Изучение личности обвиняемого
I. Общие вопросы изучения следователем
личности обвиняемого
1. Личность
обвиняемого как объект изучения на предварительном
следствии. Задачами уголовного судопроизводства является быстрое и полное
раскрытие преступлений, изобличение
виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы
каждый совершивший преступление был
подвергнут справедливому наказанию и
ни один невиновный не был привлечен к
уголовной ответственности и осужден.
Выполнение этих задач лицом, производящим дознание,
следователем, прокурором и судом возможно лишь в том случае,
когда в результате их процессуальной деятельности по каждому уголовному делу будет установлена объективная истина. Она включает в
себя получение достоверных и полных
сведений как о самом преступном
деянии, так и о всех лицах, причастных к
его совершению. Это требует, чтобы по каждому уголовному делу наряду с установлением события преступления и виновности обвиняемого в его совершении по делу были доказаны и
другие обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности лица, привлекаемого к уголовной
ответственности. Многие из этих
обстоятельств непосредственно связаны с личностью обвиняемого. Поэтому задача
следователя состоит не только в
получении полных сведений об объекте преступного посягательства и
характере причиненного ему вреда, о способе
совершенного преступления, орудиях
преступления, о всем том, что образует объект
и объективную сторону состава преступления, но и в получении
доказательств о субъективной стороне преступления,
целях и мотивах его совершения. Естественно,
что должны быть собраны и полные сведения о субъекте преступления.
Среди перечисленных обстоятельств, которые
должны быть посредством доказательств установлены по каждому делу, особое
место занимает субъект преступления— обвиняемый. Судьбу обвиняемого призвана
определить
деятельность органов дознания, следствия и суда; действия этого человека
составляют предмет расследования правоохранительных органов, которые обязаны
определить, являются ли его действия уголовно наказуемыми и какова их
общественная опасность.
Фигура обвиняемого значима еще и
потому, что его показания представляют собой один из источников доказательств
по делу.
Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что обвиняемый — человек, который совершил преступление в силу влияния на его сознание определенных
причин. Эти причины будут правильно
определены следствием и судом лишь
после того, как будет установлено, каким
именно было это сознание. Все перечисленное в комплексе и определяет значение максимально полного получения сведений о личности обвиняемого.
Для установления истины по делу следователю необходимо выяснять сведения об отдельных обстоятельствах совершенного преступления не изолированно
друг от друга, а в сложных связях и
зависимостях между ними, которые
наличествуют в реальной жизни. Самым непосредственным
образом это положение относится и к
обвиняемому. Установление истины по делу предполагает не только получение сведений об обвиняемом, о его возрасте, состоянии здоровья, чертах его личности, смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельствах и т. д., но также обнаружение и
анализ связей отдельных качеств,
черт и свойств личности обвиняемого с другими обстоятельствами события
преступления, подлежащими выяснению. Так , лишь распознав суть человека, выяснив уровень
его правосознания, духовный и
моральный облик, можно судить о
действительных мотивах, которыми он руководствовался, совершая преступление, и в результате этого прийти к выводу о степени его общественной
опасности. Например, для хулигана,
как правило, не внешняя ситуация
способствует совершению им преступления, а напротив, сам хулиган
активно ищет подходящую для его действия
обстановку, используя любой, даже самый
малозначительный повод, а иногда обходясь и без него. Однако для дел об
убийствах, совершенных в состоянии
сильного душевного волнения или при превышении пределов необходимой
обороны, особое значение приобретает та
ситуация, в которой совершалось это
преступление. Поэтому следователь, а впоследствии и суд не только собирают и анализируют доказательства, освещающие качества и свойства обвиняемого, но постоянно рассматривают их в связи с другими важнейшими обстоятельствами уголовного дела.
Важно подчеркнуть, что выяснение ряда
сведений о личности
обвиняемого (например, возраст, прошлые судимости,
смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и т. д.) носит для органов дознания, следствия и суда обязательный характер, выяснение других сведений, характеризующих личность обвиняемого
(например, свойства характера, ценностные ориентации,
уровень интеллектуального развития и т. д.), в значительной мере факультативный характер. Иначе говоря, закон не требует от работников дознания
и следствия безусловного их
выяснения. Однако качественно полное
и объективное расследование будет затруднено
без установления этих и других подобных сведений.
В развитие положения о задачах уголовного судопроизводства, которые сформулированы в законе неоднократно указывает на потребность выяснения и учета личности обвиняемого, а
также обязывает устанавливать по
делу отдельные его черты и свойства.
