Отсутствие инфраструктуры сдерживает разработку нефтяных и газовых
месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, имеющих ключевое значение
для развития экспорта нефти и газа в страны АТР. Отсутствие глубоководных
портов в Дальневосточном и Североморском регионах лишает страну возможности
расширять рынки сбыта.
Стратегические направления энергетической политики на внешнем рынке:
– расширение экспорта без ущерба для внутреннего рынка; это будет
обеспечено в первую очередь сбалансированной ценовой политикой;
– рост экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью при
существенном улучшении их качества, в первую очередь нефтепереработки,
нефтехимии и газопереработки. Решению этой задачи будет способствовать
приведение российских стандартов в соответствие с международными стандартами
ИСО/МЭК;
– географическая диверсификация рынков сбыта, развитие северных,
восточных и южных направлений (прежде всего в страны Северной Америки и
Северо-Восточной Азии) с последующим увеличением их удельного веса;
– обеспечение безопасности транзита;
– освоение месторождений за рубежом;
– полное или долевое владение объектами энергетической
инфраструктуры;
– привлечение зарубежных инвестиций;
– развитие новых форм сотрудничества.
Внешнеэкономическая политика будет подчинена решению одной из
главных задач – преодолению сырьевой специализации. Это означает опережающее
развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности, нефте- и газохимии.
В ближайшие годы
российской экономике предстоит испытание не только повышенными темпами
развития, но и качественными сдвигами. Речь идет о предстоящих масштабных
структурных изменениях, направленных на диверсификацию промышленности, развитие
наукоемких и высокотехнологичных производств, переориентацию экспорта на товары
глубокой степени обработки. Иными словами, об изменениях, нацеленных на
создание подлинно многоотраслевого народного хозяйства, как это приличествует
такому государству, как Россия.
Новейшая история
знает немало примеров постановки и успешного выполнения аналогичных задач.
Достаточно вспомнить Японию, которая с 1946 по 1954 гг. увеличила ВВП с 10 до
119 млрд долларов, Республику Корею, чей ВВП с 1961 по 1979 гг. вырос с 10 до
117 млрд долларов, Китай, увеличивший этот показатель за 1978-1997 гг. с 447 до
882 млрд долларов, наконец, такие страны, как Тайвань и Сингапур.
Обычно мерилом
развития инвестиционных процессов является динамика инвестиций в основной
капитал. Именно по их объему, направлению и структуре можно судить о
результатах политики государства в области обеспечения устойчивого развития и
проведения структурных изменений в экономическом базисе страны.
Инвестиции в
основной капитал, как их определяет Госкомстат России, представляют собой
"совокупность затрат, направленных на создание, воспроизводство и
приобретение основных средств (новое строительство, расширение, реконструкция,
техническое перевооружение объектов, приобретение машин, оборудования,
транспортных средств, инструментов, инвентаря и др.)"[30]. С 2002 г. в составе
инвестиций в основной капитал начали учитывать и затраты на капитальный ремонт.
В прошлом году вложения в сферу производства товаров и в оказание рыночных и
нерыночных услуг составили в структуре инвестиций в основной капитал России две
примерно равные части - 49 и 51% соответственно.
Современной
России необходим приток инвестиций для решения не только текущих, повседневных
задач, связанных с экономическим развитием по схеме расширенного
воспроизводства в рамках заданной экономической модели, но и задач
чрезвычайного характера. Они возникают, например, из-за угрозы острого кризиса,
связанного с массовым выходом из строя оборудования, давно отжившего свой срок,
но продолжающего работать в аварийном режиме. В среднем износ основных
производственных фондов на начало 2002 г. составил 48%, а по машинам и
оборудованию в промышленности - 62%, в транспортной сфере - 65%[31]. К числу чрезвычайных задач
также относятся поиск инвестиций для повышения темпов развития, реформирования
экономики и обеспечения структурной перестройки.
