В соответствии со ст. 178 УПК РСФСР, в случаях, не терпящих
отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения
уголовного дела. Именно такие случаи характерны для расследования дел о
пожарах.
Если на место пожара выехал следователь, руководство осмотром осуществляет
он. Если же следователь по тем или иным причинам на место происшествия не
прибыл, его функции выполняет дознаватель.
Основные особенности осмотра места происшествия пожара состоят в
следующем. С целью ориентации в обстановке происшествия на месте пожара
выявляются и кратко опрашиваются лица, являющиеся очевидцами возникновения
пожара, а также лица, последними уходившие из помещения, в котором произошел
пожар. Если к моменту прибытия на место пожара он полностью не потушен,
это не может служить препятствием к осмотру. В таких случаях в первую очередь
осматривается прилегающая местность с целью обнаружения оставленных
преступником следов и брошенных им предметов.
Лицо, производящее осмотр (следователь или дознаватель), должно
учитывать, что значительные изменения в обстановку места происшествия вносятся
при тушении пожара. Они могут быть умышленно внесены преступником с целью
скрыть следы преступления и направить расследование по ложному пути. Вследствие
этого целесообразно опросить (а при необходимости в последующем и допросить)
пожарных, производивших тушение, и свидетелей, которым известны изменения, внесенные
в обстановку как в момент тушения пожара, так и позже. Без учета полученных
таким путем данных могут быть сделаны ошибочные выводы, которые позднее не
всегда удается исправить.
Осмотр производится как статическим, так и динамическим методом, однако
уже при статическом осмотре нередко удается определить причину пожара. Тем не
менее осмотр не прекращается. При динамическом осмотре продолжаются выявление
и фиксация доказательств, подтверждающих установленную причину. Если же при
статическом осмотре причина возникновения пожара остается неясной или
возникает несколько версий, динамический осмотр приобретает особенно важное
значение. Установить причину пожара в этих случаях можно путем разборки и
раскопки остатков пожара. И то и другое рекомендуется делать в местах
предполагаемых очагов пожара.
При наличии человеческих жертв осмотр должен производиться
следователем прокуратуры, который немедленно в этих случаях вызывается на место
происшествия вместе с судебно-медицинским экспертом.
Данные осмотра места пожара если и не позволяют непосредственно
установить причину пожара, то всегда дают материал для построения версий. При
этом учитываются следующие факторы: количество выявленных очагов пожара, их
расположение; наличие признаков взлома и других следов; техническое состояние
приборов, находившихся на объекте пожара; особенности возникновения и развития
пожара; время, прошедшее с момента окончания работ на объекте до возникновения
пожара и др.
К числу признаков, позволяющих выдвинуть версию о поджоге, относятся:
множественность очагов пожара; наличие взломов и проломов; обнаружение средств
поджога; наличие запахов пли остатков легковоспламеняющихся веществ; обнаружение
предметов, оставленных преступником на месте пожара; установление данных,
указывающих на умышленное создание условий, благоприятствующих распространению
огня; преднамеренное выведение из строя предметов тушения пожара, средств
связи и т. д.; данные, указывающие на то, что пожар явился средством сокрытия
другого преступления (например, убийства, кражи и т. д.).
Право задержания подозреваемого принадлежит органу дознания, в данном
случае органу государственного пожарного надзора, а не дознавателю, ведущему
расследование. Следовательно, ответственность за соблюдение процессуальных
условий задержания лежит на начальнике органа дознания.
При производстве по делам о пожарах могут допрашиваться подозреваемые,
потерпевшие, свидетели, сообщившие о пожаре, пожарные работники, принимавшие
участие в тушении пожара, очевидцы, представители администрации учреждений и
предприятий, на которых произошел пожар, лица, ответственные за противопожарное
состояние объекта. Могут быть допрошены и другие лица, которые хорошо знакомы с
объектом пожара.
Не существует единой для всех случаев схемы допроса.
