9) нотариат;
10) адвокатуру (адвокатскую палату, адвокатский
кабинет, коллегию адвокатов, адвокатское бюро и юридическую консультацию);
11) некоторые иные, не осуществляющие уголовно -
процессуальной деятельности правоохранительные органы.[31]
«Предварительная проверка заявлений (сообщений) о
преступлении осуществляется путем применения процессуальных средств проверки, а
также использования в ходе таковой вовлеченных в уголовный процесс результатов
применения непроцессуальных средств проверки.
В литературе высказано мнение, что проверка
повода для возбуждения уголовного дела проводится с учетом правил ст. 87 УПК.
Так как большинством процессуалистов признается возможность доказывания на
стадии возбуждения уголовного дела, данный тезис имеет право на существование.
Следует обратить лишь внимание на специфику как доказывания, так и проверки на
стадии возбуждения уголовного дела, которая выражается в средствах, задачах,
предмете и субъектах доказывания».[32]
Термин «сообщение о преступлении» в ст. 144 УПК
законодатель использует в трех значениях.
В ч.ч. 1 и 5 под сообщением о преступлении
подразумевается не только повод для возбуждения уголовного дела, о котором идет
речь в п.3 ч.1 ст.140 УПК , но и любой другой повод, перечисленный в названной
статье УПК, включая заявление о преступлении и явку с повинной. В ч.2 под
сообщением о преступлении понимается только определенного рода разновидность
сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных
источников, - сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой
информации. О принятии такого сообщения в соответствии с требованиями ст.143
УПК должен быть составлен рапорт об обнаружении признаков преступления. В ч.4
термин «сообщение о преступлении» использован законодателем в значении
заявления о преступлении, то есть повода для начала уголовного процесса
(возбуждения уголовного дела), предусмотренного п.1 ч.1 ст.140 и ст.141 УПК.
Дознаватель, орган дознания, следователь и
прокурор принимают по заявлению (сообщению) о преступлении решение «в пределах
компетенции». Компетенция органа дознания, дознавателя, следователя,
руководителя или члена следственной группы, а также начальника следственного
отдела ограничивает не только их право возбуждения уголовного дела, но и их
возможность производства предварительной проверки заявления (сообщения) о
преступлении. Если орган или должностное лицо не уполномочены возбуждать
уголовное дело по конкретному факту совершения общественно опасного деяния, то
они не вправе и проводить по нему предварительную проверку в полном объеме.[33]
Например, проверку сообщений о фактах
правонарушений в отношении сотрудников прокуратуры и возбуждать уголовные дела
вправе только органы прокуратуры.
Наличие определенных условий, ограничивающих
пределы компетенции органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя
следственной группы, начальника следственного отдела и прокурора, позволяет
говорить о том, что они не только не обязаны, но и не должны принимать и
проверять любое заявление, но только подведомственное им.
Моментом поступления сообщения о преступлении
является время, с которого начинает проистекать срок рассмотрения и разрешения
заявления (сообщения) о преступлении.
Срок рассмотрения заявления, явки с повинной
исчисляется с того дня, когда заявитель обратился в ОВД с письменным или устным
заявлением. Течение срока начинается независимо от того, соблюдены ли
должностным лицом, к которому обратился заявитель, требования ч.4 ст.144 (о
выдаче талона - уведомления)[34], а также независимо от
того, какую дату и время принятия заявления (соответствующую действительности
или более позднюю) в указанном документе проставило лицо, его принявшее.
Для исчисления сроков рассмотрения сообщений о
совершенном или готовящемся преступлении полученных из иных источников (п. 3 ч.
1 ст. 140 УПК РФ) учеными предложено считать, например:
- с момента регистрации рапорта об обнаружении
признаков преступления;
- с момента подачи рапорта в соответствующий
орган расследования;
- со дня его регистрации.
Срок для принятия решения, завершающего стадию
возбуждения уголовного дела, было бы правильным исчислять с момента регистрации
рапорта только в тех случаях, когда соблюдены два других требования:
1) рапорт об обнаружении признаков преступления
должен быть составлен в тот же день, когда поступило сообщение о преступлении
(непосредственно обнаружены признаки объективной стороны состава преступления)
2) в этот же день повод для возбуждения
уголовного дела подлежит регистрации.
Если же рапорт об обнаружении признаков
преступления оформлен или его регистрация осуществлена несвоевременно, срок
предварительной проверки должен исчисляться с момента принятия сообщения о
совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, а не
с момента регистрации соответствующего рапорта.
Трехсуточный срок предварительной проверки
заявления (сообщения) о преступлении истекает, в соответствии с ч.2 ст.128 УПК,
в 24 часа последних суток. Если окончание срока приходится на нерабочий день,
последним днем считается первый следующий за ним рабочий день.
По мнению А.П. Рыжакова[35]
можно выделить три вида средств проверки заявления (сообщения) о преступлении.
1. Прямо закрепленные в уголовно -
процессуальном законе средства сбора достаточных данных, указывающих на
признаки преступления, а именно:
- требование о передаче документов и материалов
(ч. 2 ст. 144 УПК РФ);
- осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК
РФ) [36].