Определяющими
условиями возвращения России в ряды богатых, развитых, конкурентоспособных,
сильных и уважаемых государств мира являются достижение рубежей, намеченных в
послании президента, и реализация основных положений Программы
социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, а в
области энергетики - Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Но
где же взять средства?
Проблема поиска
источников инвестиций в России имеет ряд специфических особенностей. Она
усугубляется тем, что такой традиционный способ формирования инвестиций, как
использование внешних и внутренних государственных заимствований, в современных
условиях затруднен, так как страна и так обременена большим государственным
долгом. По состоянию на 1 января 2003 г. его объем составлял 144,9 млрд
долларов, в том числе внешний долг - 123,5 млрд и внутренний - 21,4 млрд (680
млрд рублей). К тому же к указанным суммам необходимо добавить еще 10,9 трлн
рублей (343 млрд долларов), являющихся признанным государственным внутренним
долгом, образовавшимся в результате невыплаты населению вкладов, замороженных
20 июня 1991 г. Быстро увеличивается и долг по корпоративным заимствованиям на
зарубежных финансовых рынках, оцениваемый на начало 2003 г. в 27 млрд долларов.
Трудно
рассчитывать и на быструю мобилизацию сбережений населения, живущего в массе
своей небогато и не испытывающего доверия к отечественным банковским институтам
и к различного рода схемам инвестирования.
В 2002 г.
инвестиции в основной капитал в РФ (без учета субъектов малого
предпринимательства и теневого сектора экономики) составили 1360 млрд рублей,
или около 43 млрд долларов по официальному курсу на конец года[32]. Для такой страны, как Россия
с ее многоотраслевой экономикой, огромным экономическим потенциалом и
амбициозными реформаторскими планами, подобный объем инвестиций является крайне
недостаточным.
В России доля
инвестиций в ВВП в 2000 г. составляла, по данным ЮНКТАД, 17%, в США и Норвегии
- 22%, в Таиланде, Индии, Индонезии, Турции, Египте, Австрии, Германии,
Нидерландах, Австралии - 23-24%, в Польше, Испании, Японии, Южной Корее -
26-29%, в Китае - 37%[33].
При этом следует иметь в виду, что объем ВВП в России в 2000 г. был меньше, чем
в КНР в 4,9 раза, чем в Южной Корее - в 1,8 раза, чем в Испании - в 2,2 раза,
чем в Германии - в 7,4 раза, чем в США - в 39 раз.
О низком уровне
инвестиций в основной капитал свидетельствует также и индекс объема валового
накопления основного капитала. Величина этого индекса (1990 г. = 100) для
России в 2000 г. оценивалась всего лишь в 26. Это означает, что объем
инвестиций в основной капитал в 2000 г. был почти в четыре раза ниже, чем в
1990 г. Для сравнения, на рубеже нового века этот показатель для Польши
составлял 228, Ирландии - 198, США - 130, Венгрии - 135, Великобритании – 128[34].
И, наконец, что
является самым главным, современный уровень инвестиций в основной капитал
абсолютно не соответствует потребностям в инвестиционном обеспечении экономического
развития. К сожалению, наша экономическая наука и практика мало внимания
уделяют оценке инвестиционных потребностей страны на перспективу. Имеющиеся
оценки немногочисленны и грешат значительными неточностями и недоговорками.
Так, министр экономического развития и торговли Герман Греф считает, что России
только для поддержания простого воспроизводства необходимо 70 млрд долларов в
год[35].
Министерство экономического развития и торговли подсчитало, что для обновления
в предстоящие 20-25 лет всего парка оборудования России потребуется 1,5-1,8
трлн долларов инвестиций, то есть 60-90 млрд в год[36]. По другой оценке того же
министерства, потребности российской экономики в инвестициях в ближайшие 15 лет
будут находиться на уровне 100 млрд долларов в год. Известный нефтяной
топ-менеджер Михаил Ходорковский предполагает, что России, для того чтобы
догнать Запад по промышленному развитию, потребуется изыскать инвестиции на
сумму 3 трлн долларов, что в пересчете на 20-летний срок составит 150 млрд
долларов в год. По моему же мнению, достижение намеченных в послании президента
целей с учетом проведения структурной перестройки экономики, диверсификации
экспортной базы, переоснащения армии и флота и радикального улучшения
социальной сферы потребует в течение ближайших двадцати лет, как минимум, 4
трлн долларов. А это значит, что в экономику понадобится привлекать 200 млрд
долларов в год.
