– обеспечение
необходимой оперативно-розыскной информацией, позволяющей правильно
подготовить и использовать оперативно-технические средства.
§ 5. Особенности правового регулирования
использования результатов оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых
не требует судебного разрешения
Согласно проведенному
исследованию, 63 % результатов ОРМ (зафиксированных на носителях
информации), проведение которых не требует судебного разрешения, не
используются при расследовании преступлений.[52]
Причина невостребованности оперативных данных нередко напрямую связана с
несоблюдением криминалистических рекомендаций по собиранию, хранению и
представлению доказательственной информации следователю.
Результаты опроса – ОРМ –
находят отражение в справке (рапорте) оперативного работника. Самостоятельного
доказательственного значения этот документ, на наш взгляд, иметь не может.
Справка является источником (носителем) оперативно-розыскной информации и, если
даже опрос гражданина имел гласный характер, то стать документом –
доказательством в смысле ст. 74 и 84 УПК РФ – эта справка, на наш взгляд, не
может.
В процессе доказывания
возможны два варианта использования данных, полученных в результате опроса: в
первом случае – при оформлении объяснением, заявлением, протоколом явки с
повинной – составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного
дела и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля
по уголовному делу. Во втором – при оформлении результатов опроса в форме
справки (рапорта) оперативного работника – полученные сведения используются в
качестве ориентирующей информации при выдвижении следователем версий,
планировании расследования, а также как источник сведений о лице, обладающем
информацией, имеющей значение для дела.[53]
Что же касается результатов
наведения справок, то если они задокументированы в форме рапорта оперативного
работника, то, на наш взгляд, вряд ли такие данные могут приобрести
доказательственное значение.
Вопрос о возможности
придания доказательственного значения результатам наведения справок в качестве
ОРМ может зависеть от его характера. Если наведение справок выразилось в форме
запроса, направленного в государственное учреждение за подписью руководителя
органа, осуществляющего ОРД, и получении официального ответа в письменном виде,
то нет никаких препятствий к тому, что при направлении такой справки
следователю, она была приобщена к уголовному делу в качестве иного документа, о
котором идет речь в ст. 84 УПК РФ соответственно. Если же результаты наведения
справок отражены в рапорте оперативного работника, то полученные им сведения
имеют ориентирующее значение.
В следственной практике
встречаются ситуации, при которых следователю не представилось возможным
получить образцы для сравнительного исследования в порядке ст. 202 УПК РФ в то
время, когда такая возможность реализована в рамках ОРМ.
В юридической литературе
было высказано мнение, что нет правовых препятствий для использования образцов,
полученных в ходе ОРД, в уголовно-процессуальном доказывании, если их
достоверность не вызывает сомнений.[54]
Как научная проблема в
условиях возрастания трудностей в доказывании совершения тяжких преступлений,
совершенных организованными группами, она заслуживает обсуждения. К такому же
выводу пришли 20 % опрошенных нами следователей. Однако, по нашему мнению,
заключение экспертизы, основанной на исследовании таких образцов, может быть
оспорено.
По мнению некоторых авторов,
результаты проверочной закупки, произведенной органами, осуществляющими ОРД,
должны отражаться в протоколе.[55]
Это не совсем так. По результатам проверочной закупки составляется документ,
именуемый актом, с соблюдением требований, установленных ведомственными
нормативными правовыми актами контролирующих органов, что, по-видимому, более
правильно.
В юридической литературе
предпринята попытка обосновать возможность в рамках этого мероприятия не только
закупки запрещенных предметов, веществ и продукции, свободная реализация
которых запрещена, либо оборот которых ограничен, но и их реализация,
посредством продажи с целью документирования незаконного «приобретения».
Приведенные доводы, равно
как и само расширительное толкование понятия «проверочная закупка», не
выдерживают критики и не могут быть поддержаны. Проверочная закупка, исходя из
наименования данного ОРМ, может состоять только в приобретении оперативным
работником каких-либо предметов, в том числе и запрещенных к свободному
обращению, а не «в сбыте» или «продаже».
По нашему мнению, в целях
устранения противоречий теории и практики ОРД назрела практическая
необходимость расширить перечень ОРМ, включив в него «проверочную продажу».
Так, 48 % от числа
опрошенных нами следователей считают возможным использовать результаты
исследований предметов и документов в ходе ОРД в качестве оснований для
возбуждения уголовного дела и некоторых других процессуальных решений.
Разрешение
проблемы использования в уголовно-процессуальном доказывании результатов
наблюдения зависит в значительной мере от того, осуществлялось ли оно
непосредственно оперативным работником или нет.
