Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОРЯДОК ИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.. 7
§ 1.
Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и основные направления их
использования в уголовном судопроизводстве. 7
§ 2.
Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности 14
§ 3.
Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд 19
§ 4.
Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и
обеспечение безопасности ее участников. 23
ГЛАВА
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ. 25
§ 1.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении
уголовного дела. 25
§ 2.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании 32
§ 3.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в обеспечении
уголовного судопроизводства. 45
§ 4.
Использование в уголовном судопроизводстве результатов проведения
оперативно-технических мероприятий. 53
§ 5.
Особенности правового регулирования использования результатов
оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых не требует судебного
разрешения 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 72
Современный этап развития
отечественной правовой системы характеризуется появлением новейших институтов
уголовно-процессуального права, что закономерно обусловило потребности их
соотношения с положениями оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД),
внесения научно обоснованных новелл в уголовную политику и законодательство
относительно использования оперативных данных в уголовном процессе.
Теоретико-прикладные
исследования правовых и тактических аспектов использования результатов ОРД в
уголовном процессе, несмотря на достаточно широкий круг изучаемых аспектов:
природа правоотношений, складывающихся в оперативно-розыскной и
уголовно-процессуальной деятельности, проблемы соблюдения прав человека и
гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) и
использования оперативных данных на различных стадиях осуществления правосудия
и т.д., – не теряют актуальности и в настоящее время.
Сегодня идея активного
использования в уголовном процессе результатов ОРД, вплоть до придания им
значения судебных доказательств, не только активно развивается, но и находит
свое выражение на практике, где наиболее полная реализация данной идеи возможна
лишь на основе создания правового механизма использования данных ОРМ в уголовном
процессе.
Принципиальная необходимость
этого обусловлена тем, что ОРД играет весьма заметную роль в обнаружении и
раскрытии наиболее тяжких преступлений. Более того, без нее в ряде случаев
практически невозможно решить задачи, стоящие перед уголовным
судопроизводством. Прежде всего речь идет о неочевидных и латентных
преступлениях, преступлениях организованных преступных групп, доля которых в
общей структуре отечественной преступности достаточно велика.
Так, от общего числа
регистрируемых в России преступлений, совершенные в условиях неочевидности
составляют примерно 2/3.
Кроме того, по оценкам
авторитетных криминологов, вне поля зрения следственно-судебных органов сейчас
остается до 98 % фактов взяток, примерно 90 % случаев вымогательства,
а половина пропавших без вести лиц в действительности становятся жертвами
преступлений[1].
Степень научной
разработанности проблемы. Понятие использования результатов
оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве широко
используется в юридической науке и правоприменительной практике, что
обусловлено распространенностью данного виды правоохранительной деятельности.
Отдельные стороны проблемы использования
результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве
неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты использования
результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве разрабатывали
такие ученые, как Виниченко И.А., Захарцев СИ., Рохлин В.И., Земскова А.В., Доля
Е.А., Гущин А.Н., Громов Н.А., Царева Н.П., Зайцева С.А., Зейналова Л.М. и др.
В дипломной работе используются работы
таких ученых в сфере оперативно-розыскного и других отраслей права, как Горяинов
К.К., Громов Н.А., Давыдов Я.В., Захарцев С.И., Овчинский А.С., Попов В.Л. и
ряда других авторов, комментарии законодательства, учебники.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и
степени научной разработанности проблемы.
Целью настоящего дипломного исследования является
разработка научных рекомендаций, использование которых способствовало бы
разрешению ряда теоретических и правовых вопросов, направленных на восполнение
пробелов и противоречий в теории уголовного процесса и ОРД, а также совершенствование
правового регулирования вхождения в уголовное судопроизводство результатов ОРД.
Для достижения данной цели в
ходе исследования поставлены следующие задачи:
– сформулировать авторское
определение понятия результатов ОРД;
– сформулировать определение
понятия и содержания ОРМ;
– разработать рекомендации и
предложения по совершенствованию уголовно-процессуальных норм, ФЗ об ОРД и
других нормативно-правовых актов в части, касающейся использования результатов
ОРД при расследовании преступлений.
