·
Разработка
адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления
дебиторской задолженностью;
·
Контроль
за текущим состоянием дебиторской задолженности.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет
собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой
политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и
заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении
своевременной ее инкассации.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное
поступление денежных средств;
- определение скидок или надбавок для различных групп
покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
- ускорение востребования долга;
- уменьшение бюджетных долгов;
- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской
задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств,
замороженных в дебиторской задолженности.
Качество
дебиторской задолженности оценивается также удельным весом в ней вексельной
формы расчетов, поскольку вексель выступает высоколиквидным активом, который
может быть реализован третьему лицу до наступления срока его погашения.
Вексельное обязательство имеет значительно большую силу, чем обычная
дебиторская задолженность. Увеличение удельного веса полученных векселей в общей
сумме дебиторской задолженности свидетельствует о повышении ее надежности и
ликвидности.
Особую
актуальность проблема дебиторской задолженности приобретает в условиях
инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки
предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от
просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на
индекс инфляции за этот срок.
1.3
Методы управления дебиторской
задолженностью
Важной составной
частью системы управления дебиторской задолженностью фирмы являются методы.
К чисто финансовым методам, примененным в данной работе, относятся:
метод Э. Альтмана, ранжирование дебиторской задолженности по срокам
возникновения, составление реестра «старения» счетов дебиторов, прогнозирование
вероятной суммы безнадежной дебиторской задолженности, определение взвешенного
«старения» счетов дебиторов, расчет и оценка финансовых коэффициентов. К
управленческим методам, имеющим место в предложенной дипломной
работе, относятся: «дерево решений», метод анализа кредитоспособности «3 С»,
матрица стратегии кредитной политики фирмы, формирование информационной базы,
использование системы вознаграждений, «р-а-с-т-я-г-и-в-а-н-и-е» срока оплаты
кредиторской задолженности.
Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в
области управления финансами предлагают следующие мероприятия по
совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:
- исключение из числа партнеров предприятий с высокой
степенью риска;
- периодический пересмотр предельной суммы кредита;
- использование возможности оплаты дебиторской задолженности
векселями, ценными бумагами;
- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами
на предстоящий период;
- выявление финансовых возможностей предоставления
предприятием товарного (коммерческого кредита);
- определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых
в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
- формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
- формирование системы штрафных санкций за просрочку
исполнения обязательств контрагентами;
- использование современных форм рефинансирования
задолженности;
- диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты
монопольным заказчиком.
Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых
в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360, (3.10.)
где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых
в дебиторскую задолженность;
ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит;
КСЦ – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции,
выраженных десятичной дробью;
ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в
днях;
ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному
кредиту, в днях.
Если финансовые возможности предприятия не позволяют
инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности
условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый
объем реализации продукции в кредит.
В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий
предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность
покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность
привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки
выполнять все связанные с ним финансовые обязательства .
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает
следующие основные элементы:
1. Определение системы характеристик, оценивающих
кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому)
кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
- объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность
их осуществления;
- репутация покупателя в деловом мире;
- платежеспособность покупателя;
- результативность хозяйственной деятельности покупателя;
- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором
покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
- объем и состав чистых активов, которые могут составлять
обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о
его банкротстве.
2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения
кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения
такой оценки.
Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений,
предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в
разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если
сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из
внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его
партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется
путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с
покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому
кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в
соответствии с объемом кредитования.
3. Группировка покупателей продукции по уровню
кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает
обычно выделение следующих их категорий:
- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в
максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа
«первоклассных заемщиков»);
- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в
ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в
ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
- покупатели, которым кредит не предоставляется (при
недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной
кредитной политики).
4. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем
кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может
осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита;
необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и
т.п.
Формирование процедуры инкассации задолженности
предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний
покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по
предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве
несостоятельных дебиторов.
Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской
задолженности и свести к минимуму возможные потери .
Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они
выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе
покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому
выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б»,
счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны
быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.
Для ускорения взимания платежей можно направлять
счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно
также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в
течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее
осуществления платежей по окончании работы.
Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные
датирования выставления счетов.
Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов,
эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении,
приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери
безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям
и стоимость страхования.
Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской
задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке
факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.
Указанные способы оценки и методы управления задолженностью
должны способствовать снижению степени риска неполучения денег от должников.
Анализ дебиторской задолженности предприятия рекомендуется
проводить по следующим основным этапам.
