Перевод
сбережений в инвестиции и межотраслевой перелив инвестиционных ресурсов по
банковской линии в России чрезвычайно малы. Использование фондового рынка пока
еще недостаточно. Из общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции
из-за рубежа составляют лишь 4,1%.
Словом,
практически на каждом участке финансирования существуют возможности для увеличения
объемов инвестиций. В области использования собственных средств широкие
возможности могут быть открыты за счет либерализации налогового и
амортизационного режима. А в сфере привлеченных средств значительный эффект
возможен благодаря изменению кредитной политики банков, использованию средств
населения на выгодных для него условиях. Помогут в этом плане и широкое
привлечение иностранных банков к кредитованию, и увеличение бюджетных средств в
инвестициях в основной капитал, особенно в развитие инфраструктуры. Но главный
вывод из всего вышесказанного состоит в том, что такой важный источник
финансирования экономического развития, каким является иностранный капитал,
остается в России практически невостребованным.
В последние годы
в мировой экономике практически произошла революция, связанная с потоками
трансграничных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За четверть века объем ПИИ
вырос более чем в 90 раз: с 14 млрд долларов в год в середине 70-х годов до
1271 млрд - в 2000 г. , тогда как за последние 50 лет мировое промышленное
производство увеличилось только в шесть раз, а объем международной торговли - в
25 раз. Если в 1980 г. сумма накопленных ПИИ составила в среднем по миру 6%
ВВП, в том числе по группе развитых стран - 4,8%, а по группе развивающихся государств
- 10,2%, то в 2000 г. этот показатель достиг 20%, 17,1 и 30,9% соответственно[37].
Страны буквально
вступают в острую конкурентную борьбу за привлечение иностранных инвестиций,
рассматривая их как дополнительное средство для ускорения экономического
развития, привлечения современных технологий и обеспечения более эффективных
способов управления. Это обусловливает проведение ими широкой и всесторонней
либерализации инвестиционной политики, направленной не только на существенную
модернизацию, но и на унификацию инвестиционного режима, на расширение круга
предоставляемых иностранным инвесторам гарантий, облегчение их доступа на
национальные рынки, действенную защиту от произвола чиновников, обеспечение
стабильности условий инвестирования. Только за 1991-2001 гг. число стран,
вносивших изменения в свои инвестиционные режимы, возросло до 71, то есть в два
раза, а количество внесенных ими поправок - до 208. Характерно, что 93% всех
изменений было направлено на либерализацию или содействие привлечению ПИИ.
Однако Россия с
ее неустойчивым инвестиционным климатом остается за бортом проходящих в мире
изменений. В результате в 2000 г. на ее долю пришлось 0,2% мирового объема ПИИ,
тогда как, к примеру, Бразилия получила 2,2%, Мексика - 1,7%, Китай - 2,7%, а
вместе с Гонконгом - почти 7%. Иными словами, от китайских показателей Россия
отстает почти в 40 раз. Доля накопленных Россией ПИИ составила лишь 0,3% от
общемировых объемов, а доля Китая (с Гонконгом) - 12%.
В 2002 г., по
данным Госкомстата, в Россию поступили иностранные инвестиции на сумму 19,8
млрд долларов, но доля ПИИ составила в них лишь 20% (4,0 млрд)[38].
Портфельные
инвестиции в общем объеме иностранных инвестиций, поступающих в Россию, пока
еще не играют заметной роли (2,4% в 2002 г.). На практике это означает, что
наша страна вновь упустила возможность привлечения капиталов через российский
фондовый рынок, а значит, и средств на развитие экономики без подчинения
зарубежному капиталу.
Основной объем
иностранных инвестиций (77%) приходится на "прочие" источники
финансирования, состоящие в основном из торговых кредитов, кредитов, полученных
от международных организаций, и других видов ссуд, которые по методике
Госкомстата относятся к инвестиционным капиталам, но зачастую не имеют никакого
отношения к процессу инвестирования.
ПИИ направляются
в основном в торговлю и общественное питание (почти 25% в 2002 г.), в
нефтедобывающую промышленность (17%), пищевую промышленность (11%), в общую
коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (7,5%).
Правительственные
планы экономического развития ставят вопросы о привлечении ПИИ недостаточно решительно.
Так, проект Программы социально-экономического развития России на среднесрочную
перспективу прогнозирует рост ПИИ с 4 млрд долларов в 2002 г. до 8-8,8 млрд в
2006 г.[39]
По моему же мнению, российская экономика имеет все возможности привлечь в самое
ближайшее время не менее 10 млрд долларов в год, а после проведения мер по
либерализации инвестиционного климата - и неизмеримо большие по объему
инвестиции из-за рубежа. Радикальное улучшение инвестиционного климата в стране
создаст условия и для интенсификации отечественного инвестирования, в том числе
и за счет возврата "беглых" капиталов.
