В такой ситуации,
видимо, было бы целесообразно несколько смягчить стандартные условия оплаты,
применяемые для контроля за погашением дебиторской задолженности и
одновременно, выработать менее лояльную политику инкассации. В совокупности
такие меры являются признаками умеренного типа кредитной политики.
Неэффективное
управление дебиторской задолженностью общества «», на взгляд автора, может
являться одной из причин несостоятельности рассматриваемого общества.
2. 4. Основные
направления совершенствования управления
дебиторской
задолженностью общества «»
Ранее выполненный
анализ позволяет утверждать, что основные направления совершенствования
управления дебиторской задолженностью, призванные поддержать жизнеспособность
общества «» в обозримом будущем, на наш взгляд, могут быть следующие:
проведение мер финансового оздоровления, разработка адекватной кредитной
политики, применение анализа и контроля дебиторской задолженности, а также обеспечение
активного использования современных форм рефинансирования дебиторской
задолженности (таблица 10).
А. Проведение мер финансового
оздоровления
Собственникам и
менеджерам фирмы следует незамедлительно принять меры по предотвращению угрозы
банкротства. Для этого целесообразно составить бизнес-план финансового
оздоровления, куда включить меры предусматривающие:
·
анализ
материальных активов с целью выяснения их дальнейшего использования. По каждому
элементу основных фондов необходимо принять одно из следующих решений: оставить
в неизменном виде, отремонтировать и модернизировать для собственного
пользования, сдать в аренду, продать.
·
повышение
квалификации кадров, прежде всего менеджеров фирмы.
·
особое
значение для финансового оздоровления имеет выработка комплекса мер по
формированию разумной политики управления дебиторской, а также кредиторской
задолженностями («р-а-с-т-я-г-и-в-а-н-и-е» срока оплаты кредиторской
задолженности).
·
формирование
маркетинговой стратегии (ассортиментная политика, ценовая политика,
стимулирование сбыта).
Б. Разработка кредитной
политики ЗАО «»
Учитывая угрозу
банкротства, умеренная кредитная политика является оптимальной, т. к.
для текущей ситуации фирмы не приемлемы высокий риск (агрессивная) и снижение
притока денег (консервативный). Используя матрицу кредитной политики фирмы,
выбираем компромисное решение, суть которого наглядно представлена ниже:
Рис. 8.
Выполняя
предложенное условие необходимо одновременное изменение нескольких
характеристик текущей кредитной политики:
1) увеличение
периода предоставления кредита до 45 дней;
2) введение
системы скидок: 3 % («3 / 10, n / 45»);
3) повышение
стоимости кредита с 12 % до 24 % в год, что должно стимулировать клиентов
воспользоваться скидкой. Сравнительный анализ условий кредита, установленного в
настоящее время в ЗАО «», и предложенных условий кредита приведен на рисунке 9.
И в том и другом случае, при неизменной величине скидки, стоимость
коммерческого кредита уменьшается по мере увеличения срока кредита. Расчет
приводится в приложении № 12.
Рис. 9.
Зависимость между
годовым процентом стоимости коммерческого кредита и периодом времени
4) установление
стандартов кредитоспособности. Решение о кредите должно основываться на
предпочтении надежности платежа. При анализе кредитоспособности рекомендуется
использование метода «3 С»: желание (character) (т. е. степень стремления выполнить свои долговые
обязательства), способность (capacity) (т. е. способность генерировать денежные средства,
необходимые для выполнения принятых на себя долговых обязательств) и капитал (capital) (т. е. размер чистого собственного
капитала и коэффициент соотношения чистого собственного и заемного капитала).
Целесообразно
также формирование информационной базы, сгруппировав покупателей по уровню
кредитоспособности. Для ее разработки можно использовать информацию по
исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях,
судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие
контрагентов; общую информацию – структура фирмы, ее история, биографические
данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией отзыв о компании,
публикуемый в прессе.
На основе всей
этой информации необходимо принять решение о возможности кредита. Для этого
стоит воспользоваться методом «дерево решений», наиболее доступным и
популярным методом в менеджменте. Использование данного инструмента в фирме «»
видится в такой схеме:
Рис. 10.
