внутренняя конкуренция не только укрепляет позиции фирм на внутреннем
рынке, но и заставляет их выходить на мировой уровень с целью дальнейшего
роста;
более сильные местные фирмы, закаленные внутренней конкуренцией,
способны добиться успеха и за границей;
при конкуренции на внутреннем рынке создаются также преимущества для
национальной отрасли в целом, а не только для отдельных фирм. Конкуренты
заимствуют друг у друга прогрессивные идеи;
и развивают их, поскольку в пределах одной нации идеи распространяются
быстрее, чем между разными нациями.
Эти преимущества усиливаются при концентрации конкурентов в одной
географической местности.
Роль случая
Случай — это событие, которое имеет мало общего с условиями развития в
стране и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные
правительства. По мнению М. Портера, к ним относятся[4]:
изобретательство;
крупные технологические достижения (биотехнология, микроэлектроника и
др.);
резкие изменения цен на ресурсы (нефтяной кризис);
значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов;
резкое повышение мирового или местного спроса;
политические решения зарубежных правительств;
войны.
Случайные события важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих
фирм. В результате этих событий могут быть сведены на нет преимущества старых
конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного
уровня конкурентоспособности в новых условиях. Так, например, производство
одежды в Сингапуре стало развиваться после того, как западные страны ввели
квоты на импорт данной продукции из Гонконга и Японии.
В то время как случай может способствовать изменению уровня
конкурентоспособности в отрасли, национальные особенности влияют на то, каким
образом страна сумеет этот случай использовать (например, послевоенные успехи
проигравших во второй мировой войне стран — Германии, Японии и Италии).
Роль правительства
Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в
том, что оно оказывает влияния на все четыре детерминанта:
на параметры факторов — через субсидии, политику в отношении рынка
капитала и др.;
на параметры спроса — путем установления различных стандартов и
осуществления государственных закупок;
на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщиков —
посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры;
на стратегию фирм, их структуру и соперничество — через свою налоговую
политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и
деятельности рынка ценных бумаг и т.д.
Все четыре детерминанта могут оказывать и обратное воздействие на
правительство. Роль правительства может быть положительной и отрицательной.
Детерминанты национальной конкурентоспособности представляют собой
комплексную систему, которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты
регулярно воздействуют на другие. Действие системы детерминантов ведет к тому,
что конкурентоспособные национальные отрасли распределены не равномерно по
всей экономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из отраслей,
зависящих друг от друга. Например, 40% итальянского экспорта приходится на
отрасли, связанные с производством продуктов питания, одежды и благоустройством
жилья. В этом случае также важен и географический (региональный) аспект, о
котором уже говорилось.
После рассмотрения теорий международной торговли возникает вопрос,
заменяла ли каждая последующая теория предыдущую и какая теория объясняет
развитие международной торговли в конце XX в. В настоящее время нельзя говорить о специализации страны в целом в
соответствии с какой-либо одной теорией. Речь может идти о специализации
отдельных отраслей и отдельных фирм в данной стране. Причем ни одна из теорий
не утратила актуальности: одни в большей, а другие в меньшей степени объясняют
тенденции развития современной мировой торговли.
Нефтегазовый
комплекс России оказывает мощное положительное влияние на развитие ее
экономики. Несмотря на экономический кризис последнего десятилетия, Россия
сохранила ведущее место в мире среди нефтегазодобывающих стран-экспортеров.
Такое относительно благополучное положение во многом определяется
сформировавшейся в эпоху советского периода сырьевой базой углеводородов (УВ),
неравномерно сосредоточенной в основных нефтегазоносных провинциях (рис. 1).[5]
Начиная с 1994 г.
ситуация с воспроизводством сырьевой базы УВ стала ухудшаться. Из-за
недостаточного финансирования резко снизились объемы геолого-разведочных работ
(ГРР), соответственно сократилось число открытых новых месторождений.
Вместе с тем
прогнозы показывают, что по крайней мере в течение всей первой половины XXI в.
основными энергоносителями в мире и России останутся нефть и газ. Из этого
неизбежно следует необходимость развития сырьевой базы УВ – основы нефтегазового
комплекса страны.
Сырьевая база
жидких УВ (нефть и газовый конденсат). Начальные суммарные ресурсы (НСР) нефти
России, включающие накопленную добычу, запасы категорий А+В+С1+С2,
перспективные (категория С3) и прогнозные (категории Д1+Д2) ресурсы, распределены
неравномерно и составляют на суше 87,6%, на шельфе – 12,4%.
Из общего объема
НСР накопленная добыча нефти составляет 16 %, разведанные запасы категорий
А+В+С1 – 17 %, предварительно оцененные запасы категории С2 – 8 %,
перспективные и прогнозные ресурсы – 58 % (рис. 2).[6]
Наибольший объем
НСР сосредоточен в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции (рис. 3).
Структура НСР
нефти по нефте- газоносным провинциям (НГП) России приведена на рис. 4.
