Меню
Поиск



рефераты скачать Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия

В соответствии со ст. 178 УПК РСФСР, в случаях, не тер­пящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Именно такие случаи характерны для расследования дел о пожарах.

Если на место пожара выехал следователь, руководство ос­мотром осуществляет он. Если же следователь по тем или иным причинам на место происшествия не прибыл, его функции вы­полняет дознаватель.

Основные особенности осмотра места происшествия пожара состоят в следующем. С целью ориентации в обстановке проис­шествия на месте пожара выявляются и кратко опрашиваются лица, являющиеся очевидцами возникновения пожара, а также лица, последними уходившие из помещения, в котором прои­зошел пожар. Если к моменту прибытия на место пожара он полностью не потушен, это не может служить препятствием к осмотру. В таких случаях в первую очередь осматривается прилегающая местность с целью обнаружения оставленных преступником следов и брошенных им предметов.

Лицо, производящее осмотр (следователь или дознаватель), должно учитывать, что значительные изменения в обстановку места происшествия вносятся при тушении пожара. Они мо­гут быть умышленно внесены преступником с целью скрыть следы преступления и направить расследование по ложному пути. Вследствие этого целесообразно опросить (а при необхо­димости в последующем и допросить) пожарных, производив­ших тушение, и свидетелей, которым известны изменения, вне­сенные в обстановку как в момент тушения пожара, так и поз­же. Без учета полученных таким путем данных могут быть сде­ланы ошибочные выводы, которые позднее не всегда удается исправить.

Осмотр производится как статическим, так и динамическим методом, однако уже при статическом осмотре нередко удает­ся определить причину пожара. Тем не менее осмотр не пре­кращается. При динамическом осмотре продолжаются выявле­ние и фиксация доказательств, подтверждающих установлен­ную причину. Если же при статическом осмотре причина воз­никновения пожара остается неясной или возникает несколько версий, динамический осмотр приобретает особенно важное значение. Установить причину пожара в этих случаях можно путем разборки и раскопки остатков пожара. И то и другое рекомендуется делать в местах предполагаемых очагов по­жара.

При наличии человеческих жертв осмотр должен произво­диться следователем прокуратуры, который немедленно в этих случаях вызывается на место происшествия вместе с судебно-медицинским экспертом.

Данные осмотра места пожара если и не позволяют непос­редственно установить причину пожара, то всегда дают мате­риал для построения версий. При этом учитываются следую­щие факторы: количество выявленных очагов пожара, их рас­положение; наличие признаков взлома и других следов; тех­ническое состояние приборов, находившихся на объекте пожа­ра; особенности возникновения и развития пожара; время, про­шедшее с момента окончания работ на объекте до возникнове­ния пожара и др.

К числу признаков, позволяющих выдвинуть версию о под­жоге, относятся: множественность очагов пожара; наличие взломов и проломов; обнаружение средств поджога; наличие запахов пли остатков легковоспламеняющихся веществ; обнару­жение предметов, оставленных преступником на месте пожара; установление данных, указывающих на умышленное создание условий, благоприятствующих распространению огня; предна­меренное выведение из строя предметов тушения пожара, средств связи и т. д.; данные, указывающие на то, что пожар явился средством сокрытия другого преступления (например, убийства, кражи и т. д.).

Право задержания подозреваемого принадлежит органу дознания, в данном случае органу государственного пожар­ного надзора, а не дознавателю, ведущему расследование. Следовательно, ответственность за соблюдение процессуаль­ных условий задержания лежит на начальнике органа до­знания.

При производстве по делам о пожарах могут допраши­ваться подозреваемые, потерпевшие, свидетели, сообщившие о пожаре, пожарные работники, принимавшие участие в ту­шении пожара, очевидцы, представители администрации уч­реждений и предприятий, на которых произошел пожар, лица, ответственные за противопожарное состояние объекта. Могут быть допрошены и другие лица, которые хорошо знакомы с объектом пожара.

