Усиление
конкуренции и ожидаемое появление новых поставщиков топливно-энергетических
ресурсов на рынках Европы (в том числе из Каспийского региона) выдвигает на
передний план задачу повышения конкурентоспособности российского экспорта и
поиска новых интенсивных путей сохранения своего присутствия на традиционных
энергетических рынках. Речь, в частности, идет о диверсификации и качественной
реструктуризации экспорта энергоносителей, увеличении доли конечных
энергоресурсов в общем объеме экспорта, оптимизации условий их реализации на
внешних рынках, в том числе путем получения доступа к потребителям.
Среди
приоритетных проектов на европейском направлении сотрудничества, реализации
которых Минэнерго России уделяет особое внимание, — строительство
газопроводов «Ямал— Европа», Северо-Европейского, «Голубой поток»;
нефтепроводов «Каспийского трубопроводного консорциума», «Балтийской
трубопроводной системы», освоение нефтегазовых ресурсов месторождений
российского Севера на условиях раздела продукции, развитие сотрудничества в
области электроэнергетики.
Несмотря
на то, что в близкой перспективе Европа останется основным рынком для
российских топливно-энергетических ресурсов, в XXI веке все больший удельный
вес в географической структуре экспорта энергоресурсов будут занимать южное и
восточное направления. Поэтому уже сейчас министерство промышленности и
энергетики активно формирует «восточную стратегию», направленную на занятие
Россией более значимого места на топливно-энергетическом рынке стран
Азиатско-Тихоокеанского региона. Основные элементы этой стратегии —
совместное с иностранными компаниями освоение месторождений нефти и газа на
шельфе острова Сахалин; освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и
Дальнего Востока России с развитием экспорта нефти и газа, а в дальнейшем и
нефтепродуктов в Китай, Японию, Республику Корея; создание энергетической
инфраструктуры между Россией и Китаем; участие российских компаний в
топливно-энергетических комплексах стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индия).
Реализация
внешнеэкономической деятельности в отраслях ТЭК требует государственного
подхода, учитывающего экономические и политические интересы России и повышающие
ее конкурентные преимущества на мировом рынке. В первую очередь это касается
таких вопросов, как заключение долгосрочных контрактов на поставки
энергоресурсов на внешний рынок, погашение и реструктуризация задолженности за
поставленные российские энергоресурсы, создание различных межгосударственных
хозяйствующих структур, участие российских компаний в крупных зарубежных
проектах, привлечение инвестиций международных финансовых организаций для
реализации энергетических проектов в России.
Государственная
поддержка участия российских компаний в международных энергетических проектах
за рубежом (или в экспортно-ориентированных проектах на территории России)
является одним из важных направлений в обеспечении энергетической безопасности
России. В этом контексте Минпромэнерго России рассматривает в качестве
приоритетных проекты, реализуемые на энергетическом рынке Ирана, в Каспийском и
Средиземноморском регионах (в т.ч. «Голубой поток», проекты в ТЭК Югославии,
интеграцию нефтепроводов Дружба — Адрия и другие) и на рынках стран
Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе строительство
нефтеперерабатывающего завода во Вьетнаме). В плане оказания государственной
поддержки Минпромэнерго России совместно с другими министерствами и ведомствами
участвует в формировании благоприятной налоговой и инвестиционной среды для
таких проектов, включая применение налоговых льгот.[26]
В
настоящее время возрастает необходимость усиления координирующей роли государства
при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере энергетики, и в том
числе для предотвращения необоснованной конкуренции российских компаний на
внешних рынках. Государство «подключается» к решению соответствующих вопросов
уже на стадии проработки проектов и программ внешнеэкономической деятельности
за рубежом. Это осуществляется путем организации экспертизы проектов и
коммерческих предложений, а также проведением предквалификационного отбора и
внутренних тендеров между российскими компаниями по поставкам оборудования и
участию в проектах. Указанные действия позволяют определить компании на роль
координаторов по приоритетным зарубежным проектам, а также по поставкам нефти
на экспортных направлениях.
