Меню
Поиск



рефераты скачать Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса

Сроки проверки и перепроверки информации, полученной оперативным путем, законом жестко не установлены. Формально эта информация получит статус повода только в случае официальной констатации того, что установлены достаточные данные, указывающие на признаки преступления.  Такие сведения могут содержаться в рапорте оперативного сотрудника либо в иных оперативно-служебных документах. Как правило, этот документ подытоживает собой серию оперативно-розыскных проверок и не требует дальнейшего исследования при помощи дополнительных проверочных действий.[23]

«УПК РФ значительно расширил нормы, регламентирующие порядок приема и проверки сообщений о преступлениях. Прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях стали носить более формализованный характер. Эти действия подверглись детальной регламентации. Однако применение норм в гл. 19 УПК существенно затруднено возможностью их неоднозначного толкования и, следовательно, применения. Противоречия заложены уже в самом понятии «сообщение о преступлении». Авторы УПК поставили знак равенства между понятием «сообщение о преступлении», содержащимся в п.43 ст.5, и поводами к возбуждению уголовного дела, указанными в ч.1 ст.140. И в том и в другом случае - это заявление о преступлении, явка с повинной или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, оформленное рапортом в соответствии со ст.143. Таким образом, следуя положениям УПК, проверка в порядке ст.144 может быть начата лишь при наличии одного из перечисленных формальных поводов. Соответственно одно из процессуальных решений, предусмотренных ч.1 ст.145, может быть принято также лишь после проверки, проведенной по заявлению, явке с повинной или рапорту.

Если с оформлением и разрешением заявлений и явок с повинной все более-менее ясно, то порядок регистрации и проверки сообщений о преступлениях, полученных из других источников и фиксируемых рапортом, вызывает многочисленные вопросы... К составлению рапорта необходимо подходить исключительно ответственно. Новизна этой процедуры пока мешает в полной мере оценить все процессуальные последствия, возникающие с момента составления и регистрации рапорта. Во-первых, появляется повод к возбуждению уголовного дела, предусмотренный п.3 ч.1 ст.140 УПК. Но, как известно, для возбуждения уголовного дела необходимы повод и основания. Однако в рапорте будут содержаться также сведения, указывающие и на основания для возбуждения уголовного дела. Так, в соответствии с ч.2 ст.140 УПК таким основанием является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Но составляемый документ так и именуется – «рапорт об обнаружении признаков преступления». Таким образом, в рапорте должны найти отражение хотя бы данные о событии преступления, т.е. сведения об объекте и объективной стороне состава преступления. По смыслу УПК в любом отказном материале, как и в уголовном деле, должен находиться один из следующих документов: заявление, явка с повинной или рапорт, т.к. перечисленные документы являются сообщениями о преступлении, по которому проводится проверка, закончившаяся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Другие документы, инициирующие проведение проверочных действий, Кодексом не предусмотрены.

При отсутствии очевидных признаков преступления, которые можно обнаружить в ходе осмотра места происшествия, правоохранительные органы фактически лишены возможности провести дополнительные проверочные действия для установления признаков преступления, фиксации их в рапорте и принятия процессуального решения в порядке ст. 145 УПК. Следовательно, действующий УПК должен был превратить бурный поток отказов в возбуждении дела в тоненький ручеек. Но на практике этого не произошло… Другой яркий пример - проведение проверок по факту безвестного исчезновения граждан. Пунктом 5 Указания Генпрокуратуры РФ и МВД РФ «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» предусмотрено принятие решений об отказе в возбуждении уголовного дела после проведения полной и всесторонней проверки обстоятельств исчезновения и изучения личности разыскиваемого. Проверки в порядке ст. 144 УПК по заявлениям о безвестном исчезновении гражданина и принятие по их результатам процессуального решения - обычная практика. Однако законность проведения этих проверок, с точки зрения действующего УПК, выглядит сомнительной. Заявление о безвестном исчезновении гражданина - еще не сообщение о преступлении. Это лишь информация о непривычно длительном для родных и близких отсутствии гражданина по месту постоянного проживания.

