3. Иные сведения о личности обвиняемого, необходимые для индивидуализации уголовной ответственности
и наказания. Личность, и
в том числе личность обвиняемого, представляет собой совокупность
общественных отношений, воплощенных в характере конкретного человека. По
образному выражению И. П. Павлова, характер проявляется как «сплав» приобретенного и врожденного, общественного и группового,
общественного и индивидуального. Перечисленные в законе обстоятельства по понятным причинам не исчерпывают всего содержания
понятия «личность обвиняемого», а, как уже отмечалось, упоминают наиболее
значимые для правильного разрешения дел
черты.
Структура личности обвиняемого в
законченном следственном производстве должна включать в себя все признаки и
свойства, которые помогут правильно решить вопрос об уголовной
ответственности, что не всегда можно сделать, опираясь лишь на перечисленные
в законе
обстоятельства. Вместе с тем необходимо подчеркнуть взаимосвязанный характер черт и
свойств обвиняемого, которые перечислены в
законе, и тех обстоятельств, относящихся к личности обвиняемого, которые
выявляются и применяются в следственной и судебной практике. Только в органическом сочетании первых и вторых свойств и черт можно рассчитывать на
выявление должной характеристики
обвиняемого, а значит, и на
правильное разрешение дела.
Учитывая это, рассмотрим некоторые
обстоятельства, характеризующие
личность обвиняемого, которые чаще других
выявляются и исследуются в следственной практике. К таким
обстоятельствам принадлежит отношение к труду и производственным
обязанностям. Это обстоятельство
имеет важное значение для правильного разрешения уголовного дела вне
зависимости от того, какое преступление
вменяется в вину обвиняемому. Этому легко
дать объяснение. Отношение к труду рассматривается как проявление
жизненной потребности. В труде проявляется целый комплекс важнейших человеческих качеств и свойств: настойчивость, трудолюбие, прямота,
принципиальность, решительность, честность, инициативность, отзывчивость, уважительное отношение к коллективу и
т. д.
Располагая достоверными и полными сведениями
об отношении обвиняемого к труду, следователь, а затем и суд получают
богатый материал для правильного суждения о человеке. Для этого необходимо,
чтобы следователь собрал сведения о том, где и в качестве кого работает (или
работал) обвиняемый, какова его специальность, справляется ли он со своими обязанностями, выполняет ли нормы, проявляет ли инициативу, повышает ли свою квалификацию, соблюдает ли трудовую дисциплину и т. д. При одних и тех же
обстоятельствах суд при назначении
наказания расценит как смягчающие
вину обстоятельства данные о человеке, который добросовестным трудом, активной помощью товарищам по работе, дисциплинированностью, участием в
общественной жизни коллектива заслуживает положительной характеристики, по сравнению с человеком, который не выполняет план, прогуливает, появляется пьяным
на работе, безразлично относится к
производственным делам своей
бригады, цеха, завода, проявляет стремление к рвачеству и т. д.8. В общей оценке личности обвиняемого удельный вес его производственной
деятельности занимает важное место,
так как именно в ней человек проявляется
наиболее полно. Кроме того, на работе человек находится в окружении других людей обычно на протяжении
длительного времени, и они его знают, как правило, достаточно хорошо.
Наличие самых общих сведений о
производственной деятельности не исключает, а лишь предполагает необходимость
получения дифференцированных сведений о таковой деятельности обвиняемого.
В
ряде случаев следователю рекомендуется собирать сведения о производственной деятельности по разным компонентам, составляющим его характеристику. Например,
если привлекается к уголовной ответственности за хищение имущества директор магазина, то его производственная
деятельность будет не только
характеризовать личность обвиняемого, но в равной степени и само событие преступления. В этом плане
следователь будет собирать данные о том, как обвиняемый
относился к отчетности, насколько сам был дисциплинирован, каковы были у него связи, круг знакомств по
работе, как распределял дефицитные товары, всегда
ли являлся трезвым на работу, не устраивал ли по знакомству к себе
подчиненных.
При этом необходимо отметить ряд трудностей,
которые иногда встречаются при сборе данных с места работы.
Первая трудность состоит в том, что не
всегда допрашиваемые лица, которые свидетельствуют в пользу или против
обвиняемого, охотно идут на сообщение о нем интересующих следствие
сведений.
Вторая трудность заключается в определении тех лиц, которые могут
дать наиболее объективную характеристику обвиняемому. Далеко не всегда
наиболее объективная
характеристика—это та, которую дает администрация
и официальные лица общественных организаций.
Не исключено, что администрация может иметь в отношении человека мнение,
которое не разделяется другими членами
трудового коллектива. Поэтому
следователю важно получать данные, характеризующие обвиняемого, по возможности из большего числа достоверных источников. Сравнение таких данных между
собой позволит избежать предвзятости в оценке личности обвиняемого и оставит в ней самое главное, достоверное.
Не менее важно в рассматриваемом аспекте собрать и данные
об общественной деятельности обвиняемого. Миллионы людей состоят и работают в
самых различных общественных организациях. Это обстоятельство делает возможным
с пользой для дела получить большой объем сведений об обвиняемом от тех организаций, членом которых он состоит. К
сожалению, еще часто следователи не уделяют должного внимания выяснению общественной активности обвиняемого.
