3. Международное право
предусматривает следующие группы лиц, обладающих иммунитетом от уголовной
юрисдикции Российской Федерации и правом на личную неприкосновенность:
1) Сотрудники дипломатических
представительств. Согласно
Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., главы дипломатических представительств (посол, посланник и поверенный в делах), члены
дипломатического персонала представительств (советники, торговые представители
и их заместители, военные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи
секретари, атташе, секретари-архивисты) и члены их семей, проживающие вместе с
ними, если они не являются российскими гражданами, пользуются абсолютным
иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации. Такой же иммунитет
имеют члены административно-технического персонала представительства и их
семьи, если они не являются гражданами России или не проживают в РФ постоянно
(ст. 37 Конвенции 1961 г.). Указанные лица пользуются полным иммунитетом от
уголовной юрисдикции: они не могут быть привлечены к уголовной ответственности
в государстве пребывания, не могут быть арестованы или задержаны, помещение
дипломатического представительства, также как и частная резиденция дипломата,
пользуется неприкосновенностью, они не обязаны давать показаний в качестве
свидетелей или участвовать в каких-либо других процессуальных действиях при
условии, если от иммунитета не откажется аккредитующее (т. е. представляемое
ими) государство. Члены обслуживающего персонала представительства, если они
не являются российскими гражданами или не проживают в России постоянно, также
пользуются иммунитетом, который, однако, распространяется только на те
действия, которые совершены ими при исполнении своих служебных обязанностей.
Частные домашние работники в РФ уголовно-процессуальным иммунитетом, как
правило, не обладают, но по принципу взаимности в отношениях с конкретным
государством дипломатические привилегии и иммунитеты могут быть распространены
и на них. Кроме того, личную неприкосновенность имеют дипломатические курьеры
(ст. 27 Конвенции о дипломатических сношениях, ст. 12,13,18 Положения о
дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на
территории СССР 1966 г.).
2) Главы иностранных государств и
правительств, министры иностранных дел, члены их семей; члены специальных
миссий. Статья 39 Венской
Конвенции о специальных миссиях 1969 г. распространяет иммунитет также на
членов семей представителей посылающего государства, членов специальных миссий
и семей ее дипломатического персонала при следующих условиях: а) если они
сопровождают членов специальной миссии; б) если они не являются гражданами
принимающего государства или не проживают в нем постоянно. Члены семей
административно-технического персонала специальной миссии, когда они
сопровождают специальную миссию, пользуются иммунитетом, если не являются
гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно.
3) Работники консульских
учреждений. Обычно к их числу
относят: а) главу консульства (генеральный консул, консул, вице-консул и
консульский агент, являющиеся руководителями консульства); б) консульских
должностных лиц (любое лицо, включая главу консульства, которому поручено в
этом качестве выполнение консульских функций); в) консульских служащих (лица,
не являющиеся консульскими должностными лицами и выполняющие в консульстве
административные или технические функции); г) работники обслуживающего персонала.
Однако Россия участвует не только в многосторонней Венской конвенции о
консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., но и в двусторонних консульских конвенциях, нормы которой часто расходятся с положениями Конвенции 1963 г. – международно-правовой статус лиц, пользующихся иммунитетами, может существенно
различаться. Например, согласно ст. 1 Конвенции 1963 г., ст. 1 Консульской конвенции между РФ и Азербайджанской Республикой 1995 г. и ст. 1 Консульской конвенции между РФ и Латвийской Республикой 1994 г., сотрудники консульских учреждений подразделяются на три группы: консульские должностные
лица; административно-технический персонал; обслуживающий персонал. В то же
время консульская конвенция Консульская конвенция между СССР и Соединенным
Королевством Великобритании и Северной Ирландии 1965 г., между СССР и США 1964 г., Консульская конвенция между СССР и Японией 1966 г. устанавливают только две категории: консульские должностные лица и иные сотрудники учреждения.
