Меню
Поиск



рефераты скачать Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России

Усиление конкуренции и ожидаемое появление новых поставщиков топливно-энергетических ресурсов на рынках Европы (в том числе из Каспийского региона) выдвигает на передний план задачу повышения конкурентоспособности российского экспорта и поиска новых интенсивных путей сохранения своего присутствия на традиционных энергетических рынках. Речь, в частности, идет о диверсификации и качественной реструктуризации экспорта энергоносителей, увеличении доли конечных энергоресурсов в общем объеме экспорта, оптимизации условий их реализации на внешних рынках, в том числе путем получения доступа к потребителям.

Среди приоритетных проектов на европейском направлении сотрудничества, реализации которых Минэнерго России уделяет особое внимание, — строительство газопроводов «Ямал— Европа», Северо-Европейского, «Голубой поток»; нефтепроводов «Каспийского трубопроводного консорциума», «Балтийской трубопроводной системы», освоение нефтегазовых ресурсов месторождений российского Севера на условиях раздела продукции, развитие сотрудничества в области электроэнергетики.

Несмотря на то, что в близкой перспективе Европа останется основным рынком для российских топливно-энергетических ресурсов, в XXI веке все больший удельный вес в географической структуре экспорта энергоресурсов будут занимать южное и восточное направления. Поэтому уже сейчас министерство промышленности и энергетики активно формирует «восточную стратегию», направленную на занятие Россией более значимого места на топливно-энергетическом рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основные элементы этой стратегии — совместное с иностранными компаниями освоение месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин; освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока России с развитием экспорта нефти и газа, а в дальнейшем и нефтепродуктов в Китай, Японию, Республику Корея; создание энергетической инфраструктуры между Россией и Китаем; участие российских компаний в топливно-энергетических комплексах стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индия).

Реализация внешнеэкономической деятельности в отраслях ТЭК требует государственного подхода, учитывающего экономические и политические интересы России и повышающие ее конкурентные преимущества на мировом рынке. В первую очередь это касается таких вопросов, как заключение долгосрочных контрактов на поставки энергоресурсов на внешний рынок, погашение и реструктуризация задолженности за поставленные российские энергоресурсы, создание различных межгосударственных хозяйствующих структур, участие российских компаний в крупных зарубежных проектах, привлечение инвестиций международных финансовых организаций для реализации энергетических проектов в России.

Государственная поддержка участия российских компаний в международных энергетических проектах за рубежом (или в экспортно-ориентированных проектах на территории России) является одним из важных направлений в обеспечении энергетической безопасности России. В этом контексте Минпромэнерго России рассматривает в качестве приоритетных проекты, реализуемые на энергетическом рынке Ирана, в Каспийском и Средиземноморском регионах (в т.ч. «Голубой поток», проекты в ТЭК Югославии, интеграцию нефтепроводов Дружба — Адрия и другие) и на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе строительство нефтеперерабатывающего завода во Вьетнаме). В плане оказания государственной поддержки Минпромэнерго России совместно с другими министерствами и ведомствами участвует в формировании благоприятной налоговой и инвестиционной среды для таких проектов, включая применение налоговых льгот.[26]

В настоящее время возрастает необходимость усиления координирующей роли государства при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере энергетики, и в том числе для предотвращения необоснованной конкуренции российских компаний на внешних рынках. Государство «подключается» к решению соответствующих вопросов уже на стадии проработки проектов и программ внешнеэкономической деятельности за рубежом. Это осуществляется путем организации экспертизы проектов и коммерческих предложений, а также проведением предквалификационного отбора и внутренних тендеров между российскими компаниями по поставкам оборудования и участию в проектах. Указанные действия позволяют определить компании на роль координаторов по приоритетным зарубежным проектам, а также по поставкам нефти на экспортных направлениях.

Одним из важных факторов, определяющих успех структурной перестройки ТЭК, является инвестиционная направленность сотрудничества в области энергетики. Минпромэнерго России участвует в процессе подготовки нормативно-правовых актов, направленных на расширение и улучшение условий инвестиционной деятельности в России. Кроме того, осуществляется координация и контроль над выполнением подписанных кредитных соглашений. При этом Минпромэнерго участвует в подготовке новых кредитных соглашений по перспективным проектам, сотрудничает с международными кредитными организациями в разработке схем финансирования и возврата средств при реализации инвестиционных программ в топливно-энергетическом комплексе России.

Серьезным фактором, определяющим функционирование российского ТЭК, является активное участие России в глобальном энергетическом процессе и ее адекватное воздействие на принятие международных решений в этой сфере. Прежде всего это касается таких вопросов, как инвестиции, экспорт и транзит энергоносителей, глобальные экологические проблемы, доступ к новым технологиям. Для современной ситуации характерна нестабильная конъюнктура мировых энергетических рынков, и особенно рынка нефти. В этих условиях Россия имеет потенциальную возможность стать объединительным элементом, посредником в процессе выработки взаимоприемлемых для производителей и потребителей решений по стабилизации рынка нефти, а также и в формировании универсальной системы регулирования конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Этому способствует участие России, с одной стороны, в конференциях ОПЕК — как независимого экспортера нефти и нефтепродуктов, а с другой — в различных форумах и мероприятиях стран, являющихся основными потребителями энергоресурсов.