Объект и предмет исследования определяются тематикой
работы, ее целью и задачами.
Объектом научного анализа настоящей работы являются
теоретическая категория использования результатов оперативно-розыскной
деятельности в уголовном судопроизводстве как правовое явление социальной
действительности.
Предмет исследования – теоретические и правовые основы
исследования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании
преступлений.
Методологической основой исследования является
диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные,
а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и
дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью
которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа,
системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил
конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе,
следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования,
различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и
полно рассмотреть различные аспекты использования результатов
оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве в рамках цели и
задач исследования.
Эмпирическая база исследования построена на
нормативном материале и судебной практике.
Нормативную основу составили: Конституция РФ,[2] федеральное законодательство,
затрагивающее вопросы использования результатов оперативно-розыскной
деятельности в уголовном судопроизводстве. Судебная практика представлена
разъяснениями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, решениями
федеральных судов.
Научная новизна исследования заключается в том, что
оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа
использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном
судопроизводстве как института российского права в свете последних изменений
законодательства в данной области.
В соответствии с п. 36 ст. 5 УПК РФ[3] результаты ОРД – это
сведения, полученные в соответствии с ФЗ об ОРД,[4] о признаках
подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих,
совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания,
следствия или суда.
ОРД и уголовное судопроизводство представляют
собой единство процессуального и непроцессуального. Это единство заключается не
только в проведении следственных действий или ОРМ, т.е. включает не только
процедурные вопросы, но и предполагает наряду с добыванием информации ее
использование, принятие решений как процессуального, так и
оперативно-розыскного характера.
Например, результаты проверочной закупки могут
служить основанием для принятия процессуальных решений (возбуждение уголовного
дела) и (или) проведения следственных действий (обыск, выемка, осмотр места
происшествия). Здесь результат ОРД, по существу, отождествляется с результатом
проведения отдельного ОРМ, а непроцессуальное получение информации служит
основой для ее последующего использования в рамках уголовного судопроизводства.
В ОРД при проведении даже одного ОРМ может
достигаться решение конкретной оперативно-розыскной задачи, например выявление
признаков преступления. При этом результатом служит наличие конкретной и
достоверной информации о преступлении, которой может быть достаточно для
возбуждения уголовного дела, проведения отдельных следственных действий или их
совокупности, хотя такая информация не обязательно должна быть использована в
уголовно-процессуальном порядке либо используется не сразу.
Так, принятие процессуальных решений, основанных
на результатах ОРД, либо проведение следственных действий может осуществляться лишь
после проведения ряда (совокупности) ОРМ, например наблюдения, оперативного
внедрения, проверочной закупки, ПТП, контролируемой поставки, даже если
результаты любого из них уже сами по себе могли служить основанием для
процессуальных решений и действий. Результаты ОРД могут рассматриваться как
система проверенных и оцененных оперативных данных либо сведений о фактах.
Именно с этой целью заводятся ДОУ.
Вместе с тем результаты ОРД имеют не только
процессуальное, но и самостоятельное оперативно-розыскное значение, на что в
ст. 11 ФЗ об ОРД прямо указывает законодатель. В ч. 1 этой статьи отмечается,
что результаты ОРД могут быть использованы для проведения ОРМ по выявлению,
предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению
лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Процессуальное значение
результатов ОРД в этом случае имеет место лишь в перспективе.[5]
Следует иметь в виду, что результаты ОРД в силу
ее специфики не всегда могут иметь процессуальное значение и официально использоваться
в уголовном судопроизводстве. Чаще, наоборот, они выступают лишь в качестве
информации, которая может быть легализована в официальных следственных
действиях и представлена как их результат. Это может быть вызвано причинами,
связанными с реализацией оперативно-розыскного принципа конспирации,
преимущественно негласных начал этой деятельности.
