p> 20
вень готовности своих работников к выполнению намеченных мероприятий. Выполнение плана контролируется следователем, начальниками
следственного и оперативного подразделений. Они обязаны еженедельно
обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение плановых мероприятий
оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как
план, утвержденный начальником органа внутренних дел становится
управленческим распоряжением20. В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включается также
совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных
версий и определение путей их проверки. Ознакомление следователя с данными, полученными оперативно-розыскным
путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем
сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в
тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю
материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и
способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает
следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм
преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в
конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследования. Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и
принять по ним решение в сроки, установленные ст. 109 УПК РСФСР21.
Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения
уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на
признаки преступления22, в том чис-
________________________________________________________________
20 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2 -М., «Спарк». -1997. -С. 234.
21 Взаимодействие следователя с оперативными работниками ОВД: Метод.
Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР. -1981. -С. 46.
22 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в
расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД № 334 от
20.06.96. 21 ле: время, место, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства,
сведения о лицах, причастных к преступлению. Если содержащиеся в оперативных материалах данные не позволяют
принять решение о возбуждении уголовного дела, следователь (начальник
следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением
обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий,
подлежащих выполнению для устранения пробелов23. Выполнив указания
следователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как
и при первоначальном их направлении. Если же принимается решение о возбуждении уголовного дела следователь
и оперативный работник составляют совместный план, в котором помимо
следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяснению
оперативным путем, а также сроки и конкретные исполнители, Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является
одним из важнейших условий для успешного расследования и раскрытия
преступлений. Оно строится на принципах законности, организующей роли
следователя в проведении расследования, самостоятельности органа дознания в
выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и
непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и
организационной. Взаимодействие обеспечивает наиболее эффективную,
организованную и плодотворную работу следователя и органа дознания,
позволяет экономить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных
органов. _________________________________________________________________
23 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М., «Спарк». -1997. -С. 232. 22 глава 2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела Общность и сложность стоящих перед органами дознания и
предварительного следствия при раскрытии преступлений на начальном этапе
расследования задач определяет необходимость теснейшего между ними
взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами
взаимодействие между следователем, оперативным работником и дежурной частью
начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о
преступлении, подследственном следователю24. В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей,
деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами.
Дежурная часть призвана по поступлении сообщения о совершении или
готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на
этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников,
эксперта-криминалиста и др. Специалистов и их незамедлительный выезд для
осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и
задержании преступника. В настоящее время дежурные части оснащены необходимой техникой,
транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, электронной почтой,
укомплектованы подготовленными кадрами сотрудников, что позволяет на
высоком профессиональном уровне сразу же~ по поступлении сигнала о
преступлении целеустремленно использовать и координировать усилия всех
служб, непосредственно осуществляющих работу по его расследованию. В связи
с этим подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или
готовящихся преступлениях поступает в первую очередь непосредственно в
дежурные части ор-
_________________________________________________________________
24 Вопросы расследования преступяений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А-Я. 23
ганов внутренних дел. Преобладающий источник получения ими информации о
преступлениях - письма, заявления граждан, сообщения должностных лиц и
представителей общественных организаций. По данным исследования,
проведенного ВНИИ МВД, все это составляет свыше 80% от всей исходной
информации о преступлениях25. В большинстве случаев, заявления граждан и должностных лиц о
совершенных или готовящихся преступлениях, поступают в дежурные части в
устной форме, как правило по телефону. Такие сообщения фиксируются на
специальную телефонную запись "02", которая храниться в дежурной части в
течение месяца26. При непосредственном обращении граждан в дежурную часть, каждое
заявление о преступлении заносится в книгу учета № 1 заявлений и сообщений
о преступлении, в которой отмечается число, время, от кого и о чем
поступили (в органах прокуратуры также имеются журналы учета заявлений и
сообщений о преступлениях, в которые заносятся сведения, поступившие к
следователям и прокурорам). При этом в обязательном порядке оформляется
протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального
законодательства, а заявителю выдается уведомление о принятии заявления. Как только заявление или сообщение будет подтверждено следственно-
оперативной группой с места происшествия. Оно регистрируется в Журнале о
совершенных преступлениях27 .(Телефонные сообщения также регистрируются в
этих книгах). Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рассмотрение
начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления
возбуждать уголовное дело, провести проверку в порядке ст. 109 УПК.
Провести досудебную подготовку материалов.
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
25 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,
тактика. -М-, -
1992.-С.32.
26 Инструкция "О порядке приема, регистрации, учете и разрешении заявлений
и сообщений, в органах и учреждениях внутренних дел и др. информации о
преступлениях и происшествиях", утв. Приказом МВД СССР №415. от.
11.11.1990.
27 См. Там же. 24
В книге учета заявлений и сообщений об этом делается пометка. В ней же
указывается номер и дата возбуждения уголовного дела. При отказе в
возбуждении уголовного дела указывается номер проверочного материала. Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в
Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в
возбуждении уголовного дела. Каждому из материалов присваивается очередной
порядковый номер28. По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не
более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не
более десяти суток (ст. 109 УПК) должно быть принято решение о возбуждении
уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о производстве
по делу досудебной подготовки материалов по протокольной форме. Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного процесса,
которая создает необходимые основания для дальнейших следственных действий.
Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что
правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том
или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения
вовлекается множество государственных служб и граждан. С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд
принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела.
Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные о наличии в
деянии признаков состава преступления и отсутствию обстоятельств,
исключающих производство по делу. Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения
уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, которые
предшествует вынесению постановления о возбуждении уголовного дела.
____________________________________________________________________________
________________________
28 См. Там же.
25 Таким образом, установление оснований возбуждения уголовного дела
можно назвать предварительной проверкой повода к этому, будь то заявление
гражданина или непосредственное обнаружение признаков преступления29. УПК РСФСР определяет, что единственным следственным действием,
проведение которого возможно до возбуждения уголовного дела является осмотр
места происшествия (ч. 2 ст. 178 УПК РСФСР). При этом одной из предпосылок
успешного раскрытия преступления по горячим следам по получении сообщения о
нем является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной
группы для осмотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для
задержания преступника. Исследование этого вопроса в Московской области
показало, что по изученным 552 делам, возбужденным в первый день
поступления сигнала, раскрыто по горячим следам 60% преступлений, на второй
день - уже 16%, а на третий день - лишь 5%30. В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел подчинены
постовые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и
медвытрезвители, которые он информирует обо всех происшествиях на
обслуживаемой территории и организует их взаимодействие31 . Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступлении
сообщения о преступлении - пресечь преступление и принять меры к сохранению
его следов и задержанию преступника32 . Успех в таких случаях, независимо
от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от
инициативы и знания сотрудниками дежурных частей своих обязанностей,
определенных ведомственными нормативными актами. Вот характерный пример:
дежурный по отряду полу-
_________________________________________________________________
29 Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом к
возбуждению уголовного дела. Законность, № 12-1995. -С. 23.
30 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,
тактика. - М., 1992. -С. 34.
31 Лавров В.П. Расследование преступлений по горячим следам. -М., 1989. -С.
11.
32 Инструкция "по организации взаимодействия подразделений и служб органов,
внутренних дед в расследовании и раскрытии преступлений" утверждена
приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г. 26
чив сообщение об ограблении ресторана и приметах грабителя, зная, что возле
ресторана должен находиться постовой, он тут же по рации информировал его
об этом, одновременно дал указание всем ПМГ и сотрудникам, работающим на
милицейских автомашинах. Немедленно следовать к ресторану для оказания
помощи постовому. Туда же он направил дежурную следственно-оперативную
группу. Извещенный по рации постовой задержал подозреваемого при выходе из
ресторана. Преступление было раскрыто в считанные минуты после того, как
дежурная часть приняла первый сигнал33. Правильная и своевременная организация выезда на место происшествия,
его квалифицированный осмотр следователем - непременное условие успешного
раскрытия преступления. Осмотр места преступления и осуществление
сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее
эффективных способов собирания информации о преступлении и преступнике,
умелое использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность
изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и
раскрытию преступления по «горячим следам». Существует тесная взаимосвязь
между данными, полученными при осмотре места преступления и содержанием
проводимых мероприятий, характер, цели и направленность которых зависят от
полноты и качества осмотра. Изучение практики показывает, что отсутствие
надлежащей информационной базы именно в начале расследования,
неквалифицированный осмотр места совершения преступления и неумелое
составление протокола осмотра, затрудняют раскрытие и расследование
преступлений34. Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов,
основными из которых являются быстрота и своевременность выезда на место
совершения преступления; знание следователем тактических приемов осмотра;
комплексное исследование специальных
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
33 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело .№
1-471/98.
34 Вологин C.'M.. Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперативного
работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица,
совершившего квартирную кражу. -М., 27
средств и методов представителями различных служб и подразделений органов
внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу
взаимодействующих лиц. Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом
зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих
на место преступления, а так как основной организационной формой
взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важным
вопросом является проблема комплектования этой группы, налаживание
взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью35. Ведомственными нормативными актами закреплено, что следователь
является руководителем СОГ, выезжающей на место происшествия. Он
осуществляет руководство в период осмотра, определяет порядок ее работы,
обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и
поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра,
как в процессе подготовки, так и при его проведении (ч. 4 ст. 127 УПК
РСФСР) Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления,
его особенностей, наступивших последствий и т.п. следователь должен
проверить, соответствует ли состав группы объекту и особенности предстоящей
работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может
привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников
других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного
происшествия, в группу включается работник ГИБДД, экспетр-автотехник, а при
осмотре места пожара в следственно-оперативную группу должны входить
сотрудники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики,
химики, строители и т.п36.
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________ 35 Лавров В.П. Расследование преступлений по горячим следам. "М., 1989. -С. 23. 36 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел. Методическое пособие подред. Л.М. КарнсевоЙ. -М.. ВНИИ МВД СССР, 1981. -С. 26.
28 В ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет
протокол осмотра, дает указания оперативному работнику, эксперту-
криминалисту, специалисту в области судебной медицины, кинологу и другим.
Это обеспечивает необходимую координацию следственных и оперативных
действий, позволяет наиболее эффективно использовать в следственной и
оперативно-розыскной работе материальные следы преступления, выявленные и
изъятые на месте происшествия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|