p> 6. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на
повышение эффективности производства отдельных следственных действий.
Необходимость в оказании этого содействия возникает 54
при проведении следственных действий, требующих предварительного изучения
тех или иных объектов с помощью специальных средств и методов, чаще всего в
период подготовки к обыску, задержанию и допросу подозреваемого. Так,
органом дознания могут быть получены оперативно-розыскные данные об
особенностях того или иного строения или помещения, где предстоит провести
обыск, о расположении тайников и иных мест хранения разыскиваемых предметов
и т.п. Оперативно-розыскным путем можно получить и весьма ценную информацию
об особенностях характера подозреваемого (обвиняемого), его привычках,
склонностях, о предполагаемой линии поведения и тех уловках, к которым он
может прибегнуть на допросе. Получив соответствующую информацию следователь должен тщательно
продумать как пути и способы ее использования, так и линию собственного
поведения при производстве того или иного следственного действия. В этом
отношении очень полезными могут оказаться советы и консультации опытных
оперативных работников. Практика показывает, что некоторые оперативные
работники относят на первое место по своей распространенности
непосредственное их участие в производимых следователем отдельных
следственных действий, что психологически вполне объяснимо77 и
действительно, в большинстве случаев, повышает эффективность производства
отдельных следственных действий. Уведомление следователя о результатах оперативных мероприятий по
делам, переданным ему органом дознания до установления преступника. Данная
процессуальная форма взаимодействия, в отличии от ранее рассматриваемых,
применяется не часто. Объясняется это тем, что абсолютное большинство
уголовных дел о преступлениях своей подследственности следователи органов
внутренних дел возбуждают сами. _________________________________________________________________
77 Вопросы расследования преступлении. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 231. 55 Ведомственными нормативными актами МВД РФ установлено, что
следственные подразделения МВД РФ должны организовывать работу таким
образом, чтобы дела о преступлениях, связанных с деятельностью
организованных преступных групп, а также в сфере экономики, отнесенных к
подследственности следователей органов внутренних дел, как правило,
возбуждались ими же78 . И это правильно, поскольку «закон, устанавливая по
большинству уголовных дел обязательность предварительного расследования
исходит из того, что следователь, а не орган дознания наиболее подготовлен
для ведения производства по этим делам»79. Однако на практике всегда имеют
место случаи, когда возникает необходимость в производстве неотложных
следственных действий, а следователь почему-либо не может немедленно
приступить к расследованию. Когда же следователь приступает к расследованию, он должен знать,
какая оперативно-розыскная работа проводится по делу, переданному ему
органом дознания до установления преступника. Однако следователь, по тем
или иным причинам, не всегда может быть осведомлен о результатах этой
работы, а следовательно, не может использовать их в интересах следствия.
Поэтому орган дознания должен проявлять инициативу в том, чтобы
своевременно информировать следователя о результатах принятых оперативно-
розыскных мер по такому делу80. Нечто подобное наблюдается и по дедам, приостановленным следователем в
соответствии с п.З ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР. Так, по 92% таких изученных дел,
следователями на разных этапах расследования были даны органам дознания
поручения о производстве розыскных действий для установления лиц,
подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Однако письменные ответы о
результатах выполнения этих поручений имеются лишь в 45% уголовных дел. _________________________________________________________________ 78 Там же. -С. 233. 79 Проблемы эффективности предварительного следствия. -Ленинград. -1976. -С. 95. 80 Дербенев А.П. Указ. работа- -С. 66. 56 Маловероятно, чтобы во всех случаях отсутствия в уголовных делах
соответствующих сведений оперработники действительно ничего не делали в
целях установления лиц, подлежащих привлечению в-каче-стве обвиняемых.