«Дерево решений» по предоставлению
кредита или об отказе от него
5) проведение
менее либеральной политики инкассации (усиление давления на дебиторов,
задерживающих внесение оплаты счетов). Необходимо использование «Календаря
инкассации дебиторской задолженности» - платежи включаются в календарь в
суммах и сроках, предусмотренных соответствующими контрактами с контрагентами.
Он обеспечивает ежедневное управление поступлением денежных средств.
Так как
предлагаемый умеренный тип кредитной политики приоритетной целью ставит
увеличение дополнительной прибыли за счет стимулирования реализации товара в
кредит при среднем уровне риска, то предположительно должен несколько
увеличиться объем дебиторской задолженности общества. Однако, любое увеличение
дебиторской задолженности должно быть профинансировано, при этом за счет
внешних источников должна быть профинансирована лишь часть дебиторской
задолженности, а остаток покрывается прибылью. Например, в качестве внешнего источника
финансирования вероятного увеличения объема дебиторской задолженности ЗАО
«», по нашему мнению, могут выступать: продажа или сдача в аренду складского
помещения, принадлежащего обществу; новый партнер, который мог бы обеспечить
прилив нового капитала; «р-а-с-т-я-г-и-в-а-н-и-е» срока оплаты кредиторской
задолженности.
В. Совершенствование анализа и
контроля дебиторской задолженности
С целью
совершенствования анализа и контроля дебиторской задолженности в
рассматриваемом ЗАО, предлагается:
1) использование
современных приемов управления дебиторской задолженностью: определение основных
финансовых коэффициентов дебиторской задолженности, взвешенного «старения»
счетов дебиторов, составление реестра «старения» счетов дебиторов,
прогнозирование безнадежной дебиторской задолженности;
2) сформировать резерв
на покрытие прогнозируемых безнадежных долгов в размере 1205 Лт;
3) оценить в
будущем влияние предложенных скидок на финансовые результаты;
4) определить эффект,
полученный от инвестирования средств в дебиторскую задолженность (абсолютная
сумма эффекта) по формуле:
E = P – С – LP , (2.
5.)
E (Effect) – Сумма эфекта полученного от инвестирования средств в
дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
P (Profit) – Дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения
объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
С (Cost) – Текущие издержки фирмы, связанные
с организацией кредитования покупателей и инкассации долга;
LP (Loss Profit) – Сумма прямых финансовых потерь от
невозврата долга покупателями.
4) установить вознаграждения
персонала по работе с дебиторской задолженностью в зависимости от эффективности
мер по продажам и получению платежей;
5) широкое
использование компьютерной техники при управлении дебиторской
задолженностью, равно как и в управлении запасами и денежными средствами.
Компьютерные системы служат для учета реализации, движения векселей,
поступления платежей и т. п. Кроме того, компьютерная система может
информировать менеджера рассматриваемого общества о просроченной дебиторской задолженности,
а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам. Эти процессы происходят
автоматически. При помощи компьютерной техники ведется сбор данных по каждому
клиенту – так называемая «платежная история», затем эти данные обобщаются и на
их основе выносятся решения об установлении предельной величины кредита,
которая может быть предоставлена клиенту; производится классификация дебиторов.
Данные по каждому дебитору обобщаются и используются в системе контроля
дебиторской задолженности. Итоговая информация о взаимоотношениях с дебиторами
сосредотачивается в базе данных фирмы и используется для принятия решений
относительно возможного изменения кредитной политики.
Г. Обеспечение активного
использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности
Ранее выполненный
анализ показал, что общество «» не использует современных форм
рефинансирования. Это объясняется тем, что в Литве эти формы рефинансирования
сравнительно новые, поэтому большинству хозяйственных субъектов не достает
знаний и опыта, а также информации механизма их использования.
Специалистам ЗАО
«» рекомендуется в своей практической деятельности использование векселя,
основной срок действия которого 2 – 7 лет. Средняя продолжительность времени
действия векселя может быть короче 1 года и продолжительнее 7 лет. Как
переводные, так и простые вексели выпускаются на специальных бланках, которые
можно приобрести в банке, оплатив налог 0,25 % от суммы векселя. Специалисты
общества «» могут использовать бланки векселей номиналом 100, 500, 1000, 3000,
5000, 10000, 25000, и 50000 литов. Переводной вексель выпускается 288
×110 мм формата, а простой – 300 × 115 мм. Оба векселя имеют
технологические элементы защиты.
