p> В качестве примера можно привести успешно расследованное дело о краже
денег и товаров в особо крупных размерах из магазин “Наташа” г. Сочи.
Пытаясь, замести следы преступления, подожгли магазин. После ликвидации пожара в осмотре места происшествия вместе со
следователем приняли участие сотрудники оперативно-розыскных подразделений,
эксперт-химик УПО, эксперт-криминалист УВД, инженер-электрик и инженер-
строитель. Каждый из них занимался порученным ему делом и о добытых данных
немедленно информировал всех членов группы. Оперуполномоченные по борьбе с
преступностью в сфере экономики организовали снятие остатков товарно-
материальных ценностей. Уже в ходе осмотра при сопоставлении полученных
сведений участники следственно-оперативной группы пришли к выводу, что
пожар возник в результате поджога. Это позволило сосредоточить основные
усилия на установлении преступников среди работников магазина. С помощью
оперативно-розыскных мероприятий были выявлены несколько подозреваемых,
среди которых оказалась и бывший продавец Бойко. Дальнейшая, более глубокая
проверка ее личности показала, что именно она, совместно со своей сестрой и
двоюродным братом совершила кражу, а затем подожгла магазин. Похищенные
вещи и деньги были изъяты у преступников при обыске37. Таким образом, при осмотре места происшествия большое значение имеет
правильное распределение обязанностей среди лиц, участвовавших в его
проведении, четкое определение характера их действий,
____________________________________________________________________________
_____________________________________ 37 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края уголовное
дело № 1-069/98 29
своевременное взаимное информирование. Тактические особенности места осмотра состоят в том, что место
происшествия исследуется членами следственно-оперативной группы с разных
точек зрения и с применением различной методики. Иными словами, это
исследование носит комплексный характер. В осмотре места происшествия специфическая роль отводится специалисту-
криминалисту. В соответствии с ведомственными нормативными актами он
оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке
и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных
образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний.
Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной
криминалистической информации, а также данных о применении
криминалистических средств и методов38. Специалист-криминалист осуществляет свои функции под руководством
следователя, который вправе давать ему указания о проведении тех или иных
действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь лишь
исследования. Методику, тактику исследования и применения научно-
технических средств при выявлении и фиксации материальных следов
преступления определяет сам специалист39. Члены группы первоначальную информацию о совершенном преступлении
получают от участников инспектора. Ведомственными нормативными актами
закреплено, что участковый инспектор милиции прибывает первым на место
происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда следственно-
оперативной группы и собрать предварительную информацию о происшествии,
причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его
обстоятельствах. Он информирует следователя и оперативных работников и
характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах,
представляющих
____________________________________________________________________________
_____________________________________
38 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Методич.
Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М-, ВНИИ МВД СССР, 1981. 39 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И-Н. Кожевникова, АЛ. 30
оперативный интерес; исполняет поручения руководителя СОГ40. Участковый инспектор, не будучи специалистом, как правило в осмотре
участия не принимает. За исключением случаев, когда он знаком с местом, где
совершено преступление и может помочь восстановлению обстановки41. Обязанность следователя собрать воедино разнообразные данные осмотра,
проанализировать их в связи с полученными результатами решить вопрос о
дальнейшем направлении работы. Он должен быстро и оперативно определить
обстоятельства, при которых было совершено преступление. Следователь обязан
решить и другую задачу - в зависимости от результатов осмотра места
происшествия и оперативных данных принимать меры к установлению и
задержанию преступника. В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает
поручение участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных
мероприятий (преследование по горячим следам, выявление очевидцев
преступления и т.п.). Основная работа по установлению и розыску преступников возлагается на
оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. Согласно
ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия
осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и
задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных
дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, организует
розыск преступника по горячим следам. По поручению следователя производит
следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с ведомственными нормативными актами взаимодействие с
дежурной частью в период осмотра возглавляется на оперативного работника.
Он должен сообщить в дежурную часть сведения ___________________________________________________________________________ ________________ 40 Там же. -С. 226.
41 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод.
Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М, ВНИИ МВД СССР, 1981. -С. 27. 31
о характере преступления. Приметах подозреваемых, похищенного, а также
другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников42 . Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной
частью опосредованно - через оперативного работника. Это имеет большое
практическое значение, поскольку его внимание, сосредоточенное на осмотре
места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной
взаимодействия43. В соответствии с ведомственными нормативными актами, дежурный по
органу внутренних дел информирует о происшествии патрульных, постовых,
сотрудников ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на
транспорте и при необходимости информируются дежурные части других
горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах
преступника, маршруте его движения и возможном месте нахождения, организует
перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы
немедленного реагирования44. Примером правильного взаимодействия следователя с членами следственно-
оперативной группы и дежурной частью может служить установление и розыск
преступника, совершившего кражу товаров из магазина “Бургузин” г. Сочи. На
место происшествия выехала следственно-оперативная группа, в которую
входили следователь, инспектор уголовного розыска, а также эксперт и
кинолог. В ходе осмотра применили служебно-розыскную собаку. Взяв след, она
привела кинолога к железнодорожному вокзалу. Используя сведения о
похищенных вещах, следователь и оперативный работник опросили работников
вокзала. Те рассказали, что ночью двое мужчин с мешками и чемоданами купи- ___________________________________________________________________________ __________________________
42 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,
тактика. -М.: "Российское право". -1992. -С. 39.
