Тяжелое экономическое положение страны не позволяло выделять достаточные
средства для развития курортного хозяйства. В 1919 году в стране существовало
всего 5 курортов - Старая Русса, Липецк, Сергиевские Минеральные Воды, Эльтон и
Кашин. В 1920 году общее число действующих курортов достигло 22, их коечный
фонд составил 21 тысячу единиц. В этом году лечение получили около 50 тысяч
больных. В 1921-22 годах начали функционировать курорты Черноморского
побережья Кавказа (Анапа, Сочи) и Прибалтики (Сестрорецк). В 1923году
восстанавливаются курорты Забайкалья и Дальнего Востока.
Первый дом отдыха был открыт в мае 1920 года в одном из дворцов на
Каменном острове в Петрограде, последующие под Москвой (в Серебряном Бору,
Тарасовке, Звенигороде, Краскове), на Урале и т. д. Первые санатории и дома
отдыха создавались на базе бывших дворцовых (Ливадия) и помещичьих (Узкое,
Марфино, Архангельское) усадеб, дач (Болшево) и частных санаториев,
пансионатов и гостиниц.
В 1921 году В. И. Ленин подписал декрет «О домах отдыха», после которого
губернские отделы профсоюзов приступили к повсеместной организации домов
отдыха. Кроме того, было решено привлечь к санаторно-курортному строительству
средства социального страхования. С первых послереволюционных лет началось
научное изучение курортных факторов, их влияния на организм человека.
Повсеместно организуются курортные поликлиники. Санатории становятся основными
лечебными учреждениями на курорте.
В 1920 г. в Пятигорске был создан Бальнеологический институт. Несмотря
на ограниченные материальные возможности страны, даже в годы разрухи выделялись
ассигнования на развитие системы лечебно-оздоровительных учреждений.
Период с 1922 года по 1928 год характеризуется совершенствованием
управления курортами. В 1923 году при Наркомздраве создано Главное курортное
управление. Происходит дифференциация курортов общегосударственного и местного
значения, впервые организуются ведомственные санатории на курортах, в развитие
курортного дела активно включаются профсоюзы, создаются условия для перевода
отдельных санаториев на хозрасчет. На многих крупных курортах страны стала
внедряться и совершенствоваться система амбулаторно-курсовочного лечения.
Выделяются средства на проведение гидрогеологических,
водопроводно-канализационных и горнотехнических работ на курортах, пособия для
восстановления жилищных фондов и бальнеологических установок, долгосрочные
ссуды на восстановительные и строительные работы, на ведение курортных
хозяйств.
С началом первых пятилеток страна приступила к строительству новых
рекреационных предприятий. Были начаты работы по реконструкции и расширению
ведущих курортных зон (разработаны проекты развития Южного берега Крыма, Сочи,
начато освоение рекреационных территорий Сибири). Для периода 1929-1932 годов
характерен большой размах курортного строительства. На курортное лечение
направлялись преимущественно рабочие с производства. Местные органы управления
курортами уже располагали необходимыми экономическими возможностями, поэтому
ряд курортов был полностью передан в их подчинение, но при сохранении единства
планирования курортного дела в целом по стране. Постепенно продлевались сроки
сезонного функционирования курортов и санаториев, а государственные курорты
переводилось на круглогодичную работу. Повысилась Культура медицинского
обслуживания на курортах, резко возросла их пропускная способность.
Одновременно развивалась сеть оздоровительных учреждений. В 1926 году дома
отдыха были переданы в ведение Центрального управления социального страхования
при Наркомтруде СССР, с 1933 года - в ведение профсоюзов. К этому же периоду
относится организация домов отдыха для матерей с детьми.
В период с 1933 по 1937 годы были начаты работы по реконструкции
курортов Кавказских Минеральных Вод, Сочи- Мацестинской группы, построены
благоустроенные санатории в Сочи, Кисловодске, Ессентуках.
К началу 1940 г. в СССР были 3600 санаториев и домов отдыха почти на 470
тыс. мест. Новые курорты создавались на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке
(Чемал, Лебяжье, Усть-Качка, Кульдур). Значительно увеличилось число
санаториев для лечения детей. Много внимания уделялось эффективному
использованию курортных ресурсов, совершенствованию бальнеотехнического хозяйства,
горно-санитарной охране курортов.
В годы Великой Отечественной войны санатории были превращены в мощную
сеть тыловых госпиталей. Только на курортах Кавминвод работали госпитали на 30
тыс. коек. На ряде курортов были созданы специальные «курортные» госпитали для
долечивания раненых. Курорты и санатории, оказавшиеся на оккупированных
территориях, подверглись полному или частичному уничтожению и разграблению
(Старая Русса, Ленинградский курортный район и др.). Но еще до окончания войны
началось успешное восстановление санаторно-курортных учреждений, возобновилась
деятельность санаториев.