В случае
необходимости получения денег по векселю раньше термина оплаты, специалисты ЗАО
могут его продать банку, который его дисконтирует. Дисконт расчитывается
аналогично процентам по формуле:
SB × T ×RB
SD =
---------------------------, (2.
6.)
100 × 360
SD (Sum of Discount) - Сумма дисконта,
SB (Sum of Bill) - Сумма векселя,
T (Time) – Период оплаты векселя,
RB (Rate of Bill) - Годовая вексельная
ставка.
В деятельности
общества «» существуют проблемы с взиманием оплаты за товар от недобросовестных
клиентов. Сумма по таким высоко рисковым счетам в 2002 году составила 7 955 Лт.
Поэтому, руководителям и специалистам общества «» рекомендуется использовать факторинговую
систему, которая дает 100 % гарантию оплаты в среднем 80 % от суммы счета.
В случае опротестования векселя, постановление о переводных и простых векселях
позволяет требовать не только сумму векселя, но и 6 % дисконта и 3 % пенни,
вычисляемых от конца установленного срока оплаты, а также все расходы по
компенсации и опротестованию векселя.
Услуги факторинга
в Клайпеде оказывает Hansabankas. Принцип факторинга такой:
факторинговая фирма перенимает от своих клиентов права получения денежных
средств по платежным документам за поставленную продукцию и через 2 – 3 дня
выплачивает аванс, который составляет от 70 % до 90 % всей востребуемой суммы,
оставшиеся 10 – 30 % средств факторинговая фирма возвращает только после того,
как должник оплатит за товар.
Из рисунка 11
видно, что воспользовавшись факторингом фирма «» получит через 2 – 3 дня – 8
474 Лт. (9969 × 85 %). Суммы просроченных задолженностей четырех основных
дебиторов фирмы «Эйга» указаны цифровыми значениями под схематично
изображенными основными фирмами-контрагентами.
Рис. 11.
Предложенные
основные направления совершенствования управления покупательской задолженностью
Закрытого Акционерного Общества «» обобщены и представлены в приведенной ниже
сводной таблице комплекса мероприятий по повышению эфективности управления
дебиторской задолженностью ЗАО «» (таблица 10).
Таблица 10.
Сводная таблица
комплекса мероприятий по совершенствованию управления дебиторской
задолженностью ЗАО «»
Если фирма «» примет решение об использовании более льготной умеренной
кредитной политики путем таких мер, как умеренное удлинение периода кредита,
предоставление торговых скидок, установление стандартов кредитоспособности и
переход к менее лояльным методам работы по взиманию просроченной задолженности,
то это приведет, по нашему мнению, к увеличению объема реализации. Так как
почти во всех случаях выполняется следующее правило: более льготная
кредитная политика стимулирует реализацию. Если кредитная политика стала более
лояльной и объем реализации за счет этого возрос, то следует ожидать
возрастания затрат, поскольку потребуется больше сырья, материалов и т. д. для
продажи дополнительного количества товара. Кроме того, увеличится объем
дебиторской задолженности, следовательно, и текущие затраты, связанные с ней, а
также возрастет количество расходов, связанных с предоставлением скидок. Однако
доходы от реализации, на наш взгляд, возрастут в большей мере, чем затраты.
Поскольку во-первых, те меры по совершенствованию управления дебиторской
задолженностью, которые приведены здесь, позволяют снизить количество
безнадежных долгов, а во-вторых, предоставление скидок оправдано в любом случае,
т. к. ЗАО «» испытывает дефицит денежных средств и скидки предлагаются с целью
увеличения притока денег, даже если в отдаленной перспективе общий финансовый
результат от конкретной сделки будет отрицательным.
