) и т.д.

В ряде случаев закон описывает характер повреждения или причинения вреда . Так в ст.82, 83, 1791 ч.2 УК МССР и др. говорится о крушении , аварии , серьёзном повреждении поезда и т.д.

В целом ряде случаев в законе идёт речь о последствиях преступления без указания на их характер . законодатель говорит о таких последствиях как
: а) особо тяжкие (ч.5 ст.102 УК МССР) б) тяжкие последствия (ч.2 ст.73, ч.3 ст.108, ст.97, ч.3 ст.214 УК МССР и др.) в) особо крупный размер (ст.1231, ч.3 ст.187 УК МССР) г) крупный размер (ч.3 ст.171 УК МССР) д) значительный размер е) крупный ущерб (ст.167 УК МССР) ж) значительный ущерб (ч.2 ст.119, ч.2 ст.120 УК МССР) з) существенный вред (ст.184,186 и др. УК МССР) и) существенный ущерб и другие

Упомянутые понятия определяют размер последствия с точки зрения их размера . Размер последствий преступления показывает степень нарушения общественного отношения - объекта преступления . Размер последствий может определяться в точных цифрах , когда речь идёт об исчислимых последствиях , либо в общих чертах , когда речь идёт об исчислимых или неисчислимых последствиях различной степени тяжести .

Определение размера последствий преступления в точных цифрах имеет свои преимущества , так как точно устанавливает грань между преступлением и проступком и между разными составами преступления . Но ,с другой стороны , такое априорное определение размера последствий не всегда соответствует степени общественной опасности преступления , совершаемого в конкретных обстоятельствах , которые не могут быть предусмотрены заранее . В связи с этим в законодательстве не получило распространения точное регламентирование размера последствий преступления .

Для правильной квалификации целого ряда преступлений очень важно установить , можно ли рассматривать наступившее последствие преступления как особо тяжкое или тяжкое .

В юридической литературе делались попытки дать в общей форме определение тяжких последствий .[42] Однако , на наш взгляд , решение этого вопроса в общей форме невозможно . Степень тяжести последствий является вопросом факта [43] и должна определяться применительно к конкретным случаям .

Смерть человека или причинение ему значительного вреда (кроме лёгкого и менее тяжкого телесных повреждений) во всех случаях должны быть отнесены к тяжким последствиям ввиду важности объекта посягательства. Вместе с тем можно упомянуть Кудрявцева В.Н., который заметил , что иногда даже лёгкие телесные повреждения , если они причинены одновременно ряду лиц , могут рассматриваться как тяжкие последствия. [44]

Сложнее обстоит дело с имущественным вредом . Закон даёт примерный перечень тяжких последствий , причиняемых преступлениями , связанными с работой транспорта , называя крушение , аварию , катастрофу и т.д. Однако и в этих случаях , и в других , не связанных с назваными последствиями, необходимо оценить значимость конкретного вреда, выраженного в той или иной сумме .

На наш взгляд , сумма ущерба , который может рассматриваться как тяжкое последствие , неодинакова для разных видов преступлений , а также для разных преступлений одного и того же вида . Вопрос о тяжести ущерба должен быть разрешён судом с учётом всего вреда , причинённого преступлением .

Ещё более сложным может быть вопрос об оценке тяжести нематериального вреда .

Как правило , анализ каждого состава преступления даёт возможность выяснить , какие последствия могут рассматриваться как тяжкие применительно к каждому составу преступления . Так , разглашение сведений или утрата документов , содержащих государственную тайну (ст72, 73 УК МССР), опасны потому , что эти сведения могут быть использованы в целях , враждебных государству . Поэтому тяжкими последствиями в смысле ст.72, 73 УК МССР следует считать реализацию такой опасности , т.е. использование этих сведений и документов вопреки интересам государства .

Как было отмечено выше , в ряде случаев закон говорит о причинении тяжких последствий , в других случаях речь идёт об особо тяжких последствиях . В УК МССР такая формулировка была внесена в статью об изнасиловании . Формулируя это , законодатель , видимо , исходил из того , что всякое последствие изнасилования является тяжким . Пленум Верховного
Суда РМ в постановлении от 29 августа 1994 года "О судебной практике по делам о половых преступлениях " дал примерный перечень тех последствий , которые , должны быть отнесены к особо тяжким . Это - "умышленное или совершённое по неосторожности убийство потерпевшей в процессе изнасилования
, самоубийство потерпевшей , душевная болезнь , последовавшая в результате изнасилования , наступление или прерывание беременности , заражение потерпевшей заболеванием СПИДом или иным тяжким заболеванием , причинение потерпевшей в процессе изнасилования тяжких телесных повреждений , предусмотренных ст.95 УК МССР или получение потерпевшей таких повреждений в результате избранного способа избежать изнасилования . К особо тяжким последствиям относится и наступление смерти потерпевшей , страдавшей тяжёлым заболеванием , от этого заболевания при наличии причинной связи между совершённым изнасилованием и смертью." Однако этот перечень не является исчерпывающим .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.