Меню
Поиск



рефераты скачать Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия


По характеру подследственных дел. Указанные различия между дознанием и предварительным следствием обусловливают еще один признак, важный при разграничении этих видов предварительного рассле­дования. Поскольку эти виды расследования проводят­ся различными органами и их деятельность осущест­вляется неодинаковыми способами, постольку диффе­ренцируются по родовому признаку и сами дела, им подследственные. По закону дознание производится по тем категориям общественно опасных деяний, которые по своему характеру таковы, что они чаще всего учиня­ются в сфере управления и общественного порядка. Эти деяния являются менее опасными, вскрываются чаще всего при осуществлении административных функций и обеспечении общественной безопасности. С точки зрения расследования они сравнительно простые, раскрывают­ся быстро, в основном оперативно-розыскным путем, тогда как дела, по которым проводится предваритель­ное следствие, представляют большую общественную опасность, более сложны и в меньшей степени связаны с административной деятельностью тех или иных орга­нов. Для раскрытия этих преступлений, хотя подчас тоже требуется значительная оперативно-розыскная работа, они всегда предполагают большой объем следственных мероприятий.


По процессуальному режиму. В этом отношении разграничение предварительного следствия и дознания проводится по двум моментам: по процессуальным сро­кам и по процессуальным формам, связанным с участи­ем в предварительном расследовании  потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их пред­ставителей и защитника обвиняемого. Для ведения до­знания устанавливается максимум месячный срок, для предварительного следствия–двухмесячный. При оп­ределенных условиях продлить срок дознания вправе прокурор района или города, а на продление сроков следствия уполномочены лишь вышестоящие прокуро­ры (ст. ст. 121, 133 УПК РСФСР). В предварительном следствии участвует защитник, а при проведении дозна­ния в его любой форме–нет (ст. 47 УПК РСФСР). При окончании предварительного следствия могут озна­комиться с материалами дела и заявлять соответствую­щие ходатайства защитник обвиняемого, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их пред­ставители, при окончании же дознания им такое право не предоставляется: потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители органом до­знания извещаются только об окончании дознания и на­правлении дела прокурору, по материалы дела для озна­комления им не предъявляются (ст. ст. 120, 200–204 УПК РСФСР).

Закон отверг имевшие в литературе место предложения о том, чтобы дознание было еще больше упрощено и сведено по не­которым делам (хулиганство, кража и др.) к составле­нию протокола о происшествии, подлежащего немед­ленному направлению в суд. Принятие этих рекоменда­ции могло нанести ущерб интересам установления объ­ективной истины по делу, ослабить гарантии права об­виняемого на защиту.


По степени процессуальной  самостоятельности. С этой точки зрения уголовно-процессуальное законо­дательство предоставляет следователям больше само­стоятельности, нежели органам дознания.

В прошлом, как известно, по степени процессуаль­ной самостоятельности органы следствия и дознания почти ничем не отличались друг от друга. Все указания прокурора, без всякого исключения, были одинаково обязательны для них. Следователь не наделялся пра­вом давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий. Прак­тически он и сам не принимал почти ни одного процес­суального решения: на составленных им документах зна­чилось «утверждаю» или «согласен» – «прокурор». Та­кое положение сковывало инициативу следователей, принижало их роль в борьбе с преступностью. Оно, кро­ме того, мешало действенной координации работы ор­ганов следствия и дознания, а также не способствовало установлению нормальных, правильных про­цессуальных отношений между прокурором и следова­телем.

Новое уголовно-процессуальное законодательство из­менило это положение. Оно значительно расширило предоставляемые следователям полномочия, повысило процессуальную самостоятельность следователя в отно­шении и прокурора, и органов дознания и усилило их ответственность за качество и результативность предва­рительного расследования уголовных дел. В законе пре­дусматривается, что «при производстве предварительно­го следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь при­нимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокуро­ра, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В случае несогласия следователя с указаниями про­курора о привлечении в качестве обвиняемого, о квали­фикации преступления и объеме обвинения, о направ­лении дела для предания обвиняемого суду или о пре­кращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражении. В этом случае прокурор или отме­няет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следо­вателю» (ст. 127 УПК РСФСР).

Эта норма закрепляет процессуальную самостоятель­ность следователя, расширяет его права, повышает его роль и ответственность в дальнейшем усилении закон­ности в предварительном расследовании уголовных дел. Она распространяется на всех следователей, в том числе на следователей Министерства охраны общественного порядка. Но органы дознания по-прежнему обязаны выполнять все указания про­курора по делу, а при своем несогласии с этими указа­ниями могут лишь обжаловать их вышестоящему про­курору, не приостанавливая исполнения. Такое поло­жение объясняется не только разницей в квалификации следователей и работников органов дознания, но и спе­цификой их деятельности и возможностью дифференци­рованного подхода к определению форм и методов прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием.