Ожидаемый
совокупный эффект от изменений в управлении дебиторской задолженностью ЗАО «» – повышение
эффективности управления дебиторской задолженностью, повышение ликвидности,
дохода, поддержание жизнеспособности фирмы в обозримом будущем. Обсудив,
основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью
общества «», можно сформулировать вывод.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ
II
Выполненный
анализ управления дебиторской задолженностью ЗАО «» позволяет автору сделать
следующие выводы и предложения для повышения эффективности управления
дебиторской задолженностью ЗАО «»:
Выводы:
1. Вывод, который следует из
предварительной оценки финансового положения ЗАО «» - общество находится на
краю банкротства, что подтверждают низкий коэффициент ликвидности и высокий
коэффициент финансовой зависимости.
2. Подводя краткие итоги
анализа дебиторской задолженности, можно заключить, что ЗАО «» имеет низкий
уровень ликвидности дебиторской задолженности, т. е. ее способности
конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене. Это
подтверждается недостаточной оборачиваемостью дебиторской задолженности,
уменьшением объема дебиторской задолженности, низким качеством дебиторской
задолженности.
3. Результаты анализа
кредитной политики ЗАО «» позволяют понять, что существует сложность в выборе
ясной стратегии кредитной политики. Соответственно, отсутствуют какие-либо
стандарты кредитоспособности, политика инкассации, использование форм
рефинансирования. Перечиленные факты требуют изменения ряда показателей и
выработки адекватной текущему состоянию дел кредитной политики фирмы.
Полученные
результаты проведенного анализа достаточны для доказательства того, что
управление дебиторской задолженностью ЗАО «» явно неэффективно. Совершенно
очевидна необходимость выработки решений по принятию безотлагательных мер по ее
рациональному изменению, что несомненно, является одним из факторов финансового
оздоровления ЗАО «».
Предложения:
Основной целью
менеджеров фирмы по управлению дебиторской задолженностью является увеличение
объема реализации в кредит за счет более льготной кредитной политики,
предоставляемой надежным клиентам, что должно принести дополнительный доход, в
результате чего снизится угроза банкротства общества «». Структура предложений
по совершенствованию управления дебиторской задолженностью фирмы, следующая:
1.
Проведение
мер финансового оздоровления,
2.
Разработка
адекватной состоянию дел кредитной политики,
3.
Применение
анализа и контроля дебиторской задолженности,
4.
Инновационная
активность в среде использования современных форм рефинансирования дебиторской
задолженности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей
дипломной работе был рассмотрен основной круг вопросов, позволяющих комплексно
представить содержание процесса управления дебиторской задолженностью в
современных условиях и обеспечивающих выработку эффективных управленческих
решений в этой сфере менеджмента на примере субъекта хозяйствования Литовской
Республики ЗАО «».
Основной арсенал
современных методов управления дебиторской задолженностью, затрагиваемый
при исследовании работы данной фирмы, следующий:
·
предварительная
оценка финансового состояния по методу Э. Альтмана;
·
ранжирование
дебиторской задолженности по срокам возникновения;
·
составление
реестра «старения» счетов дебиторов;
·
прогнозирование
вероятной суммы безнадежной дебиторской задолженности;
·
определение
взвешенного «старения» счетов дебиторов;
·
разработка
кредитных условий;
·
анализ
кредитоспособности по методу «3 С»;
·
построение
«дерева решений»;
·
матрица
стратегии кредитной политики фирмы;
·
оценка
возможности факторинга и учета векселей;
·
вычисления
взаимосвязанных финансовых коэффициентов: 1) отвлечения оборотных активов в
дебиторскую задолженность, 2) оборачиваемости дебиторской задолженности в днях,
3) средний срок оплаты счетов дебиторами, 4) просроченности дебиторской задолженности,
5) стоимости предоставления кредита.
