4. В международном праве
существует общее правило, сформулированное в ст. 32 Конвенции о дипломатических
сношениях 1961 г., ст. 45 Конвенции о консульских сношениях 1963 г., ст. 41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст. 31 Конвенцией о представительстве
государств в их отношениях с международными организациями универсального
характера 1975 г. и т. д., согласно которому отказ от иммунитета в отношении
представителя государства есть исключительное право лишь аккредитующего
государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть
всегда ясно выраженным. Так, Конвенция о привилегиях и иммунитетах
специализированных учреждений ООН 1947 г. (раздел 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от иммунитета,
предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данного
специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению правосудия,
и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов
специализированного учреждения.
В статье 3 УПК РФ не урегулирован
вопрос об отказе от дипломатического иммунитета, однако, исходя из названных
норм международных договоров Российской Федерации, следует признать, что
правоохранительные органы Российской Федерации не могут возбудить или обязаны
прекратить уголовное дело в отношении лица, пользующегося таким иммунитетом за
исключением случаев, когда иностранное государство или международная
организация дают ясно выраженное согласие на привлечение этого лица к уголовной
ответственности.
5. К лицам,
обладающим полным свидетельским иммунитетом, принадлежат:
• Сотрудники дипломатических
представительств, главы иностранных государств и правительств, министры
иностранных дел, сопровождающие их члены семей, а также представители
посылающего государства в специальных миссиях и члены их дипломатического
персонала. Дипломатические агенты не обязаны давать показания в качестве
свидетелей. В случае согласия давать показания дипломаты не обязаны являться в
судебные и следственные органы. То же относится и к сотрудникам
административно-технического персонала и членам их семей, проживающим вместе с
ними и не являющимися российскими гражданами. Главы иностранных государств и
правительств, министры иностранных дел, сопровождающие их члены семей, а также
представители посылающего государства в специальных миссиях и члены их
дипломатического персонала также могут не давать свидетельских показаний.
• Работники консульских
учреждений. Если эти лица приравнены по иммунитетам к дипломатическим агентам,
на них распространяется полный свидетельский иммунитет. Однако в ряде
консульских конвенций (ст. 18 Консульской конвенции между СССР и Соединенным
Королевством Великобритании и Северной Ирландии 1965 г., ст. 33 Консульского договора между СССР и КНР 1986 г. и др.) устанавливается, что сотрудник
консульства может дать свидетельские показания, хотя и вправе при этом
отказаться давать показания об обстоятельствах, касающихся служебной
деятельности, а также по законодательству представляемого государства.
Запрещаются меры по принуждению консульского должностного лица или сотрудника
консульства к даче показаний или явке с этой целью в суд, а также привлечение
его к ответственности в случае отказа от дачи показаний или уклонения от явки в
суд. То же относится к членам семей консульских должностных лиц или сотрудников
консульства, если они проживают вместе с ними и не являются российскими
гражданами (ст. 29 Консульской конвенции между РФ и Латвийской Республикой 1994 г.).
• Сотрудники международных
организаций. Свидетельский иммунитет всегда предоставлен им лишь в отношении их
служебных обязанностей, в отношении же прочих действий — только в определенных
случаях. Например, согласно ст. 12 Устава Организации Черноморского экономического
сотрудничества 1998 г. «Генеральный секретарь Организации пользуется такими же
привилегиями, иммунитетами и льготами, которые предоставлены главам
дипломатических миссий, аккредитованным в Российской Федерации. Заместители и
помощники Генерального секретаря пользуются привилегиями, иммунитетами и
льготами, предоставленными дипломатическим агентам сопоставимого ранга».
• Представители государств при
международных организациях. В Уставе Совета Европы 1949 г. сказано, что представители государств — членов в Совете Европы «пользуются на территории
Европы такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для
выполнения ими своих обязанностей. Эти иммунитеты включают иммунитет для всех
представителей в Консультативной Ассамблее в отношении всех юридических
процедур на территории всех членов в связи с высказываниями и голосованием в
ходе работы Ассамблеи, ее комитетов или комиссий».
• Военные наблюдатели,
инспектора и члены летных экипажей. Обычно эти лица пользуются полным
свидетельским иммунитетом. В соответствии с приложением II к Конвенции о
запрещении разработки, производства, накопления и применения химического
оружия и его уничтожении 1993 г., членам инспекционной группы даны те же
иммунитеты, что и дипломатическим агентам.
• Лица из состава Коллективных сил
по поддержанию мира в СНГ. Согласно п. 39 Положения 1996 г. об этих силах, в период прохождения службы эти лица пользуется такими же иммунитетами,
которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию
мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных
Наций 1946 г., Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ
1992 г.
