Меню
Поиск



рефераты скачать Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия

Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия

САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ КРАСНОЗНАМЁННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ



кафедра УП и К

Предмет: уголовный процесс





КУРСОВАЯ РАБОТА


« ОСОБЕННОСТЬ ДОЗНАНИЯ ПО ДЕЛАМ, ПО КОТОРЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ»







 

СОДЕРЖАНИЕ

           ВВЕДЕНИЕ                                                                                             3

1.                 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЗНАНИЯ КАК ОДНОЙ

ИЗ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕНЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ               4   

2.                 Дознание по делам, по которым

обязательно производство предварительного                             следствия                                                                                          11

2.1. Дознание в Российской милиции                                                  13

2.2. Дознание в армии и военно-морском флоте                                15

           2.3. Дознание в органах государственной безопасности                           17

           2.4. Дознание в исправительно-трудовых учреждениях                            18

2.5. Дознание в органах государственного пожарного надзора                18

2.6. Дознание в органах пограничной охраны                                             22

2.7. Дознание на морских судах, находящихся в дальнем

 плавании                                                                                                 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                               27


ВВЕДЕНИЕ


Слово «дознание» происходит от широко в прошлом распространенных русских слов «дознать», «дознаться», т. е. точно разузнать, удостовериться в чем-нибудь. В качестве юридического понятия это слово обозначает особую форму расследования уголовных дел, осуществляемого управомоченными на это государственными органами.

Дознание,–это деятель­ность некоторых административных органов государства, вы­текающая из задачи предупреждения, пресечения и обеспече­ния раскрытия преступлений, выполнение которой для одних из этих органов обусловливается непосредственно их назна­чением, а для других–особыми условиями, в которых они на­ходятся, н заключающаяся в проверке по полученным сообще­ниям и заявлениям наличия событий преступлений н в выявле­нии обстоятельств, препятствующих возникновению уголовного дела, путем проведения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий, а также в обеспечении успешного ведения по уголовному делу предварительного следствия пу­тем производства неотложных следственных действий[1].

Ведь дознание–это одна из форм предварительного расследования. А процесс рас­следования, в соответствии с законом, начинается только с мо­мента возбуждения уголовного дела, которому предшествует, да и то не всегда, истребование необходимых материалов и по­лучение объяснений в порядке ст. 109 УПК РСФСР.

Указанные черты дознания, разумеется, могут включаться в его определение, но только при условии, что они не будут превалировать над признаками, характеризующими собствен­но деятельность по дознанию. Это тем более необходимо, что уголовно-процессуальный закон при всей своей лаконичности характеризует процесс дознания довольно подробно. «Деятель­ность органов дознания,–говорится в ст. 118 УПК РСФСР,– различается в зависимости от того, действуют ли они по де­лам, по которым производство предварительного следствия обя­зательно, или же по делам, по которым производство предва­рительного следствия не обязательно».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЗНАНИЯ КАК ОДНОЙ

ИЗ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕНЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ


В целях укреп­ления законности в деятельности соответствующих дол­жностных лиц дознание признано одним из видов пред­варительного расследования, четко определены условия, формы и порядок его производства, и тем самым исклю­чена возможность совершения органами дознания про­извольных действий, не предусмотренных в законе и могущих ущемлять права граждан. Поэтому как пред­варительное следствие, так и дознание нами всегда рас­сматривались в качестве процессуальной деятельности, проводились в строгом соответствии с законом и их ма­териалы имели одинаковое доказательственное значе­ние. В этом была и есть принципиальная общность между этими двумя видами предварительного расследо­вания в советском уголовном процессе[2].

Советский уголовный процесс различает две формы дознания. Первая из них проводится по делам, хотя и требующим производства предварительного следствия, но ввиду неотложности начатым органами дознания. В этом смысле дознание представляет собой процес­суальную деятельность по производству только неотложных, первоначальных, не терпящих отлагательства след­ственных действий по установлению и закреплению сле­дов преступления. Оно проводится до вступления в дело следователя, предшествует предварительному следствию и вместе с ним образует единую стадию предваритель­ного расследования по конкретному делу. По мере по­степенного расширения круга дел, по которым обяза­тельно предварительное следствие, систематически рас­ширялась и сфера применения данной формы дознания в уголовном процессе. Сейчас она возможна по любому уголовному делу, если конкретные жизненные обстоя­тельства требуют немедленно возбудить это дело и пред­принять по нему не терпящие отлагательства следствен­ные действия до того, как им займется сам следователь. При этом не имеет принципиального значения, кому такое дело подследственно–следователям прокурату­ры, Министерства охраны общественного порядка или Комитета государственной безопасности. Не меняют по­ложения также признаки территориальной подследственности: рассматриваемая форма дознания может проводиться и по делу, которое впоследствии подлежит направлению следователю другого района (города). Существование данной формы дознания обусловлено необходимостью наилучшего использования возможно­стей некоторых государственных органов и должност­ных лиц, связанных с охраной или обеспечением совет­ского правопорядка, в целях достижения максимально быстрого, оперативного пресечения совершаемого пре­ступления и немедленного закрепления его следов, что вполне соответствует интересам дальнейшего усиления борьбы с преступностью, хотя в прошлом теорией и практикой допускались в этом отношении некоторые перегибы, повлекшие за собой ненужное дублирование в работе органов дознания и предварительного след­ствия.