Полученные
результаты
раскрывают внутренние причины обусловливающие неэффективное управление
дебиторской задолженностью данного экономического субъекта:
·
Ухудшение
показателей ликвидности и финансовой независимости;
·
Снижение
объема (или уровня) дебиторской задолженности;
·
Снижение
оборачиваемости дебиторской задолженности в год;
·
Замедление
оплаты (средний реальный период оборота дебиторской задолженности превышает
установленный в 2 раза, что является отрицательным фактом);
·
Отсутствие
монотонности убывания в структуре дебиторской задолженности по отдельным ее
«возрастным группам», что является негативным фактом;
·
Значительно
превышающий норму коэффициент просроченной дебиторской задолженности;
·
Увеличение
доли «сомнительных» долгов (более половины их сконцентрировано на сроке
возникновения задолженности 30 – 60 дней);
·
Убыток от
прогнозируемой безнадежной дебиторской задолженности;
·
Отсутствие
конкретно выраженного типа кредитной политики;
·
Отсутствуют
какие-либо стандарты кредитоспособности (т. е. кредит предоставляется всем
претендентам без исключения);
·
В числе
партнеров фирмы присутствуют контрагенты с высокой степенью риска;
·
Не
сформированна политика инкассации в ЗАО «»;
·
Полностью
отсутствуют современные формы рефинансирования дебиторской задолженности.
Перечисленные
результаты анализа дебиторской задолженности ЗАО «» позволяют сделать следующие
выводы и предложения.
Выводы:
1. По вопросу предварительной
оценки финансового положения ЗАО «», можно заключить, что это общество
находится в глубоком финансовом кризисе.
2. На фоне полученных
многочисленных негативных показателей анализа дебиторской задолженности, можно
констатировать, что в ЗАО «» работа со счетами дебиторов ведется
неудовлетворительно. Этот вывод иллюстрируется уменьшением объема дебиторской
задолженности, а также сложившимся негативным положением с ее оборачиваемостью.
Кроме того, замедление оплаты счетов дебиторов сигнализирует об ухудшении
качества дебиторской задолженности рассматриваемой организации, т. е. об
увеличении доли «сомнительных» долгов и, следовательно, растущей вероятности их
невозврата.
3. Результаты анализа кредитной
политики ЗАО «» позволяют понять, что в организации полностью отсутствует
продуманная стратегия кредитной политики. Соответственно, отсутствуют
какие-либо стандарты кредитоспособности и политика инкассации, рефинансирование
дебиторской задолженности не используется.
Таким образом,
все вышеизложенное означает, что неэффективное управление дебиторской задолженностью
общества «», по нашему мнению, может являться одной из причин несостоятельности
рассматриваемого общества.
Предложения:
В общих чертах,
разработанный комплекс мероприятия в рамках управления дебиторской
задолженностью ЗАО «», сводится к целесообразности смягчения стандартных
условий оплаты и одновременно - к выработке менее лояльной политики инкассации,
а также установлении стандартов кредитоспособности. В совокупности, такие меры
являются признаками умеренного типа кредитной политики. Кроме того, следует
обеспечить активное использование методов анализа и контроля дебиторской
задолженности, а также современных форм ее рефинансирования. Поскольку данному
экономическому субъекту угрожает банкротство, то для того чтобы он мог
продолжить свою деятельность в обозримом будущем разработанный комплекс мер
предусматривает проведение мероприятий по его финансовому оздоровлению.
Поставленная
цель настоящей
дипломной работы – анализ состояния дебиторской задолженности, систематизация
проблем и поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью (на
примере ЗАО «») по мнению автора, достигнута. Поскольку на основе анализа
финансовых результатов выявлены проблемные области управления дебиторской
задолженностью ЗАО «» и разработаны основные пути совершенствования управления
ею в данной фирме.
Предложенная, на
наш взгляд, достаточно корректная система современных методов управления
дебиторской задолженностью может помочь специалистам ЗАО «» и всем, кто
интересуется бизнесом, выработать логику принятия решений в области
эффективного управления дебиторской задолженностью; а также ознакомит с
современными формами рефинансирования, используемыми в хозяйственной практике
предприятий. Также ее можно частично использовать, по нашему мнению, и при
анализе управления оборотными активами, а также кредиторской задолженностью
фирмы, т. к. они имеют аналогичные характеристики (объем, скорость оборота,
структура).
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Специальная литература:
1. Армстронг М. Основы
менеджмента. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 512 с.
2. Бригхэм Ю. Энциклопедия
финансового менеджмента: Сокр. пер. с англ. – М.: «РАГС»; «Экономика», 1998. -
823 с.
3. Бригхэм Ю., Гапенски Л.
