По характеру подследственных дел. Указанные различия между дознанием и
предварительным следствием обусловливают еще один признак, важный при
разграничении этих видов предварительного расследования. Поскольку эти виды
расследования проводятся различными органами и их деятельность осуществляется
неодинаковыми способами, постольку дифференцируются по родовому признаку и
сами дела, им подследственные. По закону дознание производится по тем
категориям общественно опасных деяний, которые по своему характеру таковы, что
они чаще всего учиняются в сфере управления и общественного порядка. Эти
деяния являются менее опасными, вскрываются чаще всего при осуществлении
административных функций и обеспечении общественной безопасности. С точки
зрения расследования они сравнительно простые, раскрываются быстро, в основном
оперативно-розыскным путем, тогда как дела, по которым проводится предварительное
следствие, представляют большую общественную опасность, более сложны и в
меньшей степени связаны с административной деятельностью тех или иных органов.
Для раскрытия этих преступлений, хотя подчас тоже требуется значительная
оперативно-розыскная работа, они всегда предполагают большой объем следственных
мероприятий.
По процессуальному режиму. В этом отношении разграничение предварительного следствия
и дознания проводится по двум моментам: по процессуальным срокам и по
процессуальным формам, связанным с участием в предварительном расследовании
потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей и
защитника обвиняемого. Для ведения дознания устанавливается максимум месячный
срок, для предварительного следствия–двухмесячный. При определенных условиях
продлить срок дознания вправе прокурор района или города, а на продление сроков
следствия уполномочены лишь вышестоящие прокуроры (ст. ст. 121, 133 УПК
РСФСР). В предварительном следствии участвует защитник, а при проведении дознания
в его любой форме–нет (ст. 47 УПК РСФСР). При окончании предварительного
следствия могут ознакомиться с материалами дела и заявлять соответствующие
ходатайства защитник обвиняемого, потерпевший, гражданский истец, гражданский
ответчик и их представители, при окончании же дознания им такое право не
предоставляется: потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их
представители органом дознания извещаются только об окончании дознания и направлении
дела прокурору, по материалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст.
ст. 120, 200–204 УПК РСФСР).
Закон отверг имевшие в литературе место предложения о том, чтобы
дознание было еще больше упрощено и сведено по некоторым делам (хулиганство,
кража и др.) к составлению протокола о происшествии, подлежащего немедленному
направлению в суд. Принятие этих рекомендации могло нанести ущерб интересам
установления объективной истины по делу, ослабить гарантии права обвиняемого
на защиту.
По степени процессуальной самостоятельности. С этой точки зрения уголовно-процессуальное законодательство
предоставляет следователям больше самостоятельности, нежели органам дознания.
В прошлом, как известно, по степени процессуальной самостоятельности
органы следствия и дознания почти ничем не отличались друг от друга. Все
указания прокурора, без всякого исключения, были одинаково обязательны для них.
Следователь не наделялся правом давать органам дознания поручения и указания о
производстве следственных и розыскных действий. Практически он и сам не
принимал почти ни одного процессуального решения: на составленных им
документах значилось «утверждаю» или «согласен» – «прокурор». Такое положение
сковывало инициативу следователей, принижало их роль в борьбе с преступностью.
Оно, кроме того, мешало действенной координации работы органов следствия и
дознания, а также не способствовало установлению нормальных, правильных процессуальных
отношений между прокурором и следователем.
Новое уголовно-процессуальное законодательство изменило это положение.
Оно значительно расширило предоставляемые следователям полномочия, повысило
процессуальную самостоятельность следователя в отношении и прокурора, и органов
дознания и усилило их ответственность за качество и результативность предварительного
расследования уголовных дел. В законе предусматривается, что «при производстве
предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве
следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением
случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет
полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в
качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении
дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе
представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих
возражении. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего
прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю»
(ст. 127 УПК РСФСР).
Эта норма закрепляет процессуальную самостоятельность следователя,
расширяет его права, повышает его роль и ответственность в дальнейшем усилении
законности в предварительном расследовании уголовных дел. Она распространяется
на всех следователей, в том числе на следователей Министерства охраны
общественного порядка. Но органы дознания по-прежнему обязаны выполнять все
указания прокурора по делу, а при своем несогласии с этими указаниями могут
лишь обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая исполнения.
Такое положение объясняется не только разницей в квалификации следователей и
работников органов дознания, но и спецификой их деятельности и возможностью
дифференцированного подхода к определению форм и методов прокурорского надзора
за предварительным следствием и дознанием.
Процессуальная самостоятельность следователя выражается теперь также в
его праве давать органам дознания самостоятельно (не через прокурора)
поручения и указания о производстве следственных и розыскных мероприятий, а
равно требовать от них содействия при совершении тех или иных следственных действий.
Органы же дознания не уполномочиваются на дачу каких-либо указаний и поручений
следователю. Это в равной степени относится и к следователям органов охраны общественного
порядка. В Положении об организации и деятельности следственного аппарата МООП
прямо подчеркивается, что следователи в процессуальном отношении вполне
самостоятельны, что начальники органов милиции не вправе давать им те или иные
процессуальные указания.
Все перечисленные обстоятельства тесно переплетаются
между собой и в своей совокупности позволяют четко разграничить предварительное
следствие и дознание, как два относительно самостоятельных вида расследования
уголовных дел в советском уголовном процессе. Но при рассмотрении соотношения
дознания и предварительного следствия задача заключается не только в выявлении
этих отличительных их признаков. Не менее важно уяснение тех путей, средств и
форм, посредством которых достигается надлежащее взаимодействие между
органами следствия и дознания. В этом отношении процессуальное
законодательство намечает ряд важнейших мер, правильное понимание и применение
которых является одним из необходимых условий дальнейшего повышения качества
предварительного расследования уголовных дел и обеспечения полного раскрытия
каждого совершенного преступления.