43 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод.
Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР. -1981. -С.29.
44 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М. «Спарк». -1997. -С. 224. 32
билеты на пассажирский поезд Адлер-Владикавказ. 0перативный работник
немедленно информировал дежурную часть РОВД, а дежурный ориентировал
железнодорожную милицию о характере преступления и о приметах преступников.
Работники милиции станции Туапсе задержали неоднократно судимых Буймера и
Дерезу, у которых с собой находились чемоданы и мешки с похищенными
товарами45 . В ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист
и участковый инспектор информируют друг друга и дежурную часть о данных,
имеющих значение для выявления подозреваемого и установления обстоятельств
совершенного преступления. По делам, по которым следователь выезжает на
место происшествия с оперативной группой, с самого начала возникает
необходимость в решении организационных и тактических вопросов, связанных
как с самим выездом, так и с производством других, вытекающих из
результатов осмотра неотложных следственных и оперативно-розыскных
действий. Большое значение приобретает оперативность использования
информации с целью проверки полученных данных, особенно по горячим следам.
Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные поручения. При
осмотре места происшествия, когда следователь и оперативный работник
находятся рядом, эта форма задания является самой целесообразной46. Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной
стадии является первоначальной формой обмена информацией. На этой стадии
работы еще нет возможности составить план следственных мероприятий. При
дальнейшем осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий
количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает
необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и
систематизации. К окон- ___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 45 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело № 1-538/98.
46 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР.
-1981. -С. 30. 33
чанию осмотра намечаются определенные версии и составляется единый план
первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий. Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий при
раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от друга во времени.
В действительности очень редко бывает так, чтобы члены следственно-
оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении, а потом
обсуждали их и планировали свои действия на будущее. На практике эти два
рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение получаемой
информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами
принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых
розыскных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не
изгладились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы
обстоятельно их обсудить. Исследование же, проведенное ВНИИ МВД СССР
показало, что такое обсуждение осуществляется не всегда. Какова же роль следователя и оперативного работника в построении
первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации, который
каждый из них располагает в результате осуществления своих функций при
осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего информацию об
изменениях в материальной обстановке осматриваемого места, которые
появились там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо,
его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от
потерпевших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц. Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени
условно, так как на практике оперативный работник может участвовать в
осмотре места происшествия и прилегающей территории, а потому получать
сведения о происшедших изменениях, а следователь до осмотра или в ходе него
может устно опросить потерпевших, свидетелей. 34 После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного
работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший
группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и
оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать
результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные
следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник
самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-
розыскных действий, а следователь - если есть основания - немедленно
возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный
действий. Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии
возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию
преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная
организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя
и следственно-оперативной группы. В большой степени результат этой работы зависит от инициативности и
активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о
совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда
следственно-оперативной группы на место происшествия и его
квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов
следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для
установления преступника. Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии
возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из
следующих решений (ст. 109 УПК РСФСР): о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или
сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в
книгах учета делается соответствующая запись. 35 глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе
предварительного расследования. За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного
процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно
выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель
и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно
проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
Дополнение следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями
необходимо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на
степень и характер ответственности, определение размера причиненного
ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д. Как мы уже выяснили ранее, взаимодействие следователя и органов
дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и
организационной47. Процессуальными формами являются: 1. поручение следователя органу дознания о производстве розы-скных и
следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР); 2. содействие органа дознания следователя в производстве от-дельных
следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР); 3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер
по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника (ч. 4
ст. 127 УПК РСФСР). Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных
действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия
при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном
использовании оперативно-розыскных возможностей
_________________________________________________________________ 47 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 14. 36
этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея
взаимодействия48. В практической деятельности следователи часто прибегают к
поручениям о производстве розыскных действий. Например, в производстве
отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Краснодарского края находится уголовное дело № 62900. Расследованием, проведенным по данному делу установлено, что 12.02.98
г. около 21 часа в домовладении № 41 по ул. Чехова г. Сочи был обнаружен
труп гражданина Левшина С. В. со следами насильственной смерти
(огнестрельными ранениями). Допрошенный по данному делу в качестве свидетеля Тамбиев С.М.
показал, что его родственник Левшин С. В. переехал в г. Сочи из г.
Краснодара летом 1997 года, для занятий коммерческой деятельностью. Левшин
занимался реализацией видеотехники совместно с жителем города Краснодар, по
имени Сергей. В связи с изложенным прошу поручить подчиненным Вам оперативным
сотрудникам провести следующие оперативно-розыскные мероприятия: 1. Установить род занятий Левшина и цель его приезда в г. Сочи
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|