Меню
Поиск



рефераты скачать Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия

Как показывает опыт, качество расследования выше, если неотложные следственные действия органы дознания проводят с участием и под руководством следователя. В связи с этим работа следственных подразделении МВД должна строиться так, чтобы дела о преступлениях, отнесенных к компетенции следователей органов внутренних дел, возбуждались в основ­ном ими. Соответственно милиция при обнаружении преступ­ления, по которому обязательно предварительное следствие, должна немедленно уведомить об этом начальника следствен­ного подразделения, чтобы осмотр места происшествия, воз­буждение уголовного дела и другие неотложные следственные действия производились следователем. Лишь при отсутствии такой возможности все эти действия совершаются работни­ками милиции, производящими дознание. Закон предоставляет органу дознания, а значит и милиции, право на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следствен­ных действий. В случае необходимости это право должно быть реализовано, и это нельзя рассматривать ни как нарушение закона, ни как брак в работе органа дознания.

Производство дознаний в милиции не может рассматриваться как изолированная, оторванная от всех других видов ее работы деятельность. Она тесно связана не только с производством предварительного следствия, но и с оперативно - разыскной, а также с административной деятельностью милиции. Эффективность результатов дознавательной работы милиции бывает тем выше, чем теснее указанная взаимосвязь. При этом необходимо стро­жайшим образом соблюдать социалистическую законность, каж­дое дознание производить в строгих рамках уголовно-процессуального закона.[8]

2.2. Дознание в армии и военно-морском флоте

Органом дознания в Российской Армии и Военно-Морском Флоте согласно ст. 117 УПК РСФСР являются командиры во­инских частей, соединений и начальники военных учреждений. Наделение командира части правами органа дознания являет­ся одним из средств укрепления дисциплины, воспитания воен­нослужащих в духе точного выполнения законов, присяги, ус­тавов и приказов начальников. Непосредственное расследова­ние преступлений ведут дознаватели, назначаемые приказом командира части сроком на два года из числа наиболее под­готовленных для этого офицеров. Один из дознавателей, имею­щий опыт и навыки производства дознания, назначается стар­шим дознавателем. Ему поручается расследование наиболее сложных дел.

Назначение дознавателей не лишает командира части пра­ва в случае, когда он признает это необходимым, поручить производство дознания по конкретному делу любому из офи­церов части. На время производства дознания дознаватель ос­вобождается от выполнения прямых служебных обязанностей.

Командир части как орган дознания на основании ст. 117 УПК РСФСР имеет право возбуждать дознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными ему военнослужа­щими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабо­чими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соедине­ния, учреждения.

Получив сообщение о совершенном преступлении, командир части:

1) выносит постановление о возбуждении дознания и по­ручает производство последнего конкретному дознавателю;

2) немедленно сообщает о возбужденном дознании военному прокурору. Дознаватель, которому поручено расследование, вы­носит постановление о принятии дознания к своему производ­ству. Не имея распоряжения командира части и не приняв дознание к своему производству, дознаватель не может при­ступить к расследованию дела.

На органы дознания возлагается обязанность принятия всех необходимых мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, направленных на раскрытие преступления и установ­ление лица, его совершившего. Особо подчеркивается, что до­знание должно проводиться полно и объективно.

При производстве дознания должны быть выявлены при­чины и условия, способствовавшие совершению преступления, и своевременно приняты меры по их устранению, а также по предупреждению преступлений.

В случае совершения преступления, по которому обязательно производство предварительного след­ствия, командир части обязан поступить в соответствии со ст. 119 УПК РСФСР, т. е. обеспечить производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению сле­дов преступления.

Уголовное дело должно быть возбуждено в день обнаруже­ния преступления. Установленные в УПК сроки производства исчисляются со дня подписания командиром части постанов­ления о возбуждении дела. Для дел о преступлениях, по кото­рым обязательно производство предварительного следствия, срок производства дознания не может превышать 10 суток со дня возбуждения дела.

Дознаватель не может производить дознание и подлежит отводу при наличии оснований, указанных в ст. 59 УПК РСФСР. К «иным обстоятельствам», дающим основание к отводу дознавателя, относятся следующие мотивы: а) когда дознаватель яв­ляется начальником по службе или подчиненным лица, в от­ношении которого назначено дознание; б) когда будут уста­новлены обстоятельства, указывающие на необъективное веде­ние им дознания.

Руководство дознанием осуществляет командир части. На­значив дознавателя, он обязан дать ему указание о том, что именно подлежит выяснению и в каком объеме; какие след­ственные действия необходимо провести и когда должно быть закончено дознание.

Надзор за точным исполнением законов при производстве дознания осуществляет военный прокурор, курирующий дан­ную часть. Его указания для органа дознания являются обя­зательными. Если возникает несогласие, эти указания могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, но согласно ст. 212  УПК  обжалование не приостанавливает их испол­нения.