Анализ дебиторской задолженности лучше всего начать с
составления реестра старения счетов дебиторов (таблица 1.). Исходной
информацией для его составления являются данные бухгалтерского учета по
задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не
только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения
информации о просроченности задолженности следует провести анализ договоров с
контрагентами.
Когда такая информация получена, все дебиторы ранжируются по
убыванию величины задолженности. Как правило, дебиторская задолженность первых
20-30 крупнейших контрагентов составляет 70-80 % от общей суммы задолженности.
Данные по этим дебиторам следует занести в таблицу 1. В дальнейшем активная
работа по возврату задолженности будет проводится именно с этой группой
дебиторов.
Таблица 1. – Реестр «старения» счетов
дебиторов
Наименование дебиторов
|
0-30 дней
|
30-60 дней
|
60-90 дней
|
Свыше 90 дней
|
Всего
|
Доля, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
|
|
Прочие дебиторы
|
|
|
|
|
|
|
Всего
|
|
|
|
|
|
|
Доля, %
|
|
|
|
|
|
|
По каждому дебитору, попавшему в таблицу 1. крупнейших
дебиторов, необходимо провести работу по возврату задолженности. Основываясь на
опыте реструктуризации и реформирования предприятий России можно предложить
следующие меры по организации такой работы:
- создание целевой группы по работе с дебиторской
задолженностью;
- составление и анализ реестра «старения» счетов дебиторов;
- разработка плана мероприятий по работе с конкретными
контрагентами с указанием сроков, ответственных, оценкой затрат и полученного
эффекта;
- внесение информации о планируемых суммах возвращаемой
задолженности в финансовый план предприятия с последующим контролем выполнения;
- разработка и утверждение положения о мотивации за
результат, достигнутый целевой группой.
Целевая группа может состоять из сотрудников отделов
маркетинга, сбыта, бухгалтерии. Численность группы зависит от масштабов
предприятия и составляет 3-5 человек.
Как правило, после начала проработки реестра счетов
дебиторов, определяются затраты, необходимые для возврата задолженности и сумма
возврата.
Мероприятия по работе с дебиторами могут включать:
- телефонные переговоры;
- выезды к контрагентам;
- оформление договоров цессии;
- разработка схем погашения задолженности
векселями с их последующей реализацией;
- разработка эффективных бартерных схем;
- проработка возможностей обращения в арбитраж.
Опыт реформирования российских предприятий показывает, что
меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных
мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут
быстро принести хороший результат. Возврат задолженности в сжатые сроки –
реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств.
Тем не менее, с точки зрения эффективного управления
предприятием, важно не только в сжатые сроки вернуть средства, но и не
допускать последующего увеличения задолженности выше допустимого предела.
Возникает задача планирования и управления дебиторской задолженностью.
Планирование сроков и объемов увеличения и погашения
дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым
планированием на предприятии.
При составлении плана (бюджета) продаж готовой продукции
предприятия необходимо указывать, какое ее количество отгружается с
образованием дебиторской задолженности. Соответствующие суммы отражаются в
плане по движению дебиторской задолженности в графе «увеличение».
При формировании плана поступления платежных средств, так же
необходимо указать, какие суммы поступают в погашение задолженности, при этом
желательна разбивка на денежные средства и товарно-материальные ресурсы (бартер
). Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской
задолженности в графе «погашение».
При формировании плана продаж может определяться допустимая
(нормируемая) величина дебиторской задолженности и допустимый срок ее погашения
по каждому крупному контрагенту. Это делается для того, чтобы не допустить
неконтролируемого роста задолженности, обеспечить заданное среднее значение
оборачиваемости.
После составления исходного варианта финансового плана,
следует проверить, хватает ли имеющихся оборотных средств для функционирования
предприятия в каждый планируемый период. Если средств недостаточно, проводится
корректировка плана.
Целесообразно составление и анализ нескольких вариантов
финансового плана, отличающихся, в том числе сроками и объемами погашения
дебиторской задолженности.
Анализируя финансовый план, следует оценить сроки
оборачиваемости дебиторской задолженности как в целом, так и по крупным (первые
10-30) контрагентам. Варьируя сроки погашения (и соответственно период оборота)
можно оценить, насколько увеличится эффективность деятельности предприятия.
Запланированное движение задолженности (как дебиторской, так
и кредиторской) следует контролировать. Для этого необходима оперативная
бухгалтерская информация. Если бухгалтерия не обеспечивает нужную оперативность,
нужно воспользоваться данными управленческого учета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|