Признаки подобных действий заинтересованных лиц:
- общение свидетеля или потерпевшего в суде с
лицами, которые предположительно могут иметь отношение к подсудимому;
- признаки использования в отношении указанных
лиц "медовой" ловушки;
- важность данного свидетеля для судебного
процесса;
- отвлечение внимания судебного пристава от
свидетеля или потерпевшего на различного рода нестандартные
ситуации.
Тактика
охраны судебным приставом
стационарных объектов.
Охрана стационарных объектов зависит от ряда
факторов, которые определяют тактические особенности деятельности судебного
пристава.
К числу указанных факторов относятся:
1. Размер охраняемого объекта - данный фактор
влияет на количество судебных приставов, участвующих в охранных мероприятиях.
2. Тип конструкции охраняемого объекта, который
влияет на приемы, использование специальных средств и оружия в критических
ситуациях.
3. Режим работы объекта и количество имеющихся
на нем людей. Этот фактор определяет процедуру проникновения на объект,
например, при совершении исполнительских действий, а также является
определяющим при выборе тактики охраны объекта.
4. Техническая укрепленность охраняемого
объекта, наличие на нем уязвимых мест. Данное обстоятельство влияет на количество
постов охраны, их разновидность и тактические приемы контроля охраняемого
объекта.
К элементам технической укрепленности объекта
относятся:
а) средства связи, которые должны обеспечивать
связь как на самом объекте, так и за его пределами;
б) средства видеонаблюдения, с помощью которых
контролируется выход и вход с объекта лиц, автотранспорта, выборочно
отслеживаются те, кто находится на объекте, контролируются внутренние
помещения, которые закрыты для доступа
посторонних;
в) средства охранно-пожарной сигнализации,
которые в целях экономии могут объединяться, служат для выдачи сигнала тревоги
при попытках проникновения или в случае пожара;
г) освещение охраняемого объекта, которое должно
позволять судебному приставу контролировать и прилегающую территорию;
д) запорные устройства и замки, которые должны
обеспечивать плотное закрывание дверей, а в необходимых случаях опечатывание
помещений;
е) контрольно-пропускные пункты для пропуска
людей или автомобильного транспорта, оборудованные блокирующими устройствами и
замками с дистанционным управлением;
ж) специальным образом оборудованные места
возможного нахождения судебного пристава при стационарной охране и
патрулировании объекта (например, постовые кабины).
В практике деятельности подразделений охраны
встречаются и иные элементы технической укрепленности объектов. К ним относятся
ограждения периметра объекта, запретная зона, контрольно-следовая полоса и
иные, которые не имеют значения в практике деятельности судебного пристава.
Режим охраны судебных помещений по времени может
иметь круглосуточный, частичный (определенные часы суток), или выборочный
характер. Например, в зависимости от сложности предстоящего судебного процесса
или исполнительского действия. В зависимости от количества используемых сил и
средств, плотности контроля прилегающей к суду территории и самих судебных
помещений, режим охраны может быть простой и усиленный. В зависимости от
количества посторонних лиц на охраняемом объекте режим охраны может быть
открытым и закрытым. Применительно к работе судебного пристава необходимо
отметить, что режим их деятельности чаще всего будет носить частичный или
выборочный характер, являться, как правило, открытым и в большинстве случаев тяготеть
к режиму усиления.
Эффективный режим охраны судебных помещений
призван обеспечить сохранность зданий, контроль за перемещением материальных
ценностей и людей, предупредить утечку служебной информации или похищение
судебных материалов, поддержать противопожарную безопасность на объекте.
Основные принципы режима охраны:
- активность и предупредительный характер режима
охраны, что заключается в опережающем выявлении признаков готовящейся
криминальной акции;
- целесообразность организации режима охраны
объекта, своевременность его усиления, рациональное использование сил и средств
охраны;
- разумное сочетание возможностей Службы
судебных приставов и сил правоохранительных органов для обеспечения
безопасности судебных помещений;
- осуществление охраны судебных помещений по
единому плану и под общим руководством Службы судебных приставов;
- неброскость или демонстративность охраны в
зависимости от ситуации, складывающейся на охраняемом объекте;
- максимальная информированность судебных
приставов о возможных инцидентах в судебных помещениях и тех обстоятельствах,
которые имеют непосредственное отношение к их функциональным обязанностям.
В практике деятельности судебного пристава
возникает необходимость решения двух типов задач.
Аналитические задачи
решаются путем сбора информации о подсудимом и его связях, а также о состоянии
режима безопасности судебных помещений. Главным здесь является постоянный и
непрерывный сбор интересующей информации.