Вторая форма дознания имеет место по делам, но которым производство предварительного следствия не считается обязательным. Перечень этих дел законодате­лем неоднократно менялся, имея общую тенденцию к последовательному сокращению. Данная форма дозна­ния фактически всегда проводилась органами милиции и применялась самостоятельно: наряду с предваритель­ным следствием. Она представляет собой процессуальную деятельность по расследованию возбужденного уго­ловного дела в полном объеме, производится с соблюде­нием всех процессуальных гарантии установления объективной истины и по существу приближается к предварительному следствию. По этой причине целе­сообразность сохранения такой формы дознания в на­шей юридическом литературе порою подвергалась со­мнению.

Однако, имеются срав­нительно простые, менее опасные преступные деяния, раскрытие которых не требует сложной следственной деятельности. С точки зрения рационального и эконом­ного расходования государственных средств представ­ляется неоправданным расследование таких дел спе­циальными следователями, ибо это ведет к перегрузке следственного аппарата и предполагает увеличение его численного состава. Эти дела могут успешно расследо­ваться некоторыми должностными лицами милиции без ущерба их основной деятельности. Поэтому законодатель с полным основанием сохранил дознание во второй   его форме для небольшого круга дел. Если еще в первые два с половиной года действия УПК РСФСР 1960 года такое дознание проводилось по делам о преступлениях, предусмотренных 56 статьями уголовного кодекса, то в настоящее время оно применяется только по 17 составам преступлений, в том числе по мелким хищениям без отягчающих обстоятельств, по присвоению чужого иму­щества, по незаконному изготовлению, сбыту и хранению спиртных напитков, по занятию запрещенным промыс­лом при отсутствии квалифицирующих признаков, по незаконному занятию рыбным и другими водными добы­вающими промыслами, по незаконной охоте, по умыш­ленной потраве посевов, незаконной порубке леса, нару­шению паспортных правил, самоуправству, некоторым формам хулиганства и другим. Причем в Указе Прези­диума Верховного Совета РСФСР от 15 апреля 1963 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» подчеркивается, что по этим делам вместо дознания может проводиться предварительное следствие, если это признает необходимым суд или про­курор.

Таким образом, в уголовном процессе в настоящее время успешно сочетаются как первая, так и вторая формы дознания. Они обе предпринимаются после воз­буждения уголовного дела, являются полнокровной про­цессуальной деятельностью, и фактические данные, до­бытые в ходе их осуществления, признаются судебными доказательствами. С этой точки зрения нет принци­пиального, коренного различия между дознанием и предварительным следствием. Но в то же время нельзя отождествлять эти виды предварительного расследова­ния. Объединенные общностью задач, регламентируе­мые единым процессуальным законодательством и урав­ненные по юридической значимости добываемых ими доказательств, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков. Такое разграничение идет по нескольким направлениям.


По органам. Предварительное следствие ведется следователями, т. е. должностными лицами специаль­ного назначения, имеющими своей основной задачей расследование наиболее серьезных и сложных преступ­лений, вскрытие конкретных условий и причин, способ­ствующих их совершению, и развертывание на основе обобщения следственной практики системы профилакти­ческих мероприятий по предупреждению и искоренению общественно опасных деяний. Все они вне зависимости от их ведомственной принадлежности занимаются толь­ко расследованием (а частично также возбуждением) уголовных дел. Следователи ни прокуратуры, ни Коми­тета государственной безопасности, ни Министерства охраны общественного порядка каких-либо других функ­ций не имеют. Для производства же дознания каких-либо особых органов не существует. Оно проводится органа­ми милиции, военным командованием, оперативными работниками Комитета государственной безопасности, начальниками исправительно-трудовых учреждений, ор­ганами государственного пожарного надзора, органами пограничной охраны, а также капитанами морских су­дов, находящихся в дальнем плавании, и начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зи­мовкой. Все они–администра­тивные учреждения и лица, для которых ведение дозна­ния является только одной из стоящих перед ними задач. Эти учреждения и лица имеют ряд других функ­ций, предназначены главным образом для управления или обеспечения порядка в тех или иных сферах соци­альной жизни. В то же время они, выполняя свои основ­ные обязанности, должны блюсти дисциплину и поря­док, предупреждать, препятствовать и просекать их нарушение и оказывать содействие борьбе с обществен­но опасными деяниями. Поэтому закон возлагает на них и ведение дознания, однако, всегда лишь в той мере, в какой это вытекает из основного направления деятель­ности перечисленных органов и лиц и не мешает нор­мальному ее осуществлению.

