Меню
Поиск



рефераты скачать Права подозреваемого и гарантии их реализации в уголовном процессе

Вторым основанием признания лица подозреваемым является применение к нему меры пресечения до предъявления обвинения. В соответствии со ст.155 УПК делается это в исключительных случаях. О применении меры пресечения, лицом, производящим дознание, следователем и прокурором выносится мотивированное постановление, содержащее указание на преступление, в котором подозревается данное лицо, и основание для избрания меры пресечения.

Если избирается мера пресечения в виде заключения под стражу или залог, то постановление должно бать санкционировано прокурором. Именно наличие постановления, санкционированного прокурором, свидетельствует о признании в данном случае лица подозреваемым [4, с.83-87].

Таким образом, для признания подозреваемым необходимо иметь уголовное дело, реальное лицо, данные для его подозрении в совершении преступления и соответствующий документ – протокол о задержании и постановление о применении меры пресечения, причем, не обязательно в виде ареста. Схематически процессуальное понятие подозреваемого можно увидеть в Приложении А. 

Отсутствие хотя бы одного из приведённых выше «компонентов» не позволяет считать гражданина, даже фактически задержанного, подозреваемым. Из этого следует вывод о недопустимости применения к данному лицу мер процессуального принуждения – допроса, обыска и т.д. Если же это происходит, то полученные фактические данные не имеют юридическую силу и не могут быть использованы для доказывания обстоятельств преступления. Нельзя фактически задержанного допрашивать и в качестве свидетеля, ибо он таковым не является. Кроме того, не следует забывать о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого (ст.63 Конституции Украины).

Однако многие годы учеными и практиками ставится вопрос о том, в качестве кого должно быть допрошено лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, но которое не арестовано, не задержано, не признано обвиняемым.

Если оно допрашивается в качестве свидетеля, то оно предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. В такой ситуации сказать правду, отказаться от дачи показаний или дать ложные сведения – все равно быть наказанным. По существу гражданин принуждается угрозой уголовной ответственности за отказ от дачи показаний свидетельствовать против самого себя. Хотя сам процессуальный закон (ст.22 УПК Украины) утверждает: «Запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путём насилия, угроз и иных незаконных мер». Проблема может быть решена путём совершенствования закона. С одной стороны, в уголовном процессе должен быть реализован принцип недопущения принуждения к свидетельству против самого себя, а с другой стороны, подлежит уточнению само понятие подозреваемого.

Во-первых, в процессуальном законе должно быть учтено положение п.Ж §3 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, которое гласит: «Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявленного ему обвинения как минимум на следующие гарантии на основе равенства: …не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным». Вслед за этим Конституция Украины определила: «Лицо не несет ответственности за отказ от дачи показаний или пояснений в отношении себя, членов семьи или близких родственников…» Уголовно-процессуальный закон также нуждается в дополнении: «Никто не должен принуждаться и не обязан свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников».

Наряду с этим для выхода из указанного тупика, В.М. Тертышник предлагает внести дополнительные изменения в закон. В частности необходимо заменить понятия «подозреваемый» и «обвиняемый» единым, более широким понятием «подследственный», которое в большей степени отражает объективное положение лица, а не субъективное представление следователя о его отношении к преступлению (подозревать – значит догадываться, предполагать). Тертышник В.М. предлагает ст.43' УПК Украины изложить в следующей редакции:

«Подследственным является лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого или подследственного, а также лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, или лицо, к которому применена мера пресечения».

Подследственный должен наделяться всеми действующими правами обвиняемого в полном объёме [5, с.134].

Несовершенство самого понятия подозреваемого как самостоятельной процессуальной фигуры, содержащееся в УПК Украины, отмечают авторы Научно-практического комментария УПК. Они справедливо указывают, что понятие подозреваемого должно быть раскрыть с тем, чтобы придать процессуальный статус подозреваемого всем лицам, в отношении которых возбуждено уголовное дело [6, с.78].

Подозреваемый – факультативный участник уголовного процесса. Лицо, совершившее преступление, может и не быть им. Подозреваемый – временная процессуальная фигура. Срок, в течение которого лицо считается подозреваемым, не может превышать 72 часов согласно Конституции Украины (ст.29) , а также УПК Украины (ст.106). Но в любом случае в положении подозревае­мого лицо может находиться не более десяти суток. Если собрано достаточно доказательств и лицу предъяв­лено обвинение, то оно становится обвиняемым.

 Если же будет, установлено, что подозреваемый совершил ма­лозначительное или не представляющее большой обще­ственной опасности преступление, выносится постановление о прекращении уголовного дела и применении мер общественного воздействия.