2. Дознание по делам, по
которым обязательно производство предварительного следствия
Органами
дознания являются[3]:
1) милиция;
2) командиры
воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех
преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также
военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о
преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил СССР, в
связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части,
соединения, учреждения;
3) органы
федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их
ведению (пункт в редакции, введенной в действие с 18 декабря 1995 года
Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ);
4) начальники
исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о
преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением
ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных
в расположении указанных учреждений (пункт в редакции, введенной в действие
с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ);
5) органы
государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушении
противопожарных правил;
6) органы
пограничной службы Российской Федерации - по делам о нарушении режима
Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и
режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской
Федерации, а также по делам о преступлениях, совершенных на
континентальном шельфе Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в
действие с 18 апреля 1996 года Федеральным законом от 13 апреля 1996 года N
30-ФЗ);
7) капитаны
морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в
период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
8) федеральные
органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению (пункт в
редакции, введенной в действие с 18 декабря 1995 года Федеральным законом
от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ);
9) таможенные
органы - по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188,
189, 190, 193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (пункт в
редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от
21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).
На органы
дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных
предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения
преступлений и лиц, их совершивших[4].
На органы
дознания возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для
предупреждения и пресечения преступления.
Деятельность
органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они
по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно,
или же по делам, по которым производство предварительного следствия не
обязательно.
При наличии
признаков преступления, по которым производство предварительного следствия
обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь
правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные
действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр,
обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых,
допрос потерпевших и свидетелей[5].
Об обнаруженном
преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет
прокурора.
По выполнении
неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний
прокурора и окончания срока, предусмотренного частью первой статьи 121
настоящего Кодекса, обязан передать дело следователю. В случае, если
данное преступление подследственно разным органам предварительного
следствия, дело направляется прокурору для определения органа,
который будет проводить предварительное следствие (часть дополнена с 1
января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).
После передачи
дела следователю орган дознания может производить по нему
следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В
случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным
обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания
продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления
преступника, уведомляя следователя о результатах.
По делам,
по которым производство предварительного следствия обязательно, дознание
должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела[6].
2.1. Дознание в Российской милиции
Органы милиции можно назвать универсальными органами дознания. Не
случайно уголовно-процессуальное законодательство не ограничивает круг дел, по
которым милиция может производить дознание. Это объясняется тем, что милиция
по сравнению не только с другими органами дознания, но и с органами
предварительного следствия имеет более разветвленный аппарат. Милиция ближе
всего стоит к населению, ее сотрудники, как правило, ранее других узнают о готовящихся
или совершенных преступлениях, эффективнее могут осуществить неотложные
действия по установлению и закреплению следов преступления[7].
Недостаточно четкое разграничение функций милиции как органа дознания
и функций органов предварительного следствия нередко приводило к дублированию
их работы, в результате чего страдало качество расследования уголовных дел. На
2-й сессии V созыва Верховного Совета СССР указывалось, что «для слаженной
работы этих органов (милиции и предварительного следствия) необходимо
прежде всего четко разграничить их полномочия и вместе с тем установить
надлежащий контакт в их деятельности».
В случаях, когда производство предварительного следствия обязательно,
милиция возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами
уголовно-процессуального закона. производит неотложные следственные действия
по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку,
освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос потерпевших и
свидетелей. В зависимости от характера дела используются те или иные
технические средства, тактические приемы и методические рекомендации, разработанные
советской криминалистикой. Самостоятельная процессуальная деятельность милиции
прекращается в любом из следующих трех случаев: после того, как будут выполнены
необходимые неотложные следственные действия до истечения предельного
10-суточного срока; по истечении указанного срока независимо от того, выполнены
или не выполнены необходимые неотложные действия; по указанию прокурора, также
вне зависимости от проведения неотложных действий, но в пределах 10-суточного
срока.
После того как дело переходит в органы предварительного следствия,
милиция может производить по нему следственные и розыскные действия не иначе
как по поручению следователя. Это ограничение не распространяется на
оперативно-розыскные меры, производимые с целью установления преступника.
По делам, возбуждаемым самими органами предварительного следствия, все
следственные действия, включая и действия неотложные, производятся органом,
возбудившим дело. Органы милиции в этих случаях могут производить их не иначе
как по поручению следователя.
Производство дознании стало одной из функций сотрудников аппаратов
уголовного розыска, БХСС, других лиц оперативного состава милиции и участковых
инспекторов милиции. Оперативные работники наделены в настоящее время правом
возбуждения уголовных дел и производства по ним следственных действий в
пределах, установленных процессуальным законом.
Сложившаяся практика, однако, требует, чтобы постановления, выносимые
оперативными работниками милиции о возбуждении уголовных дел, представлялись
на утверждение начальника отдела (отделения) милиции.
Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой для
всей последующей процессуальной деятельности лица, производящего дознание. Без
этого постановления не могут быть осуществлены никакие следственные действия,
за исключением осмотра места происшествия, проведение которого в случаях, не
терпящих отлагательства, согласно ч. II ст. 178 УПК РСФСР допускается до возбуждения
уголовного дела.
Уголовное дело может быть возбуждено милицией по поводам, указанным в
ст. 108 УПК РСФСР. Согласно ст. 109 УПК РСФСР органы милиции обязаны принимать
заявления и сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении.
Заявления и сообщения могут быть как устными, так и письменными. В срок не
более 3 суток по ним должны быть приняты решения о возбуждении уголовного дела,
об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче по подследственности или
подсудности, если они относятся к делам частного обвинения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|