Одним из эффективных направлений внешнеэкономической деятельности министерства является развитие сотрудничества с ОПЕК, которое способствует выработке согласованных действий и решений по стабилизации мирового рынка нефти с учетом экономических интересов и возможностей России. Взаимодействие с ОПЕК включает участие России в качестве наблюдателя в конференциях этой организации на регулярной основе, проведение многосторонних и двусторонних консультаций. Участие в мероприятиях, проводимых ОПЕК, позволяет России более целенаправленно осуществлять мониторинг ситуации на мировом нефтяном рынке.

Министерство промышленности и энергетики РФ развивает сотрудничество с международными экономическими и энергетическими организациями — такими, как Международное энергетическое агентство, Мировой энергетический совет, ЕСК ООН, Форум АТЭС, организация Черноморского экономического сотрудничества, и рядом других региональных организаций. Это способствует взаимной координации энергетической политики России и других стран — крупных производителей и экспортеров энергоресурсов, выработке сбалансированной стратегии поведения на внешних рынках энергоресурсов, отстаиванию российских государственных интересов в области энергетики.[27]


3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК

Внешний спрос на топливно-энергетические ресурсы определяется прежде всего темпами развития мировой экономики. По имеющимся оценкам, темпы роста мировой экономики по регионам мира на ближайшие 10 лет составят от 2,5 до 4 процентов. При этом среднегодовой спрос на углеводородное сырье в мире будет также расти умеренными темпами – 2 - 4 процента в год, в Европе – 1,5 - 2,5 процента.[28]

В зависимости от темпов и направлений развития мировой экономики, конъюнктуры цен на нефть и газ, перспектив реализации ряда международных проектов (на шельфе Каспийского и Северного морей, в Мексиканском заливе и других) и условий вовлечения в международный оборот запасов нефти Ближнего Востока и Северной Африки экспорт российской нефти может составить от 150 до 310 млн. т в год.

Ожидается, что экспорт российских нефтепродуктов в рассматриваемой перспективе будет снижаться. Это связано как с низким качеством одних нефтепродуктов (прежде всего автомобильного бензина и дизельного топлива) и высокой стоимостью их доставки на внешние рынки, так и со снижением экспортных ресурсов других (в первую очередь прямогонного бензина) в результате опережающего спроса на них на внутреннем рынке. К 2020 году экспорт нефтепродуктов может составить от 30 до 50 млн. т против 75 млн. т в 2002 году.

В то же время, если будет грамотно осуществляться политика разведки и увеличения добычи нефти, а так же сохраняться высокие цены на нефть на мировом рынке, данное направление внешнеэкономических связей ТЭК РФ останется важнейшим и наиболее значимым.

Россия уже сегодня является крупнейшим в мире экспортером газа. В настоящее время его основной рынок сбыта - Западная Европа. Вторым важным рынком сбыта для России стала Центральная Европа, где российский газ занимает доминирующее положение. Природный газ экспортируется в европейские страны преимущественно в рамках долгосрочных контрактов (сроком до 25 лет) на условиях "бери или плати".

В то же время растущий спрос и ёмкость рынка газа в странах тихоокеанского региона делают актуальным более активное освоение газовой отраслью указанного рынка.

К 2020 году ожидается увеличение экспорта российского газа до 275 - 280 млрд. куб. м против 185 млрд. куб. м в 2002 году.

Фактический объём экспорта в дальнее зарубежье в перспективе будет зависеть от размера текущего спроса на газ, уровня цен и степени рисков, которые будут нести производители.

Энергетические рынки Содружества Независимых Государств и стран Европы в перспективе останутся основными рынками сбыта продукции российского ТЭК. Экономический рост в странах Европейского союза и Содружества Независимых Государств должен сыграть положительную роль в увеличении российского экспорта на эти рынки.

Ожидается, что спрос на российские энергоресурсы, прежде всего на нефть и газ, в странах Содружества Независимых Государств также будет расти, что связано, в частности с необходимостью загрузки приобретенных российскими компаниями нефтеперерабатывающих заводов в этих странах.

Рынок стран Западной и Центральной Европы останется для России одним из крупнейших в предстоящие 20 - 25 лет. Необходимо продолжить конструктивный диалог как с Европейским союзом, так и с другими странами Европы, направленный на расширение рынка сбыта российских энергоресурсов. Сотрудничество может включать в себя реализацию совместных энергетических проектов, обмен опытом в области внедрения передовых научно-технических разработок, совместные усилия в области энергосбережения. При условии взаимодействия реформируемого внутреннего рынка газа с проводимой либерализацией газового рынка Европы и с учётом перспектив формирования единого энергетического пространства российский экспорт нефти и газа в эту группу стран сможет составить в 2020 году соответственно 150 - 160 млн. т и 160 - 165 млрд. куб. м.

