Денежные расчёты
ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЁТЫ
Содержание
Введение
1.
Принципы организации денежных расчетов в Российской
Федерации
1.1.
Порядок осуществления безналичных расчетов в РФ
1.2.
Организация валютных операций в России
1.3.
Порядок проведения кассовых операций
2.
Организация бухгалтерского учета денежных средств в
кассе, на расчетных и валютных счетах
2.1.
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Благодарненский
мукомольный завод»
2.2.
Цели и задачи учета денежных средств
2.3.
Учет кассовых операций
2.4.
Учет денежных средств на расчетных счетах
2.5.
Учет денежных средств, находящихся на специальных
счетах в банках
2.6.
Учет операций по валютным счетам организаций в
банках
2.7.
Отчетность о движении денежных средств: российский
и международный аспекты
3.
Аудит операций с денежными средствами
3.1.
Организация аудиторской проверки операций с
денежными средствами
3.2.
Аудит учета денежных средств в кассах организации
3.3.
Аудит операций по движению денежных средств на
расчетном и специальных счетах в банках
4. Автоматизация бухгалтерского учета как направление рационализации
бухгалтерского учета в ОАО «Благодарненский мукомольный завод»
Заключение
Список использованных источников информации
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной дипломной работы
состоит в том, что денежные средства
характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств,
скоростью движения которых во многом определяется эффективность всей предпринимательской
деятельности. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного
средства определяется платежеспособность предприятия - одна из важнейших
характеристик его финансового положения.
Денежные средства
предприятий представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на
банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в
выставленных аккредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и
денежных документах.
Поскольку
денежные средства выступают в качестве посредника во всех расчетах, очевидно,
что для обеспечения нормального кругооборота средств, ведения деятельности в
условиях рыночной экономики необходимо правильно и своевременно выполнять все
расчеты. В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от
состояния бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных
операций.
Основными
задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:
- точный, полный
и своевременный учет денежных средств и операций по их движению;
- контроль за
наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым
использованием;
- контроль за
соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;
- выявление
возможностей более рационального использования денежных средств.
Денежные средства
являются единственным видом оборотных средств, обладающим абсолютной
ликвидностью, т. е. немедленной способностью выступать средством платежа по
обязательствам предприятия. Поэтому именно их объемом определяется платежеспособность
предприятия. Для определения ее уровня объем денежных средств сопоставляется с
размером текущих обязательств предприятия. Абсолютно платежеспособными
считаются предприятия, обладающие достаточным количеством денежных средств для
расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Однако всякие излишние
запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, или к снижению их
использования, в условиях инфляции - и к прямым потерям за счет их
обесценивания.
Поэтому искусство
управления денежными потоками заключается не в том, чтобы накопить как можно
больше денег, а в оптимизации их запасов, в стремлении к такому планированию
движения денежных потоков, чтобы к каждому очередному платежу предприятия по
своим обязательствам обеспечивалось поступление денег от покупателей и других
дебиторов при сохранении необходимых резервов. Такой подход обеспечивает
возможность сохранения повседневной платежеспособности предприятия, извлечения
дополнительной прибыли за счет инвестиций появляющихся временно свободных
денежных ресурсов без их омертвления.
Все это придает
особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления
денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности
использования денежных средств, поддержания повседневной платежеспособности
предприятия.
Основная цель дипломной работы - изучить методы управления денежными потоками, принципы
организации денежных расчетов в РФ, организацию учета и особенности аудита
операций с денежными средствами.
Предметом исследования данной дипломной работы является порядок учет и организация
аудиторской проверки денежных потоков в организациях.
Объектом исследования дипломной
работы является
Открытое акционерное общество «Благодарненский мукомольный завод». Органы управления Общества: общее собрание
акционеров, Совет директоров и Генеральный директор.
1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДНЕЖНЫХ
РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕЛЕРАЦИИ
1.1. ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Денежные средства
представляют собой остатки средств в российской и иностранной валюте,
находящихся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках на
территории страны и за рубежом, в легко реализуемых ценных бумагах, а также платежных
и денежных документах.
Денежные
средства, необходимые для обеспечения единства производства и обращения,
опосредствуют смену форм движения авансированного капитала из денежной в
товарную и из товарной в денежную.
Движение
финансовых ресурсов предприятий (прибыли, амортизационных отчислений и др.)
осуществляется в форме денежных потоков. Для стратегического управления
предприятием важен не только общий объем денежных ресурсов, но и величина
денежного потока, интенсивность его движения в течение года.
Предприятия,
осуществляя хозяйственно-финансовую деятельность, вступают во взаимоотношения
с другими юридическими и физическими лицами, в том числе с членами трудового
коллектива. Эти взаимоотношения основаны на денежных расчетах в процессе
заготовления материалов, производства и реализации продукции (работ, услуг). У
предприятия возникают обязательства перед поставщиками за полученные
товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги; перед
государственным бюджетом по налоговым и неналоговым платежам; перед учредителями
(участниками) по формированию уставного капитала и распределению доходов, и др.
Денежные расчеты
осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных
платежей.
Безналичные
расчеты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчетным,
текущим и валютным счетам клиентов в банках, посредством системы
корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных
требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков,
заменяющих наличные деньги.
В основном для
безналичных расчетов используются банковские, кредитные и расчетные операции.
Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение,
сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более
надежную сохранность.
Порядок
осуществления безналичных расчетов определяется Положением Центрального банка
Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ».
Причем данное Положение не распространяется на порядок осуществления
безналичных расчетов с участием физических лиц.
Безналичные
расчеты осуществляются через кредитные организации или Банк России по счетам,
открытым на основании договора банковского счета или договора
корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством
и не обусловлено используемой формой расчетов.