В случаях допроса
оперативного работника или осведомителя речь не идет о преобразовании
оперативно-розыскной информации в доказательственную. Доказательствами
становится показания, т.е. сообщенные указанными субъектами сведения об
обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Поиски путей получения
доказательств на базе использования оперативно-розыскной информации как
результата наблюдения привели некоторых авторов к утверждению о возможности
заимствования опыта зарубежного законодательства о борьбе с организованной
преступностью в части возможности допросов оперативных работников в качестве
свидетелей о криминально значимых обстоятельствах, ставших им известными со
слов (из донесений) сотрудничающих с ними осведомителей.[56]
Следует
согласиться с мнением, что реализация на практике предлагаемого решения
приведет к тому, что из поля зрения сторон выпадает этап, связанный с
собиранием и получением информации, относящейся к делу, до того, как она стала
известна должностному лицу. При этом стороны будут лишены возможности учесть
факторы, которые могут оказать и часто оказывают влияние на достоверность
сведений, составляющих содержание показаний должностного лица. В результате
показания такого свидетеля не будут подвергнуты в уголовном процессе
тщательной, всесторонней и объективной проверке со стороны лица, производящего
дознание, следователя, прокурора и суда, как того требует закон (ст. 87, 88 УПК
РФ).
Рассмотрим еще одно ОРМ –
отождествление личности. Оно может касаться отождествления личности не только
подозреваемых в совершении преступлений, но и потерпевших.[57]
Заметим, что оперативная
идентификация личности не может заменить необходимость уголовно-процессуального
доказывания тождества, считающегося установленным в ОРД в результате, например,
опознания подозреваемого потерпевшим по его фотографии, фототеки или применения
так называемого одорологического метода («выборки») разрабатываемого объекта
служебно-розыскной собакой.[58]
Оперативное внедрение,
контролируемая поставка, оперативный эксперимент, с нашей точки зрения,
относятся к ОРМ, представляющим собой систему различного рода операций,
позволяющих создать условия для получения оперативно-розыскной информации, а не
являются непосредственными способами ее получения.
Возникает вопрос, что
представляют собой результаты оперативного внедрения. Ответ, по-видимому, может
быть один: получение внедренным лицом оперативно значимой информации, имеющей
значение для собирания доказательств совершения преступления (преступлений)
разрабатываемыми лицами и их изобличения. Но относительно ввода этой информации
в уголовное дело возникают такие же проблемы, как и при получении данных
оперативными работниками или конфиденциально содействующими с ними лицами при
наблюдении криминально значимых событий и фактов. Также необходимо иметь в
виду, что в случаях, когда необходимо придание гласности сведений, связанных с
внедрением лица в преступную среду, письменно оформляется его согласие.
Основанием для проведения
контролируемой поставки является постановление органа, осуществляющего ОРД,
которое может предъявляться в следственные органы. При проведении этого ОРМ
могут использоваться информационные системы, видео– и аудиозапись, кино– и
фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба
жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде. Об их применении
составляется акт, который может представляться в органы следствия и после
надлежащего оформления использоваться в качестве доказательств по уголовным
делам, а присутствующие при этом граждане могут быть допрошены в качестве
свидетелей.
В связи с проведением
оперативного эксперимента (так же, как и некоторых других ОРМ), возникают два
вопроса.
Во-первых, правильно ли
поступают оперативные работники, когда привлекают к участию в отдельных ОРМ
(например, при вручении звукозаписывающей аппаратуры лицу, с которого требуют
взятку) граждан, которые в подобных случаях именуются понятыми.
Во-вторых, возможно ли
участие в проведении оперативного эксперимента следователя. Ни
уголовно-процессуальное законодательство, ни ФЗ об ОРД не предусматривают
участия следователя в ОРМ. В перечне органов, осуществляющих ОРД (ст. 13
Закона об ОРД), следователь, естественно, не упомянут. Поэтому принимать какое
бы то ни было участие в проведении ОРМ следователь не должен.
Вместе
с тем заключительная часть такого ОРМ, как оперативный эксперимент, в ряде
случаев принимает характер следственного действия. Так, при задержании
подозреваемого, дело которого описано, следователь осматривал следы
идентификатора на его руках. Это действие можно характеризовать как часть
осмотра места происшествия (ст. 176 УПК РФ) или освидетельствование
подозреваемого для установления на его теле следов преступления (ст. 179 УПК
РФ). Напомним, что освидетельствование, как одно из следственных действий,
может производиться только при условии, что возбуждено уголовное дело и принято
к производству данным следователем, а осмотр места происшествия в случаях, не
терпящих отлагательства, – и до возбуждения дела.
В указанных случаях
следователь вправе производить следственные действия даже и до официального
представления ему результатов ОРМ, на основе предварительной информации
оперативных служб.
В
Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» одним из важных
является предписание, предусматривающее использование результатов оперативно-розыскной
деятельности в интересах уголовного судопроизводства (ч. ч. 1, 2 ст. 11). Его
реализация предполагает представление таких результатов органу дознания,
следователю или в суд в порядке, предусмотренном законом и ведомственными
нормативными актами (ч. 3 ст. 11 Закона).
Одним
из подобных нормативных ведомственных актов стала Инструкция от 13 мая 1998 г.