В соответствии со ст. 1 Консульской конвенции между СССР и США 1964 г., ст. 1 Консульской конвенции между СССР и Французской Республикой 1966 г. к консульским должностным лицам отнесены также стажеры, т.е. лица, прикомандированные к
консульскому учреждению для обучения консульской службе. Статья 5 Консульского
договора между СССР и ФРГ 1958 г. к числу консульских должностных лиц
причисляет «секретарей и референтов, уполномоченных на осуществление
определенных должностных консульских функций, фамилии которых сообщены в этом
качестве государству пребывания консула».
Объем иммунитета сотрудников
консульских учреждений, установленный конвенциями, также различается:
А) Согласно одним
конвенциям все консульские должностные лица, а также все работники консульского
учреждения — граждане представляемого государства — приравнены в этом
отношении к дипломатическим агентам (ст. 18 Консульской конвенции между РФ и
Республикой Грузией 1993 г., ст. 14 Консульской конвенции между РФ и
Республикой Казахстан 1994 г., ст. 19 Консульской конвенции между СССР и США 1964 г.). Члены семей консульских должностных лиц или сотрудников консульств указанных государств
неприкосновенны в той же степени, что и консульские должностные лица или сотрудники
консульства, если они проживают вместе с ними и не являются гражданами РФ (ст.
15 Консульской конвенции между СССР и Республикой Боливия 1980 г.).
Б) Другие конвенции предоставляют
дипломатический иммунитет только консульским должностным лицам и членам их
семей (ст. 18 Консульской конвенции между РФ и Азербайджанской Республикой 1995 г., ст. 35 Консульской конвенции между РФ и Украиной 1993 г.). Статья 36 Консульской конвенции между РФ и Украиной 1993 г. гласит, что консульские служащие и работники
обслуживающего персонала консульств Украины не подлежат российской юрисдикции
лишь в отношении действий, совершаемых ими при выполнении своих служебных
обязанностей.
В) Иногда полный
иммунитет от уголовной юрисдикции Российской Федерации имеют только главы
консульских учреждений (ст. 10 Консульской конвенции между СССР и Королевством
Бельгии 1972 г.) или главы консульских учреждений и члены их семей (ст. 15
Консульской конвенции между СССР и Королевством Норвегии 1971 г.). Прочие консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту при условии предъявления
им обвинения в совершении тяжкого преступления либо на основании вступившего в
законную силу приговора суда. При этом тяжким преступлением считается
умышленное преступление, за которое предусматривается тюремное заключение на
срок не менее 5 лет, или более серьезное наказание (ст. 10 Консульской
конвенции между СССР и Королевством Бельгии 1972 г.).
Г) В некоторых случаях
консульские должностные лица и сотрудники консульского учреждения, являющиеся
гражданами аккредитующего государства, не подлежат российской юрисдикции лишь в
части их служебной деятельности (ст. 15 Консульской конвенции между СССР и
Мексиканскими Соединенными Штатами 1978 г.). В остальном консул и должностные лица консульской службы могут быть арестованы или подвергнуты иному
ограничению свободы в порядке исполнения вступившего в законную силу приговора
суда либо преследования за совершение уголовного преступления против жизни или
личной свободы при условии, если провинившийся застигнут на месте преступления
(ст. 8 Консульского договора между СССР и ФРГ 1958 г.). По ст. 18 Консульской конвенции между СССР и Швецией 1967 г. консульское должностное лицо не подлежит ни аресту, ни лишению свободы в любой другой форме до и во время
судебного процесса в отношении действий, совершенных им не при исполнении
служебных обязанностей, если только оно не обвиняется в совершении тяжкого
преступления, за которое в соответствии с законодательством государства
пребывания предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее
пяти лет.
Д) Некоторые конвенции
устанавливают обязанность государства пребывания консула заранее поставить в
известность посольство государства, назначившего консула о том, что консул или
должностное лицо консульской службы должно быть арестовано или в отношении него
должно быть возбуждено уголовное преследование. В случае задержания консула
или должностного лица консульской службы на месте преступления, государство
пребывания консула обязано немедленно после задержания поставить об этом в
известность посольство государства, назначившего консула (ст. 8 Консульского
договора между СССР и ФРГ 1958 г.).