Выявив причины и условия, способствовавшие возникновению пожара,
органы государственного пожарного надзора вносят в соответствующие организации
представления с предложением о срочном их устранении.
Проведя неотложные следственные действия, органы государственного
пожарного надзора не позднее чем через 10 суток передают дело по
подследственности соответствующему следственному органу. После передачи дела
следователю органы государственного пожарного надзора, как и иные органы
дознания, могут производить следственные и розыскные действия только по
поручению следователя.
2.6. Дознание в органах пограничной охраны
Закон Союза Советских Социалистических Республик о государственной
границе СССР, принятый Верховным Советом СССР 24 ноября 1982 г.,[10] перечисляя в ст. 29 основные
права пограничных войск, устанавливает их право вести дознание по делам о
нарушениях государственной границы СССР–предпринимать необходимые
оперативно-розыскные меры, производить задержания, осмотры, обыски, допросы и
другие необходимые следственные действия в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик.
В большинстве уголовно-процессуальных кодексов союзных республик
указывается, что органами дознания по делам о нарушениях государственной
границы являются органы пограничной охраны.
При обнаружении нарушения границы и задержании нарушителя пограничным
нарядом выполняются следующие действия: принимаются меры к сохранению следов;
составляется акт о нарушении (попытке нарушения) границы; вычерчивается схема
места задержания нарушителя и осмотренной местности; осуществляется личный
досмотр нарушителя в присутствии лиц, его задержавших; производится изъятие
документов и предметов, оказавшихся у задержанного или обнаруженных вблизи
места задержания; составляется опись изъятых документов и предметов; у
нарушителя берутся письменные объяснения; составляются письменные докладные
записки об обстоятельствах задержания военнослужащими– участниками наряда и
гражданскими лицами, принимавшими участие в задержании; на имя начальника
пограничного отряда оформляется рапорт о задержании.
Закон предусматривает право приглашать в подразделения пограничных
войск гражданских и иных лиц для выяснения обстоятельств нарушения
государственной границы СССР, се режима, пограничного режима или режима в
пунктах пропуска через государственную границу СССР. В необходимых случаях
выяснение обстоятельств указанных нарушений может осуществляться и в иных
местах (п. 6 ст. 29 Закона).
Дознание по поводу нарушения или попытки нарушения государственной
границы могут вести офицеры пограничных застав, отрядов, отдельных
контрольно-пропускных пунктов и других подразделений пограничных войск. При
производстве дознания они руководствуются УПК России и той союзной республики,
на территории которой совершено нарушение государственной границы.
2.7. Дознание на морских судах, находящихся в дальнем
плавании
Органами дознания на морских судах, находящихся в дальнем плавании,
являются капитаны судов.
При выполнении функций органа дознания капитан обязан руководствоваться
уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, положениями Кодекса
торгового мореплавания Союза ССР и инструкцией «О выполнении функций органов
дознания на морских судах, находящихся в плавании».[11]
Преступления на борту судна могут быть совершены во время пребывания
судна в порту СССР, в иностранном порту и в дальнем плавании. Порядок
производства дознания в каждом из этих случаев имеет свои особенности.
Если преступление, предусмотренное уголовным законодательством России
или другой республики, на территории которой расположен порт, совершено во
время пребывания судна в порту, капитан судна на основании ст. 59 Кодекса
торгового мореплавания Союза ССР обязан передать лицо, совершившее
преступление, местным властям. По их требованию им же должны быть переданы
орудия преступления, вещественные доказательства, документы, а также
представлены свидетели из числа членов экипажа и данные, необходимые для
расследования уголовного дела.
Во время пребывания судна в иностранном порту все находящиеся на судне
члены экипажа и пассажиры полностью подпадают под действия уголовных законов
того государства, в котором расположен порт стоянки судна. Компетентные органы
этого государства вправе применять в этих случаях свою юрисдикцию.