Всего на
территории России открыто 2407 нефтесодержащих месторождений, в том числе 1958
– нефтяных, 193 – газонефтяных, 32 – нефтегазовых и 224 –
нефтегазоконденсатных. Из общего числа открытых месторождений 1253 вовлечены в
разработку, в которых сосредоточено 53,3 % общероссийских запасов нефти.[7]
По крупности
запасов месторождения распределяются следующим образом: 10 уникальных (запасы
каждого месторождения больше 300 млн т); 139 крупных (30-300 млн т) ; 219
средних (10-30 млн т); остальные – мелкие (менее 10 млн т). При этом на
месторождения с извлекаемыми запасами более 30 млн т приходится 73 % общероссийских
запасов и около 76 % добычи нефти. К уникальным месторождениям относятся Ромашкинское
в Республике Татарстан; Самотлорское, Федоровское, Салымское, Приобское,
Тевлинско-Русскинское, Красноленинское, Ватьеганское в Ханты-Мансийском АО;
Русское в Ямало-Ненецком АО и Юрубчено-Тохомское в Эвенкийском АО. Следует
отметить, что месторождение Русское не разрабатывается, а годовая добыча по
Приобскому, Юрубчено-Тохомскому и Салымскому месторождениям составляет менее 3
% разведанных запасов каждого.
Большая часть
разведанных запасов нефти (91 %) уже передана недропользователям.
На долю
вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ОАО "ТНК",ОАО
"НК"ЮКОС", ОАО "НК "ЛУКойл", ОАО
"Сургутнефтегаз", ОАО "НК "Роснефть", ОАО
"Татнефть", ОАО "Сибнефть", ОАО "СИДАНКО", ОАО
"НГК "Славнефть", АНК "Башнефть") приходится около 77
% запасов нефти[8]
Запасы конденсата
учитываются на 327 газоконденсатных месторождениях и составляют 2 млрд т.
Основные запасы конденсата сосредоточены в Ямало-Ненецком АО (60%) и
Астраханской области (21 %). Доля запасов конденсата распределенного фонда
составляет 90 %.
В целом, если
полагаться только на "сухие цифры", можно было бы охарактеризовать
состояние сырьевой базы нефтяного комплекса России как благополучное:
разведанные запасы нефти составляют 12 % мировых (второе место в мире),
обеспеченность добычи разведанными запасами – около 50 лет.
Однако запасы и
ресурсы нефти в основном сосредоточены в отдаленных труднодоступных и
недостаточно обжитых районах, характеризуются сложными горно-геологическими
условиями, сравнительно низким качеством нефти. Рентабельность разработки таких
запасов в условиях рыночной экономики находится в сильной зависимости от
мировых цен на нефть.
В настоящее время
возникает необходимость в проведении переоценки ресурсов и запасов нефти на
совершенно новой методологической и классификационной основе, в том числе с
учетом изменившихся экономических условий, но уже сейчас очевидно, что
имеющиеся результаты оценки состояния сырьевой базы несколько преувеличены.
В общем числе
разведанных месторождений 82 % составляют мелкие. Выработанность запасов в
целом по России достигла 50 % , особенно высокая степень выработанности характерна
для месторождений Урало-Поволжья и Северного Кавказа. Доля запасов с
выработанностью более 80 % превышает 1/4 разрабатываемых запасов, свыше 1/3
составляют запасы с обводненностью более 70 %.
Из текущих
запасов нефти 19 % находятся в подгазовых зонах нефтегазовых залежей, 14 %
представлены тяжелыми и высоковязкими нефтями. Снижаются текущие дебиты
эксплуатационных скважин.
В соответствии с
разрабатываемой "Энергетической стратегией России на период до 2020
года" задача прогнозирования развития сырьевой базы нефтегазового
комплекса имеет концептуальное и вариантные решения, учитывающие величину,
размещение и структуру запасов и ресурсов нефти и газа, а также комплекс
экономических, технико-технологических, экологических и социально-политических
факторов, определяющих объемы добычи и потребления, транспортные и другие
издержки.
Прогноз добычи
УВ. Согласно проекту "Энергетической стратегии…" добыча УВ-сырья
будет развиваться во всех существующих нефтегазодобывающих районах России, а
также в новых районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и на шельфе.
Преобладающая часть добывающих мощностей будет размещаться в Западной Сибири,
где сосредоточены наибольшие запасы и ресурсы. Вместе с тем, сколь оптимистично
ни оценивался бы потенциал этого региона, снижение его возможностей в отношении
добычи неизбежно уже в обозримом будущем. Прежде всего прогнозируется снижение
добычи в добывающих районах европейской части России и на о-ве Сахалин.
В соответствии с
проектом "Энергетической стратегии..." и предложениями по ее
уточнению добыча нефти (с газовым конденсатом) достигнет 340-405 млн т в 2020
г. (средний сценарий – 360 млн т). Добыча по стране в целом обеспечена запасами
распределенного фонда открытых месторождений вплоть до 2010 г., после чего
предлагается возрастающий дефицит добычи: около 30 млн т в 2015 г. и 60 млн т в
2020 г. (рис. 10).
Рис. 5. Динамика добычи нефти (с
конденсатом)
|
|
Таким образом,
для поддержания требуемого уровня добычи нефти на период после 2010 г.