Е) Если консульское соглашение с
государством у Российской Федерации отсутствует, должны применяться ст. 31,
33, 41, 44 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и ст. 25 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств
на территории СССР 1966 г., согласно которым консульские должностные лица
обладают личной неприкосновенностью и не могут быть задержаны или арестованы
иначе, как в случае преследования за совершение тяжкого преступления или
исполнения вступившего в силу приговора суда. Они пользуются иммунитетом лишь
в том, что касается их служебной деятельности. На прочих сотрудников
консульских учреждений иммунитет не распространяется. Консульские помещения
неприкосновенны в той их части, которая используются для работы консульского
учреждения. Власти государства пребывания не могут вступить туда без согласия
главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического
представительства. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое
время и независимо от их местонахождения.
Сотрудники международных
организаций. На основании ст. 30
Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств
иммунитеты, предоставляемые на территории Российской Федерации международным
организациям и их должностным лицам, определяются международными договорами.
Различают полный и функциональный иммунитет сотрудников международных
организаций.
Полным иммунитетом во время
выполнения Официальных функций обладают обычно сотрудники универсальных, а
также крупнейших региональных организаций. Например, раздел 8 ст. IX Статей
Соглашения Международного валютного фонда 1944 г. устанавливает, что все управляющие, исполнительные директора, их заместители, члены
комитетов, представители, советники всех названных лиц, должностные лица и
служащие Фонда имеют иммунитет от юрисдикции в отношении их действий при
исполнении своих официальных обязанностей. Согласно ст. XII Соглашения между
Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного
представительства ООН 1993 г. должностные лица ООН не подлежат в России
ответственности за сказанное или написанное ими, а также за все действия,
совершенные ими в качестве должностных лиц. Положением об Экономическом Суде
СНГ 1992 г. иммунитетом обладают судьи Экономического Суда СНГ.
Функциональный иммунитет
распространяется лишь на действия, совершенные соответствующими лицами в
официальном качестве. В соответствии с п. 6 Соглашения о сотрудничестве между
Правительством Российской Федерации и Международной организацией по миграции 1992 г. сотрудники Организации имеют иммунитет «от личного ареста или задержания, судебного
преследования в отношении высказанного в устной или письменной форме и всех
действий, совершаемых ими в их официальном качестве». Подобная же норма
действует в отношении должностных лиц и сотрудников Постоянного
представительства МБРР в Российской Федерации (ст. ХП Соглашения между РФ и Международным
банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве МБРР в
Российской Федерации 1996 г.), в отношении персонала Бюро Международной
организации труда (ст. 12 Соглашения между Правительством РФ и МОТ о Бюро МОТ в
Москве 1997 г.) и т. д.
Представители государств при
международных организациях.
Правовой статус представительств государств при международных организациях
регулируется уставами этих организаций, соглашениями о привилегиях и
иммунитетах, Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях
с международными организациями универсального характера 1975 г. и т. д. Различные категории сотрудников представительств имеют разный объем иммунитета.
Полным иммунитетом обладают представители государств в главных и вспомогательных
органах ООН, на конференциях, созываемых ООН, при исполнении ими своих
служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно (раздел
11 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946г.). Согласно
Венской конвенции 1975 г. полным иммунитетом обладают главы представительств,
члены дипломатического персонала; члены семьи сотрудника дипломатического
персонала представительства, если они не являются гражданами государства
пребывания или не проживают в нем постоянно; члены
административно-технического персонала представительства и члены их семей, если
они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем
постоянно. Работники обслуживающего персонала, не являющиеся гражданами
государства пребывания или не проживающие в нем постоянно, пользуются
иммунитетом только в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих
обязанностей. Частные домашние работники сотрудников представительства
защищаются иммунитетом в том объеме, в котором это допускает государство
пребывания.
Соглашение между Правительством РФ
и Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых
Государств об условиях ее пребывания на территории Российской Федерации 1998 г. предоставляет иммунитеты должностным лицам Ассамблеи.