 В случаях, когда подозрение отпадает и устанавливается непричастность лица к расследуемому преступлению, выносится постановление об отмене меры пресечения. Когда же будет установле­но, что действия подозреваемого не содержат состава преступления, и он подлежит привлечению к админист­ративной ответственности, выносится постановление об этом, а лицо при необходимости может быть допрошено в качестве свидетеля.

Итак, анализ научных трудов некоторых ученых-юристов приводит к выводу о необходимости совершенствования правового статуса подозреваемого. Прежде всего, нужно уточнить понятие этого субъекта на законодательном уровне. В проекте УПК Украины, подготовленном рабочей группой Кабинета Министров, предпринята достаточно удачная попытка всесторонне раскрыть в законе понятие подозреваемого, не ограничивая его двумя словами. Согласно ст. 33 проекта УПК Украины подозреваемым признаётся:

1)     лицо, на которое заведено уголовное дело;

2)     лицо, к которому до привлечения в качестве обвиняемого применена мера пресечения;

3)     лицо, от которого до привлечения в качестве обвиняемого отобрано письменное обязательство о явке по вызову следователя, дознавателя или суда, а также о том, что он сообщит о перемене места жительства [7, ст.33].

Сравнительная характеристика понятия подозреваемого, содержащегося в действующем УПК и проекте УПК более наглядно содержится в Приложении Б.

Таким образом, в проекте УПК понятие подозреваемого дано более точно, чем в ныне действующем уголовно-процессуальном  законодательстве. Такое понятие позволяет признавать лицо в качестве подозреваемого на самых ранних этапах предварительного расследования, что влечет за собой реализацию его прав и законных интересов, а самое важное – возможность воспользоваться своим конституционным правом на защиту.

Практика свидетельствует о том, какое бы уголовное дело не взять – всё начинается с человека – юриста, следователя, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, их деятельности, чувств, их отношения к себе и обществу, к своим обязанностям. Одни совершают добро, стоят на защите прав и интересов человека, другие – совершают зло, беззаконие, убийства, кражи и другие преступления. Уголовно-процессуальное право учит специалистов, как раскрывать такие тяжкие преступления, какие действия необходимо совершать, чтоб защитить честное имя гражданина, его права и свободы, материальное благосостояние личности. В этой связи очень важно определиться с понятием подозреваемого как лица привлекаемого к уголовной ответственности на самых ранних этапах предварительного расследования и не допустить неправомерного привлечения или задержания невиновного лица.





1.2 Личные права подозреваемого, и их гарантии, предусмотренные

      Конституцией Украины



Целью современного развития общества является утверждение прав человека, обеспечение достойных условий жизни, чести и достоинства. Идеи гуманизма, приоритетные общечеловеческие ценности находят своё отражение в деятельности современных государств, которые характеризуются как демократические, социально ориентированные и правовые. В послании Президента Украины к Верховной Раде "Україна: поступ у ХХІ століття. Стратегії економічної і соціальної політики на 2000-2004 рр." провозглашено: мы должны уяснить, что наивысшей ценностью современного цивилизованного процесса является человек, его права и свободы и особенно на жизнь, уважение достоинства человека, его свободу и неприкосновенность.[8, с.1].

Человек и гражданин в Украине имеют всю полноту гражданских, политических, социально-экономических, экологических, культурных, семейных, личных и других прав и свобод, которые тесно между собой связаны.

Многие принципы уголовного процесса нашли себе место в статьях Конституции Украины. Вообще в действующей Конституции их гораздо больше, чем в любой прежней союзной или российской. Объясняется это одним: резко возросла роль судебной власти в государстве, которое стремиться стать правовым. Поэтому принципы организации и деятельности судебной власти, другими словами, принципы правосудия, в том числе правосудия по уголовным делам, надежно, прочно утвердились в Конституции.       

Исходя из того, что принципы процесса представляют собой руководящие правовые нормы, их систему следует строить в соответствие с положениями Конституции Украины, которые относятся к правосудию и судопроизводству. Система принципов уголовного процесса включает в себя следующие принципы: законность, публичность, равенство граждан перед законом и судом, охрана прав и свобод, чести и достоинства граждан, гласность суда, осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом, презумпция невиновности, обеспечение обвиняемому права на защиту, состязательность, национальный язык судопроизводства.

В системе личных конституционных прав и свобод важное место принадлежит субъективному праву на индивидуальную свободу и личную неприкосновенность (ст. 29 Конституции Украины).

В литературе существуют разные подходы  к пониманию анализируемого конституционного права.

Широкое понимание – охватывает такие конституционные возможности, как личная свобода, безопасность, неприкосновенность жилья, неприкосновенность тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, личной и семейной жизни, чести и достоинства, жизни и здоровья, свободы передвижения, мысли и слова, защиту в суде и другие.[9, с.13-20], [10, с.4-11].