Однако несмотря на то, что закон содержит
положения о необходимости выяснения данных, характеризующих личность
обвиняемого, и в постановлениях Правительства РФ неоднократно
подчеркивалось, что выяснение этих данных имеет существенное значение для
разрешения вопроса о назначении справедливого и соразмерного
наказания, а в некоторых случаях и для решения вопроса о целесообразности
предания обвиняемого суду, нормативные акты, регулирующие вопросы предварительного следствия, не
содержат исчерпывающего перечня
обстоятельств, относящихся к
личности обвиняемого, которые обязательно нужно устанавливать при расследовании каждого уголовного дела.
Представляется, что подобного перечня
и не может быть. Слишком много сведений о личности обвиняемого могут иметь
значение для правильного разрешения уголовного дела. Любой перечень,
"содержащийся в законе или нормативном акте, лишь ставил бы неоправданные рамки по полному изучению личности обвиняемого. Перечень данных о личности обвиняемого, которые могут иметь значение по делу, по существу безграничен.
Группа крови, возраст обвиняемого, его производственный стаж, темперамент, круг интересов, наличие или отсутствие
профессиональных навыков, строение папиллярных
узоров пальцев рук, прошлая судимость, отношение к труду, круг интересов
и многое другое могут и действительно
являются предметом следственного и судебного
исследования. Поэтому не случайно следователи по-разному решают вопрос
об объеме и характере информации о личности
обвиняемого, подлежащей доказыванию по уголовному делу. Этим же частично можно
объяснить и то, что, как показывает
изучение практики, в этой работе следователями допускаются существенные ошибки.
Как уголовный, так и уголовно-процессуальный законы,
указывая на необходимость учитывать при решении многих вопросов
личность обвиняемого, не дают определения этого понятия. Очевидно, что
понятие «личность обвиняемого» — суть производное понятие более общего —
«личность».
Личность — есть социальная сущность
человека. К. Маркс
писал: «...сущность «особой личности» составляет
не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное
качество». Из этого следует, что для распознания личности особое
значение имеют контакты и взаимоотношения
между людьми, из которых складывается
общественная жизнь человека. Сказанное позволяет сделать практический вывод о
возможности и необходимости познания на предварительном следствии той или иной личности посредством, изучения ее контактов и взаимоотношений с другими людьми.
Каждая личность характеризуется совокупностью
индивидуальных
свойств и качеств, в которые должны быть
включены имеющие первостепенное значение те черты и качества, которые
характеризуют личность как члена общества,
гражданина, представителя определенного
класса, социальной группы и т. д. «...Сущность человека не есть абстракт, — писал К. Маркс, — присущий
отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
Это также важное положение. Оно не только указывает на то, что должно
изучаться следователем в личности обвиняемого, но и устанавливает иерархию значимости в
оценке личности обвиняемого отдельных качеств и
свойств.
Общественное самосознание, т. е. понимание общественной значимости своих поступков, — важнейший элемент личности. Иначе говоря, для оценки того
или иного человека (в том числе обвиняемого) наиболее существенно, какой вклад он вносит в общее дело. Таким образом, для выявления личности обвиняемого на предварительном следствии нужно определить, как
эта личность относится к окружающим людям, собственной персоне, семье, детям, к собственности,
труду, различным гражданским
обязанностям и т. п.
Личность преступника характеризуется
фактом совершения преступления, но не исчерпывается этим и не объясняет
всего его содержания. «Государство должно видеть и в
нарушителе, — пишет К. Маркс, — человека, живую частицу
государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать
родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд,
члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которого
существенно, и, наконец, самое главное —
гражданина государства». Из этого положения также следует
практический вывод для собирания и
оценки сведений о личности обвиняемого на предварительном следствии. Он
состоит в том, что для правильного
суждения о личности нужно располагать
всеми ее социально существенными свойствами (положительными и отрицательными).
Именно совокупность этих свойств дает правильное представление о том,
кто совершил преступление, и, кроме того,
помогает правильно понять само преступление.
«Особенности личности, обусловливающие
антиобщественное поведение, являются результатом определенных условий жизни,
воспитания, влияния, связей и т. п.; они приводят к совершению преступления
не автоматически и фатально, а под действием внешних условий и
обстоятельств, конкретной ситуации при участии сознания и воли лица,
сохраняющего возможность выбрать различные варианты поведения». Это положение для
следователя представляет ту значимость, которой объясняется связь между личностью обвиняемого и
внешними условиями или конкретной ситуацией.
Прежде чем приступить данной
работе, представляется необходимым рассмотреть термин «обвиняемый». Этот термин дается
УПК. Там сказано: «Обвиняемым признается лицо, в отношении которого в ,
установленном настоящим Кодексом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве
обвиняемого».
Обвиняемый, преданный суду, именуется
подсудимым, а подсудимый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор,
— осужденным. В этом отношении данный термин и будет упоминаться в
нашей работе. Но раскрытие темы было бы неполным, если бы здесь не
рассматривались вопросы изучения следователем личности
подозреваемого.