Не существует единой для всех случаев схемы допроса.

Выявив причины и условия, способствовавшие возникнове­нию пожара, органы государственного пожарного надзора вносят в соответствующие организации представления с пред­ложением о срочном их устранении.

Проведя неотложные следственные действия, органы госу­дарственного пожарного надзора не позднее чем через 10 су­ток передают дело по подследственности соответствующему следственному органу. После передачи дела следователю ор­ганы государственного пожарного надзора, как и иные орга­ны дознания, могут производить следственные и розыскные действия только по поручению следователя.


2.6. Дознание в органах пограничной охраны


Закон  Союза Советских Социалистических Республик о государственной границе СССР, принятый Верховным Со­ветом СССР 24 ноября 1982 г.,[10] перечисляя в ст. 29 основные права пограничных войск, устанавливает их право вести до­знание по делам о нарушениях государственной границы СССР–предпринимать необходимые оперативно-розыскные меры, производить задержания, осмотры, обыски, допросы и другие необходимые следственные действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик.

В большинстве уголовно-процессуальных кодексов союзных республик указывается, что органами дознания по делам о на­рушениях государственной границы являются органы погра­ничной охраны.

При обнаружении нарушения границы и задержании на­рушителя пограничным нарядом выполняются следующие дей­ствия: принимаются меры к сохранению следов; составляется акт о нарушении (попытке нарушения) границы; вычерчива­ется схема места задержания нарушителя и осмотренной местности; осуществляется личный досмотр нарушителя в при­сутствии лиц, его задержавших; производится изъятие доку­ментов и предметов, оказавшихся у задержанного или обна­руженных вблизи места задержания; составляется опись изъ­ятых документов и предметов; у нарушителя берутся пись­менные объяснения; составляются письменные докладные записки об обстоятельствах задержания военнослужащими– участниками наряда и гражданскими лицами, принимавшими участие в задержании; на имя начальника пограничного от­ряда оформляется рапорт о задержании.

Закон предусмат­ривает право приглашать в подразделения пограничных войск гражданских и иных лиц для выяснения обстоятельств нару­шения государственной границы СССР, се режима, погранич­ного режима или режима в пунктах пропуска через государ­ственную границу СССР. В необходимых случаях выяснение обстоятельств указанных нарушений может осуществляться и в иных местах (п. 6 ст. 29 Закона).

Дознание по поводу нарушения или попытки нарушения государственной границы могут вести офицеры пограничных застав, отрядов, отдельных контрольно-пропускных пунктов и других подразделений пограничных войск. При производстве дознания они руководствуются УПК России и той союзной республики, на территории которой совершено нарушение государственной границы.

2.7. Дознание на морских судах, находящихся в дальнем плавании

Органами дознания на морских судах, находящихся в даль­нем плавании, являются ка­питаны судов.

ю

При выполнении функций органа дознания капитан обязан руководствоваться уголовным и уголовно-процессуальным за­конодательством, положениями Кодекса торгового мореплава­ния Союза ССР и инструкцией «О выполнении функций ор­ганов дознания на морских судах, находящихся в плавании».[11]

Преступления на борту судна могут быть совершены во время пребывания судна в порту СССР, в иностранном порту и в дальнем плавании. Порядок производства дознания в каж­дом из этих случаев имеет свои особенности.

Если преступление, предусмотренное уголовным законода­тельством России или другой республики, на территории которой расположен порт, совершено во время пребывания судна в порту, капитан судна на основании ст. 59 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР обязан передать лицо, совершившее преступление, местным властям. По их требова­нию им же должны быть переданы орудия преступления, ве­щественные доказательства, документы, а также представлены свидетели из числа членов экипажа и данные, необходимые для расследования уголовного дела.

Во время пребывания судна в иностранном порту все на­ходящиеся на судне члены экипажа и пассажиры полностью подпадают под действия уголовных законов того государства, в котором расположен порт стоянки судна. Компетентные ор­ганы этого государства вправе применять в этих случаях свою юрисдикцию.

