Меню
Поиск



рефераты скачать Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России

Перевод сбережений в инвестиции и межотраслевой перелив инвестиционных ресурсов по банковской линии в России чрезвычайно малы. Использование фондового рынка пока еще недостаточно. Из общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа составляют лишь 4,1%.

Словом, практически на каждом участке финансирования существуют возможности для увеличения объемов инвестиций. В области использования собственных средств широкие возможности могут быть открыты за счет либерализации налогового и амортизационного режима. А в сфере привлеченных средств значительный эффект возможен благодаря изменению кредитной политики банков, использованию средств населения на выгодных для него условиях. Помогут в этом плане и широкое привлечение иностранных банков к кредитованию, и увеличение бюджетных средств в инвестициях в основной капитал, особенно в развитие инфраструктуры. Но главный вывод из всего вышесказанного состоит в том, что такой важный источник финансирования экономического развития, каким является иностранный капитал, остается в России практически невостребованным.

В последние годы в мировой экономике практически произошла революция, связанная с потоками трансграничных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За четверть века объем ПИИ вырос более чем в 90 раз: с 14 млрд долларов в год в середине 70-х годов до 1271 млрд - в 2000 г. , тогда как за последние 50 лет мировое промышленное производство увеличилось только в шесть раз, а объем международной торговли - в 25 раз. Если в 1980 г. сумма накопленных ПИИ составила в среднем по миру 6% ВВП, в том числе по группе развитых стран - 4,8%, а по группе развивающихся государств - 10,2%, то в 2000 г. этот показатель достиг 20%, 17,1 и 30,9% соответственно[37].

Страны буквально вступают в острую конкурентную борьбу за привлечение иностранных инвестиций, рассматривая их как дополнительное средство для ускорения экономического развития, привлечения современных технологий и обеспечения более эффективных способов управления. Это обусловливает проведение ими широкой и всесторонней либерализации инвестиционной политики, направленной не только на существенную модернизацию, но и на унификацию инвестиционного режима, на расширение круга предоставляемых иностранным инвесторам гарантий, облегчение их доступа на национальные рынки, действенную защиту от произвола чиновников, обеспечение стабильности условий инвестирования. Только за 1991-2001 гг. число стран, вносивших изменения в свои инвестиционные режимы, возросло до 71, то есть в два раза, а количество внесенных ими поправок - до 208. Характерно, что 93% всех изменений было направлено на либерализацию или содействие привлечению ПИИ.

Однако Россия с ее неустойчивым инвестиционным климатом остается за бортом проходящих в мире изменений. В результате в 2000 г. на ее долю пришлось 0,2% мирового объема ПИИ, тогда как, к примеру, Бразилия получила 2,2%, Мексика - 1,7%, Китай - 2,7%, а вместе с Гонконгом - почти 7%. Иными словами, от китайских показателей Россия отстает почти в 40 раз. Доля накопленных Россией ПИИ составила лишь 0,3% от общемировых объемов, а доля Китая (с Гонконгом) - 12%.

В 2002 г., по данным Госкомстата, в Россию поступили иностранные инвестиции на сумму 19,8 млрд долларов, но доля ПИИ составила в них лишь 20% (4,0 млрд)[38].

Портфельные инвестиции в общем объеме иностранных инвестиций, поступающих в Россию, пока еще не играют заметной роли (2,4% в 2002 г.). На практике это означает, что наша страна вновь упустила возможность привлечения капиталов через российский фондовый рынок, а значит, и средств на развитие экономики без подчинения зарубежному капиталу.

Основной объем иностранных инвестиций (77%) приходится на "прочие" источники финансирования, состоящие в основном из торговых кредитов, кредитов, полученных от международных организаций, и других видов ссуд, которые по методике Госкомстата относятся к инвестиционным капиталам, но зачастую не имеют никакого отношения к процессу инвестирования.

ПИИ направляются в основном в торговлю и общественное питание (почти 25% в 2002 г.), в нефтедобывающую промышленность (17%), пищевую промышленность (11%), в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (7,5%).

Правительственные планы экономического развития ставят вопросы о привлечении ПИИ недостаточно решительно. Так, проект Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу прогнозирует рост ПИИ с 4 млрд долларов в 2002 г. до 8-8,8 млрд в 2006 г.[39] По моему же мнению, российская экономика имеет все возможности привлечь в самое ближайшее время не менее 10 млрд долларов в год, а после проведения мер по либерализации инвестиционного климата - и неизмеримо большие по объему инвестиции из-за рубежа. Радикальное улучшение инвестиционного климата в стране создаст условия и для интенсификации отечественного инвестирования, в том числе и за счет возврата "беглых" капиталов.