В тех случаях, когда между Россией и иностранным государством
заключено соглашение, предусматривающее неприменение при определенных
правонарушениях, совершенных на борту судна, юрисдикции данного государства,
расследование таких правонарушений производится в порядке, определенном
инструкцией о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся
в плавании.
Практика некоторых прибрежных государств в определенных случаях
исключает применение юрисдикции этих государств и при отсутствии специальных
соглашений по этому поводу. Соответствующие сведения о существующей в данное
время практике капитан судна или лицо, им уполномоченное, могут получить у
консула России.
При производстве дознания в связи с преступлением, совершенным во
время пребывания судна в иностранном порту, могут потребоваться показания
иностранных граждан. Производство допросов граждан иностранного государства и
другие действия с привлечением последних к расследованию могут иметь место не
иначе как с разрешения компетентных иностранных властей. Данное правило,
однако, не распространяется на случаи приобщения к материалам дознания
заявлений и собственноручных объяснений иностранных граждан, а также писем и
всякого рода документов, имеющих отношение к расследуемому делу.
В случаях, когда в ходе расследования возникает необходимость
обратиться за содействием к иностранным властям по месту нахождения судна,
капитан вступает в сношение с ними через посредство ближайшего консула СССР.
Указания последнего являются в этих случаях для капитана обязательными.
Документы, составленные при участии иностранных властей или исходящие
от них, подлежат консульской легализации. Приобщение их к делу при отсутствии
такой легализации допускается лишь в случаях, когда она по каким-либо причинам
не могла иметь места.
Если преступление совершено на борту судна во время плавания в
открытом морс, дознание производит лично капитан судна или по его поручению
лицо командного состава судна.
Согласно инструкции капитан или лицо, им уполномоченное, обязано: а)
принять предусмотренные законом меры в целях обнаружения преступления и лиц,
его совершивших; б) принять меры к предупреждению и пресечению преступления.
При производстве дознания должны быть установлены следующие
обстоятельства: а) действительно ли совершено преступление и какое именно; б)
когда совершено преступление; в) место на судне, где преступление совершено и
где находилось судно в момент совершения преступления; г) при каких
обстоятельствах, каким способом, с применением каких орудий и средств совершено
преступление; д) кто совершил преступление, сведения, характеризующие лицо,
совершившее преступление; е) какие причины и условия способствовали совершению
преступления; ж) последствия преступления; з) другие обстоятельства,
имеющие значение для дела.
Из приведенного перечня следует, что в его основе лежат обстоятельства,
подлежащие доказывайте согласно ст. 15 Основ уголовного судопроизводства Союза
ССР и союзных республик с некоторой детализацией, вытекающей из специфики
расследования, производимого на судне, находящемся в плавании.
С целью установления указанных обстоятельств капитан или лицо,
выполняющее по его поручению функции дознавателя, обязано произвести неотложные
следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. К
числу этих действий инструкция относит: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование,
задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, а также
другие действия, которые в условиях плавания судна могут иметь значение неотложных.
Руководство дознанием осуществляет прокурор по месту приписки судна. О
происшедшем событии преступления ему сообщается в течение суток теми средствами
связи, какие имеются в распоряжении капитана судна.
Осуществляя надзор за точным исполнением законов при производстве
дознания, прокурор может пользоваться любыми средствами связи, применяемыми на
морском флоте.
Юрисдикция органа дознания в лице капитана, в момент нахождения судна в
плавании, распространяется на всех членов экипажа, пассажиров и на всех других
находящихся на судне лиц, за исключением лиц, пользующихся дипломатическим
иммунитетом.
Инструкция о выполнении функций органов дознания на морских судах,
находящихся в плавании, регламентирует права и обязанности лица,
осуществляющего дознание, В ней указывается, что капитан или другое лицо,
осуществляющее функции органов дознания, обязано: а) строго руководствоваться
требованиями уголовного, уголовно-процессуального закона; б) принимать все
предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного
исследования обстоятельств дела; в) не разглашать материалы дознания.
