В случае необходимости, одновременно с постановлением
готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и
безопасности непосредственных участников ОРМ.
Постановление о представлении результатов ОРД
подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и
приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего
номенклатурного дела.
Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного
официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников
соответствующих оперативно-служебных документов.
Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ
передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного
делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости
от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих
засекречиванию.
Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте
и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и
документов, получения видео– и аудиозаписей, кино– и фотоматериалов, копий и
слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов
и документов.[19]
Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом
наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что
обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип
носителя определяется инициатором ОРМ.
Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении
до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.
При подготовке и оформлении для передачи органу
дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты
необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых
материалов при пересылке их в адрес (защита от деформации, размагничивания,
обесцвечивания, стирания и т.п.).[20]
В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести
к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе
государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской
Федерации, результаты ОРД представляются органу дознания, следователю,
прокурору или в суд незамедлительно. При этом оперативное подразделение обязано
принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к
закреплению следов преступления.
Представление результатов ОРД, полученных при
выполнении поручения органа дознания, следователя, прокурора или определения
суда (постановления судьи) о производстве оперативно-розыскных мероприятий по
находящимся в их производстве уголовным делам, осуществляется в соответствии с Инструкцией.
При отсутствии возможностей проведения оперативно-розыскных мероприятий
по поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или определению
суда им в течение трех дней с момента получения поручения направляется
мотивированное письмо за подписью руководителя органа, на который было
возложено исполнение данного поручения.
Орган, представивший результаты ОРД, использование которых в уголовном
процессе сопряжено с возможностью возникновения реальной угрозы для
безопасности участников оперативно-розыскной деятельности, обязан предусмотреть
конкретные меры по их защите. При необходимости указанные меры согласовываются
с органом дознания, следователем, прокурором или судом, которым представляются
указанные результаты.
При возникновении
реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество
участников оперативно-розыскной деятельности органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность, обязаны принять необходимые меры по
предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их
к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.[21]
В целях обеспечения безопасности участников оперативно-розыскной
деятельности и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий
по их защите в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «Об
оперативно-розыскной деятельности» предание гласности сведений о лицах,
внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах,
оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе,
допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных
федеральными законами.
При представлении органу дознания, следователю, прокурору или в суд
результатов ОРД, получаемых в процессе длящегося оперативно-технического
мероприятия, должны быть приняты исчерпывающие меры, обеспечивающие вопросы
конспирации проведения данного мероприятия, вплоть до его прекращения.[22]
Результаты ОРД не представляются:
– если невозможно
обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной
деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в
уголовном процессе;
– если их
использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки
(разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении
негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках,
методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах,
внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках
и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об
организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных
законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения
предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом «Об
оперативно-розыскной деятельности»).
Решение о
непредставлении результатов ОРД по изложенным мотивам, оформляется
постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к
материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.
О принятом
решении уведомляется инициатор запроса.
§ 1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении
уголовного дела
Выявление преступления – одно из оснований
возбуждения уголовного дела. В ходе проведения ОРМ создаются условия и предпосылки
для официальной регистрации деяния в качестве преступления и принятия
процессуального решения о возбуждении дела и проведения по нему расследования.
Согласно норме ст. 11 ФЗ об ОРД результаты ОРД
могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.
Под поводами для возбуждения уголовного дела
следует понимать предусмотренные законом источники информации, являющиеся
побудительной причиной для начала уголовного судопроизводства, деятельности
органа дознания, следователя или прокурора по проверке содержащихся в
источнике первичных сведений о признаках совершения (или подготовки к
совершению) преступления, вызывающие обязанность решения вопроса о возбуждении
уголовного дела либо об отказе в его возбуждении.
Поводами для возбуждения уголовного дела могут
быть поступившие в орган дознания, следователю, прокурору, суду и судье источники
первичных сведений о признаках совершения (или подготовки к совершению)
преступления, в том числе результаты ОРД. Хотя УПК РФ (ст. 140) прямо не
предусматривает оперативные сведения, данные в качестве повода и основания для
возбуждения уголовного дела, тем не менее подразумевает их.[23] В частности, п. 3
ч. 1 ст. 140 УПК РФ предусматривает в качестве повода для возбуждения
уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении,
полученное из любых источников, не связанных с заявлением о преступлении или
явкой с повинной. Такими источниками могут быть сообщения конфидентов,
выявление признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного
преступления при проведении ОРМ, результаты сопоставления (анализа) информации,
указывающие на признаки преступления. В этой связи документальным поводом
(наряду с заявлением о преступлении и явкой с повинной) для возбуждения
уголовного дела служит рапорт об обнаружении признаков преступления,
составленный лицом, получившим соответствующую информацию (ст. 143 УПК РФ).
Сведения о преступлении, оформленные в
соответствующем виде, могут быть самыми различными, однако они должны быть
конкретизированными, исходить из конкретного источника. В этой связи результаты
ОРД, подтверждающие наличие признаков преступления и оформленные рапортом, исходящим
от конкретного должностного лица, выступают в качестве законного повода к
возбуждению уголовного дела.
