Действующая нормативно-правовая база для здравниц,
подведомственных агентству: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
08.12.2000 г. № 427 «О распределении путёвок в детские санатории Минздрава
России на 2001-2002 годы»; Приказ Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 17.03.2004 г. №124 «О совершенствовании организации
санаторно-курортной помощи больным в туберкулёзных санаториях»; Приказ
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 августа 2002 г. NQ250
«О направлении больных на лечение в клиники научно исследовательских
учреждений курортологии и реабилитации Минздрава России» (Приказ Минздрава
России от 13.11.2003 г. № 550 «О внесении изменений в приказ Минздрава России
от 09.08.2002 г. № 250»); Приказ Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 21.05.2002 г. № 155 «О плане распределения путевок в санатории
Минздрава России для участников ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС на 2003 и последующие годы»; Приказ Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 328 «Об
утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным
категориям граждан».
Все документы, регламентирующие организацию
предоставления санаторно-курортной помощи подведомственными здравницами Агентства,
несмотря на то, что отдельные приняты после 2000 года, несут все основные
характеристики управления советского периода, то есть, возможны к исполнению
при 100%-ном бюджетном финансировании, наличии долгосрочного (пятилетнего)
планирования и строгой вертикали исполнительной власти. Например, при 100%-ном
финансировании из бюджета, изменение количества заездов исключительно влияло на
количество оздоровленных (пролеченных) пациентов. В нынешний период 5 дополнительных
заездов в 300-коечномсанатории - это добавление 1500 путевок к «резерву»
главного врача, которые могут быть реализованы на хозрасчётной основе.
Ни в одном из приказов не раскрыта структура
«резерва», хотя в неё попадают и договора по обеспечению санаторно-курортным
лечением льготной категории граждан по 400 руб. в сутки, то есть деньги Фонда
социального страхования Российской Федерации, которые, кстати, тоже относятся
к бюджету первого уровня и работа с данной категорией граждан является
плановоубыточной для санатория любой коечной мощности, и приобретение путевок
в люксы по 1000 долларов США за один день. Сложными и противоречивыми оказались
проблемы по обеспечению санаторно-курортным лечением льготной категории
граждан при реализации Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г.
Нерешённым остаётся вопрос по оплате проезда льготной категории граждан,
получивших путёвки на санаторно-курортное лечение в учреждения Федерального
подчинения через территориальные органы исполнительной власти, ведающие
вопросами здравоохранения.
Поскольку приказы имеют долгосрочный (пятилетний) характер,
то не предусматривают перераспределение путёвок между территориями, даже если
они не востребованы в истекшем году, уж не говоря об перераспределении в
течение года, так как приказами предусматривается исключительно годовая
отчётность. Территории отчитываются перед санаториями и территориальными зональными
управлениями в конце года и Агентство может получить информацию по
«недоиспользованию» или «дефициту» путевок на территориях исключительно в
начале следующего года, когда проект приказа должен быть подготовлен уже
сегодня. Необходимо рассмотреть возможность централизованного выпуска
санаторно-курортных путёвок, изменить предоставление этих путёвок в
территориях, а именно льготной категории граждан, которым предоставляется
санаторно-курортное лечение на базах здравниц Агентства, выдавать через МСЭ,
а иным нуждающимся в санаторно-курортном лечении через Федеральные
государственные учреждения, предоставляющие специализированную, в том числе
высокотехнологичную медицинскую помощь.
Санатории, являясь специализированными и
круглогодичными, должны получать пациентов после выписки из стационара и по
назначению врача, а не на «отдых», как фактически используют эти путёвки в
субъекте. Путёвки на «отдых» должны реализовываться на договорной основе для
покрытия «недофинансирования» так, как и происходит по факту в настоящее
время. Кроме того, только в Федеральных учреждениях можно будет получать
путевку на долечивание в санаторий, что поднимет их рейтинг в предоставлении
бесплатной медицинской помощи, а Агентству получить соответствующую
отчётность и подойти в последующем к решению вопроса управления «ресурсом» мест
при применении в дальнейшем современных Интернет-технологий.
