Меню
Поиск



рефераты скачать Права и свободы граждан при производстве обыска

p> В Российской Федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав.
Часть 2 ст.55 гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких оснований.

Но, следуя ст.29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований.[24]
Эти основания закреплены в части 3 ст.55 Конституции, которая гласит.
"Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Также ст. 17 Конституции закрепляет, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Конституция Российской Федерации предусматривает допустимость конкретных ограничений прав и свобод личности: арест, заключение под стражу и содержание под стражей допустимые только по судебному решению; допустимое до судебного решения задержание лица на срок не более 48 часов (часть 2 ст.22); ограничение только по судебному решению права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 ст.23);

Тема нашего исследования непосредственно связана со ст.25 Конституции, которая гласит: ".... проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц в случаях, установленных Федеральным законом. Или на основании судебного решения. " Данная статья имеет в виду два варианта случаев изъятия из общего правила неприкосновенности жилища. Первый, когда в
Федеральных законах может быть предусмотрено принудительное проникновение в жилище без судебного решения. Реализация данного ограничения определена
Федеральным законом "О милиции". В п.18 ст.11 данного закона имеется исчерпывающий перечень условий, при которых милиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их. Этот перечень следующий:" при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках."[25] Второй случай допустимого ограничения проникновения в жилище против воли лиц проживающих там, требует судебного разрешения для производства следственных действий в рамках УПК. Проникновение в жилище необходимо часто для производства обыска, выемки, наложения ареста на имущество. Все эти действия должны совершаться при наличии судебного решения. Однако не все процедуры еще разработаны. Нет процедуры выдачи судебных решений; неясно в каком порядке и к какому судье или суду надо обращаться, какой документ должен выдать судья. Но действующий УПК предусматривает возможность принудительного проникновения в жилище в целях производства обыска, выемки и наложения ареста на имущества. Статьи 167, 168, 175 УПК, регламентирующие основания производства выемки, обыска и наложения ареста на имущество, не противоречат конституционному положению, допускающему проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц в случаях, установленных
Федеральным законом, под которым понимается и Уголовно-процессуальный кодекс.

В следственной практике иногда возникает необходимость в проникновении в жилище против воли проживающих в нем лиц для производства осмотра места происшествия. С этим дело обстоит намного сложнее. Проникновение в жилище в целях осмотра места происшествия вопреки воле проживающих в нем лиц УПК не предусматривает. Надо отметить, что осмотр места происшествия носит как правило неотложный характер и промедление с выполнением этого следственного действия может быть результатом утраты следов преступления, а порядок выдачи судебных решений еще не разработан. Применение принудительных мер будет означать нарушение конституционного права. Однако, если сделать вывод из того, что проживающие в помещении лица не хотят, чтобы у них производили осмотр это значит, что у следователя имеются все основания полагать, что от него хотят укрыть следы преступления, уничтожить их. Войти принудительным образом в жилище следователь может после вынесения им постановления о производстве обыска[26].

Однако не нужно думать, что задачи уголовного судопроизводства решаются только мерами уголовно-процессуального принуждения. Успешное выполнение этих задач "предполагает широкоаспектное применение прежде всего метода убеждения."[27]

И все же, как бы велика не была сила общественного воздействия, как правового убеждения, до тех пор, пока существует само право сохраняется необходимость в государственном принуждении как одном из его неотъемлимых признаков, одном из средств его обеспечения. И дело, конечно, не в том, что применение каждой правовой нормы необходимо связано с применением принуждения, а в том, что самый факт его существования, возможность применения принуждения к лицам, не желающим согласовывать свое поведение с требованиями правовых норм, стимулирует отказ от их нарушений".[28]

3 ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

РЕГУЛИРУЩИХ ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК И

УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОБЫСКА

( 1 Характеристика норм действующего УПК РСФСР, регламентирующих основания, порядок и условия производства обыска

1 Основания производства обыска.

Исходя из смысла ст.168 УПК, производство обыска должно быть обосновано.

Основания к производству обыска можно подразделить на фактические и юридические (процессуальные).

Фактические основания - это установленные в процессе расследования данные, позволяющие предположить, что в определенном помещении или у определенного лица находятся объекты, которые имеют существенное значение для дела. Эти данные должны быть установлены процессуальным путем, подвергнуты проверке и отражены в материалах дела.

