Деятельность судебных приставов по охране суда
Ивановский
юридический колледж.
Дипломная
работа
по
дисциплине Исполнительное производство
ТЕМА:
Деятельность судебных приставов по охране судов.
Выполнил
студент 31-й группы ОДО
Чижов
Алексей Владимирович
« __ »
______________2007г.
Научный
руководитель
Шурупова Ольга Алексеевна
«__» _____________2007г.
Иваново 2007
Содержание:
Введение
Глава 1. Понятие и виды судебной деятельности
Глава 2. Тактика деятельности судебного пристава
1.
Общие положения тактики судебного пристава
2.
Тактика осуществления судебным приставом
охранных мероприятий
3.
Тактика действий судебного пристава в ходе подготовки
судебного заседания
4.
Тактика действий судебного пристава в ходе
судебного заседания
5.
Тактика действий судебного пристава в особых
условиях
Глава
3. Психология деятельности судебного пристава
Глава
4. Оружие, технические и специальные средства Службы судебных приставов
Глава
5. Взаимодействие службы судебных приставов
Заключение
Список
использованной литературы
Введение.
Очередным этапом на пути реализации
судебно-правовой реформы в России стало принятие Федерального закона "О
судебных приставах". Система органов юстиции пополнилась специальной
структурой, основными задачами которой является обеспечение установленного
порядка деятельности судов, а также исполнение судебных актов и актов других
органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном
производстве". В зависимости от выполняемых задач судебные приставы
подразделяются, соответственно, на судебных приставов, обеспечивающих
установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Отличие в характере и содержании их деятельности
столь серьезно, что уместно говорить о двух различных по своим функциям
должностях в рамках одной Службы судебных приставов Министерства юстиции
России. И если институт судебных приставов-исполнителей был создан на основе
действовавшей ранее системы судебных исполнителей, то формирование
подразделений судебных приставов по обеспечению установленного порядка в
деятельности судов пришлось начинать с нуля. В этой связи особую значимость
приобретают проблемы профессиональной подготовки судебных приставов, освоение
ими всей суммы знаний, навыков и умений, которые предусмотрены квалификационной
характеристикой специалиста.
У некоторых посетителей суда вызывают
откровенное недоумение принимаемые приставами меры: проверка документов,
регистрация посетителей суда, проверка металлодетектором. Тогда как
добропорядочный гражданин, не имеющий злого умысла, совершенно адекватно
воспринимает подобные меры, например, в зданиях аэропорта, более того, будет
возмущён, если меры безопасности не будут приняты. А ведь здание суда — это не
только место большого скопления людей, но и учреждение, в котором
рассматриваются уголовные дела, решаются финансовые и материальные споры.
Данные обстоятельства повышают вероятность совершения насильственных действий,
вплоть до совершения терактов (с целью устранения свидетелей, оказания давления
на судейский состав и других граждан, из чувства мести и т.д.).
Сложное психологическое состояние граждан,
находящихся в здании суда, постоянно возникающие конфликты между сторонами, которые
могут привести к административным правонарушениям, а то и преступлениям,
вызывают необходимость в обеспечении общественного порядка в помещениях судов и
в судебных заседаниях. Вот эта обязанность и возложена на судебных приставов по
обеспечению установленного порядка деятельности судов. При этом надо учитывать
специфику взаимоотношений, складывающихся при осуществлении правосудия.
Судебному приставу здесь приходится проявлять максимум выдержки и такта,
стараться предотвратить конфликт, а в случае его возникновения, действовать
быстро, решительно и исключительно в рамках закона.
Но ведь действия приставов ни в коей мере не
ущемляют права граждан, они напротив всецело направлены на их безопасность. К
сожалению, жизнь подтверждает необходимость существования такой службы. Жители
Ставропольского края помнят о взрыве в здании Дома правосудия
г. Ставрополя в марте 2004 года. Тогда, к счастью, обошлось без жертв. А
вот недавний пример по Санкт-Петербургу гораздо печальней. Там в процессе судебного заседания один
из обвиняемых (бывший работник милиции) во время чтения приговора взорвал
гранату, в результате погиб сотрудник конвойного подразделения, ещё 11 человек,
в том числе подсудимые, судья и секретарь суда получили ранения различной
степени тяжести.
Обеспечение установленного порядка деятельности
судов — это не обеспечение просто порядка в здании
суда или в зале в процессе заседания. Порядок деятельности судов понятие
гораздо более широкое. Представьте себе ситуацию: идёт судебный процесс,
обвиняемый или обвиняемые уже длительное время находятся в следственном
изоляторе, граждане, участвующие в судебном процессе, добросовестно являются в
судебное заседание, тратят своё личное и рабочее время, планируют свою работу
судья, прокурор, адвокат, секретарь, конвойное подразделение и ещё масса
сотрудников, прямо или косвенно занятых в судебном процессе. Тратятся деньги
налогоплательщиков.