Несмотря на то, что Российская курортология берёт своё
начало с Указа Петра I «О приискании в России минеральных вод» от 24 июня 1717
года, до настоящего времени не закреплена никакими законодательными и
нормативными актами «обязательность» применения санаторно-курортными
учреждениями природных лечебных факторов. Необходимо сделать обязательным
применение природных лечебных факторов в санаторно-курортных учреждениях. Если
не будет решён вопрос официального нормативного закрепления обязательности
применения при родных лечебных факторов санаторно-курортными учреждениями, произойдёт
выхолащивание принципов классической российской курортологии, сформированной
на базе использования многообразных отечественных природных лечебных ресурсов,
многие из которых уникальны, тем более, что созданная в стране система санаторно-курортного
лечения и оздоровления не имела и до настоящего времени не имеет аналогов в
мировой практике. Вопрос закрепления использования при родных лечебных
факторов мог бы быть решен через лицензионные требования к санаторно-курортным
учреждениям и требованиям к системам добровольной сертификации услуг по
санаторно-курортному лечению. Вышеуказанные документы могут быть приняты
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Кроме того, закрепление применения природных лечебных факторов должно быть
реализовано через систему ценообразования стоимости санаторно-курортной услуги.
При государственном заказе вопрос стоимости услуги определяется, по сути,
способом формирования «тарифа» на комплексную услугу, но платные санаторно-курортные
услуги должны быть регламентированы системой ценообразования, которая
закрепляет применение природных лечебных факторов, и, соответственно, работы
недропользования не должны увеличивать налогооблагаемую базу санаторно-курортного
учреждения. В настоящее время выгоднее приобретать чужую минеральную воду,
лечебную грязь, а не разрабатывать и использовать свою.
Таким образом, не дожидаясь внесения поправок в
законодательство и принятия Концепции Государственной политики развития
курортного дела в Российской Федерации, предлагаем закрепить применение природных
лечебных факторов: лицензионными требованиями, стандартами систем добровольной
сертификации, индикаторами качества предоставления санаторно-курортного
лечения, системой ценообразования.
Одним из наиболее сложных вопросов является вопрос эффективности
землепользования для санаторно-курортных учреждений. В настоящее время
вопросы курортного дела в России вошли в перечень поручений Президента РФ. По
итогам заседания Президиума государственного совета России от 23.07.2004 г.
сформулировано основное направление в работе курортов как вопрос «Разработки и
реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение потенциала
санаторно-курортной сферы и формирование системы современных санаторно-курортных
комплексов, повышение эффективности землепользования и управления собственностью,
развитие инфраструктуры курортов, формирование индустрии курортного дела». При
формировании комплекса мероприятий по вышеуказанному направлению особое место
должно быть уделено вопросам эффективности землепользования, поскольку именно
санаторно-курортные учреждения расположены на особо охраняемых природных
территориях и имеют значительные парковые (рекреационные) зоны. Традиционные
подходы к оценке эффективности землепользования применяют критерии, основанные
на сопоставлении прибыли и затрат с учётом фактора времени (необходимости
дисконтирования денежного потока и дохода).
В Федеральных государственных учреждениях, к которым
относятся подведомственные санаторно-курортные учреждения Агентства,
используется до настоящего времени сметное финансирование, которое исключает
возможность получения прибыли, а следовательно, и применение общепринятых
методов оценки эффективности землепользования.
На основании вышеизложенного считаем целесообразным
разработать новые критерии к оценке эффективности землепользования, позволяющие
управлять федеральной собственностью в современных условиях.
Эти критерии будут основываться на сопоставлении стоимости
единого объекта недвижимости, финансовых потоков, сформированных в результате
реформы здравоохранения и перехода на новое земельное законодательство. Для
этого необходимо: провести техническую инвентаризацию каждого объекта;
сформировать единый объект недвижимости по каждому объекту, для чего
необходимо провести межевание границ земельного участка, составление
кадастрового плана с нанесением на нём всех имеющихся зданий и сооружений;
оценить стоимость объектов с учётом стоимости земельных участков, а также
зданий и сооружений (с определением степени их износа); оценить эффективность
использования участков с учётом плотности застройки и наличия округа
санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом
хозяйствования.