Круг вопросов по характеристике обвиняемого,
который удается разрешить следователю с помощью сведений, исходящих из
той или иной общественной организации, зависит и от характера этой
организации, и от степени участия в ней данного человека. Надо заметить, что
в уголовно-правовой оценке личности обвиняемого общественная деятельность
занимает достаточно существенное место. Не случайно в положительных
характеристиках нередки выражения, что тот или иной человек «ведет
большую общественную работу и пользуется уважением и авторитетом в
коллективе». Наоборот,
в качестве отрицательной черты часто упоминается, что человек «оторван от
коллектива, не участвует в его общественной
жизни».
В
результате проведенного нами изучения уголовных дел удалось выявить типичный недостаток в сборе сведений об общественной деятельности обвиняемых. Этот
недостаток заключается в дублировании сведений, которые следователи получают обычно и от администрации предприятия или учреждения, и от общественных организаций. Обычно в характеристиках приводятся стереотипные фразы о том, что данный человек активно занимается общественной работой или
наоборот. Характер же самой
общественной работы, ее содержание
не раскрываются. Конечно, от администрации предприятия или учреждения таких
сведений следователь не должен требовать, но руководители общественных организаций обязаны привести их в своих характеристика. Эти документы должны содержать сведения о моральных
качествах характеризуемого человека, его целенаправленности
и увлечениях, политической зрелости.
Характеристика обвиняемого окажется неполной,
если в материалах дела будут отсутствовать сведения об образовании. По некоторым составам
.преступлений образование — определяющий
фактор специального субъекта:
например, незаконное производство аборта «лицом, не имеющим высшего медицинского образования». В других же
случаях уровень образования в определенной мере может объяснить возможность заблуждений обвиняемого, ошибки, которые он мог допустить из-за недостатка знаний.
Конечно, следователю далеко не всегда
необходимо проверять
документы, подтверждающие наличие образования у обвиняемого. Однако при
расследовании некоторых видов преступлений
такая потребность возникает.
Нередко, особенно по делам о мошенничестве, приходится встречаться с
копиями дипломов аттестатов зрелости и
других документов, свидетельствующих о законченном
высшем образовании. Следователю при малейшем
сомнении необходимо затребовать подлинные документы, в некоторых случаях
провести криминалистическую экспертизу с
целью определения их достоверности, проверить, выдавались ли дипломы
соответствующими учебными заведениями.
Следственная практика подтверждает,
что многие серьезные преступления были успешно раскрыты посредством обнаружения в самом начале
расследования фальсификации документов об
образовании.
Как и в отношении других обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, а может быть, даже в несколько большей степени рекомендуется следователю сопоставлять событие преступления и образование
обвиняемого. Проявление некомпетентности в вопросах, которые должны быть известны обвиняемому, если он
действительно имеет указанное им образование, может
навести следователя на заслуживающие внимание факты.
Суд при определении наказания, как
правило, учитывает семейное положение обвиняемого. Вместе с тем
следователи
по многим делам ограничиваются записью в протоколе допроса лишь сведений о
том, холост или женат обвиняемый. Представляется, что. по некоторым делам нужно
не только отразить в протоколе состав семьи, но и выяснить,
есть ли нетрудоспособные, каков бюджет семьи. Эти сведения нужно не
только узнать у самого обвиняемого, но и проверить посредством допросов
родственников и других осведомленных лиц. Такая потребность
возникает часто в связи с тем, что обвиняемый, рассчитывая на смягчение
своей участи, ложно заверяет следователя, будто он — единственный кормилец семьи.
Кроме того, семейное положение может
представлять интерес и в плане выяснения характера взаимоотношений внутри семьи.
Иначе говоря, иногда требуется выяснить особенности той микросреды, в
которой живет обвиняемый.
В ряде случаев следователя может
заинтересовать, каково физическое развитие обвиняемого, т. е., мог ли обвиняемый при
его телосложении, росте, физической силе совершить инкриминируемое преступление.
Очевидно, что эти вопросы достаточно существенны для дела. Немало случаев, когда преступники,
стремясь выгородить своих соучастников,
берут полностью вину на себя.
Тщательная проверка их показаний, в том числе путем проведения следственного эксперимента, может помочь
следователю в установлении истины.
По некоторым уголовным делам особенно
важно выявить условия воспитания молодых правонарушителей. Нередко от неблагополучных условий
воспитания зависят причины аморального
поведения лица, привлеченного к уголовной ответственности.
В зависимости от характера дела следствие
будут интересовать
различные сведения об образе жизни обвиняемого.
Если расследуется дело о половых
преступлениях, то
акцент должен, быть сделан на обнаружение фактов аморального поведения
обвиняемого, на характер его отношений с
женщинами и т. д. Когда идет речь о бытовых преступлениях, прежде всего
необходимо выяснить поведение
обвиняемого в быту, т. е. характер отношений
к родным и близким, соседям; использование свободного времени (здесь может
вестись речь и об общественной
деятельности).