Итак, завершая сказанное, можно, посочувствовав правоприменителю, сделать вывод, что УПК в части определения понятия «сообщение о преступлении» нуждается в серьезной корректировке. Поводов, влекущих проведение процессуальной проверки с принятием одного из решений, предусмотренных ст. 145 УПК, безусловно должно стать количественно и качественно больше, чем поводов к возбуждению уголовного дела, предусмотренных ч.1 ст.140 УПК. Необходимо закрепление в Кодексе норм, регламентирующих процесс преобразования поступившей в правоохранительные органы информации, не содержащей достаточных признаков уголовно наказуемого деяния, в сообщение о преступлении.[24]

Для возбуждения уголовного дела помимо повода необходимо наличие оснований, т.е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч.2 ст.140 УПК).

Классическое понятие включает в себя: а) наличие признаков преступления в событии,  ставшем известным должностному лицу, правомочному разрешать вопрос о возбуждении уголовного дела; б) наличие достаточных данных, на основе которых устанавливаются признаки преступления. [25]

Присоединюсь к мнению авторов о том, что под основанием к возбуждению уголовного дела следует понимать полученные из предусмотренных законом источников фактические данные, достаточные для предположения о совершении  деяния, обладающего теми признаками преступления,  которые очерчены гипотезой охранительной уголовно-правовой нормы. По общему правилу гипотеза содержит указание на признаки, характеризующие объективную сторону состава преступления. Основания к началу производства в стадии возбуждения уголовного дела, несмотря на сходство с рассмотренными основаниями, отличаются от них тем, что достаточность данных определяется исходя из меньшего круга признаков преступления, чем он очерчен в гипотезе охранительной нормы. Достаточность означает требование их полноты, а не достоверности. Фактические данные должны быть достаточными лишь для предположения о совершении деяния.[26]

«УПК РФ в полной мере воспроизвел положения старого законодательства о том, что для возбуждения уголовного дела необходимо наличие законного повода и достаточного основания. Но для возбуждения уголовного дела, помимо наличия повода и основания, необходимо отсутствие обстоятельств, исключающих уголовное судопроизводство. Поэтому более предпочтительным был бы иной вариант изложения этой нормы закона. Статью 140 УПК РФ целесообразно озаглавить «Предпосылки (условия) возбуждения уголовного дела» и в ее первой части сформулировать общее положение о том, что уголовное дело может быть возбуждено только при наличии законного повода, достаточных оснований и отсутствии обстоятельств, исключающих уголовное судопроизводство. В частях же второй и третьей должно быть соответственно раскрыто то, что служит поводом к возбуждению дела и является основанием для этого».[27]

В ходе проведения проверочных действий уполномоченное должностное лицо определяет, имеются ли достаточные  данные, указывающие на признаки преступления, и нет ли оснований для отказа в возбуждении уголовного дела. В случае получения информации о готовящемся или совершаемом преступлении предпринимаются меры по его предотвращению или пресечению. Результатом недобросовестного или некачественного рассмотрения информации может стать как необоснованное возбуждение уголовного дела, так и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела. «В первом случае велика вероятность подвергнуть уголовному преследованию невиновного, а во втором порождается безнаказанность, создаются условия для рецидива, подрывается вера в неотвратимость наказания за совершенное преступление».[28]

4. Нормативная регламентация приема, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.


Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения. Этим правом обладают и объединения, созданные в сфере экономики и других отраслях деятельности. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов принять , зарегистрировать проверить и разрешить это обращение, т.е. принять обоснованное, законное решение, сообщить об этом обратившемуся, причем аргументировать принятое решение.

Правовыми основаниями этого являются положения Конституции РФ, в частности установления статей 2, 6 ч.2, 7 ч.1, 18, 24, 33, 45, 46, 52 Конституции.

Преступление – это грубейшее нарушение закона, как правило, посягающее на права и свободы человека и гражданина, законные интересы общества и государства. Поэтому порядок разрешения  обращений – заявлений и сообщений о преступлениях особо регламентируется законодательством, регулирующим деятельность органов, обязанных реагировать на действия, которые являются преступными.