• Иностранные граждане
по отдельным соглашениям. Свидетельский иммунитет определяется для этих лиц
содержанием конкретных соглашений. Например, ст. IX Соглашения между РФ и США
относительно безопасных и надежных мер перевозки, хранения и уничтожения оружия
и предотвращения распространения оружия 1992 г. государственным служащим США, находящимся на территории РФ для осуществления деятельности, связанной с
Соглашением, предоставляются те же иммунитеты, которые имеет
административно-технический персонал на основании Конвенции о дипломатических
сношениях 1961г.
Частичным
свидетельским иммунитетом пользуются:
• Отдельные категории
сотрудников дипломатических представительств:
А) Члены
административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства,
если они являются российскими гражданами или постоянно проживают в Российской
федерации.
Б) Члены
обслуживающего персонала дипломатических представительств, за исключением лиц,
которым такая привилегия в Российской Федерации предоставлена на основе
взаимности.
• Сотрудники консульских
представительств, которые не приравнены к дипломатическим агентам. Работники
консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с
выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям
официальную корреспонденцию и документы. Во всех прочих случаях работники
консульского учреждения не вправе отказываться давать показания. Но если
консульское должностное лицо отказывается давать показания, никакие меры
принуждения или наказания к нему применены быть не могут.
• Члены
административно-технического и обслуживающего персонала специальных миссий,
сотрудники международных организаций. Эти лица обычно пользуются лишь частичным
свидетельским иммунитетом, кроме тех случаев, когда они приравниваются к
дипломатическим агентам.
6.Помещения, занимаемые
представительствами иностранных государств жилые помещения членов
дипломатического персонала, имущество, находящееся у них, и средства
перемещения неприкосновенны. Доступ в эти помещения, в частности, с целью
проведения обыска, выемки, задержания и ареста, наложения ареста на имущество
правомерны только с согласия главы представительства или лица, его заменяющего,
причем такое согласие испрашивается только через Министерство иностранных дел
РФ. На основе взаимности этот режим распространяется также на жилые помещения,
занимаемые сотрудниками административно-технического и обслуживающего персонала
представительств и членами их семей, которые проживают совместно с ними, если
эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Российской Федерации или
не проживают здесь постоянно. Обыск, выемка и арест в упомянутых помещениях
проводятся с участием прокурора и в присутствии представителя министерства
иностранных дел соответствующего государства.
Однако круг представительств и
частных резиденций, освобожденных от обысков и выемок, не ограничивается лишь
дипломатическими помещениями. Доступ и принудительные действия без получения
соответствующего разрешения запрещены также в отношении помещений и имущества:
• консульских
представительств и частных резиденций их сотрудников (ст. 31 Конвенции 1963 г., ст. 21 Положения 1966 г.); специальных миссий (ст. 25, 30 Конвенции 1969 г.);
• международных организаций
(раздел 5 Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., ст. V и VI Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных
экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества 1980 г. и т. д.);
• представительств государств при
международных организациях (ст. 23 Конвенции 1975 г.);
• групп наблюдателей, инспекторов
и членов летных экипажей (Конвенция о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г., Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1996 г. и др.);
Не только обыск или выемка не
могут производиться в отношении учреждений и лиц, пользующихся
неприкосновенностью. Согласно ст. 22 Венской конвенции о дипломатических
сношениях 1961 г. помещения дипломатического представительства, предметы их
обстановки и другое находящееся в них имущество, средства передвижения
представительства пользуются иммунитетом также от реквизиции, ареста и
исполнительных действий. Архивы, документы и официальная переписка
дипломатических и консульских представительств неприкосновенны. Дипломатическая
почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Аналогичные положения содержатся
в ст. 25 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и т. д.
7. О том, то лицо пользуется
дипломатическим иммунитетом, может свидетельствовать наличие у него
дипломатического паспорта, а также выданной МИД РФ дипломатической карточки
установленного образца, служебной карточки или служебного удостоверения с
соответствующим штампом.
8. В случае если лицо, обладающее
дипломатическим иммунитетом, заявляет о совершении в отношении него
преступления, то сам по себе этот факт еще не означает получения надлежащего
согласия на проведение с участием данного лица всех необходимых процессуальных
действий. Если через Министерство иностранных дел РФ не получено надлежащее
согласие на проведение процессуальных действий в отношении дипломата,
необходимо провести без его участия неотложные и другие следственные действия,
которые не затрагивают дипломатического иммунитета.