В условиях интеграционных процессов в Европе, либерализации электроэнергетического сектора и расширения зоны параллельной работы энергосистем государств Европейского союза предусматривается организация параллельной работы единой энергетической системы России с энергосистемами европейских стран. Это должно обеспечить равноправный доступ России на электроэнергетические рынки Европы, развитие торговых отношений, реализацию масштабных системных эффектов, качественно новый уровень сотрудничества и кооперации в электроэнергетике. При этом ожидается рост спроса на российскую электроэнергию в Европе до 20 - 35 млрд. кВт•ч к 2010 году и до 30 - 75 млрд. кВт•ч к 2020 году.

Преодоление рецессии в экономике США и прогнозы её долгосрочного роста позволяют рассчитывать на расширение потребности в энергетических ресурсах. США могут стать долгосрочным рынком сбыта продукции российской нефтяной отрасли, а американский капитал - источником инвестиций в развитие отрасли и экспортных направлений транспортировки российской нефти. Кроме того, США в настоящее время являются перспективным рынком сбыта энергетической продукции российской атомной промышленности, а в будущем – и сжиженного природного газа.

Основными партнерами в экономическом сотрудничестве с Азиатско-Тихоокеанским регионом и Южной Азией останутся Китай, Корея, Япония, Индия - перспективные рынки сбыта газа, нефти, электроэнергии, атомных технологий и продукции ядерно-топливного цикла. Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте российской нефти возрастет с 3 процентов в настоящее время до 30 процентов в 2020 году, а природного газа – до 15 процентов.[29]

Рынки Ближнего Востока, Южной Америки и Африки представляют интерес прежде всего как потенциальные потребители услуг российских энергетических компаний, а также как импортеры энергетических технологий и оборудования для ТЭК.

Твёрдые позиции России на мировых энергетических рынках позволят не только обеспечить стабильный доход от экспорта продукции ТЭК, но и существенно укрепить экономические и политические позиции страны в мире.

Освоение ресурсов и объемы инвестиций определяют состояние инфраструктуры. От надежности трубопроводного транспорта во многом зависит энергообеспечение регионов. Этим транспортом перемещается 100% газа, почти 99% нефти и около 25% нефтепродуктов.

Созданная в СССР система магистральных нефтепроводов ориентирована, кроме внутреннего рынка, на страны Восточной Европы и морские порты. Сейчас основным потребителем российской и транзитной нефти является Европа. В силу ограниченной потребности Европы рост добычи требует поиска новых рынков сбыта. В связи с этим приняты меры по вводу в эксплуатацию трубопровода КТК, нефтепровода Суходольная–Родионовская и первой очереди БТС. Это дополнение к разветвленной системе магистрального трубопроводного транспорта. Она включает три подсистемы:

1. Газотранспортная система (ГТС) России признана, в т.ч. за рубежом, одной из наиболее эффективных и надежных в мире. Но в ГТС, создание которой началось 45 лет назад, накопилось немало проблем. Главная из них – износ основных фондов; необходима комплексная реконструкция и техническое перевооружение.

В ГТС реализуются и разрабатываются проекты: Заполярное–Уренгой, СРТО–Торжок, Починки–Изобильное–ССПХГ, Ямал–Европа (участок Торжок – гр. Польши), Грязовец–Выборг, Североевропейский газопровод и др.

До 2020 г. требуется строительство около 28 тыс. км магистральных газопроводов, в т.ч. более 7000 км магистральных газопроводов на востоке страны. Будут развиваться проекты: "Голубой поток", Ямал–Европа, Североевропейский газопровод, Китайский газовый проект (Новосибирск–Красноярск–Тайшет–Хабаровск–Пхеньян–Сеул–Дацин).

2. Магистральные нефтепроводы. В 1993–1998 гг. из-за падения добычи нефти ее транспортировка снизились с 347 до 296 млн т/г. С 1999 г. добыча нефти растет, наращиваются транспортные мощности. Реконструировано более 20 нефтеперекачивающих станций, отремонтировано почти 3 тыс. км нефтепроводов и построено более одной тыс. км. Пропускная способность системы увеличилась на 37 млн т/г.

Расширяется трубопроводная система на Новороссийск, вводятся в действие нефтепроводы в обход Чечни и Украины, первая очередь Балтийской трубопроводной системы мощностью 12 млн т/г. Введены в эксплуатацию нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума мощностью 12 млн т/г, газопровод "Голубой поток". До 2020 г. планируется:

– расширение БТС до 50 млн т/г;

– создание новых экспортных портов на Балтике и в Баренцевом море;

– доведение максимальной пропускной способности нефтепровода Тенгиз–Новороссийск до 67 млн т/г;

– завершение интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" и создание нового экспортного направления на порт Омишаль в Хорватии пропускной способностью до 15 млн т/г;

– строительство нефтепровода Ангарск–Находка (мощностью до 50 млн т/г) с ответвлением на г. Дацин (мощностью до 30 млн т/г).

3. Магистральными нефтепродуктопроводами транспортируется около 25% российских нефтепродуктов. Предусмотрено строительство нефтепродуктопроводов Саратов–Волгоград–Тихорецк–Новороссийск, а также Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.