В таком рапорте должны содержаться сведения об
обстоятельствах совершенного деяния и источнике получения информации об этом,
а также должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего информацию о
преступлении и составившего рапорт. Представляется, что сведения об источнике
информации не обязательно должны быть конкретизированы в рапорте – они могут
быть отражены и в общей форме, например: «в результате проведения
оперативно-розыскных мероприятий», без указания, каких именно, с чьим
участием, времени и места их проведения и др.[24]
Рапорт
в качестве повода для возбуждения уголовного дела по результатам ОРД не должен
составляться в момент получения первичной информации, когда информация является
недостаточной для принятия обоснованного решения. Это обусловлено тем, что данные
о совершенном или готовящемся преступлении, полученные в результате
осуществления ОРД, имеют процессуально неконкретизированную форму источника
информации (отсутствие заявителя или лица, явившегося с повинной), изначально
могут отсутствовать данные, указывающие на наличие факта общественно опасного
деяния и признаков конкретного преступления ввиду его латентности.
Сама по себе информация о признаках преступления,
полученная не из заявления или вследствие явки с повинной, а из оперативных
источников, в результате проведения ОРМ, подлежит предварительной проверке и
оценке до того, как она будет отражена в рапорте. Информация о признаках
преступления является поводом для возбуждения уголовного дела только после
того, как должностное лицо убедится, что полученные им оперативные материалы
содержат сведения о совершении деяния, подпадающего под признаки преступления.
Если для констатации наличия признаков преступления необходимо провести
дополнительную проверку по первичным материалам, она осуществляется в рамках
ОРД или административно-служебной деятельности. В частности, сообщения
негласных источников информации могут быть оформлены рапортом в качестве
повода для возбуждения уголовного дела лишь после тщательной проверки такого
их сообщения путем проведения гласных и негласных ОРМ, и только после
подтверждения такой информации, сбора совокупности данных о признаках
преступления целесообразно составлять рапорт об их обнаружении.[25]
В этой связи составление рапорта об обнаружении
признаков преступления по результатам ОРД может быть практически целесообразным
и обоснованным, когда имеются основания для возбуждения уголовного дела, т.е.
когда имеется достоверная информация (фактические данные), указывающая на
подготовку или совершение деяний, подпадающих под признаки какого-либо
преступления.
Результаты ОРД в качестве повода для возбуждения
уголовного дела могут появляться и в случаях получения субъектом ОРД данных в
процессе проведения ОРМ по проверке заявлений или оперативной информации из
конфиденциальных источников, мероприятий, обеспечивающих проведение
следственных действий по уголовным делам по фактам других преступлений.
Возбуждение уголовного дела как начальная стадия
уголовного судопроизводства состоит в установлении достаточных данных для
принятия решения о начале предварительного расследования. Эта стадия не
сводится лишь к процессуальному решению и его оформлению в виде постановления
о возбуждении уголовного дела, а предполагает выполнение комплекса действий,
сбора и проверки фактических данных, позволяющих установить признаки конкретного
состава преступления, отсутствие обстоятельств, исключающих производство по
делу, и др.
Обязательным условием для принятия
рассматриваемого процессуального решения помимо надлежашего повода к
возбуждению уголовного дела законодателем является и наличие соответствующего
основания. Только при единстве этих двух условий представляется законным и
обоснованным решение о начале уголовного судопроизводства, его процессуальное
оформление в форме постановления, последующее производство расследования.[26]
Основанием для возбуждения уголовного дела
является такая совокупность и качество результатов ОРД (содержащихся в собранных
материалах фактических данных), которые позволяют сделать обоснованное
предположение о совершении или подготовке преступления, наличии события и его
уголовной противоправности. Такое предположение можно сделать путем
сопоставления обстоятельств, ставших известными к моменту решения вопроса о
возбуждении уголовного дела, с признаками состава преступления, предусмотренного
диспозициями одной или нескольких статей Особенной части УК РФ,[27] и выявления их
сходства с теми, информация о которых содержится в оперативных данных.
Именно поэтому Инструкция (п. 5) предписывает,
что для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результаты ОРД должны
содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно
сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления
обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков
преступления, сведения о совершившем его лице (лицах) и очевидцах преступления
(если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и
предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других
фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела.[28]
Для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела не требуется установление всех
без исключения признаков состава преступления, характеризующих все его
элементы, а достаточно лишь установить отдельные признаки, отражающие наиболее
существенные свойства конкретного состава преступления. Полное и всестороннее
установление конкретных лиц, формы вины, мотива, цели, способа, обстановки и
других обстоятельств совершения преступления не входит в задачу стадии
возбуждения уголовного дела. Такая задача может быть решена только в досудебной
и судебной стадиях уголовного процесса. Соответственно, результаты ОРД должны
содержать лишь достаточные данные, указывающие на признаки преступления.
Круг и содержание таких данных должны
свидетельствовать о том, что компетентный государственный орган (должностное
лицо) располагает сведениями, которые позволяют обосновать решение о
возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. В каждом конкретном
случае вопрос о достаточности данных решается должностным лицом по своему
внутреннему убеждению с учетом всей совокупности собранных материалов.
Достаточность фактических данных может
рассматриваться как по их совокупности, так и по качеству отдельных данных,
которые позволяют сделать обоснованное предположение (выдвижение версии) о совершении
или подготовке к совершению деяния, указывающего на признаки того или иного
состава преступления.
Например, обнаружение трупа с признаками
насильственной смерти является достаточным для обоснованного предположения о
совершении преступления, хотя сам факт смерти еще не указывает на конкретное
преступление, а определяет лишь возможное наличие его признака – общественно
опасного последствия, поскольку оно может быть результатом не только, например,
убийства, но и самоубийства или несчастного случая.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|