Поскольку и в ФЗ об ОРД, и в УПК РФ употребляется
один и тот же термин «результаты оперативно-розыскной деятельности», важно
определиться, чем в конечном счете являются результаты ОРД, в чем сущность
данного термина и каково содержание стоящего за ним понятия.
Межведомственная Инструкция о порядке представления
результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю,
прокурору или в суд определяет результаты ОРД несколько иначе, чем УПК РФ:
фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном ФЗ
об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного
преступления, о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших,
скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения
наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих
угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности
РФ.[6]
Данное определение включает в себя основной
видовой признак результатов ОРД как фактических данных о признаках конкретного
свойства, а также указание на субъектов и порядок их получения.
В этой связи следует отметить, что если речь идет
о фактических данных, то они должны соответствовать объективной действительности
и не могут вызывать сомнения с точки зрения их достоверности. Однако не все
результаты ОРД и не всегда можно признавать в качестве достоверных, поскольку
их необходимо проверять при помощи других данных, и только по их совокупности
можно с достаточной долей вероятности утверждать, что эти данные являются
объективными и достоверными.
Информация может быть неконкретной, неполной,
ориентирующей, предположительной, а иногда непроверяемой, содержать определенную
долю субъективизма, исходящего от предоставившего ее источника. В частности,
информация, поступающая от конфидента, подлежит проверке не только в силу ее
субъективности, но и потому, что конфидент мог быть специально дезинформирован,
не преследует интересов ОРО, сознательно вводит в заблуждение оперативного
работника и т.д. Соответствующая оперативная информация не отражает
фактических данных, тем не менее нельзя не признать, что она также является
результатом ОРД.
Следует отметить и то, что отсутствие реального
(фактического) результата тоже есть результат, потому что опровержение информации
либо ее неподтверждение позволяет, например, сократить круг версий, определить
новые направления работы и др. Поэтому как получение первичной информации, так
и ее дальнейшее опровержение в равной мере могут являться результатом ОРД.
В определении Конституционного Суда РФ, как и в УПК
РФ, также отмечается, что результаты ОРД являются лишь сведениями об
источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований ФЗ
об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим
процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм
уголовно-процессуального закона, т.е. так, как это предписывается ст. 49 (ч.
1) и 50 (ч. 2) Конституции РФ.[7]
Соответственно, в процессуальном смысле о результатах ОРД как о фактических
данных говорить преждевременно, а речь может идти лишь о сведениях,
фактах, которые предстоит установить.
В оперативно-розыскном смысле результаты ОРД
также не всегда являются фактическими данными. Хотя они и могут быть
использованы для проведения ОРМ в качестве оснований для проведения
конкретного ОРМ, определения тактики его проведения, такого рода действия
(решения) могут основываться и на предположениях (версиях), первичных данных,
которые лишь предстоит проверить, после чего сведения при их подтверждении
можно будет рассматривать как сведения о фактах.
В частности, результаты проведения одного ОРМ
могут являться основаниями для проведения другого. Проведению, например,
такого ОРМ, как оперативное внедрение, предшествует проведение ряда ОРМ,
направленных на подготовку и обеспечение внедрения. На их основе определяется
тактика реализации этого мероприятия.
Результаты ОРД используются как обоснование ОРМ,
ограничивающих конституционные права граждан, определяют целесообразность и
законность их проведения в условиях конкретного места и времени, в отношении
конкретного лица и т.д.
То, что результаты ОРД (сведения, оперативные
данные) не всегда являются фактическими, следует и из такой задачи ОРД, как
добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Решение этой задачи предполагает прежде всего сбор, а не использование
первичной информации, дальнейшее проведение на ее основе разведывательных и
контрразведывательных мероприятий. Такая задача характеризует в первую очередь
сам процесс сбора информации (сведений о фактах) и лишь в дальнейшем
использование его результатов (фактических данных).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|