Впрочем, такую точку зрения разделяют далеко не все. Весьма противоречивым оказалось отношение к привлечению иностранного капитала в российский ТЭК авторов Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Несмотря на отдельные реверансы в сторону сотрудничества с иностранным капиталом они, анализируя источники уже упомянутых 660-810 млрд долларов инвестиций, необходимых для реализации стратегии, в соответствующем разделе этого документа буквально через строчку оговаривают, что основой инвестиций станут капвложения самих компаний, тарифные источники, средства бюджета всех уровней и средства инвесторов без упоминания их национальной принадлежности.

Подобный подход лишает Россию возможностей заполнить брешь в получении столь необходимых средств для осуществления экономических реформ. И делает неотложной проблему либерализации инвестиционного режима и унификации его с международными стандартами с тем, чтобы максимально привлечь зарубежные инвестиции на приемлемых для иностранцев и России условиях. Прежде всего, здесь важно законодательство, регулирующее деятельность иностранных инвесторов.


Заключение


Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) является основной составляющей экономики страны. Он обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа. Несмотря на наличие ряда проблем, ТЭК России продолжает оставаться одним из наиболее устойчиво работающих секторов экономики страны.

Одновременно, природно-ресурсный потенциал имеет огромное значение для экономического развития страны и внешнеэкономической деятельности ТЭК. Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам нефти. Запасы нефти учтены в недрах 40 субъектов Российской Федерации, из которых в 35 осуществляется добыча нефти.

В стратегии развития нефтегазового комплекса на период до 2015 г. прогнозирует рост добычи нефти к 2015 г. до 530 млн тонн, газа - до 740 млрд куб. м. Переработка нефти к 2015 г. ожидается в объеме 210 млн тонн, экспорт - порядка 310 млн тонн. Реализация программы развития нефтегазового комплекса потребует капвложений в нефтегазовый комплекс за ближайшие 10 лет в объеме $270 млрд.

Добыча нефти с газовым конденсатом в РФ за 2004 г. увеличилась на 8,9% по сравнению с 2003 г. - до 458 млн 808,4 тыс. тонн. Экспорт нефти в России в 2005 г. составил около 285,5 млн тонн. Экспорт российской нефти в 2004 г. вырос на 17,3% по сравнению с 2003 г. - до 182 млн 164,4 тыс. тонн. В целом за 2004 г. добыча природного газа в РФ составила 591 млрд куб. м, что на 1,6% больше, чем в 2003 г. Основной объем добычи газа в России приходится на ОАО "Газпром", которое в 2004 г. добыло 545,1 млрд куб. м..[40]

Естественно, в перспективе предполагается наращивать экспорт нефти и в страны СНГ, и в государства Европейского Союза, и в США, что отражено в энергетической стратегии Российской Федерации.

Глобализация энергетики, расширение международной деятельности, появление новых игроков на мировых энергетических рынках диктуют новые подходы к реализации долгосрочных целей, отвечающих интересам национальной безопасности, и задач внешнеэкономической деятельности в энергетической сфере. Главными из них являются:

·                    Содействие интеграции российского ТЭК в мировое энергетическое пространство, восстановление и укрепление экономических позиций России в ряде регионов, создание инструментов эффективного сотрудничества в рамках СНГ и мирового сообщества в целом;

·                    Создание условий для максимально эффективной реализации экспортных возможностей отечественного ТЭК;

·                    Привлечение зарубежных инвестиций для развития отраслей российского ТЭК;

·                    Вывод на новые международные и региональные рынки, поощрение инвестиционной деятельности за рубежом отечественных компаний и предприятий ТЭК.

В то же время, немалое влияние на экспортный потенциал российского ТЭК оказывает внутренняя энергоэффективность. По энергорасточительности Россия сегодня занимает 10-е место в мире. Без осуществления политики повышения эффективности использования энергии выправить эту ситуацию невозможно. Между тем, сегодня в России на федеральном уровне нет:

- Политики повышения энергоэффективности;

- Программы повышения энергоэффективности;

- Органов власти, отвечающих за реализацию политики повышения энергоэффективности. Даже те слабые структуры, которые мы имели ранее, пали жертвой административной реформы;

- Практики выделения средств из федерального бюджета на повышение энергоэффективности, хотя бы на объектах федеральной собственности, на финансирование энергоснабжения которых уходит не менее 4 млрд. долл. в год.