Необходимо отметить, что негосударственные санаторно-курортные
организации попадают под непосильное налоговое обременение, поскольку должны
будут переходить на договора аренды. Поэтому важно своевременно поставить
вопросы о налоговых льготах для санаторно-курортных организаций различных
форм собственности. Для разработки новых критериев, позволяющих оценить
эффективность землепользования санаторно-курортными учреждениями различных
форм собственности с учётом противоречивости действующего земельного и
налогового законодательства необходимо провести юридическую экспертизу всех
законодательных актов, включая региональные по однородным группам объектов с
целью выработки единых методологических подходов.
Среди вопросов финансирования предлагаем рассмотреть вопрос
предоставления санаторно-курортных услуг на страховых принципах.
В настоящее время документооборот, сопровождающий взаиморасчеты и
закрепленный законодательно в санаторно-курортной отрасли, ориентирован на
путевку – документ удостоверяющий право граждан на получение комплекса
санаторно-курортных услуг. В Общероссийском классификаторе услуг населению (ОК
002-93) санаторно-курортное лечение отнесено к разновидности медицинских
услуг и является по сути разновидностью комплексной медицинской услуги,
предоставляемой по путевке, утвержденной Приказом Минфина России от 10
декабря 1999 № 90н как бланк строгой отчетности. Но страховые медицинские
организации не имеют законодательного права приобретения санаторно-курортной
услуги по путевке. Страховщик в страховой продукт может включать исключительно
услуги восстановительного или реабилитационного лечения с оформлением
соответствующего счета. Несмотря на то, что большая часть санаторно-курортных
учреждений работают по программам добровольного медицинского страхования, необходимо
сформулировать легитивные механизмы предоставления санаторно-курортных услуг на
страховом рынке.
Необходимо отметить, что при обхождении лицензирования
санаторно-курортным учреждениям «негласно» перестали выдавать лицензии на
стационарную деятельность, а это значит, отсекают санатории от значимого для
санаториев финансового потока «страховых» денег. Добровольное медицинское
страхование, которое сложно и долго совместно с санаторно-курортными учреждениями
прокладывало дорогу страховым принципам в курортном деле, в одночасье осталось
за бортом. Необходимо сформировать нормативную базу, которая позволит предоставлять
санаторно-курортным учреждениям услуги на страховых принципах.
В период перехода к рыночным условиям хозяйствования
принципиально должна измениться работа научно-исследовательских организацией.
Причем, в отличие от иных Федеральных учреждений Минсоцздрава России, именно
научно-исследовательские институты как правило имеют несколько «основных» видов
деятельности, а именно: научно-исследовательскую, образовательную и
медицинскую, которые неразрывно связаны. Изменения должны коснуться всех трех
базовых направлений деятельности НИИ: ком мерциализация научных исследований
и«актуализация» направлений при планировании научно-исследовательских работ,
«опережающий» характер знаний; страховой принцип оказания медицинских услуг.
Изменения должны произойти, как в планировании научных исследований, так и в
организации работы и контроле исполнения. Планирование реально должно быть взаимосвязано
со «спросом» на готовую научную продукцию. При этом «спрос» должен регулироваться
не только рыночными механизмами «при обретения» новых технологий, но и
системой государственных требований, сформулированных и предъявляемых при
лицензировании (разрешительная функция), сертификации (оценка качества
предоставляемых услуг), аккредитации учреждений (государственное признание).
Кроме того, должен существовать механизм «обновления» стандартов
предоставления медицинских услуг с учетом новых медицинских технологий.
Актуализация научно-исследовательских работ должна в первую очередь учитывать
решение первоочередных государственных задач. На пример, учтена ли в планах
на будущий год в профильных институтах предстоящая работа с льготной категорией
граждан. Ведь в последующем дифференцированный подход (показания,
противопоказания, стандарты) разрабатывать именно этим институтам.
