Меню
Поиск



рефераты скачать Государственная политика в сфере санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха

Действующая нормативно-пра­вовая база для здравниц, подве­домственных агентству: Приказ Министерства здравоохранения Рос­сийской Федерации от 08.12.2000 г. № 427 «О распределении путёвок в детские санатории Минздрава России на 2001-2002 годы»; Приказ Мини­стерства здравоохранения Россий­ской Федерации от 17.03.2004 г. №124 «О совершенствовании организации санаторно-курортной помощи боль­ным в туберкулёзных санаториях»; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 авгу­ста 2002 г. NQ250 «О направлении больных на лечение в клиники научно­ исследовательских учреждений курортологии и реабилитации Минздрава России» (Приказ Минздрава России от 13.11.2003 г. № 550 «О вне­сении изменений в приказ Минздрава России от 09.08.2002 г. № 250»); При­каз Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 г. № 155 «О плане распределения пу­тевок в санатории Минздрава России для участников ликвидации послед­ствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2003 и последующие годы»; Приказ Министерства здравоохране­ния и социального развития Россий­ской Федерации от 29.12.2004 г. № 328 «Об утверждении порядка пре­доставления набора социальных ус­луг отдельным категориям граждан».

Все документы, регламентирую­щие организацию предоставления санаторно-курортной помощи подведомственными здравницами Агент­ства, несмотря на то, что отдельные приняты после 2000 года, несут все основные характеристики управления советского периода, то есть, возмож­ны к исполнению при 100%-ном бю­джетном финансировании, наличии долгосрочного (пятилетнего) планирования и строгой вертикали исполнительной власти. Например, при 100%-ном финансировании из бюджета, изменение количества заездов исключительно влияло на количество оздоровленных (пролеченных) пациентов. В нынешний период 5 до­полнительных заездов в 300-коечномсанатории - это добавление 1500 пу­тевок к «резерву» главного врача, которые могут быть реализованы на хозрасчётной основе.

Ни в одном из приказов не ра­скрыта структура «резерва», хотя в неё попадают и договора по обеспе­чению санаторно-курортным лечени­ем льготной категории граждан по 400 руб. в сутки, то есть деньги Фонда социального страхования Россий­ской Федерации, которые, кстати, то­же относятся к бюджету первого уровня и работа с данной категорией граждан является плановоубыточной для санатория любой коечной  мощности, и приобретение путевок в люксы по 1000 долларов США за один день. Сложными и противоречивыми оказа­лись проблемы по обеспечению сана­торно-курортным лечением льготной категории граждан при реализации Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. Нерешённым оста­ётся вопрос по оплате проезда льгот­ной категории граждан, получивших путёвки на санаторно-курортное ле­чение в учреждения Федерального подчинения через территориальные органы исполнительной власти, ведающие вопросами здравоохранения.

Поскольку приказы имеют долгосрочный (пятилетний) характер, то не предусматривают перераспределе­ние путёвок между территориями, даже если они не востребованы в истек­шем году, уж не говоря об перераспределении в течение года, так как приказами предусматривается исключительно годовая отчётность. Территории отчитываются перед са­наториями и территориальными зо­нальными управлениями в конце года и Агентство может получить информа­цию по «недоиспользованию» или «дефициту» путевок на территориях ис­ключительно в начале следующего го­да, когда проект приказа должен быть подготовлен уже сегодня. Необходи­мо рассмотреть возможность центра­лизованного выпуска санаторно-ку­рортных путёвок, изменить предоста­вление этих путёвок в территориях, а именно льготной категории граждан, которым предоставляется санатор­но-курортное лечение на базах здра­вниц Агентства, выдавать через МСЭ, а иным нуждающимся в санаторно-­курортном лечении через Федераль­ные государственные учреждения, предоставляющие специализирован­ную, в том числе высокотехнологич­ную медицинскую помощь.

Санатории, являясь специализированными и круглогодичными, дол­жны получать пациентов после выпи­ски из стационара и по назначению врача, а не на «отдых», как фактически используют эти путёвки в субъекте. Путёвки на «отдых» должны реализовываться на договорной основе для покрытия «недофинансирования» так, как и происходит по факту в настоя­щее время. Кроме того, только в Фе­деральных учреждениях можно будет получать путевку на долечивание в санаторий, что поднимет их рейтинг в предоставлении бесплатной меди­цинской помощи, а Агентству полу­чить соответствующую отчётность и подойти в последующем к решению вопроса управления «ресурсом» мест при применении в дальнейшем современных Интернет-технологий.

