Термин «результаты ОРД» (в смысле фактических
данных) подразумевает информационную завершенность, суть которой может быть
выражена как осмысленные сведения, основанные на собранных, оцененных,
истолкованных фактах, изложенных таким образом, что ясно видно их значение для
решения какой-либо конкретной задачи.[8]
Вместе с тем такое понимание результатов ОРД применительно к этой деятельности
представляется ограниченным и с точки зрения ФЗ об ОРД приемлемым только по
отношению к уголовному судопроизводству, да и то не полностью, поскольку информационная
завершенность является весьма относительной.
В частности, применительно к возбуждению
уголовного дела достаточно лишь сведений, данных, указывающих на признаки
преступления, причем их совокупность не всегда должна быть исчерпывающей, а бывает
достаточно лишь отдельных признаков объективной стороны. Все остальное должно
быть установлено в процессе расследования уголовного дела.
Вместе с тем проведение таких ОРМ не накладывает
отпечатка на достоверность сведений, данных, полученных с нарушением закона
как субъектами ОРД, так и иными лицами. Соответственно, если такие сведения,
данные, в том числе ограничивающие конституционные права граждан, получены не
субъектами ОРД, но в дальнейшем обнаружены органами, уполномоченными на
осуществление этой деятельности, то эти данные могут быть официально использованы
в уголовном судопроизводстве и нелегитимность их происхождения не может
подвергать сомнению легитимность их получения. Что касается результатов ОРД,
полученных с нарушением ФЗ об ОРД самими субъектами этой деятельности, то они
тем не менее могут использоваться как вспомогательные средства для подготовки и
проведения ОРМ и (или) следственных действий. Это объясняется тем, что
результаты ОРД не являются доказательствами, а следовательно, не нарушают
конституционного положения о недопустимости использования доказательств,
полученных с нарушением ФЗ.[9]
В специальной литературе наряду с термином «результаты
ОРД» применяются и другие термины: «оперативные данные», «оперативная
информация» и др. Представляется, что термины «оперативные данные» и «оперативная
информация» несут одну и ту же смысловую нагрузку. По объему эти понятия
являются более широкими, чем понятие «результаты ОРД», которые должны быть
получены исключительно оперативно-розыскным путем. Оперативная же информация
может считаться таковой и в том случае, когда она получена не из
оперативно-розыскных, а иных источников и без использования
оперативно-розыскных средств и методов, например информация, поступившая из
дежурных частей, от участковых уполномоченных, инспекторов ГИБДД, полученная от
анонимных источников и др.
В соответствии с ФЗ об ОРД (ст. 11) результаты
ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных
действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию
преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих
или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
Результаты ОРД могут служить поводом и основанием
для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю
или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также
использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК
РФ, регламентирующими сбор, проверку и оценку доказательств.[10]
Исходя из содержания данных норм ФЗ об ОРД можно
выделить следующие основные направления использования результатов ОРД в
уголовном судопроизводстве:
1) в качестве повода и основания для возбуждения
уголовного дела;
2) для подготовки и осуществления следственных и
судебных действий;
3) в доказывании по уголовным делам;
4) для иного обеспечения уголовного процесса.
Согласно ФЗ об ОРД (ст. 11) результаты ОРД могут
представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в
производстве которого находится уголовное дело. Представление результатов ОРД
осуществляется на основании постановления руководителя ОРО в порядке,
предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким образом, ФЗ об ОРД
определил перечень органов, которым представляются результаты ОРД, общее
основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который
носит отсылочный характер. В целом ФЗ об ОРД лишь в общей форме декларирует
порядок представления результатов ОРД, поскольку порядок передачи материалов должен
быть определен в ведомственных нормативных правовых актах.[11]
В настоящее время такой порядок регламентируется
межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов ОРД органу
дознания, следователю, прокурору или в суд (далее – Инструкция).
В соответствии с Инструкцией (п. 10)
представление результатов включает в себя:
– вынесение руководителем ОРО постановления о
представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в
суд;
– вынесение, при необходимости, постановления о
рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих
государственную тайну;
– оформление
сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по
почте, передача с нарочным и т.п.). Такой порядок представления результатов ОРД
не имеет никакого уголовно-процессуального значения и не всегда представляется
оправданным. Это связано с тем, что само постановление о представлении
результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается
соответствующим руководителем ОРО и приобщается к материалам ДОУ или
соответствующего номенклатур-планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в
ОПГ, о ШНС и о конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ
составляют государственную тайну и могут быть представлены в указанные органы
только после принятия решения о рассекречивании соответствующих материалов.[12]
Вместе с тем предание гласности сведений о лицах,
внедренных в ОПГ, о ШНС, а также о конфидентах допускается лишь с их согласия
в письменной форме и в случаях, предусмотренных ФЗ.
В этой связи если отсутствует письменное согласие
ШНС, конфидента или лица, внедренных в ОПГ, то материалы (результаты) ОРД,
содержащие сведения об этих лицах, не могут быть ни рассекречены, ни преданы
какой-либо огласке. Безусловно, здесь идет речь только о конкретных лицах, а не
об абстрактных ШНС, конфидентах и участниках оперативного внедрения.
Исходя из требования нормы ФЗ об ОРД о соблюдении
правил конспирации при осуществлении ОРД предоставление информации законодатель
ограничивает требованиями конспирации и неразглашения государственной тайны.
