Для
ускорения взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда
их заказ еще обрабатывается на складе-. Можно также выставлять счет за услуги с
интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или
начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по
окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы
немедленно.
Когда
бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления
счетов: вы предлагаете продление срока платежей для стимулирования спроса среди
покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце зона.
-
Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно
анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от
финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной
дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в
финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию
необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного
года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых
двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с
большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует
модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на
основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать
продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи,
и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость
имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если
необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для
востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.
Необходимо
классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по
времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей,
нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того
как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские
задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными
нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по
безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям
продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении,
производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности).
Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.
-
Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов,
эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении,
приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери
безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям
и стоимость страхования.
-
Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание
дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при
сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.
Кредитная
политика
При
предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность
предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует
ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять
повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже
после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную
политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как
продавец, имеет возможность диктовать условия.
В
целом управление дебиторской задолженностью включает:
1)
анализ дебиторов;
2)
анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
3)
контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
4)
разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5)
оценку и реализацию факторинга.
Анализ
дебиторов предполагает прежде всего анализ их
платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления
коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика
коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности
продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения
процента по коммерческим кредитам и т.п.
Анализ
дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости
заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в
выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но
сомнительным долгам.
Определенный
интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее
возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет
сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых
необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность
управления дебиторской задолженностью.
Соотношение
дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой
устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике
финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация,
которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения
кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает
коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки
несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов.
Вспомним, что баланс предприятия считается неплатежеспособным, если:
1)
объем оборотных средств на конец периода/
краткосрочная задолженность на конец периода <2
2)
объем источников объем внеоборотных собственных
доходов - активов на конец периода / объем оборотных средств на конец периода <
0,1
Дебиторская
задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент
покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения
дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.
При
анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим
анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья
и материалов.
4.
Условия платежей за отгруженную продукцию - один из факторов, влияющих на объем
продаж. Под условиями платежей понимается:
а)
предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита (отсрочки платежа);
б)
срок кредита;
в)
скидка за своевременность оплаты. Перечисленные три условия могут быть выражены
распространенной схемой: Например, "3/10 чистых 30" - фирма
представляет 3 процентную скидку, если вексель оплачивается в течение 10 дней,
максимальный срок (без скидки)
-
30 дней. Последний срок - срок коммерческого кредита; далее - штрафы за
просрочку оплаты. Скидки более предпочтительны, чем надбавки, так как скидки
уменьшают налогооблагаемую базу, а надбавки ее увеличивают. Поощрение всегда
действует лучше, чем наказание.
На
уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:
-
оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема
закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и
предполагаемых условий оплаты;
-
контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской
задолженности;
-
анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
Для
определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который
учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской
задолженности.
Делая
обобщение можно сделать вывод что в основе управления дебиторской
задолженностью лежит два подхода:
1)
сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного
финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики
реализации продукции;
2)
сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской
задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности,
времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Оценка
реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности
безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом.
Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными
сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную
на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам
экспертов-консультантов.
Выборочный
и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами и кредиторами
В
зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных
документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и
выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в
себя несколько этапов.
Этап 1. Задается критический уровень
дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к
задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в
обязательном порядке.
Этап 2. Из оставшихся расчетных
документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные
способы. Одним из самых простейших является n-процентный
тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый
документ, отбираемый по какому-либо признаку, например по времени возникновения
обязательства).
Существуют
и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических
значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между
отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской
задолженности и т.п. В этом случае определяют интервал выборки по денежному
измерителю, и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного
интервала, отбирается для контроля и анализа.
Этап 3. Проверяется реальность сумм
дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут
направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность
проставленной в документе или проходящей в учете
Этап 4. Оценивается существенность
выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. Так,
национальными учетными стандартами Австралии отклонение между учетной и
подтвержденной в результате контрольной проверки суммами в размере, превышающем
10%, признается существенным (материальным). Если отклонение варьирует от 5 до
10%, решение о его существенности принимает аналитик (управляющий, бухгалтер,
аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, не превышающее 5%-го уровня,
признается несущественным.