Военные наблюдатели, инспектора и
члены летных экипажей.
Международные документы предусматривают дипломатический иммунитет наблюдателей,
инспекторов и членов инспекционных групп. Иммунитет предоставляется на весь
период пребывания на территории наблюдаемой стороны в отношении действий, совершенных
ими при осуществлении своих официальных функций. Так, согласно Итоговому
документу Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности
и разоружению в Европе 1986 г., наблюдатели и инспектора, проверяющие
соблюдение мер доверия, пользуются иммунитетами, которые предоставлены дипломатическим
представителям Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. Сходные иммунитеты у инспекторов и членов летных экипажей (п. 6 раздела III , ст. XIII
Договора по открытому небу 1992 г.).
Лица из состава коллективных сил
по поддержанию мира и безопасности. Статья 1 причисляет к «персоналу ООН»: лиц, привлеченных или
направленных Генеральным секретарем ООН в качестве членов военного, полицейского
или гражданского компонентов операции ООН; других должностных лиц и экспертов,
командированных ООН или ее специализированными учреждениями или МАГАТЭ,
находящихся в районе проведения операции ООН в официальном качестве. В категорию
«связанный с ООН персонал» Конвенция включает: лиц, назначенных правительством
или межправительственной организацией с согласия компетентного органа ООН; лиц,
привлеченных Генеральным секретарем ООН или специализированным учреждением или
МАГАТЭ; лиц, направленных гуманитарной неправительственной организацией или
гуманитарным учреждением в соответствии с Соглашением с Генеральным секретарем
ООН или со специализированным учреждением или МАГАТЭ, для осуществления
деятельности в поддержку выполнения мандата операции ООН. Обычно между
принимающим государством и ООН имеется соглашение о статусе операции ООН и
всего задействованного в операции персонала, в том числе, положение о
привилегиях и иммунитетах военного и полицейского компонентов операции.
Граждане иностранных
государств, пользующиеся иммунитетом на основании отдельных международных
договоров. По Конвенции о помощи
в случае аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. запрашивающее помощь государство предоставляет членам оказывающего помощь персонала иммунитет
от ареста, задержания и судебного разбирательства со стороны обратившегося за
помощью государства за те действия (или бездействие), которые совершены ими
при выполнении своих функций.
Лица, прибывающие в Российскую
федерацию по вызову правоохранительных органов. Обычно вызов делается для производства с участием
этих лиц различного рода процессуальных действий. Независимо от наличия у них
иностранного или российского гражданства, такие лица не могут привлекаться к
уголовной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние,
совершенное до пересечения государственной границы Российской Федерации (ст. 4
Договора между РФ и КНР 1992 г., ст. 12 Договора между РФ и Азербайджанской
Республикой 1992г., ст. 9 Конвенции СНГ 1993 г.). Их нельзя привлечь к ответственности, заключить под стражу или подвергнуть наказанию также и в связи с их
свидетельскими показаниями или экспертными заключениями, данными по уголовному
делу, являющемуся предметом разбирательства (ст. 12 Договора между РФ и Латвийской
Республикой 1993 г., ст. 12 Договора между РФ и Эстонской Республикой 1993 г. и др.). Правительственным российско-американским соглашением о сотрудничестве по
уголовно-правовым вопросам 1995 г. предусмотрено, что в случае просьбы,
заявленной российскими правоохранительными органами о явке лица, находящегося
на территории США, для дачи показаний в Россию, этому лицу властями США
направляется предложение добровольно явиться в российские правоохранительные
органы. При этом российская сторона обязана указать объем гарантий личной
неприкосновенности данного лица. Такой иммунитет имеет срочный характер.
Обычно он прекращает действие, если указанные лица в течение 15 (иногда 30)
дней с момента уведомления о том, что их присутствие не является необходимым,
не покинут территорию России (ст. 10 Договора между СССР и Финляндской
Республикой 1978 г., ст. 12 Договора между РФ и Республикой Молдова 1993 г., ст. 12 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран 1996 г., ст. 11 Договора между РФ и Канадой 1997 г. и т. д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|