Точно
в такой же формулировке данная норма была включена в виде части третьей статьи
80 в Проект УПК РФ, который в первом чтении
был одобрен Государственной Думой в 1997 году и после чего в
законопроектных работах по подготовке УПК наступил длительный перерыв.
В УПК РФ, введенном в действие 1 июля 2002 года норма, о которой идёт речь,
закреплена и теперь применяется в следующей
редакции: Защитник вправе собирать доказательства путём:
1)
получения предметов,
документов и иных сведений;
2)
опроса
лиц с их согласия;
3)
истребования справок,
характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений
и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы и их копии (часть третья статьи 86 УПК РФ).
А
в Федеральном законе «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 31 мая 2002
года, который начал действовать день в день
с УПК РФ, полномочия адвоката в сфере, о которой идёт речь,
сформулированы шире и подробнее. Он, оказывая юридическую помощь, в том числе и
по уголовным делам, вправе:
1)
собирать сведения,
необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки,
характеристики и иные документы, от органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций.
Указанные органы и организации; обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать
адвокату запрошенные им документы ли их заверенные копии;
2)
опрашивать с их согласия
лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому
адвокат оказывает юридическую помощь;
3)собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть
признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с
оказанием юридической-помощи (пункты 1-4 части третьей статьи 6
«Полномочия адвоката» ФЗ «Об адвокатуре и
адвокатской деятельности в РФ»).
Сегодня на
практике эти процессуальные новеллы, касающиеся
полномочий адвоката, не всегда находят понимание даже у юристов. Так,
судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда в ходе
рассмотрения кассационной жалобы по делу X., обвиняемого в совершении
преступления, ч предусмотренного ст. 162 ч.З п. «б» УК РФ, отказала в
приобщении протокола опроса
адвокатом лица на том основании, что он не заверен нотариусом и возможна его
фальсификация. Определённые проблемы возникают и при получении документов от
органов государственной власти, организаций и учреждений, которые, как и
прежде, отказываются предоставлять информацию и копии запрашиваемых документов
по адвокатскому запросу, ссылаясь на обязанность предоставления информации
только по судебным запросам и запросам органов следствия. Органы суда же не
всегда поддерживают ходатайства защиты об истребовании дополнительных
документов, либо интересы обвиняемого (подсудимого) не позволяют обратиться для
содействия в полученииг
документов в правоохранительные органы. По уголовному делу по обвинению Ш. в
совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 163 ч.З и 222 ч.1 УК РФ,
согласно его показаниям, в ходе проведения мероприятий по его задержанию была
допущена фальсификация - ему было подложено оружие. В ходе судебного разбирательства подсудимый заявил о том, что при проведении
оперативно-розыскных мероприятий применялись технические средства фиксирования,
что отрицали в своих показаниях сотрудники милиции, ссылаясь на отсутствие
у них соответствующих технических средств. Из материалов дела следовало, что
оперативно-розыскные мероприятия проводились в соответствии с вынесенным:
постановлением о проведении
оперативного эксперимента, согласно которому надлежало
«провести мероприятия согласно утверждённому плану». В ходе
судебного процесса защитой был поставлен
вопрос о направлении
судебного запроса с целью истребования из органов,
осуществлявших ОРМ, утверждённого плана обязательных
мероприятий, подлежащих проведению по проверке имевшегося
заявления «потерпевшего», а также проверки показаний
оперативных работников милиции об
отсутствии соответствующих
технических возможностей для проведения ОРМ, однако судьёй
было отказано в этом с мотивировкой, что
«оснований не доверять
показаниям сотрудников милиции нет». Изложенное
свидетельствует о необходимости
законодательного совершенствования
механизмов, обеспечивающих право защитника
оказывать квалифицированную юридическую помощь. Без таких механизмов
порой трудно говорить об эффективности защиты и её квалифицированности.