Несмотря на то, что Российская курортология берёт своё начало с Указа Петра I «О приискании в России минеральных вод» от 24 июня 1717 года, до настоящего времени не закреплена никакими законодательными и нормативными актами «обязательность» применения санаторно-курортными учреждениями природных лечебных факторов. Необходимо сделать обязательным применение природных лечебных факторов в санаторно-курортных учреждениях. Если не будет решён вопрос официального нормативного закрепления обязательности применения при родных лечебных факторов санаторно-курортными учреждениями, произойдёт выхола­щивание принципов классической российской курортологии, сформированной на базе использования многообразных отечественных при­родных лечебных ресурсов, многие из которых уникальны, тем более, что созданная в стране система санатор­но-курортного лечения и оздоровле­ния не имела и до настоящего време­ни не имеет аналогов в мировой прак­тике. Вопрос закрепления использо­вания при родных лечебных факторов мог бы быть решен через лицензион­ные требования к санаторно-курорт­ным учреждениям и требованиям к системам добровольной сертифика­ции услуг по санаторно-курортному лечению. Вышеуказанные документы могут быть приняты Федеральной службой по надзору в сфере здраво­охранения и социального развития. Кроме того, закрепление применения природных лечебных факторов дол­жно быть реализовано через систему ценообразования стоимости санаторно-курортной услуги. При государственном заказе вопрос стоимо­сти услуги определяется, по сути, способом формирования «тарифа» на комплексную услугу, но платные сана­торно-курортные услуги должны быть регламентированы системой ценооб­разования, которая закрепляет при­менение природных лечебных факто­ров, и, соответственно, работы не­дропользования не должны увеличи­вать налогооблагаемую базу санатор­но-курортного учреждения. В настоя­щее время выгоднее приобретать чу­жую минеральную воду, лечебную грязь, а не разрабатывать и исполь­зовать свою.

Таким образом, не дожидаясь внесения поправок в законодательство и принятия Концепции Государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации, пред­лагаем закрепить применение при­родных лечебных факторов: лицензионными требованиями, стандартами систем добровольной сертификации, индикаторами качества предоставле­ния санаторно-курортного лечения, системой ценообразования.

Одним из наиболее сложных вопро­сов является вопрос эффективности землепользования для санаторно-курортных учреждений. В настоящее время вопросы курортного дела в России вошли в перечень поручений Пре­зидента РФ. По итогам заседания Президиума государственного совета России от 23.07.2004 г. сформулировано основное направление в работе курортов как вопрос «Разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение потен­циала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных санаторно-курортных комплек­сов, повышение эффективности зе­млепользования и управления соб­ственностью, развитие инфраструктуры курортов, формирование инду­стрии курортного дела». При формировании комплекса мероприятий по вышеуказанному направлению осо­бое место должно быть уделено во­просам эффективности землепользо­вания, поскольку именно санаторно-курортные учреждения расположены на особо охраняемых природных территориях и имеют значительные пар­ковые (рекреационные) зоны. Тради­ционные подходы к оценке эффектив­ности землепользования применяют критерии, основанные на сопоставле­нии прибыли и затрат с учётом факто­ра времени (необходимости дисконтирования денежного потока и дохода).

В Федеральных государственных учреждениях, к которым относятся подведомственные санаторно-курортные учреждения Агентства, используется до настоящего времени сметное финансирование, которое исключает возможность получения прибыли, а следовательно, и применение общепринятых методов оценки эффективности землепользования.

На основании вышеизложенного считаем целесообразным разработать новые критерии к оценке эффективности землепользования, позволяющие управлять федеральной собственно­стью в современных условиях.

Эти критерии будут основываться на сопоставлении стоимости единого объекта недвижимости, финансовых потоков, сформированных в результате реформы здравоохранения и пе­рехода на новое земельное законода­тельство. Для этого необходимо: про­вести техническую инвентаризацию каждого объекта; сформировать еди­ный объект недвижимости по каждо­му объекту, для чего необходимо про­вести межевание границ земельного участка, составление кадастрового плана с нанесением на нём всех имеющихся зданий и сооружений; оценить стоимость объектов с учётом стоимости земельных участков, а так­же зданий и сооружений (с определе­нием степени их износа); оценить эф­фективность использования участков с учётом плотности застройки и нали­чия округа санитарной и горно-сани­тарной охраны с регламентирован­ным режимом хозяйствования.