Более того, можно смело утверждать, что по абсолютному большинству дел о
нераскрытых преступлениях были составлены единые согласованные планы
следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые
рассматривались руководителями следственных подразделений, подразделений
уголовного розыска и ОЭП и утверждались начальниками горрайоргана. Однако,
каким бы ни был такой согласованный план, он не может заметить поручений
следователя органом дознания о производстве розыскных и следственных
действий или его требований об оказании содействия при производстве
отдельных следственных действий. Ведь план не является процессуальным
документом, и в уголовное дело его не подошьешь. Это рабочий документ,
служащий целям обеспечения согласованной работы по раскрытию преступления;
он ни в коей мере не освобождает следователя от использования
предусмотренных законом институтов поручений и требований об оказании
содействия, а тем более не освобождает орган дознания от обязанности
письменно уведомлять следователя о результатах выполнения данных ему
заданий и применяемых оперативно-розыскных мерах по установлению
преступника. При установлении факта невыполнения органом дознания указанной
обязанности следователь может прореагировать на это принятием таких мер,
как: - обращение в устной форме к оперативному работнику, занимающемуся
установлением преступника; - обращение в устной форме к непосредственному начальнику данного
оперативного работника; - напоминание в письменной форме, адресованное руководителю
горрайоргана; - выступление на служебных совещаниях, проводимых в горрай- 57
органе при обсуждении вопросов взаимодействия; - обращение к прокурору, надзирающему за производством
предварительного следствия, для принятия необходимых мер согласно ст. 25
УПК РСФСР. Применение любой из них может вызвать осложнения во взаимоотношениях
следователя и данного оперативного работника, но эти опасения не должны
приниматься во внимание когда речь идет об интересах дела, о выполнении
служебного долга. 58 глава 4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами Ранее, когда весь следственный аппарат находился в органах прокуратуры
(до 1963 г.), на практике возникла такая организованная форма, как группа
следователей. Это положение нашло свое закрепление в ст. 129 УПК РСФСР. Разница между следственными группами и следственно-оперативными
заключается в следующем81 : следственные группы создаются в случае
сложности дела или его большого объема; работа нескольких следователей по
одному делу способствует сокращению сроков, достижению полноты и
всесторонности расследования. По сравнению с группой следователей
следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества: 1. Она дает лучшие результаты в раскрытии преступлений по горячим
следам, а также неочевидных, наиболее замаскированных экономических
преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет; 2. Обеспечивает систематическое и эффективное взаимодействие
следователей и оперработников при расследовании конкретных уголовных дел; 3. Следственно-оперативная группа, в отличие от группы следователей
может создаваться для производства только одного следственного действия,
например, осмотра мета происшествия. Создание следственно-оперативных групп стало возможным в условиях
организованного объединения следственных и оперативных аппаратов в системе
органов внутренних дел. Порядок создания следственно-оперативных групп подробно рассмотрен в
главе 1, теперь необходимо также дать и их классификацию. _________________________________________________________________
81 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации
деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР. -1986. -С. 9. 59 В следственной практике сложилось несколько видов следственно-
оперативных групп, различающихся между собой по задачам (для осмотра места
происшествия, раскрытия преступления по горячим следам, расследованию дел
прошлых лет), составу (следственные органы и оперативные работники милиции
и т.п.), периоду деятельности (для работы по одному делу и постоянно
действующие). При этом каждая из них имеет отдельную специфику в их
организации. Вместе с тем все следственно-оперативные группы, независимо от
этапа и периода деятельности, имеют много общего как по составу, так и по
порядку их организации82. Рассмотрим некоторые из них. Следственно-оперативные группы по осмотру мест происшествия
(дежурная). Для быстрого раскрытия преступлений по горячим следам большое значение
имеет осмотр места происшествия, это связано с расширением возможностей
использования в розыскных и процессуальных целях материальных следов
преступления и др. объектов осмотра, а также с внедрением в
практику экспертно-криминалистических, следственных и оперативно-
розыскных подразделений, новых видов научно-технических средств и приборов.
Следственно-оперативные группы (СОГ) по осмотру места происшествия
создаются начальником органа внутренних дел путем издания приказа,
утверждения графиков дежурства следователей, оперативных работников,
экспертов-криминалистов, кинологов. Он же определяет количество дежурных
СОГ, график их работы и отдыха исходя из штатной численности и оперативной
установки. С учетом требований действующих нормативных актов. При этом одна
группа в течение суток должна выезжать не более, чем на 2-3 преступления. Личный состав указанных СОГ придается дежурной части органа внутренних
дел и подчинен дежурному. Он дает указания о сборе членов СОГ для выезда на
осмотр места происшествия обеспечивает их
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ 82 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР.
1981. -С. 83. 60
транспортом и отправляет на место происшествия83 . С этого момента члены
СОГ подчиняются ее руководителю, а оперативный дежурный по ОВД
организованно обеспечивает взаимодействие СОГ со всеми служебными нарядами
приданными дежурной части84 . Наряду с проведением осмотра места происшествия. Предусмотренного ст.
