Как показывает опыт, качество расследования выше, если неотложные следственные
действия органы дознания проводят с участием и под руководством следователя. В
связи с этим работа следственных подразделении МВД должна строиться так, чтобы
дела о преступлениях, отнесенных к компетенции следователей органов внутренних
дел, возбуждались в основном ими. Соответственно милиция при обнаружении
преступления, по которому обязательно предварительное следствие, должна
немедленно уведомить об этом начальника следственного подразделения, чтобы
осмотр места происшествия, возбуждение уголовного дела и другие неотложные
следственные действия производились следователем. Лишь при отсутствии такой
возможности все эти действия совершаются работниками милиции, производящими
дознание. Закон предоставляет органу дознания, а значит и милиции, право на
возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий. В
случае необходимости это право должно быть реализовано, и это нельзя
рассматривать ни как нарушение закона, ни как брак в работе органа дознания.
Производство дознаний в милиции не может рассматриваться как
изолированная, оторванная от всех других видов ее работы деятельность. Она
тесно связана не только с производством предварительного следствия, но и с
оперативно - разыскной, а также с административной деятельностью милиции.
Эффективность результатов дознавательной работы милиции бывает тем выше, чем
теснее указанная взаимосвязь. При этом необходимо строжайшим образом соблюдать
социалистическую законность, каждое дознание производить в строгих рамках
уголовно-процессуального закона.[8]
2.2. Дознание в армии и военно-морском флоте
Органом дознания в Российской Армии и Военно-Морском Флоте согласно ст.
117 УПК РСФСР являются командиры воинских частей, соединений и начальники
военных учреждений. Наделение командира части правами органа дознания является
одним из средств укрепления дисциплины, воспитания военнослужащих в духе
точного выполнения законов, присяги, уставов и приказов начальников.
Непосредственное расследование преступлений ведут дознаватели, назначаемые
приказом командира части сроком на два года из числа наиболее подготовленных
для этого офицеров. Один из дознавателей, имеющий опыт и навыки производства
дознания, назначается старшим дознавателем. Ему поручается расследование
наиболее сложных дел.
Назначение дознавателей не лишает командира части права в случае,
когда он признает это необходимым, поручить производство дознания по
конкретному делу любому из офицеров части. На время производства дознания
дознаватель освобождается от выполнения прямых служебных обязанностей.
Командир части как орган дознания на основании ст. 117 УПК РСФСР имеет
право возбуждать дознание по делам о всех преступлениях, совершенных
подчиненными ему военнослужащими, а также военнообязанными во время
прохождения ими учебных сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими
и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в
расположении части, соединения, учреждения.
Получив сообщение о совершенном преступлении, командир части:
1) выносит постановление
о возбуждении дознания и поручает производство последнего конкретному
дознавателю;
2) немедленно сообщает о
возбужденном дознании военному прокурору. Дознаватель, которому поручено
расследование, выносит постановление о принятии дознания к своему производству.
Не имея распоряжения командира части и не приняв дознание к своему
производству, дознаватель не может приступить к расследованию дела.
На органы дознания возлагается обязанность принятия всех необходимых
мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, направленных на раскрытие
преступления и установление лица, его совершившего. Особо подчеркивается, что
дознание должно проводиться полно и объективно.
При производстве дознания должны быть выявлены причины и условия,
способствовавшие совершению преступления, и своевременно приняты меры по их
устранению, а также по предупреждению преступлений.
В случае совершения преступления, по которому обязательно производство
предварительного следствия, командир части обязан поступить в соответствии со
ст. 119 УПК РСФСР, т. е. обеспечить производство неотложных следственных
действий по установлению и закреплению следов преступления.
Уголовное дело должно быть возбуждено в день обнаружения преступления.
Установленные в УПК сроки производства исчисляются со дня подписания командиром
части постановления о возбуждении дела. Для дел о преступлениях, по которым
обязательно производство предварительного следствия, срок производства дознания
не может превышать 10 суток со дня возбуждения дела.
Дознаватель не может производить дознание и подлежит отводу при наличии
оснований, указанных в ст. 59 УПК РСФСР. К «иным обстоятельствам», дающим
основание к отводу дознавателя, относятся следующие мотивы: а) когда
дознаватель является начальником по службе или подчиненным лица, в отношении
которого назначено дознание; б) когда будут установлены обстоятельства,
указывающие на необъективное ведение им дознания.
Руководство дознанием осуществляет командир части. Назначив
дознавателя, он обязан дать ему указание о том, что именно подлежит выяснению и
в каком объеме; какие следственные действия необходимо провести и когда должно
быть закончено дознание.
Надзор за точным исполнением законов при производстве дознания
осуществляет военный прокурор, курирующий данную часть. Его указания для
органа дознания являются обязательными. Если возникает несогласие, эти
указания могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, но согласно ст. 212 УПК
обжалование не приостанавливает их исполнения.