В тех случаях, когда между Россией и иностранным государ­ством заключено соглашение, предусматривающее неприменение при определенных правонарушениях, совершенных на борту судна, юрисдикции данного государства, расследование таких правонарушений производится в порядке, определенном инструкцией о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании.

Практика некоторых прибрежных государств в определен­ных случаях исключает применение юрисдикции этих госу­дарств и при отсутствии специальных соглашений по этому поводу. Соответствующие сведения о существующей в данное время практике капитан судна или лицо, им уполномоченное, могут получить у консула России.

При производстве дознания в связи с преступлением, со­вершенным во время пребывания судна в иностранном порту, могут потребоваться показания иностранных граждан. Произ­водство допросов граждан иностранного государства и другие действия с привлечением последних к расследованию могут иметь место не иначе как с разрешения компетентных иност­ранных властей. Данное правило, однако, не распространя­ется на случаи приобщения к материалам дознания заявлений и собственноручных объяснений иностранных граждан, а так­же писем и всякого рода документов, имеющих отношение к расследуемому делу.

В случаях, когда в ходе расследования возникает необходимость обратиться за содействием к иностранным властям по месту нахождения судна, капитан вступает в сношение с ними через посредство ближайшего консула СССР. Указания последнего являются в этих случаях для капитана обяза­тельными.

Документы, составленные при участии иностранных властей или исходящие от них, подлежат консульской легализации. Приобщение их к делу при отсутствии такой легализации до­пускается лишь в случаях, когда она по каким-либо причинам не могла иметь места.

Если преступление совершено на борту судна во время пла­вания в открытом морс, дознание производит лично капитан судна или по его поручению лицо командного состава судна.

Согласно инструкции капитан или лицо, им уполномочен­ное, обязано: а) принять предусмотренные законом меры в це­лях обнаружения преступления и лиц, его совершивших; б) принять меры к предупреждению и пресечению преступ­ления.

При производстве дознания должны быть установлены сле­дующие обстоятельства: а) действительно ли совершено пре­ступление и какое именно; б) когда совершено преступление; в) место на судне, где преступление совершено и где находи­лось судно в момент совершения преступления; г) при каких обстоятельствах, каким способом, с применением каких орудий и средств совершено преступление; д) кто совершил пре­ступление, сведения, характеризующие лицо, совершившее преступление; е) какие причины и условия способствовали со­вершению  преступления;  ж)  последствия   преступления; з) другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из приведенного перечня следует, что в его основе лежат обстоятельства, подлежащие доказывайте согласно ст. 15 Ос­нов уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных рес­публик с некоторой детализацией, вытекающей из специфики расследования, производимого на судне, находящемся в пла­вании.

С целью установления указанных обстоятельств капитан или лицо, выполняющее по его поручению функции дознавателя, обязано произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. К числу этих действий инструкция относит: осмотр, обыск, выемку, ос­видетельствование, задержание и допрос подозреваемых, до­прос потерпевших и свидетелей, а также другие действия, ко­торые в условиях плавания судна могут иметь значение не­отложных.

Руководство дознанием осуществляет прокурор по месту приписки судна. О происшедшем событии преступления ему сообщается в течение суток теми средствами связи, какие имеются в распоряжении капитана судна.

Осуществляя надзор за точным исполнением законов при производстве дознания, прокурор может пользоваться любы­ми средствами связи, применяемыми на морском флоте.

Юрисдикция органа дознания в лице капитана, в момент нахождения судна в плавании, распространяется на всех чле­нов экипажа, пассажиров и на всех других находящихся на судне лиц, за исключением лиц, пользующихся дипломатиче­ским иммунитетом.

Инструкция о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании, регламентирует пра­ва и обязанности лица, осуществляющего дознание, В ней ука­зывается, что капитан или другое лицо, осуществляющее функ­ции органов дознания, обязано: а) строго руководствоваться требованиями уголовного, уголовно-процессуального закона; б) принимать все предусмотренные законом меры для всесто­роннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела; в) не разглашать материалы дознания.