необходимы открытие новых месторождений и ввод их в разработку, потребность в
которых во времени неизбежно будет возрастать.
Геолого-экономический
анализ сырьевой базы нефтедобычи Западной Сибири указывает на возможность ее
выхода к 2010-2011 гг. на максимальный уровень добычи в 211-217 млн т при
условии вовлечения в разработку подготовленных и разведываемых нефтяных
месторождений. При этом прогнозируется его снижение до 175 млн т в 2020 г. и
145 млн т в 2030 г.
ГРР на нефть и
газ. Для обеспечения разведанными запасами стабильной добычи УВ-сырья в
объемах, предусмотренных проектом "Энергетической стратегии России…",
планируется проведение комплекса ГРР, направленного на:
разведку и
доразведку открытых месторождений и перевод предварительно оцененных запасов
категории С2 в более высокие категории;
поиски, разведку
и подготовку к разработке новых месторождений в обустроенных
нефтегазодобывающих районах для поддержания уровней добычи;
региональное
изучение и поиски месторождений в новых менее изученных районах для
формирования сырьевой базы на перспективу, в том числе с целью создания новых
объектов нефтегазодобычи.
Конкретные
направления, виды и объемы планируемых ГРР определялись ежегодными программами
геологического изучения недр, которые в последующем корректировались в
зависимости от полученных результатов выполненных работ. В настоящее время
принято решение перейти к разработке и реализации государственных программ
геологического изучения недр нефтегазоносных и перспективных провинций России
на период до 2010 г., что позволит более обоснованно прогнозировать направления
и объемы работ в каждой провинции и в целом по территории России с целью
наращивания разведанных запасов УВ-сырья.
Проведенные
расчеты требуемых объемов глубокого бурения как основного наиболее
дорогостоящего вида работ на нефть и газ по основным нефтегазоносным регионам
России показывают, что для адекватного восполнения планируемых уровней добычи
приростами разведанных запасов до 2020 г. необходимо пробурить не менее 50 млн
м поисковых, разведочных и параметрических скважин, или в среднем 2,5 млн м в
год.
Для сравнения
следует указать, что в 1991-2000 гг. среднегодовой объем глубокого бурения
составил 2 млн м при диапазоне изменения по годам от 4,2 до 1,27 млн м.
По прогнозным
расчетам суммарные затраты на все виды ГРР до 2020 г. должны составить около 1
трлн р., или в среднем 50 млрд р. в год.
В связи с отменой
с 2002 г. отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ)
основные затраты по финансированию ГРР на нефть и газ должны обеспечиваться за
счет средств недропользователей (до 80 % прогнозируемых годовых затрат). Из
средств федерального бюджета в основном предусматривается финансировать
региональные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и тематические
работы, а также информационно-методическое обеспечение.
Вместе с тем в
связи с вводом в действие Налогового кодекса большая часть недропользователей
весьма настороженно относится к формированию планов работ по геологическому
изучению участков недр за счет собственных средств.
Уже сейчас
очевидно, что необходимо выработать такие экономические механизмы, которые
позволят заинтересовать недропользователей финансировать ГРР за счет
собственных средств, а также обеспечить более эффективное освоение участков
недр, предоставленных в пользование.
В России значение ТЭК особенно велико. Во-первых, из-за огромного
ресурсного потенциала, который был детально проанализирован выше. Во-вторых,
она обладает уникальным производственным, научно-техническим и кадровым
потенциалом. В третьих, важное место ТЭК определяется климатическими условиями,
при которых обеспечение энергоресурсами экономики и населения страны является
жизненно важным фактором существования целых регионов.
В то же время в конце XX века место России в мировой экономике
изменилось. Стагнация последних лет существования Советского Союза сменилась
глубоким структурным кризисом, небывалым в мирное время спадом производства и
ухудшением практически всех показателей жизни населения. ВВП России за период
1990–2000 гг. сократился на 34%. Если бывший СССР (где Россия играла главную
роль) относился к числу экономических сверхдержав, то в 2001 г. наша страна по
объему ВВП на душу населения заняла лишь 30-е место в мире (18% от уровня США).
За годы реформ Россия утратила многие свои прежние позиции. ВВП в 1990–2000 гг.
сократился на 34%. В США он вырос за это время на 36%, в Норвегии – на 38%,
Великобритании – на 22%, Турции и Мексике – на 41%, Польше – на 43%, в Китае –
более чем в 2,5 раза[9].
Структура экономики России в 90-е гг. менялась в противоположном
мировым тенденциям направлении. Удельный вес сырьевой продукции, в том числе
энергоресурсов, в структуре мирового ВВП постоянно снижается. В развитых
странах прирост ВВП приходится главным образом на обрабатывающую промышленность
(особенно на современные наукоемкие производства) и сферу услуг.
Сейчас на долю ТЭК в России приходится около 30% объема
промышленного производства, 32% доходов консолидированного и 54% федерального
бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений. За последние 10 лет в
структуре промышленного производства доля отраслей с высокой добавленной
стоимостью снизилась.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|