Прокурору могут приноситься жалобы на действия органов дознания и
дознавателя, но подача их не приостанавливает исполнения обжалуемых действий
впредь до разрешения жалобы. Орган дознания или дознаватель могут
приостановить свои действия сами, если признают это необходимым.
Дознаватель обязан:
– составить план
расследования и производить дознание в строгом соответствии с требованиями
уголовно-процессуального закона республики, на территории которой производится
дознание;
– руководствоваться
Уголовным кодексом республики, на территории которой совершено преступление;
- при производстве дознания принимать все предусмотренные законом меры
для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела;
– не разглашать материалы
дознания;
– докладывать командиру
части о всех выявленных в процессе дознания нарушениях законов, уставов,
приказов, постановлений, а также других нарушениях в организации службы,
способствовавших совершению преступления или чрезвычайного происшествия, для
принятия мер по их устранению;
– принимать активное
участие в работе по предупреждению нарушений среди военнослужащих, разъяснять
личному составу советские законы.
Дознаватель при производстве дознания имеет право:
– производить допросы
военнослужащих (кроме командира части), а также рабочих и служащих и других
граждан, являющихся свидетелями или потерпевшими по делу;
– производить в
расположении части осмотр необходимых документов и получать подлинники или
копии их для приобщения к дознанию;
– по делам, по которым
предварительное следствие необязательно, самостоятельно принимать решения об
объеме и последовательности производства необходимых следственных действий,
за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от
прокурора, и нести полную ответственность за их законное и своевременное
проведение;
– докладывать
непосредственно командиру части вопросы, связанные с производством дознания.[9]
2.3. Дознание в органах государственной безопасности
Согласно п. 3 ст. 117 УПК РСФСР органы государственной, безопасности
наделены правами и обязанностями органа дознания по делам, отнесенным законом
к их ведению.
Ст. 126 УПК РСФСР, устанавливающая обязательность предварительного
следствия и подслсдственность, относит к ведению органов государственной
безопасности расследование следующих категорий уголовных дел: уголовные дела о
государственных преступлениях, предусмотренные, ст. ст. 64–70 (измена Родине,
шпионаж, террористический акт, террористический акт против представителя
иностранного государства, диверсия, вредительство, антисоветская агитация и
пропаганда), ст. 72 (организационная деятельность, направленная па совершение
особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской
организации), ст. 73 (особо опасные государственные преступления, совершенные
против другого государства трудящихся), ст. 75 (разглашение государственной
тайны), ст. 76 (утрата документов, содержащих государственную тайну), ст. 78
(контрабанда), ст. 79 (массовые беспорядки), ст. 83 (незаконный выезд за
границу и незаконный въезд в СССР), ст. 84 (нарушение правил международных полетов)
и ст. 259 пп. «а», «б» и «в» (разглашение военной тайны или утрата документов,
содержащих военную тайну).
Поскольку все названные дела отнесены к ведению органов государственной
безопасности, по ним (в соответствии с законом) могут производиться дознания.
Их производство осуществляют офицеры органов государственной безопасности. При
производстве дознания полностью соблюдаются положения уголовно-процессуального
закона. Так как по всем названным выше делам обязательно производство
предварительного следствия, дознание по ним ограничивается 10-суточным сроком
со дня возбуждения уголовного дела. В течение этого срока должны быть
проведены неотложные следственные действия по установлению и закреплению
следов преступления.
О начатом дознании орган государственной безопасности немедленно
уведомляет прокурора. При выполнении необходимых неотложных следственных
действий, не ожидая истечения 10-суточного срока, возбужденное дело передастся
следователю органов государственной безопасности.
2.4. Дознание в исправительно-трудовых учреждениях
Ст. 117 УПК РСФСР устанавливает, что начальники исправительно-трудовых
учреждений имеют права органов дознания. Однако их деятельность в этом
качестве ограничивается двумя категориями дел: 1) о преступлениях против установленного
порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений; 2) о
преступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудовых учреждении.
Производство дознаний осуществляют офицеры исправительно-трудовых учреждении по
распоряжению начальника соответствующего учреждения.
Срок производства дознания зависит от того, обязательно ли но
возбужденному делу предварительное следствие. Если производство
предварительного следствия обязательно, осуществляются лишь неотложные
следственные действия, перечисленные в ст. 119 УПК РСФСР. Дознание в этом
случае не может превысить 10-суточного срока. Если же предварительное следствие
по делу не является обязательным, дознание ведется в соответствии со ст. 120
УПК РСФСР, т. е. орган дознания принимает все предусмотренные
уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств,
подлежащих доказыванию по возбужденному уголовному делу.
О начатом дознании обязательно уведомляется прокурор. Производство
дознаний в исправительно-трудовых учреждениях ведется с соблюдением
всех требований уголовно-процессуального закона.