Материалы дознания передаются капитаном судна прокуро­ру в первом порту России по пути следования судна или пере­сылаются, как было указано выше, с капитаном попутного судна в ближайший советский порт. Прокурор при согласии с материалами дознания направляет их по подследственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Взаимодействием  между органами предварительного следствия и дозна­ния подразумевается основанная на законе согласован­ная деятельность должностных лиц этих государствен­ных учреждений, направленная на раскрытие преступ­ления и изобличение виновных, пресечение и предупреж­дение чьей-либо преступной деятельности и возмещение причиненного материального ущерба путем наиболее рационального сочетания методов, применяемых этими органами. Целью такого взаимодействия служит макси­мальное объединение сил и средств органов следствия и дознания в борьбе с преступностью за счет правиль­ного использования в ходе расследования уголовных дел процессуальных, административных и оперативно-ро­зыскных функций, получение таким путем наиболее эф­фективных результатов в осуществлении задач советско­го уголовного судопроизводства.

Поскольку успешное раскрытие многих преступле­ний зависит от разумного сочетания следственных и опе­ративно-розыскных мероприятий, надо всегда стремить­ся к установлению самого тесного контакта между ор­ганами следствия и дознания и четкого их взаимодей­ствия. Вопросы такого взаимодействия должны найти отражение в планах расследования дел, при составле­нии которых следователям целесообразно учитывать соображения и предложения работников органов дознания, обладающих широкой ориентировкой в оператив­ной обстановке.

Взаимодействие предполагает взаимную помощь ор­ганов следствия и дознания друг другу на протяжении всего предварительного расследования конкретного де­ла, взаимную информацию о ходе и результатах прово­димых ими мероприятии и совместную ответственность за раскрытие преступления и изобличение виновных. Формы и методы взаимодействия зависят от специфики расследуемого дела.

Вопрос о взаимодействии между органами следст­вия и дознания касается главным образом уголовных дел, по которым по закону обязательно предваритель­ное следствие. По остальным делам он практически не возникает, ибо они полностью расследуются только ор­ганами дознания и здесь роль следователей может вы­ражаться лишь в оказании помощи органам дознания в повышении их профессионального мастерства и дело­вой квалификации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Бажанов М.И., Каган А. Д. Производство дознания в органах милиции. - М.: «Юридическая литература», 1965.

2.     Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, № 48.

3.     Жогин НВ., Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1965.

4.     Крылов И.Ф. , Бастыркин А.И. Розыск, дознание, следствие.- Л.: Изд. Ленинградского университета, 1984.

5.     Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции.- М.: «Юридическая литература», 1986.

6.     О дознании в Вооруженных Силах см.: Основы советского военно­го законодательства. - М., 1972.

7.     Руководство для следователей / Под ред. Жогина Н.В. - М.: «Юридическая литература», 1971.

8.     УПК  РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000 года). // Компьютерная информационно-правовая база "Гарант"


[1] Донцов А. М. Проблема соотношения дознания и предварительного следствия в советском уголовном процессе: Автореф. кавд. дис. Л., 1971.


[2] Жогин НВ., Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1965.

[3] Ст.117 УПК  РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000 года)


[4] Ст.118  УПК  РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000 года)


[5] Ст.119 УПК  РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000 года)

[6] Ст.121  УПК  РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000 года)

[7] Крылов И.Ф. , Бастыркин А.И. Розыск, дознание, следствие. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1984.

[8] Бажанов М.И., Каган А. Д. Производство дознания в органах милиции. М.: «Юридическая литература», 1965.

[9]  О дознании в Вооруженных Силах см.: Основы советского военно­го законодательства. М., 1972, с. 269–273

[10] Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, № 48, ст. 891, 892.


[11] Утверждена Генеральным прокурором СССР по согласованию с Министерством морского флота СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР.




Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.