Меню
Поиск



рефераты скачать Дебиторская задолженность предприятия

Дебиторская задолженность предприятия

Министерство образования и науки РФ

«Уральский Гуманитарный Институт»

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Курсовая работа

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Студент ФК-401-З

Ветошкин Степан Николаевич

Екатеринбург

2008г

ВВЕДЕНИЕ


В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприя­тия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со свои­ми контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая про­изведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгруз­ки продукции до момента поступления платежа средства предприя­тия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

Основными видами расчетов за поставленную продукцию явля­ются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. В стабильной экономике доминируют безналичные расчеты, осуществ­ляемые с помощью чеков, векселей, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам, системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты. В условиях нестабильной эконо­мики преобладающей формой расчетов становится предоплата.

Наиболее актуальным, остро стоящим перед всеми предприятиями в настоящее время является вопрос, который напрямую связан с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого - несомненно, координирующего работу хозяйственного субъекта в целом - это дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность - это действительно одна из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов развивающейся рыночной экономики.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота предлагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы.

Однако в реальной практике, особенно с переходом на рыночные отношения и спада производства, нередко, а точнее постоянно, возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

Являясь частью оборотных средств, а именно частью фондов обращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая», резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия.

Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должно способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов, являются:

ü                Правильная организация учета дебиторской задолженности в связи с переходом на новый план счетов и новую систему бухгалтерского учета, а также в связи с прекращением почти всех межхозяйственных отношений после развала административно-командной системы хозяйствования;

ü                Анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной, «зависающей» задолженности и снижение её роста.

Цель настоящей курсовой работы – построенный на основе анализа состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «ТД «Дуплекс»).

Результатом представленной курсовой работы видится разработка мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью.

Новизна данной работы состоит в том, что деятельность фирмы «ТД «Дуплекс» анализируется впервые. Исходной информацией, при решении вопросов рассматриваемой фирмы, явились: финансовая отчетность и информация, полученная в процессе интервьюирования руководителей и специалистов фирмы-реципиента.

Структура предложенной курсовой работы состоит из трех глав. В первой главе конкретизированы основные положения теории анализа дебиторской задолженности и организационные аспекты (принципы), знание которых позволяет более целенаправленно и успешно выполнять анализ, решать вопросы управления дебиторской задолженностью. Также, в ней уделено внимание диагностике банкротства. Во второй главе, данная теория применена на практике на примере конкретного предприятия (ООО «ТД «Дуплекс»). В третьей главе приведены рекомендации по улучшению финансового состояния в части использования дебиторской задолженности. При этом, главы иллюстрированы различными аналитическими примерами, схемами, таблицами, графиками, содержат основные расчетные алгоритмы.

Методы управления дебиторской задолженностью, использованные в данной работе включают: предварительную оценку финансового состояния по методу Э. Альтмана; ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения; составление реестра «старения» счетов дебиторов; прогнозирование вероятной суммы безнадежной дебиторской задолженности; определение взвешенного «старения» счетов дебиторов; разработку кредитных условий; метод анализа кредитоспособности «3 С»; построение «дерева решений» при принятии решения о предоставлении кредита; матрицу стратегии кредитной политики фирмы; оценку возможности факторинга и учета векселей; расчет и оценка взаимосвязанных финансовых коэффициентов: 1) отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, 2) оборачиваемости дебиторской задолженности, 3) средний срок оплаты счетов дебиторами, 4) просроченности дебиторской задолженности, 5) стоимости предоставления кредита.

Результаты представленной курсовой работы адресованы специалистам ООО «ТД «Дуплекс», но на наш взгляд, ими могут в той или иной мере воспользоваться соискатели, готовящиеся к профессиональным экзаменам, практики без специальных финансовых знаний, работники фирм.

ГЛАВА I. ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ КАК ЧАСТЬ

ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.     1. Экономическая сущность и структура дебиторской

задолженности


Все фирмы стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность (Рис. 1).

Дебиторская задолженность – это денежные суммы, которые должны фирме покупатели, приобретшие у нее в кредит какие-либо продукты или услуги.

Дебиторская задолженность – это важная часть оборотных активов, называемая также счетами дебиторов, и имеет прямое влияние на позицию наличных денежных средств и платежей.

Рис. 1.

Цикл оборотных активов [1].