Это означает также, что органу дознания, следователю, прокурору или суду может
быть предоставлена только информация, а не оперативные материалы (документы),
причем в объеме и с содержанием, из которого неясен источник и способ ее
получения, а также невозможно их определить при сопоставлении предоставляемой
информации с имевшими место реальными событиями.
Оперативно-служебные документы, содержащие
сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, об организации и
тактике проведения ОРМ, не могут быть представлены даже по запросу суда (ч. 3
ст. 9 ФЗ об ОРД).
В этой связи технические, документальные и другие
носители информации об указанных лицах, а также оперативно-служебные документы,
содержание которых может привести к их расшифровке, не подлежат представлению
органу дознания, следователю, прокурору и суду. Вместе с тем не исключается
представление справок или выписок из таких документов.[13]
Исходя из требований норм ФЗ об ОРД, в
соответствии с которыми приоритетными являются требования конспирации и безопасность
участников ОРМ, в Инструкции отмечаются случаи, когда результаты ОРД не
представляются, если:
– невозможно обеспечить безопасность субъектов
(участников) ОРД в связи с представлением и использованием результатов в
уголовном судопроизводстве;
– их использование в уголовном судопроизводстве
создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых
или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках,
методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и
конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ, отнесенных
законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения
предаются гласности в порядке, установленном ФЗ об ОРД).
Согласно Инструкции при подготовке и оформлении
для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов
ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности
представляемых материалов при пересылке их по конкретному адресу (защита от
деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).
Представляемые материалы должна сопровождать
информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и
документов, получения видео– и аудиозаписей, кино– и фотоматериалов, копий и
слепков, при этом должно быть приведено описание индивидуальных признаков
указанных предметов и документов.[14]
Фонограммы для осмотра и прослушивания передаются
в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны
даты, время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики
использованных при этом технических средств.
Допускается представление материалов в копиях, в
том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый
носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах).
Тип носителя определяется инициатором ОРМ.
Оригиналы материалов в этом случае хранятся в
оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления
приговора в законную силу.
Наряду с оперативно-розыскным следует рассмотреть
и уголовно-процессуальный порядок представления результатов ОРД. При этом
следует учитывать, что согласно Инструкции результаты ОРД могут представляться
по инициативе ОРО либо при выполнении отдельных поручений органа дознания,
следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам,
находящимся в их производстве.[15]
Вместе
с тем в УПК РФ (ст. 86) представление материалов в качестве способа
доказывания и как результат их сбора для приобщения к уголовному делу
предусматривается только как право подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего,
гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.
Соответственно, для ОРО представление результатов ОРД не может рассматриваться
как самостоятельная форма их сбора и доказывания.
Применительно к деятельности дознавателя,
следователя, прокурора и суда сбор доказательств осуществляется в ходе
уголовного судопроизводства путем производства следственных и иных процессуальных
действий, предусмотренных УПК РФ. Например, на письменное поручение
дознавателя, следователя должен быть дан и письменный ответ, к которому могут
быть приложены соответствующие оперативно-служебные документы и материалы.
По смыслу нормы ФЗ об ОРД (ст. 12) дознавателю,
следователю, прокурору или в суд представляются только те результаты ОРД,
которые могут быть положены в основу принимаемых процессуальных решений и
подготавливаемых или проводимых следственных, судебных и иных процессуальных
действий. Представлять имеет смысл только конкретные оперативно-служебные
документы, которые после определения их относимости и значимости для
уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу. Соответственно,
такие документы или материалы могут являться приложением к сопроводительному
письму, адресованному дознавателю, следователю, прокурору или суду, либо к
рапорту об обнаружении признаков преступления.[16]
Результаты ОРД не всегда имеют письменную
(официальную) форму их представления. В частности, следователь имеет право на
содействие органов дознания при производстве отдельных следственных и
процессуальных действий (ст. 38 УПК РФ). Такое содействие может выражаться и в
форме ознакомления следователя с полученной информацией. В ситуации, когда
виновное в совершении преступления лицо не обнаружено, оперативные
подразделения, принимающие соответствующие розыскные и оперативно-розыскные
меры, обязаны лишь уведомлять следователя об их результатах (ст. 157 УПК РФ).
Представление оперативными подразделениями результатов ОРД органу
дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании
постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, и означает передачу в установленном законодательством Российской
Федерации и Инструкцией порядке конкретных оперативно-служебных документов,
которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства
могут быть приобщены к уголовному делу.
При подготовке материалов необходимо учитывать, что
сведения об используемых или использованных при проведении негласных
оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах
и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в
организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах,
оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об
организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют
государственную тайну.
Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат
рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо представляются в
соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».[17]
Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то
соответствующие полномочия.
Представление результатов включает в себя:
– вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о
представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в
суд;
– вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных
оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
– оформление сопроводительных документов и фактическую передачу
материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).
В каждом конкретном случае возможность представления
результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения ОТМ,
используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках
оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в
обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих
мероприятий.
Постановление о представлении результатов ОРД органу
дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей: вводной,
описательной и резолютивной.
Вводная часть включает в себя наименование документа,
место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское,
специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания
вынесения данного постановления.[18]
В описательной части постановления указывается, в
результате какого ОРМ получены материалы и какие именно, для каких целей они
представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения
уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий,
использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось
конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.
Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую
часть ст.11 и часть 4 ст.12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной
деятельности».
В резолютивной части постановления формулируется
решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов,
отражающих результаты ОРД. Здесь же подробно перечисляются подлежащие
направлению конкретные документы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|