Расчетные
операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы)
могут осуществляться с использованием:
1)
корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
2)
корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
3) счетов
участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях,
осуществляющих расчетные операции;
4) счетов
межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
Согласно
Положению расчеты - это денежные взаимоотношения, возникающие между
предприятиями по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят
куплю-продажу машин, сырья, материалов, услуг, готовой продукции и т. п. Нетоварные
операции связаны с расчетами с научно-исследовательскими и учебными
организациями и заведениями, с коммунальными учреждениями по квартплате, с
клиентурой по претензиям и т.д.
Расчетный счет является основным
счетом предприятия, на котором производится большинство денежных операций без
ограничения их перечня.
Текущий счет предназначен для
обособления каких-либо операций, носящих отличный от стандартных характер. К
текущим счетам относятся: валютные, транзитные, ссудные, бюджетные, депозитные
счета, счета, открываемые структурными подразделениями по просьбе головной
организации для осуществления четко ограниченного количества операций (счета
операций со средствами целевого назначения), и т.д.
Предприятие
вправе открыть расчетный счет в любом банке для осуществления всех видов
расчетных, кредитных и кассовых операций. Число расчетных (иных) счетов,
которое может быть открыто предприятием в банковских учреждениях, в настоящее
время не ограничено. Данная норма вступила в силу со 2 апреля 1994г. в
соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 1995 г. № 291 «О признании
утратившим силу пункта 2 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об
осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и иных обязательных платежей» (именно этот пункт вводил ограничение на
число расчетных и валютных счетов).
На расчетный счет
предприятия зачисляются выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) от
покупателей, заказчиков и другие поступления. Наличные деньги для зачисления
на расчетный счет (выручка от реализации продукции, работ, услуг, не выданная
заработная плата и др.) банк принимает от представителя владельца счета.
Банк выполняет
поручения предприятия о перечислении или выдаче соответствующих сумм в оплату
приобретенных товарно-материальных ценностей, по погашению ссуд банка и займов,
обязательств перед бюджетом, для расчетов с членами трудового коллектива по
оплате труда, на командировочные, хозяйственные и представительские расходы,
приобретение горюче-смазочных материалов, другие цели в пределах остатка
средств на счете и при отсутствии претензий, подлежащих удовлетворению в первую
очередь.
Все платежи, за
исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты
всех уровней, а также в Пенсионный фонд РФ, с расчетных счетов производятся в
порядке календарной очередности платежей, поступления в банк расчетных
документов (наступления сроков платежей). Выплаты денежных средств на
неотложные нужды, платежи в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд РФ вносятся
в первоочередном порядке.
Для открытия
расчетного счета представляют в банк следующие документы:
- заявление
установленной формы на открытие счета;
- копии устава
предприятия и учредительного договора, заверенные нотариально;
- копию
регистрационного свидетельства предприятия, заверенную нотариально;
- справку
налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;
- копию документа
о регистрации в качестве налогоплательщика в Пенсионный фонд РФ;
- копию документа
о регистрации в территориальном фонде обязательного медицинского страхования в
качестве плательщика в фонд обязательного медицинского страхования;
- карточку с
образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера
предприятия и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную
нотариально.
Право первой
подписи на всех банковских документах принадлежит руководителю предприятия, а
второй - главному бухгалтеру.
При смене
руководителя или главного бухгалтера предприятия в учреждение банка
представляют документы, подтверждающие эти изменения.
Предприятия, если
у них имеются хозрасчетные подразделения (филиалы, представительства) в других
регионах России, могут в банках по месту нахождения филиалов (представительств)
открыть расчетные (или текущие) счета. Для этого предприятие должно представить
в банк ходатайство об открытии субрасчетного или текущего счета с указанием
характера совершаемых операций и лиц, которым дано право распоряжаться счетом.
Ходатайство подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер и
скрепляют печатью. Предприятия обязаны информировать свою налоговую инспекцию
обо всех открытых счетах. Одновременно такая же обязанность возложена и на
отделения банков, в которых предприятиями были открыты счета.
При
недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предприятия
предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку 2.
Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств
на расчетный счет предприятия в календарной очередности, кроме обязательств,
которые оплачивают в первоочередном порядке. К ним относятся все виды налоговых
платежей в бюджет, налоговые платежи во внебюджетные фонды, платежи в
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования, уплата денежных
сборов по решению суда и арбитража и ряда других.
По договоренности
сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
Срочный платеж
совершается в следующих вариантах:
- авансовый
платеж, т.е. до отгрузки товара;
- после отгрузки
товара, т.е. путем прямого акцепта счета;
- частичные
платежи при крупных сделках.
Досрочный и
отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба
для финансового положения сторон.
Для осуществления
товарных операций применяются следующие формы безналичных расчетов:
1) аккредитивная;
2) расчеты по
инкассо;
3) с
использованием платежных поручений и платежных требований-поручений;
4)с
использованием чеков;
5) путем плановых
платежей;
6) с помощью
почтовых переводов;
7) с
использованием векселей.
Аккредитив представляет
собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению
клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший
аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить
полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления
им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий
аккредитива.
Порядок расчетов
по аккредитивам показан на рис. 1. Для открытия аккредитива предприятие
представляет в обслуживающий банк аккредитив на типовом бланке. Могут
открываться следующие виды аккредитивов:
- покрытые
(депонированные) или непокрытые (гарантированные);
- отзывные или
безотзывные.
Покрытыми
(депонированными) считают аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент
перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в
распоряжение банка поставщика
Рис. 1.
Товарно-денежные потоки при аккредитивной форме расчетов:
1 – заявление на аккредитив; 2 –
депонированные средства; 3 – извещение об аккредитиве; 4 – отгрузка ТМЦ
(выполнение работ, оказание услуг); 5 – документы об отгрузке; 6 – зачисление
средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|