Для создания полного впечатления о личности обвиняемого весьма важно выяснить и все качества,
относящиеся к
социально-психологической его характеристике. В литературе неоднократно
подчеркивалось, что социально-психологическая характеристика дает возможность установить, является ли «совершенное
преступление следствием всего
поведения лица, всего его отношения к
требованиям социалистического общества или же это единственный проступок, противоречащий предыдущему поведению обвиняемого».
В силу того, что еще не выработана четкая
структура социальных и психологических свойств личности обвиняемого,
в следственные производства включаются различные качества и свойства, в
совокупность которых зачастую не попадают наиболее существенные.
Можно полагать, что в психологическую характеристику обвиняемого должны быть включены следующие свойства: направленность личности, моральные
качества, знания, навыки, привычки,
уровень личной культуры, притязаний и интересов. В социальную
.характеристику следует отнести: отношение
лица к различным социальным
ценностям, общественное сознание (одним из проявлений которого является общественная деятельность),
корпоративное (групповое) сознание (отношение к семье и т. д.), отношение к государству (чувство
гражданственности и патриотизма), к труду (трудолюбив ли, интересуется ли своей работой, повышает ли профессиональный уровень и т. п.).
Необходимо
подчеркнуть, что между психологической и социальной характеристиками
личности не существует непроходимой границы. Психологическая структура личности, как известно,
формируется и обусловливается в значительной
мере социальными причинами. Кроме
того, эти черты и свойства находятся в тесном
единении между собой. Например, такие «психологические» черты, как уровень притязаний и интересов,
непосредственно связаны с отношением обвиняемого
к труду. Вместе с тем отношение к труду — социально значимая черта личности.
4. Особенности
доказывания данных о личности обвиняемого. Событие
преступления (время, место и другие обстоятельства) всегда представляет
собой" по отношению к предварительному расследованию событие
прошлого. Следователь доказывает событие преступления путем
допросов лиц, которым что-либо известно о событии, осмотров места
происшествия, в ходе которых обнаруживаются материальные следы преступления, и производства иных
следственных действий. Теми же средствами
выявляются .и проверяются все имеющие значение для дела обстоятельства,
характеризующие личность обвиняемого.
Однако следователь не только собирает и анализирует сведения об
обвиняемом, о которых ему сообщают
допрошенные лица или которые он получает посредством ознакомления с
документами, но и сам непосредственно наблюдает обвиняемого. Более того, следователь обязан исследовать все
имеющие значение по делу данные, характеризующие личность обвиняемого, выслушать мнение обвиняемого по каждому собранному доказательству, в том числе и относящееся к его личности.
Доказывание обстоятельств, характеризующих личность
обвиняемого, может быть облегчено тем, что любой факт можно
проверить, выяснив мнение о нем самого обвиняемого. При доказывании тех или
иных обстоятельств,
характеризующих личность обвиняемого, есть опасность впасть в ошибку, поскольку,
общаясь с обвиняемым на допросах и при
проведении других следственных действий, следователь формулирует в
своем сознании определенный вывод о свойствах
его личности, абстрагироваться от
которого нелегко. Между тем, как известно, следователю необходимо, чтобы в деле получили отражение объективные данные в отношении
всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания, в том числе и тех обстоятельств, которые характеризуют
личность обвиняемого.
Особенность доказывания состоит в сложности
обеспечения всестороннего подхода к сбору данных, характеризующих
личность обвиняемого. В. И. Ленин указывал, что для получения истинных
значений «необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без
единого исключения», «требование всесторонности предостережет нас от ошибок». Это означает, что подлежащие доказыванию обстоятельства, характеризующие личность
обвиняемого, должны быть собраны и проанализированы
следователем во всей своей совокупности, а зачастую и противоречивости.
Кроме того, эти обстоятельства должны
рассматриваться в самой тесной связи
с характером расследуемого преступного деяния и со всеми иными обстоятельствами, установленными по делу.
Для разъяснения первого положения можно
сослаться на ряд случаев, когда при сборе сведений, характеризующих личность крупных расхитителей,
расследованием устанавливается, что эти
преступники не отличались, как обычно
полагают, скупостью, склонностью к
спиртному и разгульным образом жизни, а, наоборот, вели себя благопристойно, не занимались кутежами, оказывали материальную помощь близким. Эти обстоятельства не следует игнорировать
следователю, для объективной
характеристики их важно отражать в
деле со всей полнотой.
Как
известно, сбор сведений, характеризующих личность
обвиняемого, на предварительном следствии осуществляется следователем. Вместе с тем некоторые сведения о
личности обвиняемого попадают в материалы дела
в результате деятельности иных лиц — прокурора, работников милиции, экспертов, адвоката. У каждого из них свои цели, задачи. Эти лица устанавливают подчас не только какое-либо отдельное
обстоятельство, но и целую группу обстоятельств. Например, органу дознания поручается собрать сведения, характеризующие
материальное положение обвиняемого. Естественно, что при этом могут быть выявлены самые различные факты — покупка дорогостоящих вещей, приобретение домостроения, отсутствие достаточных-
легальных доходов и многое другое.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|