Впрочем, такую
точку зрения разделяют далеко не все. Весьма противоречивым оказалось отношение
к привлечению иностранного капитала в российский ТЭК авторов Энергетической
стратегии России на период до 2020 г. Несмотря на отдельные реверансы в сторону
сотрудничества с иностранным капиталом они, анализируя источники уже упомянутых
660-810 млрд долларов инвестиций, необходимых для реализации стратегии, в
соответствующем разделе этого документа буквально через строчку оговаривают,
что основой инвестиций станут капвложения самих компаний, тарифные источники,
средства бюджета всех уровней и средства инвесторов без упоминания их
национальной принадлежности.
Подобный подход лишает Россию
возможностей заполнить брешь в получении столь необходимых средств для
осуществления экономических реформ. И делает неотложной проблему либерализации
инвестиционного режима и унификации его с международными стандартами с тем,
чтобы максимально привлечь зарубежные инвестиции на приемлемых для иностранцев
и России условиях. Прежде всего, здесь важно законодательство, регулирующее
деятельность иностранных инвесторов.
Топливно-энергетический
комплекс России (ТЭК) является основной составляющей экономики страны. Он обеспечивает
жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов,
формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных
поступлений из-за рубежа. Несмотря на наличие ряда проблем, ТЭК России
продолжает оставаться одним из наиболее устойчиво работающих секторов экономики
страны.
Одновременно, природно-ресурсный
потенциал имеет огромное значение для экономического развития страны и
внешнеэкономической деятельности ТЭК. Сегодня Россия занимает одно из первых
мест в мире по разведанным запасам нефти. Запасы нефти учтены в недрах 40
субъектов Российской Федерации, из которых в 35 осуществляется добыча нефти.
В стратегии
развития нефтегазового комплекса на период до 2015 г. прогнозирует рост добычи
нефти к 2015 г. до 530 млн тонн, газа - до 740 млрд куб. м. Переработка нефти к
2015 г. ожидается в объеме 210 млн тонн, экспорт - порядка 310 млн тонн.
Реализация программы развития нефтегазового комплекса потребует капвложений в
нефтегазовый комплекс за ближайшие 10 лет в объеме $270 млрд.
Добыча нефти с
газовым конденсатом в РФ за 2004 г. увеличилась на 8,9% по сравнению с 2003 г.
- до 458 млн 808,4 тыс. тонн. Экспорт нефти в России в 2005 г. составил около 285,5
млн тонн. Экспорт российской нефти в 2004 г. вырос на 17,3% по сравнению с 2003
г. - до 182 млн 164,4 тыс. тонн. В целом за 2004 г. добыча природного газа в РФ
составила 591 млрд куб. м, что на 1,6% больше, чем в 2003 г. Основной объем
добычи газа в России приходится на ОАО "Газпром", которое в 2004 г.
добыло 545,1 млрд куб. м..[40]
Естественно, в
перспективе предполагается наращивать экспорт нефти и в страны СНГ, и в
государства Европейского Союза, и в США, что отражено в энергетической
стратегии Российской Федерации.
Глобализация
энергетики, расширение международной деятельности, появление новых игроков на
мировых энергетических рынках диктуют новые подходы к реализации долгосрочных
целей, отвечающих интересам национальной безопасности, и задач
внешнеэкономической деятельности в энергетической сфере. Главными из них
являются:
·
Содействие интеграции российского ТЭК в мировое энергетическое
пространство, восстановление и укрепление экономических позиций России в ряде
регионов, создание инструментов эффективного сотрудничества в рамках СНГ и
мирового сообщества в целом;
·
Создание условий для максимально эффективной реализации экспортных
возможностей отечественного ТЭК;
·
Привлечение зарубежных инвестиций для развития отраслей
российского ТЭК;
·
Вывод на новые международные и региональные рынки, поощрение
инвестиционной деятельности за рубежом отечественных компаний и предприятий
ТЭК.
В то же время, немалое влияние на экспортный потенциал
российского ТЭК оказывает внутренняя энергоэффективность. По
энергорасточительности Россия сегодня занимает 10-е место в мире. Без
осуществления политики повышения эффективности использования энергии выправить
эту ситуацию невозможно. Между тем, сегодня в России на федеральном уровне нет:
- Политики повышения энергоэффективности;
- Программы повышения энергоэффективности;
- Органов власти, отвечающих за реализацию политики повышения
энергоэффективности. Даже те слабые структуры, которые мы имели ранее, пали
жертвой административной реформы;
- Практики выделения средств из федерального бюджета на повышение
энергоэффективности, хотя бы на объектах федеральной собственности, на
финансирование энергоснабжения которых уходит не менее 4 млрд. долл. в год.