Процессуальная самостоятельность следователя вы­ражается теперь также в его праве давать органам до­знания самостоятельно (не через прокурора) поручения и указания о производстве следственных и розыскных мероприятий, а равно требовать от них содействия при совершении тех или иных следственных действий. Орга­ны же дознания не уполномочиваются на дачу каких-либо указаний и поручений следователю. Это в равной степени относится и к следователям органов охраны об­щественного порядка. В Положении об организации и деятельности следственного аппарата МООП прямо под­черкивается, что следователи в процессуальном отно­шении вполне самостоятельны, что начальники органов милиции не вправе давать им те или иные процессуаль­ные указания.

Все перечисленные обстоятельства тесно переплета­ются между собой и в своей совокупности позволяют четко разграничить предварительное следствие и дозна­ние, как два относительно самостоятельных вида рас­следования уголовных дел в советском уголовном про­цессе. Но при рассмотрении соотношения дознания и предварительного следствия задача заключается не толь­ко в выявлении этих отличительных их признаков. Не менее важно уяснение тех путей, средств и форм, по­средством которых достигается надлежащее взаимодей­ствие между органами следствия и дознания. В этом от­ношении процессуальное законодательство намечает ряд важнейших мер, правильное понимание и применение которых является одним из необходимых условий даль­нейшего повышения качества предварительного рассле­дования уголовных дел и обеспечения полного раскрытия каждого совершенного преступления.


2. Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия



Органами дознания являются[3]:

1) милиция;

2) командиры воинских частей,  соединений и начальники  военных учреждений - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими,  а также военнообязанными  во время  прохождения ими  сборов;  по  делам  о  преступлениях,  совершенных  рабочими  и служащими Вооруженных  Сил  СССР, в  связи  с исполнением  служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

  3) органы   федеральной  службы   безопасности   -  по   делам, отнесенным  законом к  их  ведению (пункт  в  редакции, введенной  в действие с 18  декабря 1995 года Федеральным  законом от 17  декабря 1995 года N 200-ФЗ);

 4) начальники   исправительных   учреждений   и    следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по  делам  о  преступлениях, совершенных  в  расположении  указанных учреждений (пункт в  редакции, введенной в действие  с 29 июля  1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ);

  5) органы  государственного  пожарного  надзора -  по  делам  о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

  6) органы пограничной службы Российской Федерации - по делам  о нарушении  режима  Государственной  границы  Российской   Федерации, пограничного   режима   и   режима   в   пунктах   пропуска    через Государственную границу  Российской Федерации,  а также  по делам  о преступлениях,  совершенных  на  континентальном  шельфе  Российской Федерации (пункт в редакции, введенной  в действие с 18 апреля  1996 года Федеральным законом от 13 апреля 1996 года N 30-ФЗ);

7) капитаны морских  судов, находящихся в  дальнем плавании,  и начальники  зимовок  в  период  отсутствия  транспортных  связей   с зимовкой;

8) федеральные органы налоговой полиции - по делам,  отнесенным законом к их ведению  (пункт в редакции,  введенной в действие с  18 декабря 1995  года Федеральным  законом от  17 декабря  1995 года  N 200-ФЗ);

9) таможенные   органы    -   по    делам   о    преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации  (пункт в  редакции, введенной в  действие с  1 января 1997  года  Федеральным законом  от 21  декабря  1996 года  N 160-ФЗ).

   

 На органы    дознания    возлагается    принятие    необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных  уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших[4].

 На органы дознания возлагается также обязанность принятия  всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

  Деятельность органов  дознания  различается  в  зависимости  от того,  действуют   ли  они   по  делам,   по  которым   производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по  которым производство предварительного следствия не обязательно.

 При наличии  признаков  преступления, по  которым  производство предварительного следствия  обязательно,  орган дознания  возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами  уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по  установлению и   закреплению   следов  преступления:   осмотр,   обыск,   выемку, освидетельствование,  задержание  и  допрос  подозреваемых,   допрос потерпевших и свидетелей[5].

Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган  дознания немедленно уведомляет прокурора.