Впрочем, какую
оценку не брать - налицо огромный разрыв между желаемым и действительностью.
Учитывая, что в 2002 г., как уже отмечалось, инвестиции в основной капитал
составляли лишь 43 млрд долларов - от одной пятой до одной второй потребностей,
в зависимости от экспертной оценки, - возникает чрезвычайно сложная проблема:
где взять недостающие инвестиции?
Большой разрыв
между потребностями и возможностями наблюдается и в отдельных отраслях
экономики. Так, проект "Энергетической стратегии России на период до 2020
г." прогнозирует потребность в инвестициях в российский ТЭК в ближайшие 20
лет на уровне от 660 до 770-810 млрд долларов, или от 33 до 38-40 млрд долларов
в год. В 2002 г. инвестиции в основной капитал ТЭК России оценивались в 11 млрд
долларов, что составляет 30-35% от потребностей7. И это - в наиболее
благополучной с точки зрения инвестиционных возможностей отрасли экономики
России!
В соответствии с
проектом Энергетической стратегии России на период до 2020 г. прогнозируемые
уровни инвестиционных потребностей ТЭК составляют:
· в газовой
промышленности - от 170 до 200 млрд долларов, в том числе 35 млрд - на
реализацию программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего
Востока, до 70 млрд - на осуществляемые программы освоения месторождений
полуострова Ямал;
· в нефтяном
комплексе - около 230-240 млрд долларов;
· в
электроэнергетике - 120-170 млрд долларов, в том числе на строительство и
модернизацию генерирующих мощностей - 100-140 млрд, из которых 25-35 млрд - на
АЭС и 20-30 - на развитие электрической сети;
· в угольной
промышленности - около 20 млрд долларов;
· в
теплоснабжении - около 70 млрд долларов;
· в
энергосбережении - 50-70 млрд долларов.
Общий объем
капитальных вложений в реконструкцию и развитие ТЭК может составить от 260 до
300 млрд долларов в 2001-2010 гг. и от 400 до 510 млрд - в следующее
десятилетие.
Таким образом,
проанализировав положение с инвестированием в России, можно сделать первый и,
наверное, главный вывод: если ситуация радикально не изменится, страна будет
обречена на десятилетия вялотекущего существования, не позволяющего даже
приблизиться к западным стандартам экономического развития и материального
благополучия населения. Для того чтобы двигаться вперед и обеспечить экономическое
процветание, необходимо использовать любые источники инвестиционных средств как
внутри страны, так и вне ее. На российском инвестиционном поле хватит места
всем участникам инвестиционного процесса - и частным отечественным инвесторам,
и иностранным предпринимателям, и государственным организациям.
Другим важным
выводом, следующим из анализа статистических данных, является то, что в
структуре инвестиций в основной капитал решающую роль из года в год играют
инвестиции в топливно-энергетический комплекс. Так, в 2002 г., по данным
Госкомстата России, на долю ТЭК пришлось 25,5% всех инвестиций в основной
капитал (по данным Минэнерго России, этот показатель был в 2002 г. еще выше -
29%), или 60% всех инвестиций, направленных в промышленность России. На долю
машиностроения и металлообработки в 2002 г. пришлось всего лишь 3,2% всех
инвестиций в экономику, или 7,6% инвестиций в промышленность страны. Таким
образом, сложившаяся межотраслевая структура инвестиций в основной капитал
показывает, сколь сложен и капиталоемок декларированный правительством России
курс на структурную перестройку экономики, предусматривающий переток капиталов
из сырьевого сектора в обрабатывающие отрасли, опережающий рост
высокотехнологичных производств и кардинальное увеличение несырьевого экспорта.