Прокурору могут приноситься жалобы на действия органов дознания и дознавателя, но подача их не приостанавливает ис­полнения обжалуемых действий впредь до разрешения жало­бы. Орган дознания или дознаватель могут приостановить свои действия сами, если признают это необходимым.

Дознаватель обязан:

– составить план расследования и производить дознание в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона республики, на территории которой производится дознание;

– руководствоваться Уголовным кодексом республики, на территории которой совершено преступление;

- при производстве дознания принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объектив­ного исследования обстоятельств дела;

– не разглашать материалы дознания;

– докладывать командиру части о всех выявленных в про­цессе дознания нарушениях законов, уставов, приказов, поста­новлений, а также других нарушениях в организации службы, способствовавших совершению преступления или чрезвычайно­го происшествия, для принятия мер по их устранению;

– принимать активное участие в работе по предупрежде­нию нарушений среди военнослужащих, разъяснять личному составу советские законы.

Дознаватель при производстве дознания имеет право:

– производить допросы военнослужащих (кроме команди­ра части), а также рабочих и служащих и других граждан, яв­ляющихся свидетелями или потерпевшими по делу;

– производить в расположении части осмотр необходимых документов и получать подлинники или копии их для приобще­ния к дознанию;

– по делам, по которым предварительное следствие необя­зательно, самостоятельно принимать решения об объеме и по­следовательности производства  необходимых следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотре­но получение санкции от прокурора, и нести полную ответст­венность за их законное и своевременное проведение;

– докладывать непосредственно командиру части вопросы, связанные с производством дознания.[9]


2.3.  Дознание в органах государственной безопасности


Согласно п. 3 ст. 117 УПК РСФСР органы государствен­ной, безопасности наделены правами и обязанностями органа  дознания по делам, отнесенным законом к их ведению.

Ст. 126  УПК РСФСР, устанавливающая обязательность предварительного следствия и подслсдственность, относит к ведению органов государственной безопасности расследование следующих категорий уголовных дел: уголовные дела о государ­ственных преступлениях, предусмотренные, ст. ст. 64–70 (из­мена Родине, шпионаж, террористический акт, террористиче­ский акт против представителя иностранного государства, ди­версия, вредительство, антисоветская агитация и пропаганда), ст. 72 (организационная деятельность, направленная па совер­шение особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации), ст. 73 (особо опасные государственные преступления, совершенные против другого го­сударства трудящихся), ст. 75 (разглашение государственной тайны), ст. 76 (утрата документов, содержащих государствен­ную тайну), ст. 78 (контрабанда), ст. 79 (массовые беспоряд­ки), ст. 83 (незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР), ст. 84 (нарушение правил международных полетов) и ст. 259 пп. «а», «б» и «в» (разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военную тайну).

Поскольку все названные дела отнесены к ведению органов государственной безопасности, по ним (в соответствии с зако­ном) могут производиться дознания. Их производство осуще­ствляют офицеры органов государственной безопасности. При производстве дознания полностью соблюдаются положения уголовно-процессуального закона. Так как по всем названным вы­ше делам обязательно производство предварительного следст­вия, дознание по ним ограничивается 10-суточным сроком со дня возбуждения уголовного дела. В течение этого срока долж­ны быть проведены неотложные следственные действия по ус­тановлению и закреплению следов преступления.

О начатом дознании орган государственной безопасности немедленно уведомляет прокурора. При выполнении необходи­мых неотложных следственных действий, не ожидая истечения 10-суточного срока, возбужденное дело передастся следовате­лю органов государственной безопасности.


2.4. Дознание в исправительно-трудовых учреждениях


Ст. 117 УПК РСФСР устанавливает, что начальники исправительно-трудовых учреждений имеют права органов дознания. Однако их деятельность в этом качестве ограничивается двумя категориями дел: 1) о преступлениях против установленно­го порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений; 2) о преступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудовых учреждении. Производство дознаний осуществляют офицеры исправительно-трудовых учреждении по распоряжению начальника соответствующего учреждения.

Срок производства дознания зависит от того, обязательно ли но возбужденному делу предварительное следствие. Если производство предварительного следствия обязательно, осуще­ствляются лишь неотложные следственные действия, перечис­ленные в ст. 119 УПК РСФСР. Дознание в этом случае не может превысить 10-суточного срока. Если же предварительное следствие по делу не является обязательным, дознание ведется в соответствии со ст. 120 УПК РСФСР, т. е. орган дознания принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по возбужденному уголовному делу.

О начатом дознании обязательно уведомляется прокурор. Производство дознаний в исправительно-трудовых учреж­дениях ведется с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона.


2.5. Дознание в органах государственного пожарного надзора


Органы государственного пожарного надзора согласно ст. 117 УПК РСФСР являются органами дознания по делам о по­жарах и нарушении противопожарных правил. Производство дознаний не является для этих органов единственной и основ­ной их функцией.