По выполнении неотложных следственных действий орган  дознания, не ожидая  указаний  прокурора и  окончания срока,  предусмотренного частью первой статьи  121 настоящего  Кодекса, обязан передать  дело следователю.  В  случае,  если  данное  преступление  подследственно разным  органам   предварительного   следствия,  дело   направляется прокурору   для   определения  органа,   который   будет   проводить предварительное следствие  (часть  дополнена с  1  января 1997  года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).

После передачи   дела   следователю   орган   дознания    может производить по  нему  следственные и  розыскные  действия только  по поручению  следователя.  В  случае  передачи  следователю  дела,  по которому  не представилось  возможным  обнаружить лицо,  совершившее преступление,      орган     дознания      продолжает      принимать оперативно-розыскные меры  для  установления преступника,  уведомляя следователя о результатах.

     По делам, по  которым  производство предварительного  следствия обязательно, дознание должно быть закончено не позднее десяти  суток со дня возбуждения дела[6].


 



2.1. Дознание в Российской милиции


Органы милиции можно назвать универсальными органами дознания. Не случайно уголовно-процессуальное законода­тельство не ограничивает круг дел, по которым милиция мо­жет производить дознание. Это объясняется тем, что милиция по сравнению не только с другими органами дознания, но и с органами предварительного следствия имеет более раз­ветвленный аппарат. Милиция ближе всего стоит к населе­нию, ее сотрудники, как правило, ранее других узнают о го­товящихся или совершенных преступлениях, эффективнее мо­гут осуществить неотложные действия по установлению и за­креплению следов преступления[7].

Недостаточно четкое раз­граничение функций милиции как органа дознания и функций органов предварительного следствия нередко приводило к дуб­лированию их работы, в результате чего страдало качество расследования уголовных дел. На 2-й сессии V со­зыва Верховного Совета СССР указывалось, что «для слажен­ной работы этих органов (милиции и предварительного следст­вия) необходимо прежде всего четко разграничить их полномочия и вместе с тем установить надлежащий контакт в их деятельности».

В случаях, когда производство предварительного следст­вия обязательно, милиция возбуждает уголовное дело и, ру­ководствуясь правилами уголовно-процессуального  закона. производит неотложные следственные действия по установле­нию и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, вы­емку, освидетельствование, задержание, допрос подозревае­мых, допрос потерпевших и свидетелей. В зависимости от ха­рактера дела используются те или иные технические средства, тактические приемы и методические рекомендации, разрабо­танные советской криминалистикой. Самостоятельная процес­суальная деятельность милиции прекращается в любом из следующих трех случаев: после того, как будут выполнены необходимые неотложные следственные действия до истечения предельного 10-суточного срока; по истечении указанного срока независимо от того, выполнены или не выполнены необходи­мые неотложные действия; по указанию прокурора, также вне зависимости от проведения неотложных действий, но в преде­лах 10-суточного срока.

После того как дело переходит в органы предварительного следствия, милиция может производить по нему следственные и розыскные действия не иначе как по поручению следовате­ля. Это ограничение не распространяется на оперативно-ро­зыскные меры, производимые с целью установления преступ­ника.

По делам, возбуждаемым самими органами предваритель­ного следствия, все следственные действия, включая и дейст­вия неотложные, производятся органом, возбудившим дело. Органы милиции в этих случаях могут производить их не иначе как по поручению следователя.

Производство дознании стало одной из функций сотрудни­ков аппаратов уголовного розыска, БХСС, других лиц опера­тивного состава милиции и участковых инспекторов милиции. Оперативные работники наделены в настоящее время правом возбуждения уголовных дел и производства по ним следст­венных действий в пределах, установленных процессуальным законом.

Сложившаяся практика, однако, требует, чтобы постанов­ления, выносимые оперативными работниками милиции о воз­буждении уголовных дел, представлялись на утверждение на­чальника отдела (отделения) милиции.

Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой для всей последующей процессуальной дея­тельности лица, производящего дознание. Без этого постанов­ления не могут быть осуществлены никакие следственные дей­ствия, за исключением осмотра места происшествия, проведе­ние которого в случаях, не терпящих отлагательства, согласно ч. II ст. 178 УПК РСФСР допускается до возбуждения уго­ловного дела.

Уголовное дело может быть возбуждено милицией по по­водам, указанным в ст. 108 УПК РСФСР. Согласно ст. 109 УПК РСФСР органы милиции обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или готовящемся преступ­лении. Заявления и сообщения могут быть как устными, так и письменными. В срок не более 3 суток по ним должны быть приняты решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче по подследственности или подсудности, если они относятся к делам част­ного обвинения.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.