На практике согласие на выполнение
процессуальных действий с лицами, обладающими дипломатическим иммунитетом,
следователи иногда получают через сотрудников Министерства иностранных дел РФ
по телефону, после чего составляют и приобщают к делу справку о том, каким
образом испрашивалось согласие, и кто давал разрешение. Однако такой способ
получения согласия не обеспечивает его достаточной надежности и потому может
иметь неблагоприятные внешнеполитические последствия. Кроме того, следователь
вправе лишь истребовать иные документы у других лиц (ч. 4 ст. 21 УПК РФ), но
не должен создавать их сам. Представляется, что следователь (дознаватель)
должен запросить официальные документы из органов Министерства иностранных дел
РФ, содержащие сведения о согласии аккредитующего государства (в лице его
полномочных представителей) на проведение соответствующих процессуальных
действий в отношении представляющего это государство дипломата. В неотложной
следственной ситуации следователь после удостоверения личности дипломата
должен немедленно принять меры к вызову на место происшествия представителя МИД
РФ и через него — полномочных представителей соответствующих дипломатических
представительств, консульств и т. д. По прибытии этих должностных лиц решается
вопрос о получении надлежащего согласия на проведения следственных действий в
отношении дипломата, о чем делается запись в протоколе соответствующего
следственного действия, которая удостоверяется подписями присутствующих лиц, с
указанием должности и документов, удостоверяющих их личность и полномочия
(дипломатические карточки, служебные удостоверения).
Статья 5. Основные
понятия, используемые в настоящем Кодексе.
…
40) свидетельский иммунитет
- право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а
также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
…
Комментарии:
Свидетельский
иммунитет определяется в данном пункте как право лица не давать показания
против себя и своих близких родственников, а также как иные полномочия,
предусмотренные настоящим Кодексом. Субъектами иммунитета являются не только
свидетели (п.1 ч.4 ст.56), но и потерпевший (п.3 ч.2 ст.42), гражданский истец
(п.7 ч.4 ст. 44), гражданский ответчик (п.4 ч.2 ст.54). Еще более сильным
иммунитетом в области дачи показаний обладают подозреваемый и обвиняемый,
которые вправе отказаться от дачи любых показаний и объяснений (п.2 ч.4 ст.46,
п.3 ч.4 ст.47). Поскольку в указанных случаях отказ от дачи показаний – это
конституционное право лица (ст.51 Конституции РФ), использование этого права не
может ставиться ему в вину или учитываться как инкриминирующий момент при
оценке доказательств судом. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О
судебном приговоре» от 29 апреля 1996 г. записано: «Отказ подсудимого от дачи
показаний не может служить подтверждением доказанности его вины и учитываться в
качестве обстоятельства, отрицательно характеризующего личность подсудимого,
при назначении ему вида и размера наказания» (п.6). Незаконно также, получив
правомерный отказ от дачи показаний, требовать от лица объяснений причин и
мотивов такого отказа.
Глава 2. Принципы
уголовного судопроизводства.
Статья 11. Охрана
прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
…
2. В случае
согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, дать показания дознаватель,
следователь, прокурор и суд обязаны предупредить указанных лиц о том, что их
показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего
производства по уголовному делу.
…
Комментарии:
В части
второй комментируемой статьи упоминается лишь свидетельский иммунитет, при
отказе от которого показания могут быть использованы в качестве доказательств.
Однако дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить о
возможности использования их показаний не только свидетелей, но и других лиц,
обладающих правом не давать показания. К ним относятся подозреваемый и
обвиняемый (п. 2 ч. 4 ст. 46, п. 3 ч. 4 ст. 47), потерпевший (п. 3 ч. 2 ст.42),
гражданский истец и гражданский ответчик (п. 7 ч. 4 ст. 47, п. 4 ч. 2 ст. 54),
их представители (ст. 55). Обязаны отказаться от дачи показаний: судья,
присяжный заседатель – об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им
известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
защитник подозреваемого, обвиняемого – об обстоятельствах, которые стали ему
известны в связи с участием в производстве по уголовному делу; адвокат – об
обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической
помощи; священнослужитель – об обстоятельствах, ставших ему известными из
исповеди (п. 1-4 ст.56). Представляется, что лишь присяжному заседателю и
священнослужителю право не давать показания должно разъясняться, поскольку эти
лица, в отличие от других лиц, перечисленных в п. 3 ст. 56, могут не быть
профессиональными юристами.
Статья 12.
Неприкосновенность жилища.
1. Осмотр жилища производится
только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за
исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165
настоящего Кодекса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|