2. Выработанные практикой и широко применяемые
органами предварительного расследования:
- получение объяснений;
- собирание доказательств;
- требование о производстве ревизий ;
- исследование (направление на исследование);
- изъятие предметов и документов.
3. Предусмотренные иными не уголовно -
процессуальными нормативными актами:
а) гласные оперативно - розыскные мероприятия;
б) гласные розыскные действия;
в) досмотр (ст. ст. 27.1, 27.7, 27.9 КоАП РФ);
г) осмотр принадлежащих юридическому лицу или
индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и
документов (ст. ст. 27.1, 27.8 КоАП РФ);
д) акт добровольной сдачи наркотического
средства, психотропного вещества, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и
взрывных устройств (ст. ст. 222, 223, 228 УК РФ);
е) требование о представлении прокурору
информации, справок, документов и их копий (ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О
прокуратуре РФ);
ж) получение сотрудниками милиции от граждан и
должностных лиц необходимых сведений, справок, документов и копий с них (п. 4
ст. 11 Закона РФ «О милиции»);
з) получение информации органами Федеральной
службы безопасности (п. «м» ст. 13 Федерального закона «Об органах Федеральной
службы безопасности в Российской Федерации»);
и) административное изъятие (ст. ст. 27.1, 27.10
КоАП РФ);
к) судебно - медицинское освидетельствование;
л) освидетельствование лиц, подозреваемых в
совершении административного правонарушения, по поводу наличия в организме
алкоголя или наркотических средств (п. 19 ст. 11 Закона РФ «О милиции»);
м) исследование веществ и объектов (Приказ МВД РФ
N 261 от 1.06.1993 г.; п. 7 Приказа МВД РФ N 840, Минюста РФ N 320, Минздрава
РФ N 388, Минэкономики РФ N 472, ГТК РФ N 726, ФСБ РФ N 530, ФПС РФ N 585 от 9
ноября 1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного
оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и
используемых для производства и изготовления наркотических средств и
психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и
уничтожения») и др.
Перечень средств, которыми решаются задачи
стадии возбуждения уголовного дела, не безграничен. Процессуальными называют лишь
два: требование о передаче документов и материалов и осмотр места происшествия.
Только на них распространяется процессуальная форма. И хотя в ст. 144 УПК РФ
лишь упоминается требование о передаче документов и материалов, это действие
нельзя производить без соблюдения принципов уголовного процесса.[37]
Законом (ч.2 ст.144 УПК) не предусмотрена форма требования
о передаче документов, и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а
также данные о лице, предоставившем информацию. Процессуально оно должно быть
адресовано редакции или главному редактору СМИ[38] и может
оформляться запросом, протоколом требования и другими письменными документами. Протокол
требования рекомендуется составлять по аналогии с формой протокола выемки, со
ссылкой на ст. 144 УПК РФ, т.к. он в большей степени соответствует требованиям
процессуальной формы, процессуальным гарантиям и принципам уголовного процесса,
чем не предусмотренный УПК РФ, но часто ранее применяемый протокол (акт)
изъятия. Проверка сообщения о преступлении, распространенного в СМИ
осуществляется только по поручению прокурора. Прокурора обязан поручить
уполномоченным органам проведение проверки в случае обнаружения им сообщения о
преступлении, распространенного в СМИ (ч.2 ст. 144 УПК). На стадии возбуждения
уголовного дела главный редактор СМИ вправе не исполнять требования о
предоставлении органу предварительного расследования сведений, касающихся лица,
сообщившего о преступлении, дознавателя, следователя, руководителя или члена
следственной группы, начальника следственного отдела или прокурора.
В случае, если повод к началу уголовного
процесса содержит достаточные данные, указывающие на признаки объективной
стороны состава преступления, решение принимается в течение трех суток. Если же
необходимо проводить более обстоятельную и продолжительную проверку, возбуждается
ходатайство о продлении срока проверки. Максимальный срок продления – 10 суток,
до 30 суток срок может быть продлен в исключительных случаях (при необходимости
получения документов ревизии и пр.)
Дознаватель возбуждает ходатайство перед
начальником органа дознания. По общему правилу следователь (руководитель
следственной группы) продляет срок предварительной проверки заявления
(сообщения) о преступлении у своего руководителя - начальника следственного
отдела. Между тем и дознаватель, и следователь, и руководитель следственной
группы вправе обратиться с ходатайством о продлении срока к прокурору. Тот
факт, что до этого им было отказано в продлении срока предварительной проверки
заявления (сообщения) о преступлении начальником органа дознания или следственного
отдела, не лишает их возможности возбудить аналогичное ходатайство перед
надзирающим прокурором.
Законом не установлена определенная форма
постановления о продлении срока. В частности, в ОВД продление срока
осуществляется на основании мотивированного рапорта, который приобщается к
материалам проверки. . Начальник следственного отдела, прокурор, так же как и
начальник органа дознания, вправе продлить проверку на любой срок, так, чтобы
период проведения проверки не превышал 10 суток. Продление проверки на больший
срок является нарушением закона.