Узкое понимание конституционного права на свободу и личную неприкосновенность включает лишь возможность свободы от незаконных и необоснованных арестов и задержаний, личных обысков, осмотров и других принудительных мер со стороны государственных органов и должностных лиц и свободу от противоправных посягательств отдельных лиц [11, c.42-47].

На мой взгляд, наиболее правильным определением права на свободу и личную неприкосновенность является следующее: это право индивидуума, которому гарантированна личная свобода и неприкосновенность не допускающая противоправных арестов и задержаний и других принудительных мер, обеспеченное государственными органами и органами местного самоуправления, создающее возможность возмещению убытков и восстановлению нарушенного права.

Статья 55 Конституции Украины предусматривает защиту прав и свобод человека и гражданина непосредственно судом [12, с.138]. В тоже время позволительно утверждение о наличии правового разрыва между гарантированными Конституцией Украины свободами, с одной стороны, и действующим уголовно-процессуальным законодательством страны – с другой стороны. Верховенство законности, составляющее основу внутреннего содержания прав и свобод человека, не всегда взаимоувязано с их уголовно-процессуальными аналогами.

Наиболее яркий тому пример – задержание подозреваемого или заключение его под стражу. С одной стороны подозреваемый, как человек и гражданин имеет право на личную свободу и неприкосновенность, с другой стороны, органы дознания и предварительного следствия должны раскрыть совершенное преступление и изобличить преступника. О некоторых предложениях как решить данное противоречие будет рассмотрено в разделе 2.3.

Сейчас же будет уместно вспомнить, что именно на основании нарушенного права на личную свободу и неприкосновенность человека действует право и создаются возможности для возмещения убытков и восстановления нарушенного права. В ст. 56 Конституции Украины закрепляется положение о том, что "каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причинённого незаконными решениями, действиями или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ними своих полномочий". 

В развитие принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6 Конституции Украины) ст. 29 Конституции Украины предусматривает, что арест или содержание под стражей могут производиться не иначе как на основании мотивированного решения суда. Одновременно ч.4 ст. 29 Конституции Украины предусматривает право задержанного в любое время обжаловать в суде своё задержание. Таким образом личности конституционно гарантируется право на свободу и личную неприкосновенность, исключается возможность внесудебного решения вопросов задержания, ареста и содержания под стражей.

Эти основополагающие права не просто продекларированы. Они реализуемы посредством совокупности норм уголовно-процессуального законодательства (ст.ст. 43-48, 2363, 2364 УПК Украины), позволяющих обжаловать в суде решения следователя о применении мер процессуального принуждения.  

Нельзя, однако, не учитывать, что обжалование как таковое не способно однозначно гарантировать соблюдение принципа законности при задержании, аресте или содержании под стражей. Оно взаимоувязано с предоставлением возможности с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника, а также знать о мотивах ареста, задержания, получить разъяснение о своих правах.

Право подозреваемого знать, в чем он подозревается, обеспечивается тем, что в протоколе задержания обязательно указываются  основания и мотивы задержания, приводятся объяснения задержанного, а сам протокол подписывается задержанным. В постановлении о применении меры пресечения должно содержаться указание на преступление, в котором данное лицо подозревается; перед допросом должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозревается, о чём делается отметка в протоколе допроса.

Закон не указал, в каком объеме следует разъяснить подозреваемому сущность подозрения. Очевидно, не сле­дует ограничиваться лишь объявлением характера пре­ступления, а назвать время, место и другие известные следователю обстоятельства совершения преступления, которые он по тактическим соображениям считает воз­можным сообщить подозреваемому. Существо подозре­ния должно быть разъяснено в достаточно конкретной форме, с учетом индивидуальных особенностей подозре­ваемого (возраст, жизненный опыт, образование и т.п.).

С правом подозреваемого знать, в чем он подозрева­ется, тесно связано его право, давать объяснения (пока­зания) как по поводу обстоятельств, послуживших осно­ванием для его задержания или избрания ему меры пресечения, так и по поводу любых известных ему об­стоятельств по делу.

 Дача подозреваемым показаний не может рассматриваться как его процессуальная обязанность. В этом отношении подозреваемый полностью приравнивается к обвиняемому. Допрос его должен вестись применительно к правилам допроса обвиняемого. А именно, допрос производиться немедленно и во всяком случае не позднее суток после задержания или вынесения постановления о применении меры пресечения. В начале допроса следователь предлагает дать показания по существу дела. Подозреваемый имеет право изложить свои показания собственноручно, а также пользоваться услугами переводчика. Подозреваемый не несёт ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Дача показаний его право, а не обязанность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.