2.5. Дознание в органах государственного пожарного
надзора
Органы государственного пожарного надзора согласно ст. 117 УПК РСФСР
являются органами дознания по делам о пожарах и нарушении противопожарных
правил. Производство дознаний не является для этих органов единственной и основной
их функцией.
Нарушения противопожарных правил в зависимости от их последствий,
объекта, на котором они произошли, и формы вины квалифицируются в большинстве
случаев по статьям УК РСФСР, по которым производство предварительного следствия
является обязательным. В соответствии с этим и согласно ст. 119 УПК РСФСР
органы государственного пожарного надзора могут возбуждать уголовные дела и,
руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производить лишь
неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов
преступления: осмотры, обыски, выемки, освидетельствование, задержание и
допросы подозреваемых, допросы потерпевших и свидетелей.
Возбуждению уголовного дела может предшествовать предварительная
проверка обстоятельств пожара, производимая органами государственного
пожарного надзора, в соответствии с положениями, содержащимися в ст. 109 УПК
РСФСР. Выявление наличия или отсутствия признаков преступления происходит
путем получения объяснений, заключений ведомственных комиссий и специалистов о
причине пожара. По окончании проверки выносится либо постановление о
возбуждении дела, либо мотивированное постановление об отказе в его возбуждении.
Поводом к возбуждению дела чаще всего служит непосредственное
обнаружение на месте пожара признаков преступления. Основаниями же для
возбуждения дела о пожаре являются данные, свидетельствующие о том, что: 1)
пожар произошел в результате умышленного поджога или неосторожного обращения
с огнем; 2) сопровождался человеческими жертвами; 3) им причинен крупный
материальный ущерб.
В тех случаях, когда пожар повлек человеческие жертвы или иные тяжкие
последствия (крупный материальный ущерб, гибель скота и т. д), дело подлежит
возбуждению независимо от того, установлена ли причина пожара к моменту его возбуждения.
Дело квалифицируется в таких случаях в зависимости от известных к этому
времени обстоятельств с последующим уточнением.
Состав оперативной или следственно-оперативной группы, выезжающей на
место пожара, формируется из следующих лиц: следователь или оперативный
работник, которому поручается дознание; инспектор уголовного розыска;
инспектор службы БХСС (при пожарах в местах хранения товарно-материальных
ценностей); участковый инспектор; инспектор государственного пожарного
надзора; эксперт-криминалист; инспектор - кинолог со служебной собакой. В
случаях гибели при пожаре людей в состав группы включается судебно-медицинский
эксперт, а в случае гибели животных–ветеринарный врач.
Руководство группой осуществляет следователь, а при его отсутствии
оперативный работник, которому поручено производство дознания. Функции
остальных участников группы заключаются в следующем: инспектор уголовного
розыска по прибытии на место пожара принимает все необходимые
оперативно-розыскные меры по выявлению его причин, установлению и задержанию
виновных лиц.
Инспектор БХСС устанавливает время проведения последней ревизии или
инвентаризации товарно-материальных ценностей, хранившихся на объекте пожара,
принимает меры к обнаружению бухгалтерской документации, относящейся к хранившимся
материальным ценностям или денежным средствам, организует работу по учету
остатков сохранившихся материальных ценностей, проводит мероприятия по
установлению причин пожара и выявлению виновных в этом лиц.
Участковый инспектор осуществляет меры по охране места происшествия,
выявляет свидетелей и очевидцев пожара, собирает информацию, которая может
иметь значение для установления причин пожара и виновных лиц.
Инспектор государственного пожарного надзора руководит силами и
средствами тушения пожара, оказывает следователю или работнику дознания помощь
в осмотре места пожара, в установлении причин, времени и места возникновения
пожара, помогает отыскать следы горючих материалов и изъять их. Он же
составляет акт о пожаре и участвует в работе комиссии по установлению размера
убытков, причиненных пожаром.
Эксперт-криминалист, выполняя при осмотре функции специалиста, помогает
следователю или дознавателю б обнаружении,
фиксации, изъятии и упаковке различных следов и вещественных доказательств.
Инспектор-кинолог применяет служебно-розыскную собаку для преследования
преступника или же производит отбор проб воздуха со следами запахов,
оставленных преступником.
Успех в работе группы на месте пожара во многом зависит от технического
ее оснащения. Помимо следственного портфеля или следственного чемодана в ее
распоряжении должны находиться диктофон, магнитофон, магнитный подъемник,
металлоискатель, фотографическая и осветительная аппаратура, специальное
устройство для ограждения места пожара, набор жирорастворимых красителей для
выявления следов горючих жидкостей. Отсутствие технических средств существенным
образом снижает эффективность работы группы.
Осмотр места пожара является не только неотложным, но и обязательным
следственным действием, без производства которого трудно, а чаще всего
невозможно установить причины пожара и виновных в нем лиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|