2. 2. Анализ
дебиторской задолженности фирмы
Основной
задачей
этого анализа является определение ликвидности дебиторской задолженности. Для
этого необходимо оценить объем (или уровень), оборачиваемость и качество
дебиторской задолженности. Однако, прежде чем приступить к этому, целесообразно
на наш взгляд, сделать предварительную оценку финансового состояния фирмы, т.
к. она обеспечивает раннее обнаружение признаков кризисного развития предприятия.
Анализ
дебиторской задолженности рекомендуется проводить по следующим фазам:
1.
Предварительная
оценка финансового состояния фирмы;
2.
Определение
объема дебиторской задолженности и его динамики в предшествующий период;
3.
Определение
срока оплаты счетов дебиторов;
4.
Взвешенное
«старение» счетов дебиторов;
5.
Оценка
реального состояния дебиторской задолженности.
В процессе предварительной
оценки финансового состояния фирмы традиционно используются такие методы,
как экспресс-анализ и модель вероятности банкротства Э. Альтмана.
Экспресс-анализ состоит в обработке
небольшого количества существенных и легко определяемых показателей. Отбор
системы показателей для экспресс-анализа всегда субъективен. Какие-либо
стандарты здесь отсутствуют. Один из вариантов такой системы приведен в
приложении № 1.
Перспективным
методом определения финансового состояния является пятифакторная модель Э.
Альтмана, где применяется статистический анализ определения
кредитоспособности компании. Э. Альтман занимался анализом финансовых
коэффициентов, которые могли бы послужить признаками банкротства фирмы в
ближайшее время. Применительно к условиям Литовской Республики, где большинство
предприятий с оборотом менее 1000000 Лт модель Э. Альтмана имеет вид:
Z = 0, 3877 +
1, 0736 К1 + 0, 0579 Кfn,
(1.
1.)
К1- коэффициент ликвидности;
Кfn – коэффициент финансовой независимости.
При Z = 0, вероятность банкротства – 50 %,
При Z < 0, вероятность банкротства меньше 50 %,
При Z > 0, вероятность банкротства повышается с повышением
значения Z.
В приложении №
2 приведены Z-значения и вероятности банкротства по показателям двух
коэффициентов, а таблица в приложении № 3 показывает типичные состояния
предприятий, идущих прямиком к банкротству. На рисунке 2 схематично отражена
вероятность наступления банкротства.
Рис. 2.
Схема вероятности наступления банкротства [2].
Диагностический
анализ дебиторской задолженности начинается с оценки объема дебиторской
задолженности фирмы на основе определения коэффициента отвлечения оборотных
активов в дебиторскую задолженность, который расчитывается по следующей
формуле:
AR
ARR =
----------, (1.
2.)
TCA
ARR (Account
receivable ratio) - Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность,
AR (Account
receivable) – Дебиторская задолженность
фирмы,
TCA (Total current
assets) – Оборотные активы.
Средний срок
оплаты счетов дебиторов, в днях - на наш взгляд, один из важнейших элементов анализа
дебиторской задолженности. Средний срок оплаты счетов дебиторов (debtor days) или
период оборота дебиторской задолженности (collection period) показывает среднее число
дней, требуемое для взыскания (инкассирования) задолженности.
Концепция,
которая лежит в основе определения этого соотношения – средний срок платежей
вычисляется с точностью до одного дня, и задержка кем-то из клиентов оплаты
свыше этого срока может побудить компанию к некоторым действиям. Кроме того,
фактические сроки оплаты легко сравнивать с теми нормативами, которые
руководство устанавливает, т. е. при помощи этого показателя можно
контролировать эффективность работы с клиентами. Чем меньше это число, тем
быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а
следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое
значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях со взысканием
средств по счетам дебиторов.
AR
DSO = --------------------- ×
365, (1. 3.)
NS
DSO (Days Sales Outstanding)
- Средний срок оплаты счетов дебиторов;
AR (Account
receivable) – Среднее значение дебиторской
задолженности;
NS (Net Sales) – Суммарная выручка за год.
При вычислении
берется среднее значение дебиторской задолженности за расчетный период для
сглаживания пиковых значений - их использование может привести к появлению
«псевдоэкстреммумов», чреватых возникновением заблуждений относительно
тенденций развития фирмы. Тенденцию изменения коэффициента оборачиваемости
дебиторской задолженности часто используют при определении обоснованности
скидки за ранние платежи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|