Достаточными являются данные, формирующие предположение о том, что в определенном месте или у определенного лица могут находится имеющие значение для дела объекты.

Особо стоит оговорить, что такие данные должны содержаться в процессуальных документах, фиксирующих сведения, полученные из источников, указанных в ч.2 ст.69 УПК, то есть такие данные должны быть добыты процессуальным путем. В то же время необходимо учитывать и информацию, которую органы дознания получили в результате проведения оперативно- розыскных мероприятий (ч.1 ст.118, ст.11 Федерального закона "Об оперативно- розыскной деятельности"). Использование таких данных допускается при условии соблюдения положений уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств.
Представляемые следователю или суду справки. Содержащие обзор сведений, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, без указания на источник, являются недопустимыми в качестве доказательств, хотя и могут стимулировать принятие решения о производстве процессуальных действий. Как нам представляется, механизм реализации этих требований может быть таким: по получении подобной справки следователь в установленном УПК порядке производит допрос лица, получает в ходе производства допроса фактические данные. В этом случае процессуальный порядок будет соблюден, и фактические данные могут послужить фактическим основанием к производству обыска.

Юридическое (или процессуальное) основание - это постановление следователя о производстве данного следственного действия. Это постановление должно быть мотивировано, то есть содержать указание на фактические основания, обусловившие принятие решения о производстве обыска.
Постановление должно быть санкционировано прокурором или его заместителем.

В ч.3 ст.168 УПК содержится положение о возможности производства обыска без санкции прокурора в случаях, не терпящих отлагательства.

УПК содержит жесткое требование к юридическому основанию производства обыска. Постановление следователя о производстве обыска должно быть мотивированным (ч.3 ст. 168), то есть в постановлении следователя о производстве обыска должны содержаться достаточные фактические данные, позволяющие принять решение о производстве настоящего следственного действия.

Как мы отмечали выше, согласно Конституции РФ, разрешение на производство обыска, связанного с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц, может быть оформлено судебным решением (ст.25
Конституции РФ).

Уголовно-процессуальным законодательством отдельно регламентированы основания для производства личного обыска без вынесения отдельного постановления и без санкции прокурора:

1) при задержании или заключении лица под стражу;

2) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы, могущие иметь значение для дела (ст.172 УПК).

Имеются дополнительные юридические основания при производстве обыска в помещениях дипломатических представительств, а также в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи.
Согласно ст.173 УПК обязательным юридическим основанием к производству обыска в таких помещениях является просьба или согласие дипломатического представителя. Такое согласие испрашивается через Министерство иностранных дел.

Для некоторых категорий лиц также установлены определенные дополнительные юридические основания для производства у них обыска (судьи, депутаты и т.д.). Однако непосредственно уголовно-процессуальное законодательство не содержит специальных норм, эти нормы содержатся в иных нормативных актах.

1.2.Процессуальный порядок производства обыска.

Обыск может быть произведен только после возбуждения уголовного дела.
Условием принятия решения о производстве обыска является наличие достаточных фактических данных, дающих основание полагать, что в определенном месте находится искомый объект.

По нашему мнению, обыск как следственное действие состоит из трех взаимосвязанных стадий:

1) подготовительная стадия,

2) поисковая стадия,

3) удостоверительная стадия.

Схематически это можно представить следующим образом:

Подготовительная стадия

Поисковая стадия

Удостоверительная стадия

Согласно ч.3 ст.167, ч.3 ст.168 УПК на подготовительной стадии следователь, имея к тому достаточные основания, выносит мотивированное постановление о производстве данного следственного действия, в котором должно быть указано:

-когда, где и кем вынесено постановление;

-по какому уголовному делу;

-обстоятельства, установленные по делу;

-основания и мотивы принимаемого решения;

-объекты, подлежащие изъятию;

-фамилия, имя, отчество и точный адрес лица, у которого должны быть изъяты искомые объекты.

Обыск в помещении дипломатических представительств осуществляется в следующем порядке:

1. Следователь выносит мотивированное постановление о производстве обыска (ч.3 ст.167, ч.3 ст.168 УПК), в котором должно быть указано:

-когда, где и кем вынесено постановление;

-по какому уголовному делу;

-обстоятельства, установленные по делу;

-основания и мотивы принимаемого решения;

-объекты, подлежащие изъятию;

-фамилия, имя, отчество и точный адрес лица, у которого должны быть изъяты искомые объекты.