При этом нередки случаи, когда по вине
безответственных граждан, которые уклоняются от явки в судебное заседание,
срывается судебный процесс. Обвиняемый продолжает находиться в камере СИЗО,
остальные вынуждены являться повторно, причём, иногда неоднократно. О каком же
тут порядке деятельности судов может идти речь?
В этом случае судья имеет полное право вынести
постановление (определение) о принудительном приводе. Исполнение этого
постановления также входит в функции судебных приставов по ОУПДС.
Аналогичная ситуация зачастую возникает и при
проведении исполнительного производства. Только здесь речь идёт уже о
выполнении решения суда, что само собой подразумевает необходимость более
кардинальных действий со стороны судебных приставов. Тем более что в данной
ситуации возникают отношения сторон: истец — государство в лице судебного
пристава — ответчик. Истец, конечно, заинтересован в скорейшем исполнении
решения суда. Ответчик напротив всеми силами старается это исполнения затянуть.
А пристав обязан исполнить решение суда в максимально короткий срок. Вот здесь
опять не обойтись без помощи судебного пристава по ОУПДС, который имеет право в
принудительном порядке доставить к судебному приставу-исполнителю уклоняющееся
от явки лицо.
Судебные приставы подвергаются зачастую нападкам
со стороны ответчиков и прямым угрозам. Например, если имеется информация о
возможном готовящемся противодействии законным требованиям судебного
пристава-исполнителя, учитывая сумму, предъявленную для взыскания в
исполнительном листе, личность должника, возможный общественный резонанс
и т.д., старший судебный пристав может принять решение на участие в
исполнительном действии судебных приставов по ОУПДС. Здесь они уже выполняют
функции защитников судебных приставов-исполнителей.
За время работы службы судебных приставов
известна масса случаев, когда без участия судебных приставов по ОУПДС
исполнительные действия были не только невозможны, но и весьма опасны для
судебных приставов-исполнителей и других участников исполнительных действий.
Ну, если необходимо исполнить решение суда о
выселении; сносе незаконных построек; аресте имущества предприятий и передачи
их новым, признанным судом владельцам; аресте имущества у лиц, находящихся в
состоянии наркотического или алкогольного опьянения, а также с неустойчивой
психикой: Как, Вы думаете, встречают в этом случае судебных
приставов-исполнителей? Проклятия, оскорбления, травля собаками, попытки
применения оружия или бытовых предметов в качестве него с целью нанесения
увечий судебному приставу или взыскателю, привлечение криминальных структур:
Случается всякое. Задача судебного пристава по ОУПДС обеспечить
беспрепятственный доступ судебного пристава-исполнителя к месту исполнительных
действий и при этом гарантировать ему безопасность.
Вот почему тема данного диплома
является важной и главное актуальной в настоящее время. Работа
отражает все аспекты по подготовке судебных приставов, обеспечивающих
установленный порядок деятельности судов. На основе изучения действующего
законодательства и подзаконных актов, складывающейся практики анализируется
правовое положение этой категории судебных приставов, их права и обязанности,
система социальных и правовых гарантий, организация работы всех звеньев Службы
судебных приставов. Учитывая специфику функционирования судебных приставов, в
работе рассмотрены виды судебной деятельност
Особое внимание
уделяется вопросам тактики деятельности судебного пристава по исполнению
возложенных на него функциональных обязанностей, рассматриваются конкретные
приемы и методы работы судебного пристава по обеспечению безопасности судей,
народных и присяжных заседателей, других участников процесса, восстановлению нарушенного
порядка в зале судебного заседания и в здании суда, охране совещательных комнат
и судебных помещений, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в
суд или к судебному приставу-исполнителю.
Важное место в
работе занимают конкретные рекомендации судебному приставу по действиям в
экстремальных ситуациях: при вооруженных нападениях на здание суда, при
пресечении попыток несанкционированных действий в отношении потерпевших и
подсудимых, поступления информации о готовящимся террористическом акте и т.п.
Профессиональный интерес
представляет использование судебным приставом различного рода средств связи, а
также приборов, позволяющих вести наблюдение за объектами, находящимися как
внутри, так и вне здания суда, специальных устройств, обеспечивающих
безопасность и защиту судебного пристава
Обстоятельный комментарий сопровождает правила
применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Здесь
же разъясняется, что и при каких обстоятельствах должно быть применено и что
применять недопустимо, какая ответственность может наступить для судебного
пристава в случае нарушения им требований закона.