о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу
дознания, следователю, прокурору или в суд. Она содержит систему основанных на
Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» достаточно
определенных и логически взаимосвязанных предписаний, способных упорядочить
действия и отношения должностных лиц, возникающие в связи с представлением
результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
Вместе
с тем в рассматриваемом акте, на наш взгляд, содержатся предписания, которые
могут восприниматься неоднозначно и потому нуждаются в дополнительной
интерпретации.
Согласно
ч. 1 ст. 7 названного Закона одним из оснований для проведения оперативно-розыскных
мероприятий наряду с поручениями следователя, органа дознания и указаниями
прокурора является определение суда по уголовному делу, находящемуся в его
производстве. Это положение корреспондирует ч. ч. 1 и 3 ст. 11 Закона, которые
предусматривают представление результатов ОРД в суд и использование их для
подготовки и осуществления судебных действий.
Как
видим, Федеральный закон не делает различий в правовой регламентации отношений,
которые могут возникать между органами предварительного расследования и
органами, осуществляющими ОРД, с одной стороны, и судом и органами,
осуществляющими эту деятельность, - с другой.
Такой
подход вызывает возражения. В действующем уголовно-процессуальном законе право
давать поручения и указания органам дознания о применении оперативно-розыскных
мер в интересах полного и быстрого раскрытия преступлений предоставлено только
следователю и прокурору. Это обусловлено тем, что в результатах ОРД нуждаются
прежде всего государственные органы, осуществляющие функцию уголовного
преследования. На основании данных, полученных оперативно-розыскным путем,
следователь планирует предварительное следствие, выдвигает версии,
подготавливает и производит следственные действия, определяет наиболее
целесообразные тактические приемы их проведения, учитывает эти данные при
применении мер процессуального принуждения и т.п.
В
отличие от этого суд в уголовном процессе выполняет специфическую функцию-осуществление
судебной власти. Предметом исследования в суде первой инстанции являются
доказательства, собранные на стадии предварительного расследования. Судебное
следствие осуществляется посредством судебных действий, успешное производство
которых не связано с использованием результатов ОРД.
В
рассматриваемом вопросе определяющим должно стать положение о том, что
наделение суда полномочиями получать от органов, осуществляющих ОРД, ее
результаты и использовать их при рассмотрении конкретных уголовных дел
несовместимо с принципами отправления правосудия, закрепленными в Конституции
РФ и уголовно-процессуальном законодательстве. Представляется, что результатами
ОРД должны пользоваться только те государственные органы и должностные лица,
которые в уголовном процессе осуществляют функцию уголовного преследования.
В
соответствии с п. 8 Инструкции представление оперативными подразделениями
результатов ОРД органам предварительного расследования или прокурору означает
передачу конкретных оперативно-служебных документов. Однако п. 18 данного
нормативного акта предусматривает возможность представления таких результатов в
виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума).
При
осуществлении ОРД составление справок-меморандумов (их называют также обзорными
справками) предусматривается. В них отражаются производные оперативные сведения
и обобщения, сделанные оперативными сотрудниками на основании оперативно-служебных
документов, имеющихся в деле оперативного учета.
Сведения
оперативно-розыскного характера, содержащиеся в справках-меморандумах, важны
для органов предварительного расследования. Но они могут быть использованы
только в качестве ориентирующей информации при производстве по уголовным делам,
а также для определения наиболее целесообразных тактических приемов
производства следственных действий. Представляется, что такие сведения не могут
служить основаниями для принятия необходимых процессуальных решений по
уголовному делу: о возбуждении уголовного дела, о применении мер
процессуального принуждения (прежде всего задержания подозреваемого в
совершении преступления), о производстве следственных действий и не могут
заменить конкретных оперативно-служебных документов. Поэтому, на наш взгляд,
оперативные сотрудники должны руководствоваться п. 8 Инструкции, в соответствии
с которым представление таких документов следует считать обязательным, а не
альтернативным вариантом решения рассматриваемого вопроса, предусмотренным п.
18 Инструкции.
В п.
8 Инструкции сказано, что после определения относимости и значимости для
уголовного судопроизводства конкретных оперативно-служебных документов, переданных
оперативным подразделением органу дознания, следователю, прокурору или в суд,
они могут быть приобщены к уголовному делу. К сожалению, ввиду нечеткости
данного предписания оно также может вызывать вопросы.
Во-первых,
вопрос о том, кто должен определять значимость (термин «относимость»,
являющийся специфическим в области доказательственного права, здесь
представляется неуместным) для уголовного судопроизводства оперативно-служебных
документов. Из контекста рассматриваемого предписания вытекает, что это должны
делать только их получатели - орган дознания, следователь, прокурор или суд.
Однако такое представление не совсем верно. Вопрос об объеме и значимости
оперативно-служебных документов, о реальной возможности использования их в
интересах уголовного судопроизводства по соответствующим направлениям, конечно
же, должны решать те должностные лица, которые в силу закона обязаны
представлять эти документы органам предварительного расследования, прокурору
или в суд. При этом они должны руководствоваться требованиями уголовно-процессуального
закона и соответствующими теоретическими знаниями. В данной ситуации вполне
возможны консультации со следователем или прокурором.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|