Если процессуальными терминами «обвиняемый» и
«подозреваемый»
обозначаются конкретные участники уголовно-процессуальной деятельности, то
термин «заподозренный» не имеет процессуального содержания. Он выработан
практикой и получил широкое распространение. Обычно заподозренным
следователь считает человека, в отношении которого у него есть определенные данные,
дающие основания подозревать его в совершении какого-либо преступления.
Естественно, такие лица могут быть объектом расследования, особенно в его начале,
когда преступление еще не раскрыто.
Здесь уместно привести высказывание А. М.
Ларина, который пишет: «Не следует смешивать подозреваемого заподозренным,
т. е. с лицом, которого в чем-то заподозрил потерпевший или следователь.
Подозревать в совершении определенного преступления следователь может иногда и
широкий круг лиц. Но подозреваемым в процессуальном смысле становится лишь тот,
кто задержан или подвергнут одной из мер пресечения до предъявления
обвинения.
По делу о разбойном нападении,
совершенном в районном центре, вначале были получены данные, что в,
преступлении участвовал неизвестный шофер такси. В городе в то время находились вне гаража
девять такси. Оказались необходимыми
допросы всех девяти шоферов, причем
каждый из них допрашивался и о работе других
шоферов, и о своей работе в эту смену. До допросов следователь мог считать
вероятным участником преступления
каждого из девяти. Однако ставить всех их
в процессуальное положение подозреваемых оснований не было. Все они были допрошены в качестве свидетелей. В дальнейшем же на основании проверки показаний этих свидетелей один из них был изобличен
и привлечен к ответственности в качестве обвиняемого. Материалы же допросов остальных восьми шоферов сохранили значение свидетельских показаний». Практика показывает, что следователю часто приходится
изучать как личность обвиняемого и
подозреваемого, так и заподозренного
и, несмотря на существенные процессуальные
различия между ними, в методике изучения личности этих фигур имеется много общего.
Бесспорно, следователя должны интересовать
такие свойства и качества личности обвиняемого, которые либо находятся
в соответствии с характером расследуемого преступного деяния, либо
противоречат ему. В первом случае получение таких данных о личности обвиняемого
подтверждает правильность принятого следователем решения о предъявлении данному лицу
обвинения, во втором случае — обвинение
ставится под сомнение, что,
естественно, требует от следователя поиска новых доказательств для того, чтобы убедиться в правильности обвинения либо (и такое бывает на практике)
ошибочности предъявленного
обвинения.
Определение критерия относимости
данных, характеризующих личность обвиняемого, еще не полностью разрешает проблему, стоящую здесь
перед следователем. Ему нужно еще знать,
какие конкретные цели разрешаются
посредством собирания данных о личности обвиняемого и в каком объеме эти сведения должны быть в законченном
следственном производстве.
Без четкого определения направления
изучения Личности обвиняемого даже самое добросовестное отношение к этой
работе превращается в собирание отдельных малосвязанных между
собой сведений, равно как и указания на направления без объяснения
того, какие сведения
составляют предмет изучения, слишком мало представляют ценного для практики.
Лишь в сочетании одного с другим можно
конкретизировать рекомендации по
собиранию сведений об обвиняемом, что гарантирует доброкачественное
проведение предварительного следствия.
Так, возраст обвиняемого важен для
уголовно-правового
направления исследования, поскольку лишь по достижении определенного возраста
может наступить уголовная ответственность
гражданина. Возраст имеет значение и для уголовно-процессуального
направления, ибо при решении такого,
например, вопроса, как избрание меры
пресечения, возраст обвиняемого может играть определенное значение. Существен возраст обвиняемого и для криминалистического направления, так как тактика производства отдельных следственных действий меняется
в зависимости от того, в каком возрасте обвиняемый.
Определение направлений изучения
личности обвиняемого на
предварительном следствии имеет, главным образом, методический смысл. Направления ориентируют следователя в его сложной работе по сбору сведений о личности обвиняемого. Направления в изучении личности помогают анализировать полученные сведения
и определять их полноту.
Поэтому кратко охарактеризуем каждое
направление (подробно об этом будет сказано в последующих разделах
настоящей работы). Уголовно-правовое направление изучения данных,
характеризующих личность обвиняемого, проводится для решения вопроса о
возможности привлечения лица к уголовной ответственности; для правильной
квалификации действий виновного; для правильного применения мер уголовного
наказания — 'индивидуализации.
Уголовно-процессуальное направление
изучения данных,
характеризующих личность обвиняемого, необходимо для осуществления обоснованного процессуального режима (проведение следственных действий, избрание
меры пресечения, допуск защитника к
участию в деле и т. п.).
Криминалистическое направление изучения данных, характеризующих личность обвиняемого, организуется с целью правильного выдвижения следственных
версий, установления всех эпизодов по
делу и всех соучастников обвиняемого, а также для обоснованного выбора
тактических приемов при производстве
отдельных следственных действий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|