 












Дебиторская задолженность является одной из разновидностей активов организации, который может быть реализован, передан, обменен на имущество, продукцию, результат выполнения работ или оказания услуг [18].

По своей экономической сущности дебиторская задолженность представляет собой средства, временно отвлеченные из оборота предприятия. Это просто деньги. Деньги, которые у предприятия, по идее, есть, но не «живьем», а в виде обязательств, выраженные в той или иной форме. Деньги, каковы бы они не были, это тоже товар. А товар, как известно можно продать. Вопрос в том, можно ли осуществить такую сделку, имеется ли покупатель на этот товар и насколько целесообразна такая продажа, в частности, по сравнению с другими вариантами взыскания долгов. «В зависимости от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков её погашения, а также от того, какова вероятность непогашения задолженности, можно сделать вывод о состоянии оборотных средств организации и тенденциях её развития» [34].

Главным фактором, определяющим финансовое положение предприятия, является состояние его оборотных средств и одного из элементов – дебиторской задолженности.

«Оборотные средства (оборотный капитал) - это часть капитала предприятия, вложенного в его текущие активы. По материально-вещественному признаку в состав оборотных средств включаются: предметы труда (сырье, материалы, топливо и т.д.), готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах» [12].

Дебиторская задолженность относится ко второй группе оборотных средств «Фонды обращения».

Обязанность осуществлять контроль за полнотой и своевременностью расчетов, состоянием дебиторской задолженности лежит в первую очередь на самом предприятии. Для этих целей в структуре управленческого персонала предусматривается специальное подразделение финансовой службы.

По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится задолженность, которая обусловлена ходом выполнения производственной задачи предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается задолженность, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, ослабление контроля над отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но не оплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям).

Дебиторская задолженность – это будущая экономическая выгода, воплощенная и связанная с юридическими правами, включая право на владение. Согласно статье 128 ГК РФ, дебиторская задолженность признается имуществом.

Актив «дебиторская задолженность» имеет три существенных характеристики:

1) он воплощает будущую выгоду, обеспечивающую прирост денежных средств;

2) представляет собой ресурсы, которыми управляет хозяйствующий субъект.

3) права на выгоду или потенциальные услуги должны быть законные или иметь юридическое доказательство возможности их получения. Например, при отражении факта продажи актива, у продавца образуется дебиторская задолженность. Договор продажи позволяет определить вероятную будущую выгоду.

Неплатежи, экономический кризис, являются первоначальной причиной проблемы ликвидности дебиторской задолженности. Но и это далеко не все предпосылки, создающие проблему роста дебиторской задолженности.

Показатель качества дебиторской задолженности определяет вероятность получения задолженности в полной сумме, которая зависит от срока образования задолженности. Практика показывает, что чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения. Согласно статье 96 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года. Следует иметь в виду, что законодательство предусматривает и специальные сроки исковой давности, как сокращенные, так и длительные по сравнению с общим сроком (например, статья 797 и статья 966 ГК РФ).

По структуре дебиторской задолженности, срокам возникновения и погашения, причинам возникновения и деловым партнерам можно судить об эффективности использования организацией имеющихся денежных средств, о рациональности условий заключенных договоров и ряде других показателей.

Значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов определяет их особое место в оценке оборачиваемости оборотных средств. На величину дебиторской задолженности влияют:

1. Объем продаж и доля в них реализации на условиях последующей оплаты. С ростом выручки (объема продаж), как правило, растут и остатки дебиторской задолженности.

2. Условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов), тем выше остатки дебиторской задолженности.

3. Политика взыскания дебиторской задолженности. Чем активнее предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше «качество» дебиторской задолженности.

4. Платежная дисциплина покупателей. Объективной причиной, определяющей платежную дисциплину покупателей и заказчиков, следует назвать общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся. Кризисное состояние экономики, массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных средств в качестве платежных средств используют суррогаты. Субъективные причины определяются условиями предоставления кредита и мерами, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности: чем более льготные условия предоставления кредита, тем ниже платежная дисциплина дебиторов.

5. Качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов. При удовлетворительном состоянии аналитической работы на предприятии должна быть сформирована информация о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также о конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.

1.2.

Проблема ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.

Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих фукций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Планирование – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо: определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий.

Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.

Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.

Действия по контролю – это: подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными.

Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:

·                   Учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;

·                   Диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.