Одним
из важных факторов, определяющих успех структурной перестройки ТЭК, является
инвестиционная направленность сотрудничества в области энергетики. Минпромэнерго
России участвует в процессе подготовки нормативно-правовых актов, направленных
на расширение и улучшение условий инвестиционной деятельности в России. Кроме
того, осуществляется координация и контроль над выполнением подписанных
кредитных соглашений. При этом Минпромэнерго участвует в подготовке новых
кредитных соглашений по перспективным проектам, сотрудничает с международными
кредитными организациями в разработке схем финансирования и возврата средств
при реализации инвестиционных программ в топливно-энергетическом комплексе
России.
Серьезным
фактором, определяющим функционирование российского ТЭК, является активное
участие России в глобальном энергетическом процессе и ее адекватное воздействие
на принятие международных решений в этой сфере. Прежде всего это касается таких
вопросов, как инвестиции, экспорт и транзит энергоносителей, глобальные
экологические проблемы, доступ к новым технологиям. Для современной ситуации
характерна нестабильная конъюнктура мировых энергетических рынков, и особенно
рынка нефти. В этих условиях Россия имеет потенциальную возможность стать
объединительным элементом, посредником в процессе выработки взаимоприемлемых
для производителей и потребителей решений по стабилизации рынка нефти, а также
и в формировании универсальной системы регулирования конъюнктуры мирового рынка
энергоносителей. Этому способствует участие России, с одной стороны, в
конференциях ОПЕК — как независимого экспортера нефти и нефтепродуктов, а
с другой — в различных форумах и мероприятиях стран, являющихся основными
потребителями энергоресурсов.
Одним
из эффективных направлений внешнеэкономической деятельности министерства
является развитие сотрудничества с ОПЕК, которое способствует выработке
согласованных действий и решений по стабилизации мирового рынка нефти с учетом
экономических интересов и возможностей России. Взаимодействие с ОПЕК включает
участие России в качестве наблюдателя в конференциях этой организации на
регулярной основе, проведение многосторонних и двусторонних консультаций.
Участие в мероприятиях, проводимых ОПЕК, позволяет России более целенаправленно
осуществлять мониторинг ситуации на мировом нефтяном рынке.
Министерство
промышленности и энергетики РФ развивает сотрудничество с международными
экономическими и энергетическими организациями — такими, как Международное
энергетическое агентство, Мировой энергетический совет, ЕСК ООН, Форум АТЭС,
организация Черноморского экономического сотрудничества, и рядом других
региональных организаций. Это способствует взаимной координации энергетической
политики России и других стран — крупных производителей и экспортеров
энергоресурсов, выработке сбалансированной стратегии поведения на внешних
рынках энергоресурсов, отстаиванию российских государственных интересов в области
энергетики.[27]
Внешний спрос на
топливно-энергетические ресурсы определяется прежде всего темпами развития
мировой экономики. По имеющимся оценкам, темпы роста мировой экономики по
регионам мира на ближайшие 10 лет составят от 2,5 до 4 процентов. При этом
среднегодовой спрос на углеводородное сырье в мире будет также расти умеренными
темпами – 2 - 4 процента в год, в Европе – 1,5 - 2,5 процента.[28]
В зависимости от
темпов и направлений развития мировой экономики, конъюнктуры цен на нефть и газ,
перспектив реализации ряда международных проектов (на шельфе Каспийского и
Северного морей, в Мексиканском заливе и других) и условий вовлечения в
международный оборот запасов нефти Ближнего Востока и Северной Африки экспорт
российской нефти может составить от 150 до 310 млн. т в год.
Ожидается, что
экспорт российских нефтепродуктов в рассматриваемой перспективе будет
снижаться. Это связано как с низким качеством одних нефтепродуктов (прежде
всего автомобильного бензина и дизельного топлива) и высокой стоимостью их
доставки на внешние рынки, так и со снижением экспортных ресурсов других (в
первую очередь прямогонного бензина) в результате опережающего спроса на них на
внутреннем рынке. К 2020 году экспорт нефтепродуктов может составить от 30 до
50 млн. т против 75 млн. т в 2002 году.