Важной сферой
развития ВЭС ТЭК России является проблема привлечения иностранных инвестиций. Для
проведения в жизнь всех мероприятий развития отрасли недостаточно лишь
собственных средств предприятий ТЭК и государственного финансирования. Огромное
значение имеет привлечение иностранных инвестиций в топливно-энергетический
комплекс Российской Федерации и улучшение инвестиционного климата.
В целом,
перспективы внешнеэкономических связей ТЭК РФ будут зависеть от рациональности
и эффективности государственной политики в данной сфере, повышения уровня
воспроизводства ресурсной базы, улучшения показателей внутренней
энергоэффективности, привлечения инвестиций в отрасль и общей стабильности
мировых энергетических рынков.
Нормативные
акты
1. Федеральный закон «О внесении
дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания
Стабилизационного фонда Российской Федерации» от 28 ноября 2003 г. //Российская
газета, 27 декабря 2003 г.; Новые законы и нормативные акты, Приложение к Российской
газете № 4. 2004.
2.
Федеральный закон от 30.12.95 № 224-ФЗ «О ставках
отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы».
3.
Федеральный
закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (с изм. и доп.
от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г.).
Литература
4. Астанович А.
Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции, М., 1996.
5. Башмаков И., Энергетическая
эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005
6. Банк России может получить в
управление от Минфина стабилизационный фонд, РосБизнесКонсалтинг, 08.04.2004. #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Портер М.
Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 51.
[2] Портер М. Международная
конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 58.
[3] Портер М. Международная
конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 149.
[4] Портер М .
Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 146.
[5] См. Садовник П. В., О мерах по
воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] См. Садовник П. В., О мерах по
воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] См. Садовник П. В., О мерах по
воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] См. Садовник П. В., О мерах по
воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Данные Госкомстата РФ // www.gks.ru
[10] Нефть России, № 3 2004 г.
[11] Экономическая география промышленности Российской
Федерации, М., 2005, с. 103
[12] Из данный энергетической
стратегии России на период до 2020 года. М., 2003
[13]
Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 3.
[14] Там же
[15] Данилина М.В. Функционирование государственного
нефтяного стабилизационного фонда (опыт Норвегии) //Проблемы
прогнозирования. 2004. № 4.
[16] Федеральный закон «О внесении дополнений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской
Федерации» от 28 ноября 2003 г. //Российская газета, 27 декабря 2003 г.; Новые
законы и нормативные акты, Приложение к Российской газете № 4. 2004.
[17] «Русский курьер»: Банк России может получить в
управление от Минфина стабилизационный фонд, РосБизнесКонсалтинг, 08.04.2004. #"#_ftnref18"
name="_ftn18" title="">[18] Energy Prices &
Taxes // International Energy Agency (IEA) quarterly statistics, 2001. - IEA
Publications, France.
6.
Социально-экономическое положение России за январь 1993 — январь 2004. М.:
Госкомстат России
[19] Корзина формируется на
основе цен нефтей главных месторождений шести стран ОПЕК (Алжир, Венесуэла,
Индонезия, Нигерия, ОАЕ, Саудовская Аравия) и Мексики.
[20] Госкомстат РФ // www.gks.ru
[21] Там же
[22]Составлено по данным российского
Информационного Агентства Топливно-Энергетического Комплекса // www.riatec.ru
[23] Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и
перспективы экспорта Российского газа, М., 2005, с. 3
[24] Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и
перспективы экспорта Российского газа, М., 2005, с. 5
[25] Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и
перспективы экспорта Российского газа, М., 2005, с. 5
[26] Министерство промышленности и
энергетики//www.minprom.gov.ru
[27] Министерство промышленности и
энергетики//www.minprom.gov.ru
[28] мировая экономика и международные экономические
отношения, М., 2006, с. 167
[29] Салыгин В., Воронцов Б.
Международное энергетическое сотрудничество в АТР // Мировая энергетическая
политика. — 2003. — № 3.
[30] Госкомстат РФ // www.gks.ru
[31]Российский статистический ежегодник 2002. - М.:
Госкомстат России, 2002. - С. 304.
[32] Основные показатели инвестиционной и строительной
деятельности в РФ в 2002 г. - М.: Госкомстат России. - 2003. - № 1. - С. 5.
[33] UNCTAD Handbook of statistics 2002. UNCTAD. - N.Y., 2002. - Р. 330.
[34] Инвестиции в России. - М.: Госкомстат России, 2001. -
С. 188.
[35] Экономика России: XXI век. - 2002. - Май. - С. 10.
[36] Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и
факторы роста // Вопросы экономики. - 2002. - № 5. - С. 11
[37] World investment Report 2002. UNCTAD. - N.Y., 2002. - Р. 328.
[38] Социально-экономическое положение России: 2002 год. -
М.: Госкомстат России. - 2003. - № 12. - С. 145.
[39] Основные параметры прогноза социально-экономического
развития РФ на 2004 г. и на период до 2006 г. - М., 2003. - Май.
[40] Нефть и капитал // www.oilcapital.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|