По итогам проверки заявления (сообщения) могут
быть приняты решения:
- возбуждение уголовного дела;
- отказ в возбуждении уголовного дела.
- передача по подследственности (п.3 ч.1 ст.145
УПК).
Срок разрешения поступившего сообщения о
происшествии исчисляется с момента его поступления в ОВД по подследственности.[39]
Правила исчисления указанного в ч. 3 ст. 144 УПК
десятисуточного срока аналогичны правилам исчисления трехсуточного срока.
Если в течение 10 суток не удается собрать
достаточные данные, указывающие на признаки объективной стороны состава
преступления (отсутствуют основания для возбуждения уголовного дела), выносится
решение об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.1 ст.148 УПК). Когда через
некоторое время основания возбуждения уголовного дела появятся, законно
вынесенное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела будет отменено
и уголовное дело возбуждено.[40]
Документом о принятии сообщения о преступлении, указанном
в ч.4 ст.144 УПК, в ОВД, например, является талон-уведомление. Он оформляется
при личном обращении заявителя. Талон состоит из двух частей: в талоне-корешке
содержатся сведения о заявителе и пр., в талоне-уведомлении – о сотруднике,
принявшем сообщение о происшествии и пр. Талоны-корешки хранятся в дежурной
части ОВД и используются при сверках полноты регистрации сообщений о
происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных
лиц ОВД.
В случае, если заявителю документ о принятии
сообщения о преступлении выдают на следующий день или даже через несколько
дней, он может обжаловать данное незаконное действие (бездействие) лица,
принимавшего заявление о преступлении и настаивать на указании в талоне-уведомлении
истинного времени и даты принятия у него заявления о преступлении.
Время и дата принятия заявления о преступлении -
это время и дата, когда к компетентному на принятие сообщения о преступлении
лицу обратился гражданин с заявлением о преступлении или когда таковое к нему
поступило по почте, с нарочным и т.п.
Заявления и сообщения о преступлениях
незамедлительно регистрируются в Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП).
Анонимные сообщения в органах внутренних дел не регистрируются. Они либо
немедленно уничтожаются, либо передаются в оперативные службы для использования
в пресечении и раскрытии преступлений.
При регистрации сообщений о происшествиях,
поступившую в дежурную часть ОВД, на документах, зарегистрированных в КУСП, в
обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампа
вносится регистрационный номер в КУСП, дата регистрации, наименование ОВД, ФИО
принявшего и его подпись. Талон-уведомление не может быть направлен по почте,
т.к. заявитель должен расписаться на корешке талона-уведомления и проставить на
нем время и дату получения им талона-уведомления.[41]
Уголовный процесс, и, соответственно, деятельность,
осуществляемая на стадии возбуждения уголовного дела, возникают лишь при
наличии повода и основания.
Положения ст.140 УПК определяют исчерпывающий
перечень поводов для возбуждения уголовного дела и фактических оснований для
возбуждения уголовного дела - окончания первоначальной стадии уголовного
процесса.
Всесторонне и полностью уяснить содержание ст.140
УПК возможно лишь досконально разобравшись с каждым из понятий, признаки
которых закреплены в рассматриваемой норме права. Речь идет о понятиях:
1. повод для начала уголовного процесса;
2. повод для возбуждения уголовного дела;
3. фактическое основание для начала уголовного
процесса;
4. фактическое основание для возбуждения
уголовного дела.
2. Согласно ч.1 ст. 140 УПК поводами для
возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся
преступлении, полученное из иных источников.
В п.43 ст.5 УПК приведен иной перечень: сообщение
о преступлении - это «заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об
обнаружении преступления». Наименование третьего подвида поводов для
возбуждения уголовного дела в п.43 ст.5 УПК отличается от наименования,
использованного в п.3 ч.1 ст.140 УПК. Оно отличается и от наименования
процессуального документа, порядок составления которого урегулирован ст.143 УПК,
где характеризуется «рапорт об обнаружении признаков преступления», а не «рапорт
об обнаружении преступления». Более совершенной представляется формулировка
пункта 3 ч. 1 комментируемой статьи.
Уголовный процесс начинается не с момента
завершения оформления рапорта об обнаружении признаков преступления, а со
времени, когда в распоряжении компетентного органа появится повод и основание
для начала уголовного процесса. Поводом в рассматриваемой ситуации, исходя не
только из содержания п.3 ч.1 ст.140 УПК, но и из ст.143 УПК, является сообщение
о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
«Анализ формулировок, использованных
законодателем в ч.1 ст.140 УПК, с учетом содержания статей 21, 39, 40, 146, 163
УПК, позволяет заключить, что повод для возбуждения уголовного дела - это
первый источник осведомленности органа дознания, дознавателя, следователя,
руководителя или члена следственной группы, начальника следственного отдела или
прокурора о готовящемся, совершаемом либо совершенном деянии (последствиях
такового), содержащем процессуально значимые признаки объективной стороны
состава преступления».[42]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|