Нарушения противопожарных правил в зависимости от их последствий, объекта, на котором они произошли, и формы ви­ны квалифицируются в большинстве случаев по статьям УК РСФСР, по которым производство предварительного следствия является обязательным. В соответствии с этим и согласно ст. 119 УПК РСФСР органы государственного пожарного надзора могут возбуждать уголовные дела и, руководствуясь правила­ми уголовно-процессуального закона, производить лишь неот­ложные следственные действия по установлению и закрепле­нию следов преступления: осмотры, обыски, выемки, освиде­тельствование, задержание и допросы подозреваемых, допросы потерпевших и свидетелей.

Возбуждению уголовного дела может предшествовать пред­варительная проверка обстоятельств пожара, производимая ор­ганами государственного пожарного надзора, в соответствии с положениями, содержащимися в ст. 109 УПК РСФСР. Выяв­ление наличия или отсутствия признаков преступления проис­ходит путем получения объяснений, заключений ведомственных комиссий и специалистов о причине пожара. По окончании проверки выносится либо постановление о возбуждении дела, либо мотивированное постановление об отказе в его возбуж­дении.

Поводом к возбуждению дела чаще всего служит непосред­ственное обнаружение на месте пожара признаков преступле­ния. Основаниями же для возбуждения дела о пожаре являют­ся данные, свидетельствующие о том, что: 1) пожар произо­шел в результате умышленного поджога или неосторожного об­ращения с огнем; 2) сопровождался человеческими жертвами;  3) им причинен крупный материальный ущерб.

В тех случаях, когда пожар повлек человеческие жертвы или иные тяжкие последствия (крупный материальный ущерб, гибель скота и т. д), дело подлежит возбуждению независимо от того, установлена ли причина пожара к моменту его воз­буждения. Дело квалифицируется в таких случаях в зависи­мости от известных к этому времени обстоятельств с последу­ющим уточнением.

Состав оперативной или следственно-оперативной группы, выезжающей на место пожара, формируется из следующих лиц: следователь или оперативный работник, которому поруча­ется дознание; инспектор уголовного розыска; инспектор служ­бы БХСС (при пожарах в местах хранения товарно-материаль­ных ценностей); участковый инспектор; инспектор государст­венного пожарного надзора; эксперт-криминалист; инспектор - кинолог со служебной собакой. В случаях гибели при пожаре людей в состав группы включается судебно-медицинский экс­перт, а в случае гибели животных–ветеринарный врач.

Руководство группой осуществляет следователь, а при его отсутствии оперативный работник, которому поручено произ­водство дознания. Функции остальных участников группы за­ключаются в следующем: инспектор уголовного розыска по при­бытии на место пожара принимает все необходимые оперативно-розыскные меры по выявлению его причин, установлению и за­держанию виновных лиц.

Инспектор БХСС устанавливает время проведения послед­ней ревизии или инвентаризации товарно-материальных ценно­стей, хранившихся на объекте пожара, принимает меры к об­наружению бухгалтерской документации, относящейся к хра­нившимся материальным ценностям или денежным средствам, организует работу по учету остатков сохранившихся матери­альных ценностей, проводит мероприятия по установлению причин пожара и выявлению виновных в этом лиц.

Участковый инспектор осуществляет меры по охране места происшествия, выявляет свидетелей и очевидцев пожара, соби­рает информацию, которая может иметь значение для установ­ления причин пожара и виновных лиц.

Инспектор государственного пожарного надзора руководит силами и средствами тушения пожара, оказывает следователю или работнику дознания помощь в осмотре места пожара, в ус­тановлении причин, времени и места возникновения пожара, по­могает отыскать следы горючих материалов и изъять их. Он же составляет акт о пожаре и участвует в работе комиссии по установлению размера убытков, причиненных пожаром.

Эксперт-криминалист, выполняя при осмотре функции спе­циалиста, помогает следователю или дознавателю б обнаруже­нии, фиксации, изъятии и упаковке различных следов и веще­ственных доказательств.

Инспектор-кинолог применяет служебно-розыскную собаку для преследования преступника или же производит отбор проб воздуха со следами запахов, оставленных преступником.

Успех в работе группы на месте пожара во многом зависит от технического ее оснащения. Помимо следственного портфе­ля или следственного чемодана в ее распоряжении должны находиться диктофон, магнитофон, магнитный подъемник, металлоискатель, фотографическая и осветительная аппаратура, специальное устройство для ограждения места пожара, набор жирорастворимых красителей для выявления следов горючих жидкостей. Отсутствие технических средств существенным об­разом снижает эффективность работы группы.

Осмотр места пожара является не только неотложным, но и обязательным следственным действием, без производства ко­торого трудно, а чаще всего невозможно установить причины пожара и виновных в нем лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.