В то же время,
если будет грамотно осуществляться политика разведки и увеличения добычи нефти,
а так же сохраняться высокие цены на нефть на мировом рынке, данное направление
внешнеэкономических связей ТЭК РФ останется важнейшим и наиболее значимым.
Россия уже
сегодня является крупнейшим в мире экспортером газа. В настоящее время его
основной рынок сбыта - Западная Европа. Вторым важным рынком сбыта для России
стала Центральная Европа, где российский газ занимает доминирующее положение.
Природный газ экспортируется в европейские страны преимущественно в рамках
долгосрочных контрактов (сроком до 25 лет) на условиях "бери или
плати".
В то же время
растущий спрос и ёмкость рынка газа в странах тихоокеанского региона делают
актуальным более активное освоение газовой отраслью указанного рынка.
К 2020 году
ожидается увеличение экспорта российского газа до 275 - 280 млрд. куб. м против
185 млрд. куб. м в 2002 году.
Фактический объём
экспорта в дальнее зарубежье в перспективе будет зависеть от размера текущего
спроса на газ, уровня цен и степени рисков, которые будут нести производители.
Энергетические
рынки Содружества Независимых Государств и стран Европы в перспективе останутся
основными рынками сбыта продукции российского ТЭК. Экономический рост в странах
Европейского союза и Содружества Независимых Государств должен сыграть
положительную роль в увеличении российского экспорта на эти рынки.
Ожидается, что
спрос на российские энергоресурсы, прежде всего на нефть и газ, в странах
Содружества Независимых Государств также будет расти, что связано, в частности
с необходимостью загрузки приобретенных российскими компаниями
нефтеперерабатывающих заводов в этих странах.
Рынок стран
Западной и Центральной Европы останется для России одним из крупнейших в
предстоящие 20 - 25 лет. Необходимо продолжить конструктивный диалог как с
Европейским союзом, так и с другими странами Европы, направленный на расширение
рынка сбыта российских энергоресурсов. Сотрудничество может включать в себя
реализацию совместных энергетических проектов, обмен опытом в области внедрения
передовых научно-технических разработок, совместные усилия в области
энергосбережения. При условии взаимодействия реформируемого внутреннего рынка
газа с проводимой либерализацией газового рынка Европы и с учётом перспектив
формирования единого энергетического пространства российский экспорт нефти и
газа в эту группу стран сможет составить в 2020 году соответственно 150 - 160
млн. т и 160 - 165 млрд. куб. м.
В условиях
интеграционных процессов в Европе, либерализации электроэнергетического сектора
и расширения зоны параллельной работы энергосистем государств Европейского
союза предусматривается организация параллельной работы единой энергетической
системы России с энергосистемами европейских стран. Это должно обеспечить
равноправный доступ России на электроэнергетические рынки Европы, развитие
торговых отношений, реализацию масштабных системных эффектов, качественно новый
уровень сотрудничества и кооперации в электроэнергетике. При этом ожидается
рост спроса на российскую электроэнергию в Европе до 20 - 35 млрд. кВт•ч к 2010
году и до 30 - 75 млрд. кВт•ч к 2020 году.
Преодоление
рецессии в экономике США и прогнозы её долгосрочного роста позволяют рассчитывать
на расширение потребности в энергетических ресурсах. США могут стать
долгосрочным рынком сбыта продукции российской нефтяной отрасли, а американский
капитал - источником инвестиций в развитие отрасли и экспортных направлений
транспортировки российской нефти. Кроме того, США в настоящее время являются
перспективным рынком сбыта энергетической продукции российской атомной
промышленности, а в будущем – и сжиженного природного газа.