Важной сферой развития ВЭС ТЭК России является проблема привлечения иностранных инвестиций. Для проведения в жизнь всех мероприятий развития отрасли недостаточно лишь собственных средств предприятий ТЭК и государственного финансирования. Огромное значение имеет привлечение иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации и улучшение инвестиционного климата.

В целом, перспективы внешнеэкономических связей ТЭК РФ будут зависеть от рациональности и эффективности государственной политики в данной сфере, повышения уровня воспроизводства ресурсной базы, улучшения показателей внутренней энергоэффективности, привлечения инвестиций в отрасль и общей стабильности мировых энергетических рынков.

Библиография:


Нормативные акты


1.     Федеральный закон «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации» от 28 ноября 2003 г. //Российская газета, 27 декабря 2003 г.; Новые законы и нормативные акты, Приложение к Российской газете № 4. 2004.

2.     Федеральный закон от 30.12.95 № 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы».

3.     Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (с изм. и доп. от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г.).


Литература

4.     Астанович А.   Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции, М., 1996.

5.     Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005

6.     Банк России может получить в управление от Минфина стабилизационный фонд, РосБизнесКонсалтинг, 08.04.2004. #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Портер  М.  Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 51.

[2] Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 58.

[3] Портер   М.  Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 149.

[4] Портер М .   Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 146.

[5] См. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] См. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] См. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] См. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Данные Госкомстата РФ // www.gks.ru

[10] Нефть России, № 3 2004 г.

[11] Экономическая география промышленности Российской Федерации, М., 2005, с. 103

[12] Из данный энергетической стратегии России на период до 2020 года. М., 2003


[13] Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 3.

[14] Там же

[15] Данилина  М.В.   Функционирование  государственного  нефтяного  стабилизационного  фонда  (опыт Норвегии) //Проблемы прогнозирования. 2004. № 4.

[16] Федеральный закон «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации» от 28 ноября 2003 г. //Российская газета, 27 декабря 2003 г.; Новые законы и нормативные акты, Приложение к Российской газете № 4. 2004.

[17] «Русский курьер»: Банк России может получить в управление от Минфина стабилизационный фонд, РосБизнесКонсалтинг, 08.04.2004. #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Energy Prices & Taxes // International Energy Agency (IEA) quarterly statistics, 2001. - IEA Publications, France.

6.   Социально-экономическое положение России за январь 1993 — январь 2004. М.: Госкомстат России

[19] Корзина формируется на основе цен нефтей главных месторождений шести стран ОПЕК (Алжир, Венесуэла, Индонезия, Нигерия, ОАЕ, Саудовская Аравия) и Мексики.

[20] Госкомстат РФ // www.gks.ru

[21] Там же

[22]Составлено по данным российского Информационного Агентства Топливно-Энергетического Комплекса // www.riatec.ru

[23] Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005, с. 3

[24] Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005, с. 5

[25] Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005, с. 5

[26] Министерство промышленности и энергетики//www.minprom.gov.ru

[27] Министерство промышленности и энергетики//www.minprom.gov.ru

[28] мировая экономика и международные экономические отношения, М., 2006, с. 167

[29] Салыгин В., Воронцов Б. Международное энергетическое сотруд­ничество в АТР // Мировая энергетическая политика. — 2003. — № 3.


[30] Госкомстат РФ // www.gks.ru

[31]Российский статистический ежегодник 2002. - М.: Госкомстат России, 2002. - С. 304.

[32] Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в РФ в 2002 г. - М.: Госкомстат России. - 2003. - № 1. - С. 5.

[33] UNCTAD Handbook of statistics 2002. UNCTAD. - N.Y., 2002. - Р. 330.

[34] Инвестиции в России. - М.: Госкомстат России, 2001. - С. 188.

[35] Экономика России: XXI век. - 2002. - Май. - С. 10.

[36] Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики. - 2002. - № 5. - С. 11

[37] World investment Report 2002. UNCTAD. - N.Y., 2002. - Р. 328.

[38] Социально-экономическое положение России: 2002 год. - М.: Госкомстат России. - 2003. - № 12. - С. 145.

[39] Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2004 г. и на период до 2006 г. - М., 2003. - Май.

[40] Нефть и капитал // www.oilcapital.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.