Финансовый менеджмент. В 2-х томах. Пер. с англ. - СПб.: «Экономическая школа»,
1997. - Т.2. 669 с.
4. Ван Хорн Дж. К. Основы
управления финансами. Пер. с англ. - М.: «Финансы и статистика», 1999. – 800 с.
5. Ван Хорн Дж. К., Вахович
Джон. Основы финансового менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Вильямс», 2001. – 992
с.
6. Коласс Б. Управление финансовой
деятельностью предприятия. Пер. с франц. – М.: «Финансы», «ЮНИТИ», 1997. – 576
с.
7. Стоун Д., Хитчинг К.
Бухгалтерский учет и финансовый анализ. Пер. с англ. – СПб.: АОЗТ «Литера
плюс», 1994. – 272 с.
8. Томпсон А., Форби Дж.
Экономика фирмы. Пер. с англ. – М.: «Издательство БИНОМ», 1998. – 544 с.
9. Уолш К. Ключевые показатели
менеджмента. Пер. с англ. – М.: «Дело», 2000. – 360 с.
10. Управление современной компанией. Под
ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. – М.: «Инфра - М», 2001. – 586 с.
11. Финансовый менеджмент: руководство по
технике эффективного менеджмента. Пер. с англ. – М.: «Карана», 1998. – 290 с.
12. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория
экономического анализа. - М.: - «Финансы и статистика», 1993. – 285 с.
13. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента.
– М.: «Финансы и статистика», 1997. – 477 с.
14. Бланк И. А. Основы финансового
менеджмента. В 2-х томах. – Киев: «Ника- Центр», «Эльта», 1999. - Т.1. 592с.
15. Бочаров В. В., Леонтьев В. Е.
Корпоративные финансы. – СПб: «Питер», 2002. – 554 с.
16. Ковалев В. В. Введение в финансовый
менеджмент. - М.: «Финансы и статистика», 1999. – 768 с.
17. Ковалев В. В. Финансовый анализ. –
М.: «Финансы и статистика», 1995. – 432 с.
18. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет,
анализ хозяйственной деятельности и аудит. - М.: «Перспектива», 1994. –339 с.
19. Кузин Б., Юрьев В., Шахдинаров Г.
Методы и модели управления фирмой. - СПб: «Питер», 2001. – 432 с.
20. Никифоров В. Е. Методологические
требования и рекомендации к подготовке бакалаврских, магистерских и докторских
работ. - Рига;
БРИ; 1997. - 61 с.
21. Решина Г. А. Деньги и денежное
обращение /вопросы теории и практики/. - Рига; БРИ; 1998. - 223 с.
22. Тренев Н. Н. Управление финансами. -
М.: «Финансы и статистика», 1999. – 496 с.
23. Финансовое управление фирмой. Под
ред. В. И. Терехина.- М.: «Экономика», 1998. – 350 с.
24. Финансовый менеджмент. Под ред. Н. Ф.
Самсонова – М.: «Финансы», «ЮНИТИ», 1999. – 495 с.
25. Финансовый менеджмент: теория и
практика. Под ред. Е. С. Стояновой. - М.: «Перспектива», 1993. - 268 с.
26. Финансовый менеджмент: теория и
практика. Под ред. Е. С. Стояновой. - М.: «Перспектива», 1999. - 405 с.
27. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С.,
Негашев Е. В. Методика финансового анализа. - М.: «ИНФРА», 1995. – 230 с.
[1] Šlekienė
D., Klimavičienė
I. Įmonės veiklos
finansinis įvertinimas. 2000. 90
p.
[2] Šlekienė
D., Klimavičienė I. Įmonės veiklos finansinis įvertinimas. 2000. 95p.
[3] Управление
современной компанией. Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. 2001. С 237.
[4] Финансовый
менеджмент: руководство по технике эффективного менеджмента. 1998. С 94.
[5] Бланк И. А.
Основы финансового менеджмента. 1999. С 332.
[6] статистические
данные приведены в учебном пособии для вузов: Бочаров В. В., Леонтьев В. Е. Корпоративные
финансы. 2002. С 414.
[7] Управление
современной компанией. Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. 2001. С 236.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|