Материалы дознания передаются капитаном судна прокурору в первом порту
России по пути следования судна или пересылаются, как было указано выше, с
капитаном попутного судна в ближайший советский порт. Прокурор при согласии с
материалами дознания направляет их по подследственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействием между органами предварительного следствия и дознания
подразумевается основанная на законе согласованная деятельность должностных
лиц этих государственных учреждений, направленная на раскрытие преступления и
изобличение виновных, пресечение и предупреждение чьей-либо преступной деятельности
и возмещение причиненного материального ущерба путем наиболее рационального
сочетания методов, применяемых этими органами. Целью такого взаимодействия
служит максимальное объединение сил и средств органов следствия и дознания в
борьбе с преступностью за счет правильного использования в ходе расследования
уголовных дел процессуальных, административных и оперативно-розыскных функций,
получение таким путем наиболее эффективных результатов в осуществлении задач
советского уголовного судопроизводства.
Поскольку успешное раскрытие многих преступлений зависит от разумного
сочетания следственных и оперативно-розыскных мероприятий, надо всегда
стремиться к установлению самого тесного контакта между органами следствия и
дознания и четкого их взаимодействия. Вопросы такого взаимодействия должны
найти отражение в планах расследования дел, при составлении которых
следователям целесообразно учитывать соображения и предложения работников
органов дознания, обладающих широкой ориентировкой в оперативной обстановке.
Взаимодействие предполагает взаимную помощь органов следствия и
дознания друг другу на протяжении всего предварительного расследования
конкретного дела, взаимную информацию о ходе и результатах проводимых ими
мероприятии и совместную ответственность за раскрытие преступления и
изобличение виновных. Формы и методы взаимодействия зависят от специфики
расследуемого дела.
Вопрос о взаимодействии между органами следствия и
дознания касается главным образом уголовных дел, по которым по закону обязательно
предварительное следствие. По остальным делам он практически не возникает, ибо
они полностью расследуются только органами дознания и здесь роль следователей
может выражаться лишь в оказании помощи органам дознания в повышении их
профессионального мастерства и деловой квалификации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бажанов М.И., Каган А. Д.
Производство дознания в органах милиции. - М.: «Юридическая литература», 1965.
2. Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, № 48.
3.
Жогин НВ., Фаткуллин Ф.Н.
Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М.: Юридическая
литература, 1965.
4.
Крылов И.Ф. , Бастыркин
А.И. Розыск, дознание, следствие.- Л.: Изд. Ленинградского университета, 1984.
5.
Ларин А.М. Расследование
по уголовному делу: процессуальные функции.- М.: «Юридическая литература»,
1986.
6. О дознании в Вооруженных Силах см.: Основы
советского военного законодательства. - М., 1972.
7.
Руководство для
следователей / Под ред. Жогина Н.В. - М.: «Юридическая литература», 1971.
8. УПК РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000
года). // Компьютерная информационно-правовая база "Гарант"
[1] Донцов А. М. Проблема соотношения дознания и
предварительного следствия в советском уголовном процессе: Автореф. кавд. дис.
Л., 1971.
[2] Жогин НВ., Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие в
советском уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1965.
[3] Ст.117 УПК
РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000 года)
[4] Ст.118 УПК
РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000 года)
[5] Ст.119 УПК
РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000 года)
[6] Ст.121 УПК
РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000 года)
[7] Крылов И.Ф. , Бастыркин А.И. Розыск, дознание,
следствие. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1984.
[8] Бажанов М.И., Каган А.
Д. Производство дознания в органах милиции. М.: «Юридическая литература», 1965.
[9] О дознании в
Вооруженных Силах см.: Основы советского военного законодательства. М., 1972,
с. 269–273
[10] Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, № 48,
ст. 891, 892.
[11] Утверждена Генеральным прокурором СССР по
согласованию с Министерством морского флота СССР и Министерством рыбного
хозяйства СССР.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|