Необходимо отметить, что негосу­дарственные санаторно-курортные организации попадают под непосиль­ное налоговое обременение, по­скольку должны будут переходить на договора аренды. Поэтому важно сво­евременно поставить вопросы о нало­говых льготах для санаторно-курорт­ных организаций различных форм собственности. Для разработки но­вых критериев, позволяющих оценить эффективность землепользования санаторно-курортными учреждения­ми различных форм собственности с учётом противоречивости действую­щего земельного и налогового зако­нодательства необходимо провести юридическую экспертизу всех зако­нодательных актов, включая регио­нальные по однородным группам объектов с целью выработки единых методологических подходов.

Среди вопросов финансирова­ния предлагаем рассмотреть вопрос предоставления санаторно-курорт­ных услуг на страховых принципах.

В настоящее время документообо­рот, сопровождающий взаиморасче­ты и закрепленный законодательно в санаторно-курортной отрасли, ориентирован на путевку – документ удостоверяющий право граждан на получение комплекса санаторно-ку­рортных услуг. В Общероссийском классификаторе услуг населению (ОК 002-93) санаторно-курортное лече­ние отнесено к разновидности меди­цинских услуг и является по сути разновидностью комплексной медицин­ской услуги, предоставляемой по пу­тевке, утвержденной Приказом Мин­фина России от 10 декабря 1999 № 90н как бланк строгой отчетности. Но страховые медицинские организа­ции не имеют законодательного пра­ва приобретения санаторно-курорт­ной услуги по путевке. Страховщик в страховой продукт может включать ис­ключительно услуги восстановитель­ного или реабилитационного лечения с оформлением соответствующего счета. Несмотря на то, что большая часть санаторно-курортных учрежде­ний работают по программам добро­вольного медицинского страхования, необходимо сформулировать легитивные механизмы предоставления санаторно-курортных услуг на стра­ховом рынке.

Необходимо отметить, что при обхождении лицензирования санаторно-курортным учреждениям «не­гласно» перестали выдавать лицен­зии на стационарную деятельность, а это значит, отсекают санатории от значимого для санаториев финансо­вого потока «страховых» денег. Доб­ровольное медицинское страхова­ние, которое сложно и долго совме­стно с санаторно-курортными учреж­дениями прокладывало дорогу стра­ховым принципам в курортном деле, в одночасье осталось за бортом. Необходимо сформировать норматив­ную базу, которая позволит предоста­влять санаторно-курортным учрежде­ниям услуги на страховых принципах.

В период перехода к рыночным условиям хозяйствования принципи­ально должна измениться работа научно-исследовательских организацией. Причем, в отличие от иных Федеральных учреждений Минсоц­здрава России, именно научно-ис­следовательские институты как пра­вило имеют несколько «основных» ви­дов деятельности, а именно: научно-исследовательскую, образователь­ную и медицинскую, которые нераз­рывно связаны. Изменения должны коснуться всех трех базовых напра­влений деятельности НИИ: ком мерциализация научных исследований и«актуализация» направлений при планировании научно-исследователь­ских работ, «опережающий» характер знаний; страховой принцип оказания медицинских услуг. Изменения дол­жны произойти, как в планировании научных исследований, так и в орга­низации работы и контроле исполне­ния. Планирование реально должно быть взаимосвязано со «спросом» на готовую научную продукцию. При этом «спрос» должен регулировать­ся не только рыночными механизмами «при обретения» новых техноло­гий, но и системой государственных требований, сформулированных и предъявляемых при лицензировании (разрешительная функция), сертифи­кации (оценка качества предоставляемых услуг), аккредитации учреждений (государственное признание). Кроме того, должен существовать ме­ханизм «обновления» стандартов предоставления медицинских услуг с учетом новых медицинских техноло­гий. Актуализация научно-исследова­тельских работ должна в первую оче­редь учитывать решение первооче­редных государственных задач. На­ пример, учтена ли в планах на будущий год в профильных институтах предстоящая работа с льготной кате­горией граждан. Ведь в последую­щем дифференцированный подход (показания, противопоказания, стандарты) разрабатывать именно этим институтам.