Основными
партнерами в экономическом сотрудничестве с Азиатско-Тихоокеанским регионом и
Южной Азией останутся Китай, Корея, Япония, Индия - перспективные рынки сбыта
газа, нефти, электроэнергии, атомных технологий и продукции ядерно-топливного
цикла. Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте российской нефти
возрастет с 3 процентов в настоящее время до 30 процентов в 2020 году, а
природного газа – до 15 процентов.[29]
Рынки Ближнего
Востока, Южной Америки и Африки представляют интерес прежде всего как
потенциальные потребители услуг российских энергетических компаний, а также как
импортеры энергетических технологий и оборудования для ТЭК.
Твёрдые позиции
России на мировых энергетических рынках позволят не только обеспечить
стабильный доход от экспорта продукции ТЭК, но и существенно укрепить
экономические и политические позиции страны в мире.
Освоение
ресурсов и объемы инвестиций определяют состояние инфраструктуры. От надежности
трубопроводного транспорта во многом зависит энергообеспечение регионов. Этим
транспортом перемещается 100% газа, почти 99% нефти и около 25% нефтепродуктов.
Созданная в СССР система магистральных нефтепроводов
ориентирована, кроме внутреннего рынка, на страны Восточной Европы и морские
порты. Сейчас основным потребителем российской и транзитной нефти является
Европа. В силу ограниченной потребности Европы рост добычи требует поиска новых
рынков сбыта. В связи с этим приняты меры по вводу в эксплуатацию трубопровода
КТК, нефтепровода Суходольная–Родионовская и первой очереди БТС. Это дополнение
к разветвленной системе магистрального трубопроводного транспорта. Она включает
три подсистемы:
1. Газотранспортная система (ГТС) России признана, в т.ч. за
рубежом, одной из наиболее эффективных и надежных в мире. Но в ГТС, создание
которой началось 45 лет назад, накопилось немало проблем. Главная из них –
износ основных фондов; необходима комплексная реконструкция и техническое
перевооружение.
В ГТС реализуются и разрабатываются проекты: Заполярное–Уренгой,
СРТО–Торжок, Починки–Изобильное–ССПХГ, Ямал–Европа (участок Торжок – гр.
Польши), Грязовец–Выборг, Североевропейский газопровод и др.
До 2020 г. требуется строительство около 28 тыс. км магистральных
газопроводов, в т.ч. более 7000 км магистральных газопроводов на востоке
страны. Будут развиваться проекты: "Голубой поток", Ямал–Европа,
Североевропейский газопровод, Китайский газовый проект
(Новосибирск–Красноярск–Тайшет–Хабаровск–Пхеньян–Сеул–Дацин).
2. Магистральные нефтепроводы. В 1993–1998 гг. из-за падения
добычи нефти ее транспортировка снизились с 347 до 296 млн т/г. С 1999 г.
добыча нефти растет, наращиваются транспортные мощности. Реконструировано более
20 нефтеперекачивающих станций, отремонтировано почти 3 тыс. км нефтепроводов и
построено более одной тыс. км. Пропускная способность системы увеличилась на 37
млн т/г.
Расширяется трубопроводная система на Новороссийск, вводятся в
действие нефтепроводы в обход Чечни и Украины, первая очередь Балтийской
трубопроводной системы мощностью 12 млн т/г. Введены в эксплуатацию нефтепровод
Каспийского трубопроводного консорциума мощностью 12 млн т/г, газопровод
"Голубой поток". До 2020 г. планируется:
– расширение БТС до 50 млн т/г;
– создание новых экспортных портов на Балтике и в Баренцевом море;
– доведение максимальной пропускной способности нефтепровода
Тенгиз–Новороссийск до 67 млн т/г;
– завершение интеграции нефтепроводов "Дружба" и
"Адрия" и создание нового экспортного направления на порт Омишаль в
Хорватии пропускной способностью до 15 млн т/г;
– строительство нефтепровода Ангарск–Находка (мощностью до 50 млн
т/г) с ответвлением на г. Дацин (мощностью до 30 млн т/г).
3. Магистральными нефтепродуктопроводами транспортируется около
25% российских нефтепродуктов. Предусмотрено строительство
нефтепродуктопроводов Саратов–Волгоград–Тихорецк–Новороссийск, а также
Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|