178 У ПК, в задачу СОГ входит и раскрытие преступления, то есть розыск и
задержание преступника. Для этого параллельно с осмотром места происшествия
проводятся поисковые и оперативно-розыскные мероприятия на территории,
принадлежащей к месту происшествия. В этом состоит основная особенность
деятельности указанных СОГ, которые одновременно проводят осмотр места
происшествия (руководитель - следователь) и поисковые, оперативно-розыскные
мероприятия, направленные на розыск и задержание преступника (руководитель
- сотрудник уголовного розыска, а по делам о пожарах - сотрудник ОЭП)85. Специализированные следственно-оперативные группы. Данные СОГ создаются для расследования и раскрытия определенной
категории преступлений, в том числе по которым лица их совершившие, не
установлены86 . Такая СОГ является постоянно действующим формированием,
создаваемым в республиках, краях, областях, крупных городах и на
транспортных узлах. Количество создаваемых СОГ и пределы обеспечиваемых ими
территорий определяются с учетом сложившейся оперативной обстановки.
Специальная следственно-оперативная группа формируется из наиболее
квалифицированных следователей и работников уголовного розыска, имеющих
достаточный опыт расследования преступлений данной категории. Она состоит
из следственной и оперативной групп, а также специалистов.
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
83 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб органов
внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД
№ 334 от 20.06.96.
84 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, АЛ. Качалова. Изд. 2. М-: «Спарк».-1997.-С.224. 85 Там же.-С. 641.
86 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в
расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД РФ № 334 от
20.&6.96. 61 Основной задачей данных групп является раскрытие умышленных убийств, в
том числе убийств прошлых лет, дела о которых приостановлены за не
установлением виновных. Исходя из важности поставленных задач перед такой
СОГ, включенным в нее следователем и оперативным работником не может быть
поручена работа не связанная с находящимися в их производстве делам об
убийстве87. Характерной особенностью такой группы является то, что следователь СОГ
проводить расследование до момента установления лица, совершившего
преступление и, после выполнения неотложных следственных действий по
отысканию и проверке доказательств его виновности, по указанию руководителя
прокуратуры передает дело для дальнейшего расследования по
территориальности88. Следственно-оперативная группа, созданная для
раскрытия конкретного преступления (целевая). Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание целевой
(временной) СОГ - для расследования преступлений по конкретному уголовному
делу. Такая СОГ создается через некоторое время после обнаружения факта
преступления, если к этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою
деятельность после установления лица, совершившего преступление. Совместная следственно-оперативная группа. Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание совместных
следственно-оперативных групп (бригад) - для расследования тяжких
преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами,
либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В
состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов
прокуратуры, МВД,
_________________________________________________________________
87 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А.Я. Качалова. Изд. 2 -М.: «Спарк» -1997. -С. 637.
88 Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп:
сравнительный анализ/Государство и право. -№ 1. -1997. -С. 64. 62
ФСБ и федеральной службы налоговой полиции. Рассмотрим деятельность такой следственно-оперативной группы на
примере СОГ по пресечению и расследованию деятельности организованных
преступных групп. Данная СОГ (бригада) создается в целях объединения усилий
следственных, оперативных, технических и других служб и расследованию
деятельности организованной преступной группы. Инициатором создания СОГ (бригады) может быть надзирающий прокурор,
следователь, принявший дело к своему производству, либо орган,
осуществляющий проверку реализацию материалов оперативно-розыскной
деятельности89. Руководителем СОГ назначается прокурор, начальник ОВД, начальник
следственного подразделения или один из следователей, в производстве
которых находится дело. При значительном объеме работы и большой
численности СОГ, могут назначаться заместители руководителя, создаваться
штаб во главе с начальником штаба. Сотрудники группы подчиняются ее
руководителю независимо от их ведомственной принадлежности. Начальник ОВД, начальник следственного подразделения, оперативных
подразделений (последние только в части проведения оперативно-розыскных
действий) организованное руководство осуществляют в силу своего
должностного положения. Они постоянно контролируют деятельность СОГ путем
наблюдения за выполнением согласованных планов проведения следственных и
оперативно-розыскных действий, заслушивают следователя - руководителя
(ежедневно или еженедельно) и других членов группы о результатах их работы,
а также, иногда, лично участвуют в производстве расследования, проводят
допросы основных фигурантов по деду. Одновременно они осуществляют
координацию действий СОГ с другими служебами90.
_________________________________________________________________
89 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 652. 90 Петелин БЯ. Указ. работа. -С. 13. 63 При этом руководителем должен быть не просто начальник по должности, а
работник следственного подразделения, то есть должностное лицо, являющееся
следователем по профессии: заместитель прокурора по следствию, начальник
отдела надзора за следствием и т.п.91
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|