Особое внимание при планирова­нии научно-исследовательских работ должно быть уделено в институтах, ре­ализующих научно-исследовательские работы в области организации здра­воохранения, где особо должны быть разработаны вопросы перехода работы учреждений здравоохранения на страховые принципы с учетом при­нятой модели реформирования в здравоохранении. Для Федеральных учреждений, которые до настоящего времени находятся на сметном фи­нансировании, это будет наиболее сложный вопрос для практической ре­ализации и последующего закрепле­ния в соответствующем документо­обороте. Речь идет не просто о пере­ходе к страховым принципам, а принципиально новом «финансовом менеджменте», где параллельно дол­жны быть реализованы межбюджет­ные отношения, и работа, как с госу­дарственными страховщиками, так и страховыми медицинскими организа­циями.

Поскольку в период реформы не­избежна смена собственников неко­торых учреждений, то необходима разработка процедуры банкротства учреждений здравоохранения с уче­том особенностей функционирования отрасли, подходов к оценке бизнеса (с учетом нематериальных активов, которые должны быть представлены интеллектуальной собственностью и т.д.). Именно поэтому наиболее акту­альным и сложным является вопрос коммерциализации научных исследо­ваний.

В предыдущие годы все методики, разработанные ведущими научно-исследовательскими институтами Мин­здрава России, традиционно в уста­новленном порядке оформлялись в виде методических рекомендаций (указаний, пособий для врачей) и де­лалась их централизованная рассыл­ка. Основным требованием к выпу­скаемой научной продукции была не только обязательная новизна предла­гаемых методик, но и возможность их воспроизведения при прочтении. Си­стема защиты новизны исследований и авторских прав (патенты, авторские свидетельства и т.д.) выполняла функцию подтверждения новизны ис­следования, но не предусматривала дальнейшего введения в хозяйствен­ный оборот, и, как правило, не под­держивалась (не оплачивались по­шлины) учреждениями. При этом в настоящее время сформирована законодательная­ база, которая не толь­ко позволяет защитить, различными способами авторские пpaвa на науч­ную продукцию, но и ввести интеллек­туальную собственность в хозяй­ственный оборот, сделав предметом бизнеса и влияния на налогооблага­емую базу предприятия.

Финансовое право текущего пе­риода делает возможным оценку ин­теллектуальной собственности и по­становку ее на баланс как нематериальные активы основных фондов предприятия с заключением в после­дующем лицензионных договоров с пользователями, договоров уступки патента и т.д. Научная Продукция ста­новится цивилизованным предметом купли-продажи.

Актуальность вопроса коммерциа­лизации результатов научных исследований и введения интеллектуальной собственности в хозяйственный обо­рот не вызывает сомнений. Согласно постановлению Правительства Рос­сийской Федерации 01 02.09.1999 г. № 982 «Об использовании результа­тов научно-технической деятельно­сти» права на объекты интеллекту­альной собственности в сфере науки и технологий для обеспечения феде­ральных государственных нужд осу­ществляется на основе безвозмезд­ной неисключительной лицензии, предоставляемой государственным

заказчиком. Для целей, не связанных с обеспечением федеральных госу­дарственных нужд, права на объекты  интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий могут пе­редаваться третьим лицам по лицен­зионным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уже сегодня поставлен­ные на баланс способы и методы ле­чения при акционировании государ­ственного учреждения могли бы превратиться в акции (долю) государ­ства. По предварительным  данным около 80% патентов утратили из-за неуплаты пошлин патентоспо­собность. При этом коммерческие структуры начали работу по «сшива­нию» патентов, следовательно. Государственные НИИ не смогут проти­востоять даже «разворовыванию», «незаконной приватизации» интеллектуальной собственности, уж не говоря об ее оценке и проведению предпродажной подготовки. Таким образом, необходимо провести ре­визию интеллектуальной собственности в ведущих научно-исследовательских институтах и своевременно привлечь юристов, патентоведов, специалистов по оценке интеллектуальной собственности к ее коммер­циализации. Другими словами, не­обходимо сделать управляемым процесс коммерциализации научных исследований

Список литературы:

1.                     Чудковский А.Д. Управление индустрией туризма – М: Кнорус 2004г.

2.                     Кусков А.С. Курортология и оздоровительный туризм – Ростов-на-Дону: Феникс 2004г.

3.                     Кубушкина Н.И. Организация туризма – Минск: ООО «Новое знамя» 2003г.

4.                     Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме – М: Финансы и статистика 2003г.

5.                     Сергиенко В.И. Новые подходы в организации санаторно-курортного лечения здравницами, подведомственными федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию // Курортные ведомости 2005г., №4 (31)



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.