Такая регламентация содержится в УПК РФ. Статьи 140, 141, 143, 144, 145, 146 УПК предусматривают порядок принятия, учета и регистрации любых заявлений и сообщений о преступлении. Соответствующие положения включены в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в Таможенный кодекс РФ, в Федеральные законы «О милиции», «О судебных приставах», «О Федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.

Законодательно определенный порядок приема, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о совершении преступлений обязателен для всех правоохранительных органов, которые уполномочены рассматривать и разрешать поступающую информацию о преступных проявлениях.

На основании норм Уголовно-процессуального кодекса РФ и других федеральных законов соответствующие ведомства своими нормативными документами конкретизировали порядок приема, регистрации, проверки и разрешения поступающих к ним заявлений и сообщений о преступлениях и утвердили формы регистрационно-учетных документов.

Такими нормативными документами являются:

Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, которая утверждена Приказом МВД РФ от 01.12.2005 г. № 985.

Инструкция о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, которая утверждена Приказом МЮ РФ от 02.05.2006 г. № 139.

Инструкция о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы  сообщений о преступлениях и происшествиях, которая утверждена Приказом МЮ от 11.07.2006 г. № 250

Инструкция по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, которая утверждена Приказом ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205.

Инструкция о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях, которая утверждена приказом ФСКН РФ от 09.03.2006 г. № 75.

Инструкция о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры сообщений о преступлениях, которая утверждена Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 21.10.2003 г. № 75.

Перечисленные инструкции разработаны и утверждены в соответствии с требованиями типового положения о едином порядке организации, приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного межведомственным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков «О едином учете преступлений»  от 29.12.2005 г. № 39/1070/253/780/353/399.[29]

Надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о совершенных преступлениях возложен на органы прокуратуры. Правовой основой прокурорского надзора являются положения ст. 129 Конституции РФ, согласно которой прокуратура РФ является единой централизованной системой с подчинением всех прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ, полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральными законами. В соответствии с Конституцией РФ Федеральным законом «О прокуратуре РФ» на прокуратуру РФ возложено осуществление от имени РФ надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Среди функций прокуратуры данным законом назван надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительной следствие, а также судебными приставами и администрациями органов, учреждений, исполняющих наказание, назначенное судом. Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях является частью надзора за соблюдением закона в уголовном судопроизводстве, так как учет, проверка и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях – это процессуальная деятельность, осуществляемая в досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

5. Порядок рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении.


В ст. 144 УПК законодатель наделяет правами приема и разрешения заявлений о преступлении строго ограниченный круг лиц: дознавателя, орган дознания, следователя и прокурора.

Отметим, что обязанность принятия и проверки заявления (сообщения) о преступлении (право требовать от редакции, главного редактора средства массовой информации имеющиеся в его распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, а также ходатайствовать о продлении срока предварительной проверки ч.2 ст.144 УПК) возложена не только на перечисленных выше лиц, но, однако, и не на всех сотрудников правоохранительных органов.

Принять заявление (сообщение) о преступлении и осуществить его предварительную проверку обязано и вправе только должностное лицо, в компетенцию которого входит возбуждение уголовного дела.

Руководитель следственной группы (ст. 163 УПК) и начальник следственного отдела, например, при условии получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, также приобретает обязанность принять заявление (сообщение) о преступлении, а также осуществить его предварительную проверку.[30]

Правоохранительным органом является учреждение (или должностное лицо)  которое согласно закону обязано защищать права, свободы и законные интересы физических (юридических) лиц, государства, субъектов РФ, муниципальных образований и (или) обеспечивать законность и правопорядок.

Помимо лиц, уполномоченных на принятие заявлений (сообщений) о преступлении и осуществление иной уголовно - процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, к числу правоохранительных органов принято относить:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Конституционные, Уставные суды субъектов Российской Федерации;

3) арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

4) Международный коммерческий арбитражный суд;

5) Морскую арбитражную комиссию при Торгово - промышленной палате РФ;

6) Третейские суды для разрешения экономических споров;

7) Министерство юстиции РФ;

8) Судебный департамент при Верховном Суде РФ;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.