Даже применительно к органам милиции, на долю которых падает фактически основная часть работы по дознанию, закон не предусматривает разграничение их подразделений, служб и должностных лиц на админи­стративные и занимающиеся расследованием преступле­ний. Такое разделение мешало бы наиболее рациональ­ному использованию сил и средств этих органов и пре­пятствовало бы успешному выполнению возложенных на них задач по производству процессуальных действий в случаях неотложной необходимости, нанося тем самым вред делу борьбы с преступностью.


По методам работы. Органы следствия в ходе вы­полнения возложенных на них задач пользуются только процессуальными средствами. Хотя при определенных условиях они могут предпринять розыскные и провероч­ные действия, но это не всегда характерно для них. Деятельность следователя сводится преимущественно к аналитической, тщательной и вдумчивой следственной работе, к полному и всестороннему исследованию фак­тов путем проверки, анализа и оценки доказательств. Для него далеко не достаточны ловкость, находчивость, умение разведывать и разыскивать. От следователя, помимо того, требуется высокая юридическая квалифи­кация, точное соблюдение всех процессуальных форм, письменное закрепление обнаруженных им фактических м данных и т. д. Между тем органы дознания всегда сочетают процессуальные и оперативно-розыскные меры. Закон прямо возлагает на них «принятие оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер в целях обнаружения преступления и лиц, их совершивших». Таким образом, органы дознания в ходе своей деятельности предпринимают, с одной стороны, следственные действия, с другой–оперативно-розыскные мероприятия. Причем названные средства раскрытия преступления принципиально отличаются друг от друга по непосредственным целям, по форме, содержанию ко многим другим признакам.

Оперативно-розыскная деятельность находится вне процесса и представляет собой основанную на законе и подзаконных актах систему мероприятий, связанных с использованием специальных тактических и технических методов и средств с целью предупреждения, пресече­ния, раскрытия преступления и розыска совершивших его лиц. Многие из подобного рода мероприятий требу­ют специальных познаний и подготовки, особых такти­ческих приемов и средств, потому они составляют иск­лючительную компетенцию органов милиции и комите­та государственной безопасности.

Оперативно-розыскная работа, преобладающая  в деятельности органов милиции и некоторых других ор­ганов дознания, часто основывается на личном наблю­дении, па беседах с отдельными гражданами и долж­ностными липами, па слухах и на поведении подозре­ваемых в преступлении лип. Ее результаты сами по себе без подтверждения их в ходе следственных действий доказательственного значения не имеют, в письменном оформлении обычно не нуждаются. Они носят ориенти­рующий, информационный характер. Чтобы на их базе получить доказательства, необходимо или самим же органам дознания, или следователю предпринять следст­венные действия, наиболее целесообразные в каждом конкретном случае. Потому принятие оперативно-розыскных мер не может заменить производства следст­венных действий.

В отличие от процессуальных действий оперативно-розыскные мероприятия не имеют заранее установлен­ной формы и в деталях нормами права не регламенти­руются. Чем в этой работе больше простоты, тем скорее достигаются ее цели. В настоящее время эта работа мо­жет и должна быть значительно усилена, тем более что объем дознавательской деятельности органов милиции по делам о преступлениях, по которым производство следствия не обязательно, ныне сократился примерно в три раза.

Но и те, и другие направлены на раскрытие пре­ступления, обнаружение виновного и собирание дока­зательств. Они удачно дополняют друг друга, поскольку оперативно-розыскные мероприятия позволяют выявить следы преступления и другие доказательства по делу, а процессуальные действия–их закрепить, проверить и правильно оценить. Поэтому как в теоретическом, так и в практическом отношениях надо не только уметь от­личать эти меры друг от друга, но уяснить формы и ме­тоды их сочетания, имея в виду то обстоятельство, что отрыв следственных и оперативных действий друг от друга нередко является основной причиной некачествен­ного расследования дела или даже приостановления его за нерозыском обвиняемого и за необнаружением лица, совершившего преступление.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.