Среди законодательных решений,
продиктованных стремлением к упрочению начал состязательности в стадии
предварительного расследования, защите прав и законных интересов лиц, расширение
пределов участия адвоката в уголовном деле. Во многом это обусловлено
сложившейся порочной практикой, когда в отношении лица, формально являющегося свидетелем, фактически производится
уголовное преследование, когда оказывается давление, в том числе и
психологическое, на фаждан, вовлечённых в орбиту уголовно-процессуальных
отношений, общее недоверие к правоохранительным органам и органам следствия, в
частности. При таких обстоятельствах роль
адвоката заключается не столько в защите лица от конкретного обвинения
или подозрения, как это определяется статьёй 49 УПК РФ, а в обеспечении конституционных прав, предусмотренных статьёй 48
частью 1 Конституции РФ. Таким образом, законодатель пытается
предотвратить возможные негативные последствия, ставя акцент не на
восстановление нарушенного права, а на недопущение нарушения права гражданина. Некоторая ущербность позиции адвоката при
указанных выше обстоятельствах была устранена внесёнными в УПК РФ
изменениями, когда адвокату, присутствующему при допросе свидетеля и
оказывающему ему юридическую помощь, было
предоставлено право пользоваться полномочиями, предусмотренными частью 2
статьи 53 УПК РФ для защитника. Примечательны в этом плане рекомендации
адвокатской палаты города Москвы, озвученные в средствах массовой информации в
ноябре 2003 года в связи с попытками Генеральной
прокуратуры РФ вызова для допроса адвокатов по уголовному делу по
обвинению X.: адвокатская палата рекомендовала являться в данном
случае на допрос с участием нескольких защитников, которые впоследствии могли
бы подтвердить факт отказа вызванного
адвоката от дачи показаний. Это лишний раз свидетельствует о том, что,
несмотря на то, что данная норма не совсем
точно вписывается в права и обязанности участников уголовного процесса,
в теорию уголовно-процессуальных функций, её существование обусловлено объективной действительностью. А кажущееся
противоречие отсутствует, так как законодатель разделяет процессуальное
положение и полномочия адвоката и защитника, участвующих в досудебном
производстве.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ АДВОКАТА-ЗАЩИТНИКА В
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ДОКАЗЫВАНИИ
2.1.СОБИРАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Принципиальное законодательное решение,
согласно которому
собирание доказательств защитник может производит во внепроцессуально, нерегламентированном
правовыми нормами режимами; вряд ли исключает на будущее дискуссию о том,
насколько оно (решение) правильно и существуют ли теоретические предпосылки
для решения иного,противоположного, когда бы защитник получил хоть
какие-нибудь процессуальные правомочия
в этой части в порядке совершенствования действующего УПК.
Декларативная норма, определявшая
обязанности и права защитника; была закреплена ещё в ст.51 УПК РСФСР, говорилось, что защитник
обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях
выявления обстоятельств, оправдывающих
подозреваемого или обвиняемого, смягчающи
их ответственность, оказывать им необходимую юридическую помощь. Эта норма была
не только декларативной, но и не была никоим образом детализирована в
законе, что препятствовало её реализации на практике.
Отрицательную роль играла и боязнь адвокатов предпринимать какие-либо
самостоятельные шаги, рискуя нарваться на негативную реакцию органов следствия
и прокуратуры. Да и нормы УПК РСФСР выставлял
и адвоката во многих случаях ширмой так как в ходе, например, предварительного расследования оценка
доказательств производилась исключительно органами следствия и
надзирающими за ними,- а часто просто стоящими за такими делами, органами прокуратуры. Могло быть дано
послабление и проявление гуманных
качеств по каким-то незначительным делам, и вместе с тем отсутствие
установленного законом надзора по так, называемым «заказным» делам1.
А с учётом того, что следствие может длиться годами, это не могло не
сказываться отрицательно на правах и
законных интересах преследуемых граждан.
Ещё в советское время, когда тема о расширении полномочий адвоката-защитника ещё не считалась
столь острой и не владела массовым сознанием
как в конце XX века, видные процессуалисты
старшего поколения учёных обращали внимание, что предоставление защитнику права
самому собирать доказательства по уголовному делу (в процессуальном смысле)
приведёт к усилению обвинительной функции следователя, который будет считать
своим долгом добывать только обвинительные доказательства, а адвокат —
оправдательные. Внешне это будет выглядеть как состязательность, а по существу приведёт к усилению; обвинительного уклона. Кроме
того, защита станет многим недоступна по материальным соображениям, так
как расходы адвоката по собиранию доказательств тяжёлым грузом лягут на
плечи подзащитного.
Позднее идея «частных адвокатских
расследований» критиковалась и с гораздо более принципиальных,
теоретических позиций, а самые смелые радикальные предложения оказались
не подкреплёнными
ни историческим опытом, ни надежными теоретическими построениями.
Наряду с вышесказанным в плане совершенствования адвокатской деятельности по
собиранию доказательств на предварительном
следствии и повышения её эффективности почти десять лет тому назад была опубликована оригинальная идея, суть которой
заключается в том, чтобы в законодательном порядке установить следующие
правила: в случаях, когда защитник нуждается в производстве следственного
действия в целях-собирания доказательств, ему следует обратиться к судье,
который был бы уполномочен дать разрешение на производство такого действия, а
производил бы его соответствующий; орган расследования. При этом
адвокат-защитник участвует в производстве следственного действия и
получает копию протокола, которую потом мог бы использовать в качестве
доказательства в судебном процессе. Эта идея была высказана профессором
Петрухиным И.Л. на конференции, посвященной проблемам
реформы уголовно-процессуального законодательства в проектах УПК РФ ещё
в 1995 году. Одной из самых ценных и убедительных в этом предложении является
мысль о том, что ходатайства стороны защиты о производстве следственных действий по собиранию доказательств должны, в
конечном счёте, разрешаться судебной
властью. В ходе проведения круглого стола на тему «Новый
уголовно-процессуальный кодекс России в действии» в ноябре 2003 года в целях
устранения очевидного неравенства сторон в
досудебном производстве И.Л. Петрухиным было предложено в качестве одной из мер возможное «введение фигуры
судебного следователя, который был бы лишён обвинительных функций и проводил
расследование объективно, всесторонне и полно». Данная концепция имеет
исторические корни: так и было в уголовном судопроизводстве Российской Империи.