Перечисленные
факторы оправдывают необходимость принятия срочных мер по изменению
инвестиционного климата в стране с тем, чтобы максимально оптимизировать
использование всех источников финансирования. Так, надо оперативно разработать
Концепцию инвестиционной политики России и соответствующую программу действий
на 10-20-летний срок. Эти документы должны содержать различные сценарии
развития инвестиционных процессов и оценки инвестиционных потребностей.
Конечно, главным
условием для разработки подобной инвестиционной концепции должно быть наличие
государственной, утвержденной законодательно, долгосрочной программы
социально-экономического развития с четко поставленными задачами и сроками их
выполнения. Отсутствие такого основополагающего документа отрицательно
сказывается и на эффективности отраслевых программ. Которые, в свою очередь,
служат ориентирами для инвесторов. Наглядным примером может служить ситуация с
Энергетической стратегией России на период до 2020 г. Текст этого документа, одобренный
в мае 2003 г. правительством РФ, очевидно, потребует новой переработки,
поскольку основывается на более низких темпах роста российской экономики, чем
это предусмотрено в послании президента РФ и в проекте Программы
социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. Напомню,
что, согласно посланию президента, удвоение ВВП в России ожидается уже в 2010
г., а умеренный вариант Энергетической стратегии построен исходя из того, что
ВВП возрастет в 2,3 раза лишь к 2020 г. Согласно же благоприятному варианту,
увеличение ВВП в 2020 г. может составить 260% к уровню 2000 г.
Анализ структуры
инвестиций показывает, что собственные и привлеченные средства играют
практически равную роль в их формировании. В 2002 г. на долю собственных
средств приходилось 48% инвестиций в основной капитал, а на долю привлеченных -
52%.
Практика
различных отраслей в отношении инвестиций сильно различается. Так, в
электроэнергетике, нефтедобывающей промышленности и связи преобладает
финансирование за счет собственных средств. В газовой промышленности,
трубопроводном и железнодорожном транспорте предпочтение отдается привлеченным
средствам.
В собственных
средствах ведущую роль играет такой источник, как амортизация (49% от всех
использованных в 2002 г. собственных средств). На долю прибыли, остающейся в
распоряжении предприятий, приходится 43%. В электроэнергетике доля амортизации
значительно выше - до 75%. В нефтяной промышленности главенствующую роль играет
прибыль, остающаяся в распоряжении компании - так называемый фонд накопления.
На него приходится более половины собственных инвестиций, тогда как на
амортизацию - лишь третья часть.
В структуре
привлеченных средств до сих пор главную роль играют бюджетные деньги (38% от
привлеченных средств и 20% всех инвестиций в 2002 г.), в том числе из бюджетов
субъектов федерации - почти две трети, из федерального - одна треть.
В ТЭК структура
привлеченных средств имеет свои особенности: роль бюджетного финансирования
практически ничтожна в газовой промышленности (0,7% привлеченных средств) и
трубопроводном транспорте (0,1%). Более высока его доля в нефтедобывающей
промышленности (42% привлеченных средств, или 8,2% инвестиций в основной
капитал) и в электроэнергетике (20 и 4,9% соответственно).
Низким остается
удельный вес в привлеченных средствах банковских кредитов (9%), а в банковских
кредитах - кредитов иностранных банков (11%). В газовой промышленности этот
показатель составляет 0,7%, но состоит на 100% из кредитов иностранных банков.
Доля банковских кредитов в нефтедобывающей отрасли несколько выше (2,8%
привлеченных средств, или 0,6% всех инвестиций, в том числе кредитов
иностранных банков - 1,4 и 0,3% соответственно). Электроэнергетика использует
кредиты банков для покрытия 1,5% своих потребностей в инвестициях в основной
капитал (1,4% - за счет иностранных банковских кредитов). Это равняется 6,4%
всех привлеченных средств (6,1% - за счет кредитов иностранных банков).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|