Решение процедурных задач
выражается в опережающем выявлении признаков готовящегося посягательства и
принятии мер предупреждения или пресечения криминальной акции, что может быть
осуществлено во взаимодействии с сотрудниками милиции.
В процессе решения процедурных и аналитических
задач судебному приставу также следует знать, что предупредить покушение на
охраняемый объект можно путем его маскировки (к примеру, изменением внешнего
облика свидетеля), перекрытием информационных каналов о характере деятельности
или образе жизни охраняемого объекта, путем дезинформирования криминальных
элементов о состоянии режима охраны, объеме имеющихся на объекте
товарно-материальных ценностей и т.д.
Когда время начала посягательства трудно
предугадать, имеет смысл в отдельных случаях "подтолкнуть"
преступников к началу посягательства. Это может быть достигнуто путем
дезинформирования криминальных элементов о времени и месте судебного заседания,
о местах пребывания свидетеля, находящегося под охраной, а также путем
проведения иных оперативных комбинаций, которые следует планировать и проводить
совместно с сотрудниками органов внутренних дел.
Судебные приставы по обеспечению установленного
порядка деятельности судов подчиняются старшему судебному приставу и выполняют
его распоряжения, а также распоряжения председателя суда, судьи,
пристава-исполнителя в части, касающейся охраны, обеспечения установленного
порядка деятельности судов, а также безопасности процедуры исполнительных
действий. Председатель суда, судьи, приставы-исполнители все свои обращения
организационного характера передают судебному приставу через старшего судебного
пристава.
В целях поддержания режима охраны судебный
пристав обязан:
- явиться на инструктаж в соответствующей сезону
форменной одежде;
- получить оружие и специальные средства,
предварительно проверив их с соблюдением мер и правил безопасного обращения;
- своевременно прибыть на охраняемый объект,
проверить на нем исправность дверей, окон, решеток и замков, целостность
печатей и пломб;
- знать особенности охраняемого объекта, средства
сигнализации и противопожарной защиты;
- проверить охранно-пожарную сигнализацию на
объекте, исправность освещения и телефонной связи;
- убедиться в наличии на охраняемом объекте
первичных средств пожаротушения и сделать запись в журнале приема-сдачи
дежурства, отметив недостатки, ослабляющие режим охраны;
- в случае отсутствия сменяемого пристава и при
наличии на объекте неисправностей и нарушений, не позволяющих принимать его под
охрану, немедленно связаться с дежурным и в дальнейшем действовать в
соответствии с его указаниями;
- при исполнении своих функциональных
обязанностей по охране судебный пристав должен безотлучно находиться на
объекте, в соответствии с инструкцией и складывающейся ситуацией обходить
территорию или помещения охраняемого объекта, проверять состояние дверей, окон,
решеток, замков, печатей и пломб, следить за световыми и звуковыми сигналами
охранно-пожарной сигнализации;
- в случае срабатывания сигнализации немедленно
сообщить об этом дежурному Службы судебных приставов, с соблюдением мер
безопасности установить причину срабатывания сигнализации и принять меры к
задержанию преступников только в том случае, если эти действия не ослабляют
режима охраны объекта;
- предупреждать и пресекать
преступления и правонарушения в
здании суда, совещательных комнатах, иных судебных помещениях, в местах
совершения исполнительных действий, выявлять лиц, совершивших противоправные
действия, в случае необходимости задерживать с последующей передачей их в
территориальный орган внутренних дел;
- активно взаимодействовать с
нарядами милиции и сотрудниками конвойных подразделений в целях обеспечения
должного режима охраны
Судебные приставы при
исполнении служебных обязанностей имеют право:
- применять физическую силу,
специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке,
предусмотренных Законом о судебных приставах;
- удалять из здания суда лиц, находящихся в
состоянии наркотического, алкогольного или токсического
опьянения;
- удалять из зала судебного заседания по
распоряжению председателя суда, судьи или председательствующего лиц, нарушающих
порядок судебного заседания;
- при необходимости обращаться за помощью к
сотрудникам милиции, органов Федеральной службы безопасности, военнослужащим
внутренних войск, а судебные приставы военных судов - также к военному
командованию
При осуществлении охраны зданий судов приставу
необходимо строго соблюдать утвержденный главным судебным приставом, по
согласованию с председателем суда, режим пропуска граждан в арбитражный суд и
суды общей юрисдикции, а также в помещение Службы судебных приставов.