В целом рассмотрены правовые понятия, суть
которых должна быть хорошо знакома судебному приставу в силу решаемых им задач.
Глава
1. Понятие и виды судебной деятельности.
Действующее законодательство Российской
Федерации не дает определения судебной деятельности. В нормах и положениях
отдельных нормативных актов, регламентирующих те или иные аспекты деятельности
суда, а также в специальной юридической литературе термин "судебная
деятельность" используется как однопорядковый с такими правовыми
категориями, как "правосудие", "правоохранительная деятельность
суда" или "деятельность суда".
Между тем, различие здесь не только очевидно, но
и объективно необходимо, поскольку правильное понимание сущности и содержания
каждого из видов названной деятельности позволит, с одной стороны, глубже и
лучше понять специфику и механизмы реализации именно судебной власти как
исключительного конституционного правомочия суда; с другой - методологически
правильно исследовать связи и взаимосвязи этой основополагающей функции
деятельности суда с другими его правомочиями и направлениями деятельности.
Первичным элементом такого анализа должно стать
понятие "правосудие" как фундаментальная категория нашей правовой
науки и повседневной правоприменительной деятельности, неразрывно связанная с
целями, задачами, функциями, сущностью и содержанием всей деятельности суда,
исследуя которую, мы одновременно исследуем отдельные грани понятия и признаки
судебной деятельности.
Правосудие
как высшая форма судебной деятельности
В обыденном правосознании "правосудие"
чаще всего понимается как право на суд; суд о праве; как справедливый, скорый
суд, призванный разрешить конфликт двух спорящих между собой сторон. Но коль
скоро "правосудие" относится к числу основополагающих правовых
категорий, его определение и основные признаки, безусловно, должны опираться на
соответствующие категории и нормы права, позволяющие гарантировать определенную
стабильность в научном понимании и практическом применении этого многогранного
правового явления. К числу таковых признаков (свойств) правосудия, выработанных
нашей наукой, в частности, относят то, что:
1) этот вид государственной деятельности
осуществляется только судом. Причем судом:
а) в любом предусмотренном законом судебном
составе (единолично судьей, судьей и двумя народными заседателями, тремя
профессиональными судьями; и т.д.);[1]
б) созданным и функционирующим
в соответствии с нормами и положениями Конституции РФ, Федерального конституционного
закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" и Федерального конституционного
закона от 23 июня 1999 года "О военных судах Российской Федерации".[2]
Правильное понимание сущности этого признака в принципе
исключает возможность отнесения к правосудию (и, соответственно, к судебной
деятельности) юрисдикционной деятельности любых иных органов государства или
органов общественной самодеятельности (товарищеских и третейских судов, судов чести,
морских арбитражных комиссий и т.п.);
2) законом предусмотрен особый процессуальный
порядок осуществления этой деятельности. Учитывая роль и социальное назначение
данного вида государственной деятельности, законодатель определил, что она
может осуществляться только посредством проведения судебного заседания как
особой процессуальной формы деятельности суда и в точном соответствии с
установленной законодателем, процессуальной формой ее реализации. Именно
отсутствие судебного заседания, к примеру, не позволяет отнести к правосудию
такую форму (несомненно) судебной деятельности, как действия и решения судьи по
назначению судебного разбирательства, регламентированную главой 20 УПК РФ, а отсутствие строго регламентированной
законодателем процессуальной формы не позволяет считать правосудием
деятельность судьи по приему жалоб и заявлений граждан, осуществляемую в рамках
гражданского судопроизводства;
3) способ осуществления этого вида
государственной деятельности строго определен законом. Указанный признак
свидетельствует о том, что этот вид судебной деятельности может осуществляться
только конкретными способами, а не произвольно по усмотрению каких-либо
должностных лиц или органов. Так, ст.4 Закона РСФСР "О
судоустройстве РСФСР" прямо указывает на то, что правосудие в
Российской Федерации осуществляется путем (способом):
а) рассмотрения и разрешения в судебных
заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан,
государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных
кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;
б) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных
дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении
преступления, либо оправдания невиновных.[3]
Это однако не означает, что правосудие может
быть реализовано исключительно в двух названных способах.
Происходящие в стране социально-экономические
изменения, реформы судебно-правовой системы и обусловленные ей кардинальные
изменения отраслевого законодательства позволяют сделать вывод о том, что
понятием правосудия может и должна охватываться судебная деятельность по
рассмотрению и разрешению не только уголовных и гражданских дел, но и административное,
арбитражное и конституционное судопроизводство, так как каждое из них вполне
отвечает признакам, сущности и содержанию правосудия.[4]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|