Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

p> 2. Установить круг знакомых Левшина в г. Сочи и проверить указанных лиц на причастность к убийству;

3. Установить личность парня по имени Сергей, совместно с которым
Левшин занимался коммерцией и проверить его причастность к убийству
Левшина49.

Необходимость дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от характера уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению, конкретной следственной и оперативной си-
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________

48 Там же. -С. 14.
49Архив прокуратуры Краснодарского краевого суда уголовное дело № 62900/98

36 туации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных мер.

Если же преступление совершено в условиях полной очевидности, а преступник застигнут на месте преступления или пойман с поличным, к тому же является местным жителем, ранее ни в чем предосудительном замечен не был, то в таких случаях, как правило, расследование производится без оперативно- розыскных возможностей органов дознания50.

Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от
12.08.95. является

1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание проведения оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения криминальных задач;

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения: а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике или экологической безопасности РФ; в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания; г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.

Все эти основания делятся на 2 группы:

1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.) СЗРФ,
-1995. -№ 33. -Ст. 3349;
_________________________________________________________________
50 Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98

38

2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)

В следственной практике встречаются различные варианты оперативно- розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно- розыскным путем.

Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление.

С учетом этого в деятельности оперативных подразделений разведывательно-поискового сопровождения требуют дела51:

1. возбуждаемые по материалам оперативной проверки;

2. возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых остались не установленными.

В первом случае оперативно-розыскные меры необходимы для восполнения пробелов оперативной проверки, выявленных предварительным расследованием, а также выявления фактов. Могущих стать доказательствами.

Во второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необходимы для значительного повышения эффективности следственный действий, направленных на собирание документов по возбужденному уголовному делу.

Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбуждением уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело и составляется план оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц, совершивших преступление, за счет максимального использования различных источников информации при помощи которых
_________________________________________________________________
51 Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно- розыскной деятельности». Комментарий -М-: Новый юрист. -1997. -С. 228.

39 можно узнать, кто совершил преступление.

В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела- Последний изучает и анализирует представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие. Правомочны проводить разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку информации о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей. Эти противоправные акции создают реальную потенциальную угрозу правопорядку и безопасности в стране. С учетом этого аналитическая и иные формы разведывательно-поисковой работы призваны информационно обеспечивать органы, осуществляющие оперативно-поисковую деятельность. Сведениями, имеющими:

1. упреждающий, превентивный характер к подготавливаемым или замышляемым преступлениям, что позволяет предотвращать и пресекать последние еще на ранних стадиях;

2. имеющими предпосылки для подготовки оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих раскрытие совершенных иди совершаемых преступлений в кратчайшие сроки52.
_________________________________________________________________
52 Там же.-С. 290.

40

В п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»53 сказано, что в распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в результате разведывательно-поисковой работы может оказаться информация о криминальных фактах, допускающих двоякое толкование, т.е. не являющаяся полной. Подобного рода данные не указывают на «разумно обоснованные» признаки правонарушения, зафиксированного в уголовном или административном законодательстве. Таким образом, в распоряжении оперативного персонала оказываются данные, не свидетельствующие четко о том, что имело место противоправное деяние, преследуемое по закону, устанавливающему ответственность, адекватную содеянному. В этом случае нет достаточной основы для проведения расследования, т.к. отсутствуют основания привлечения объектов оперативно-розыскной деятельности к уголовной ответственности и в итоге нет ясности по вопросу о том, есть ли в наличии состав преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка. Так, состав преступления является уголовно-правовым основанием привлечения лиц, оказавшихся в сфере оперативно-розыскной деятельности, к уголовной ответственности.

В свою очередь, при отсутствии последнего подлежат добыванию сведения.
Которые послужили бы процессуальным основанием привлечения объектов оперативно-розыскной деятельности в качестве обвиняемых. Эти доказательства могут быть признаны достаточными для предъявления обвинения в соответствии с УПК только в том случае, когда они характеризуют каждый из элементов инкриминируемого указанным лицам состава преступления54.

В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» от 22.02.95 г.55 на указанную спецслужбу возложена обязанность добывать информацию о событиях или действиях, соз-
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

55 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа
1995 г.// Собрание законодательства РФ - -1995- №33 ст. 3349 (ст.11)
54 Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений.
-М., Юрид. литература.-1991.-С. 79.

55 Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон РФ от
22 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ – 1995 - №15 Ст 1269

41 дающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Однако данные сведения могут быть обнаружены и оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»56 эти данные должны быть переданы в соответствующие подразделения ФСБ.

Если результат разведывательно-поисковой работы в сфере и инфраструктуре уголовных преступлений имеют форму криминальной информации.
То проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление достоверности указанной информации, сбор дополнительных сведений о лицах и фактах.

Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной деятельности информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, сотрудник оперативного подразделения проверяет ее, т.к. она может быть минимальной, противоречивой, неточной, содержать сведения сомнительной достоверности, поступать от лиц, со стороны которых вероятно ее искажение
(воображение, умысел). В итоге в распоряжении оперативного работника оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обоснованные» признаки правонарушения, т.е. нет фактических обстоятельств, четко и ясно указывающих на противоправное деяние, которое профессионально грамотной оперативный работник принял во внимание. Решая вопрос о необходимости проведения дознания, предварительного следствия, разбирательства по факту административного правонарушения, а в ИУ - пенитенциарного проступка. В связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения перепроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся од-

42 ного и того же объекта57. Для этого необходимо: а) выяснить, была ли деятельность проверяемого лица на самом деле или же операппарат введен в заблуждение; б) установить, является ли деятельность подозреваемого лица противоправной и как она в правовом аспекте может быть квалифицирована; в) не только подтвердить или опровергнуть первичные данные, но и получить тот объем первичной информации. Который был бы достаточен для правильного решения вопроса о дальнейших мерах, которые следует предпринять в связи с поступлением этих сведение в оперативный аппарат применительно как к основному объекту проверки, так и в иных целях (пополнение картотек, совершенствование различных аспектов оперативной работы).

В зависимости от содержания информации, общественной опасности лиц и фактов, а также необходимого объема работы оперативный работник определяет виды оперативно-розыскных мероприятий. Подлежащих проведению в этом случае.

По общему правилу оперработник, осуществляющий предварительную оперативную проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию, на основании которой начато производство по рассматриваемому деду, а также излагать в соответствующих оперативно-служебных документах результаты проведенных или проверочных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной проверки.

Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки
(предупревдено, пресечено или раскрыто преступление; задержан ли скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вес-
____________________________________________________________________________
_________________________
57Горянов К.К.. Кваша Ю.Ф-, Сурков К.В., ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Комментарий. -М.: Новый юрист. -1997. -С. 228.

.

43 ти пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив58.

Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием собранных материалов для профилактики противоправного поведения объектов
ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно использование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения, например, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими. Однако оперативно-розыскная практика свидетельствует о том, «k что названный исход вероятен не всегда, так как достоверная информация о преступной деятельности может быть не засвидетельствована, не подтверждена определенными объектами - носителями информации (предметами, документами и т.п.), определяемыми законом в качестве доказательств. Поэтому возникает необходимость в подготовке следующей системы оперативно-розыскных мер в рамках нового этапа оперативной проверки59.

Здесь у оперативного работника единственным выходом из сложившейся ситуации является решение о подготовке комплекса новых действий, которые следует предпринять в связи с поступлением в опе- ративный аппарат уже не вызывающей сомнений информации, подтверждающей наличие противоправной цели не только в намерениях, но и в поведении проверяемых лиц, либо указывающей на событие преступления однако недостаточной дяя дознания, расследования и наказания виновных. Таким образом, сигнальная информация после ее уточнения может послужить объективной и фактической основой для последующей оперативной проверки, обозначаемой в ОРД термине
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

58 см. Указ. Работа – с. 228

59 Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно- розыскной деятельности – М. “Спарк” – 1996 – С. 67

44
«оперативная разработка», представляющая собой негласное осуществление комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проводимых только при наличии обоснованных данных и признании подготавливаемых преступлений, а также указывающих на преступления, совершенные или совершаемые, для их пресечения либо раскрытия^ .

Поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:

1. пределами самих поручений;

2. кругом тех следственных действий, проведение которых может быть поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.

Начнем с первого. Прямых указаний об этих пределах уголовно- процессуальный закон не содержит.

Совершенно очевидно, что наиболее эффективному комплексу использованию возможностей следователя и органа дознания в процессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функций. Практически такое положение несущественно потому, что следователь физически не в состоянии выполнить в один и тот же период времени всю совокупность следственный действий, диктуемых конкретной ситуацией. Имеются в виду не только сложные или большие по объему дела. Даже по делу, например, о квартирной краже, совершенной опытным преступником, в случае раскрытия по оперативно- розыскным данным нередко требуется проведение комплекса следственных действий в одно и тоже время.

И, чтобы иметь в резерве более или менее свободных от работы следователей, которых можно было бы в любой момент использовать,
_________________________________________________________________
60 Гориянов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Указ. работа. -С. 228.

45 потребуется резко увеличить следственный аппарат, на что государство не пойдет. Да и как быть с институтом процессуальной самостоятельности следователя? Ведь речь вдет не о расследовании дела бригадой следователей в соответствии со ст. 129 У ПК РСФСР, а о разовом их привлечении к выполнению следственных действий по делам, не находящимся в их производстве61.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.