Судебному приставу при выполнении им своих
служебных обязанностей на охраняемом объекте
запрещается:
- принимать под охрану объекты, не указанные в
табеле поста или постовой ведомости;
- оставлять свой пост до прибытия смены, даже
если его жизни и здоровью угрожает опасность;
- в случае внезапного заболевания доложить
дежурному и дождаться замены;
- перемещать пожарный инвентарь и использовать
его не по прямому назначению;
- отвлекаться от несения службы, уходить с
охраняемого объекта, спать на посту;
- выполнять функцию посредника при приеме или
передаче каких-либо предметов;
- выполнять работы, не связанные с охраной
объекта (грузчик, посыльный и т.д.);
- пропускать на объект лиц и допускать вынос или
вывоз предметов, вещей или документов с нарушением установленных правил;
- передавать кому бы то ни было свое оружие и
специальные средства, за исключением ответственного за хранение и выдачу
(дежурного), утвержденного приказом руководства Службы судебных приставов, с
соответствующей отметкой в книге приема и выдачи вооружения и специальных
средств;
- отключать сигнальные приборы, автономную
сигнализацию, освещение на охраняемом объекте, в том числе и при неоднократном
срабатывании сигнализации;
- занимать посторонними разговорами телефон и
другие средства связи;
- самостоятельно передавать охрану объекта другим
лицам, например, близким родственникам.
Охрана стационарных объектов заключается в
выставлении постов.
Пост - это
порученный судебному приставу участок работы (здание, помещение или
территория), на котором он должен в течение определенного времени, предусмотренного
постовой ведомостью или табелем поста, обеспечить режим охраны в соответствии с
полученными инструкциями.
В практике охранной деятельности используются
два вида постов: стационарный пост и обходной. На участках со значительной
протяженностью могут быть использованы мото- или автопатрули
Стационарным
считается пост, на котором осуществляется охрана одного обособленного объекта,
либо нескольких объектов на открытой площадке или огражденной территории, если
общая протяженность обхода объекта судебным приставом на превышает 150 метров.
В практике охраны используют как открытые, так и
закрытые стационарные посты, т.е. такие, на которых охранника не видно со
стороны территории, смежной или прилегающей к охраняемому объекту.
Обходным считается
пост, на котором охрана одного или нескольких объектов осуществляется путем их
обхода, когда протяженность маршрута составляет от 150 до 1500 метров.
Местами выставления постов являются:
а) контрольно-проходные и проездные пункты
охраняемых объектов;
б) участки территории непосредственно у
охраняемого объекта;
в) внутренние помещения зданий, принимаемых под
охрану;
г) особо важные участки, где хранятся
материальные ценности, вещественные доказательства, материалы судебных дел;
д) периметр ограждения территории охраняемого
объекта.
В процессе охраны стационарных объектов
судебными приставами следует применять следующие приемы контроля и осмотра
охраняемого объекта:
1.
Фронтальный осмотр объекта, при котором судебные приставы движутся в одном
направлении до границы охраняемого объекта, а затем производят движение в
обратную сторону.
2.
Осмотр объекта навстречу друг другу, при котором судебные приставы движутся от
внешней границы объекта к центру (точке встречи), а затем вновь расходятся в
направлении периметра охраняемого объекта.
3.
Концентрический и эксцентрический способ контроля и осмотра объекта, при
котором судебный пристав движется по спирали от центра охраняемой территории на
периферию и наоборот.
4.
Последовательный осмотр отдельных участков охраняемого помещения или территории
по сложному маршруту в зависимости от конструкции и планировки
объекта.
5.
Выборочный осмотр участков объекта в зависимости от значимости охраняемых
людей, ценностей, документов, наличия на охраняемом объекте уязвимых
мест.
6.
Движение по охраняемому объекту с постоянно меняющимся маршрутом. Применяется в
экстремальных ситуациях при зачистке объекта и в случаях предупреждения
нападения на судебного пристава.
7.
Движение по объекту с временными остановками и осмотром уязвимых мест и иных
участков с закрытого поста (из
засады).
Тактика
проверки документов, досмотра людей и транспорта, задержанных судебными
приставами на охраняемых объектах.
Выполнение судебным приставом своих
профессиональных функций предполагает ситуации, в которых возникает
необходимость проверки документов, задержания, досмотра и доставления в
служебное помещение правонарушителя. При проверке документов не следует стоять
вплотную к проверяемому. Проверка документов включает в себя: изучение
паспорта, удостоверения личности, прав на управление транспортом, пропусков и
т.п. В процессе проверки устанавливается, является ли предъявляемый документ
подлинным или действительным, проверяются особые отметки о регистрации, а в
отношении иностранцев или лиц без гражданства - разрешение на жительство,
наличие пропуска или визы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|