Особое внимание при планировании научно-исследовательских работ должно
быть уделено в институтах, реализующих научно-исследовательские работы в
области организации здравоохранения, где особо должны быть разработаны вопросы
перехода работы учреждений здравоохранения на страховые принципы с учетом принятой
модели реформирования в здравоохранении. Для Федеральных учреждений, которые до
настоящего времени находятся на сметном финансировании, это будет наиболее
сложный вопрос для практической реализации и последующего закрепления в
соответствующем документообороте. Речь идет не просто о переходе к страховым
принципам, а принципиально новом «финансовом менеджменте», где параллельно должны
быть реализованы межбюджетные отношения, и работа, как с государственными
страховщиками, так и страховыми медицинскими организациями.
Поскольку в период реформы неизбежна смена собственников некоторых
учреждений, то необходима разработка процедуры банкротства учреждений
здравоохранения с учетом особенностей функционирования отрасли, подходов к
оценке бизнеса (с учетом нематериальных активов, которые должны быть
представлены интеллектуальной собственностью и т.д.). Именно поэтому наиболее
актуальным и сложным является вопрос коммерциализации научных исследований.
В предыдущие годы все методики, разработанные ведущими научно-исследовательскими
институтами Минздрава России, традиционно в установленном порядке оформлялись
в виде методических рекомендаций (указаний, пособий для врачей) и делалась их
централизованная рассылка. Основным требованием к выпускаемой научной
продукции была не только обязательная новизна предлагаемых методик, но и
возможность их воспроизведения при прочтении. Система защиты новизны
исследований и авторских прав (патенты, авторские свидетельства и т.д.)
выполняла функцию подтверждения новизны исследования, но не предусматривала
дальнейшего введения в хозяйственный оборот, и, как правило, не поддерживалась
(не оплачивались пошлины) учреждениями. При этом в настоящее время
сформирована законодательная база, которая не только позволяет защитить,
различными способами авторские пpaвa на научную продукцию, но и ввести
интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот, сделав предметом
бизнеса и влияния на налогооблагаемую базу предприятия.
Финансовое право текущего периода делает возможным оценку интеллектуальной
собственности и постановку ее на баланс как нематериальные активы основных
фондов предприятия с заключением в последующем лицензионных договоров с
пользователями, договоров уступки патента и т.д. Научная Продукция становится
цивилизованным предметом купли-продажи.
Актуальность вопроса коммерциализации результатов научных исследований и
введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот не вызывает
сомнений. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации 01
02.09.1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности»
права на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий для
обеспечения федеральных государственных нужд осуществляется на основе
безвозмездной неисключительной лицензии, предоставляемой государственным
заказчиком. Для целей, не связанных с обеспечением федеральных государственных
нужд, права на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и
технологий могут передаваться третьим лицам по лицензионным договорам в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Уже сегодня поставленные
на баланс способы и методы лечения при акционировании государственного
учреждения могли бы превратиться в акции (долю) государства. По
предварительным данным около 80% патентов утратили из-за неуплаты пошлин
патентоспособность. При этом коммерческие структуры начали работу по «сшиванию»
патентов, следовательно. Государственные НИИ не смогут противостоять даже
«разворовыванию», «незаконной приватизации» интеллектуальной собственности, уж
не говоря об ее оценке и проведению предпродажной подготовки. Таким образом,
необходимо провести ревизию интеллектуальной собственности в ведущих
научно-исследовательских институтах и своевременно привлечь юристов,
патентоведов, специалистов по оценке интеллектуальной собственности к ее коммерциализации.
Другими словами, необходимо сделать управляемым процесс коммерциализации
научных исследований
Список
литературы:
1.
Чудковский
А.Д. Управление индустрией туризма – М: Кнорус 2004г.
2.
Кусков
А.С. Курортология и оздоровительный туризм – Ростов-на-Дону: Феникс 2004г.
3.
Кубушкина
Н.И. Организация туризма – Минск: ООО «Новое знамя» 2003г.
4.
Маринин
М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме – М: Финансы и статистика
2003г.
5.
Сергиенко
В.И. Новые подходы в организации санаторно-курортного лечения здравницами,
подведомственными федеральному агентству по здравоохранению и социальному
развитию // Курортные ведомости 2005г., №4 (31)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|