2. Приступая к обыску, следователь обязан предъявить постановление об этом лицу, у которого производится обыск (ч.1 ст.170 УПК) и разъяснить ему, а также понятым и представителям, их право присутствовать при всех действиях следователя и делать заявления по поводу этих действий, подлежащие занесению в протокол (ч.4 ст.169).

Исходя из содержания ч.2 и ч.3 ст.170 УПК после предъявления постановления, следователь предлагает выдать орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться сокрытия разыскиваемых предметов и документов, следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков.

В ходе обыска следователь вправе вскрыть запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно открыть их, при этом следователь должен избегать не вызываемого необходимостью повреждения запоров, дверей и других предметов. Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц. Следователь вправе запретить лицам, находящимся в помещении или месте, в котором производится обыск, а также лицам, приходящим в это помещение или место, покидать его, а также вступать в отношения друг с другом или иными лицами до окончания обыска (ч.4-6 ст.170 УПК). При производстве обыска следователь должен строго ограничиваться изъятием предметов и документов, могущих иметь отношение к делу.

Предметы и документы, запрещенные к обращению, подлежат изъятию независимо от их отношения к делу (ч.1 ст.171 УПК). К числу таких объектов относятся предметы, которые приобретаются только по особым разрешениям
(оружие, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды, драгоценные металлы, за исключением ювелирных и других бытовых изделий), а также предметы, за изготовление, хранение и сбыт которых предусмотрена уголовная ответственность.

Также необходимо решить вопрос о необходимости привлечения к участию в обыске потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Обычно это является целесообразным при необходимости опознания искомого объекта. Также при изъятии материальных ценностей необходимо обеспечить присутствие материально-ответственного лица, а при изъятии документов - лица, в ведении которого они находятся.

Таким образом, участников обыска можно разделить на обязательных и необязательных.

К числу обязательных участников обыска относятся: лицо проводившее обыск (следователь, орган дознания по поручению следователя, начальник следственного отдела или прокурор), лицо, у которого производится обыск (совершеннолетний член его семьи, представитель жилищно-эксплуатационной организации, поселковой или сельской администрации, представитель предприятия, учреждения, организации), понятые.

К числу необязательных участников обыска относятся все остальные, перечисленные выше лица (специалист, материально ответственное лицо, лицо, в ведении которого находятся документы, представители общественности, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый и т.д.)

Следующая стадия производства обыска также предполагает совершение определенных процессуальных действий, без которых обыск не будет являться законным.

Так согласно ч.1 ст.170 УПК, приступая к поисковой стадии - собственно обыску, следователь обязан предъявить постановление о производстве данного следственного действия, а также согласно ч.3 ст.170 УПК - предложить выдать укрываемые объекты. Если лицо добровольно выдало скрываемое, то следователь в соответствии с ч.3 ст.170 УПК вправе не производить обыск. Но это право, а не обязанность следователя, так как следователь обычно не знает всего того, что из имеющего значение для дела находится в помещении.

Следователь вправе производить любые поиски, если обследование помещения или хранилища не связано с их повреждением или разрушением. Если владелец отказывается открыть помещение или хранилище, которое без причинения повреждений вскрыть невозможно, то следователь обязан огласить владельцу текст ч.4 ст.170 УПК, разъяснить ему противоправность его действий, также следователь вправе привлечь специалистов для оказания помощи во вскрытии помещения или хранилища.

Также следователь обязан принять меры к неразглашению обстоятельств интимной жизни обыскиваемого лица, или других лиц, которые выявляются при обыске (ч.5 ст.170 УПК). Это требование уголовно-процессуального законодательства полностью соответствует конституционному принципу о неприкосновенности личной жизни.

Если обыскиваемое помещение занимают две и более семьи, следователь вправе подвергнуть обыску места общего пользования. Если получена информация о сокрытии искомого соседом гражданина, то следователь вправе произвести обыск помещения, в котором укрывается искомое, при этом санкции прокурора не требуется, так как налицо случай не терпящий отлагательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.