Однако, в конкретных деталях на
сегодняшнем этапе предложение о непосредственном обращении в суд порождает некоторые сомнения. Прямое, непосредственное
обращение сразу к судье, минуя того, в чьём производстве находится
уголовное дело, с ходатайством о
производстве конкретного следственного действия, вряд ли оправдано хотя
бы потому, что орган расследования может
быть и сам не против этого. Поэтому гораздо логичнее представляется конструкция, когда обращение защитника к
судебной власти допускалось бы лишь в случае отказа органа расследования в
удовлетворении ходатайства о производстве соответствующего следственного
действия или нарушении процессуального срока рассмотрения ходатайства. Словом,
речь должна идти, с нашей точки зрения, о расширении пределов судебного
обжалования действий (бездействия) органов расследования.
Хотя и сегодняшняя формулировка в статье 125 УПК РФ,
предусматривающая возможность обжалования в судебном порядке решений и действий
(бездействий) органов уголовного преследования, затрудняющих; доступ граждан к
правосудию достаточна широка, но несколько размыта, предоставляющая судье
возможность оценочно подходить к понятию «причинения ущерба конституционным
правам свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднения
доступа к правосудию, что не исключает широких субъективных начал при разрешении имеющихся противоречий.
При всём многообразии позиций - взглядов в будущее, в том,
что адвокат-защитник в целях оспаривания обвинительной версии может во
внепроцессуальном режиме собирать сведения
путём встреч и бесед с различными лицами, которым эти сведения
известны, получать от них письменные объяснения,
осматривать место происшествия, фотографировать предметы, имеющие
отношение к расследуемому событию, а также
изготовлять модели и образцы, а также прибегать к помощи специалистов ,
способных оценить содержание экспертного заключения;по
уголовному делу, и, может быть, опровергнуть его, процессуалисты были практически единодушны и
ранее, ещё до принятия УПК РФ 2001 года.
Таким образом, в теоретическом, законодательном и практическом планах проблема собирания доказательств защитником,
как форма его участия в уголовно-процессуальном доказывании на предварительном следствии сводится к следующим
вопросам:
- в
чём юридическая сущность внепроцессуальной деятельности защитника по собиранию
доказательств вообще применительно к различным способам получения
информации(опрос, получение документов и др.) в частности;
- каковы
тактические основы деятельности защитника по добыванию информации из различных
источников;
- какова законодательная,
теоретическая; и тактико-практическая
основы, представления собранных защитником материалов для приобщения
их к уголовному делу и использования в дальнейшем доказывании.
Первым из путей (способов) собирания
доказательств защитником
УПК (пункт 1 части третьей статьи 86) называет получение предметов, документов
и иных сведений. В приведённом законоположении прежде всего бросается в глаза разнородность понятий, которые здесь поставлены в
один ряд: в первую и вторую очереди названы предметы и документы, то есть овеществлённые источники сведений, информации,
фактических данных, а в третью - иные сведения, что, во-первых, никак
нельзя поставить в один ряд с предметами и документами, а, во-вторых,
совершенно непонятно, что же имеется в виду.
Предметы (в нашем контексте) могут оказаться объектом
внимания защитника в случае, если они обладают признаками, предусмотренными
статьёй 81 УПК РФ, то есть признаками вещественных доказательств, в силу
получения которых они впоследствии могут быть приобщены к уголовному делу и использованы в уголовно-процессуальном
доказывании, то есть предметы:
1) которые служили орудиями
преступления или
сохранили на себе следы преступления;
2) на которые были
направлены преступные действия;
3) иные предметы,
которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств дела.
Сам процесс (технология) получения защитником предметов для
их использования в уголовно-процессуальном доказывании юридического аспекта, не
имеет. Ни УПК, ни Федеральный закон «Об
адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» об этом ничего
не упоминают и о каких-либо правоотношениях в этом смысле говорить не
приходится. Вопросы о том, откуда, от кого, при каких обстоятельствах и на
каких условиях получен защитником данный предмет в юридическом отношении
интересны лишь постольку, поскольку ответы на них имеют значение для оценки его
как источника доказательств по традиционным критериям: допустимость,
относимость, достоверность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|