Война нанесла огромный ущерб рекреационному хозяйству страны, так как
большинство ведущих курортных территорий оказалось в зоне боевых действий. За
пять послевоенных лет были восстановлены и реконструированы разрушенные
курорты и построены новые. К 1950 г. количество мест в здравницах превысило довоенный
уровень.
Дальнейший послевоенный период характеризовался следующими тенденциями:
·
быстрым
ростом санаторно-курортных учреждений и количества в них мест;
·
расширением
географии курортных зон на восток, созданием санаторной базы в Сибири и на
Дальнем Востоке;
·
концентрацией
рекреационного обслуживания за счет увеличения средней емкости здравниц, укрупнения
предприятий, активного развития рекреационных районов;
·
развитием
новых форм обслуживания (курсовочное обслуживание на базе курортных поликлиник,
семейный отдых в пансионатах и домах отдыха, организация ведомственных
здравниц и баз отдыха);
·
планомерным
изучением природных лечебных ресурсов на территории всего СССР с выделением
перспективных лечебных местностей;
·
организацией
многочисленных институтов курортологии (в Москве, Юрмале, Друскининкае, Одессе,
Ялте, Сочи, Сухуми, Ереване, Баку, Ташкенте, Екатеринбурге, Томске,
Владивостоке);
·
появлением
«Лечминресурсов» Минздрава СССР, специализированного гидрогеологического объединения
по разведке, выведению, охране и эксплуатации природных лечебных ресурсов;
·
созданием
многочисленных проектных архитектурных институтов, занимавшихся планированием
рекреационных зон и проектированием санаторно-курортных учреждений
(Союзкурортпроект, Институт проектирования объектов культуры, отдыха, спорта и
здравоохранения).
К 1950 году было около 2000 санаториев на 250 тысяч мест. В 1956 году
проведены реорганизация управления санаторно-курортным делом, объединение и
укрупнение мелких учреждений. Советская курортология заняла передовые позиции в
мире. В 1960 г. Совмин СССР принял постановление о передаче профсоюзам
хозрасчетных санаторно-курортных учреждений, курортных поликлиники домов отдыха
за исключением учреждений детского отдыха и туберкулезных санаториев.
Планирование было возложено на ВЦСПС, Госплан СССР и Совмины союзных
республик. Был создан Центральный курортный совет с многочисленными
региональными отделениями, которые руководили лечебно-оздоровительным отдыхом.
Передача здравниц профсоюзам вызвала бурный рост санаторно-курортных
учреждений по всей стране. Научные исследования проводились по заданию
Госкомитета по науке и технике.
В 1976 г. в связи с возникновением хаоса при организации курортных
территорий, приведшего к загрязнению окружающей среды, ухудшению качества
природных лечебных ресурсов, вышло постановление Совмина СССР «О мерах по
упорядочению застройки территории курортов и зон отдыха и строительства
санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха».
Активное развитие курортной сети обусловило формирование самой широкой в
мире сети курортных учреждений. К началу перестройки в СССР было более 14 тыс.
здравниц на 2,5 млн. мест. Создались мощные агломерации (Большие Сочи, Большая
Ялта, Кавказские Минводы, Большая Юрмала).
В практику курортного дела внедрялись новые прогрессивные формы
курортного лечения, повышался уровень комфортности, но начавшийся в конце 80-х
гг. развал экономики ударил по курортной системе страны: ухудшилось качество
обслуживания, снизился уровень питания, возросли цены на путевки.
Оставшиеся без государственного финансирования здравницы не смогли
перейти на самофинансирование. Коммунальные затраты стали непомерно высоки, что
отразил ось на стоимости путевок. Обнищавшее население не имело возможности
оплачивать отдых. Санаторно-курортная сеть начала «разваливаться». Богатые
люди предпочитали отдых за границей или в элитных санаториях бывшего Главного
четвертого управления Минздрава, обладавших высокой комфортностью и большим
разнообразием лечебных услуг. Уровень этих учреждений во много раз превышал
уровень известных мировых лечебных курортов. Удержаться «на плаву» им помогла
не только клиентура «новых русских», но и богатая материальная база.
Бывшие профсоюзные здравницы, не сумев приспособиться к рыночным
отношениям, пошли по пути «вымывния» дешевых лечебных услуг, необходимых для
грамотного лечебного процесса, и замены их на дорогие модные услуги с целью
повышения цен. Это привело к тому, что санаторно-курортные учреждения во многом
утратили свою социальную значимость. Проигрывая в комфорте элитным здравницам,
им трудно стало обеспечивать заполняемость. Многие санатории стали нерентабельными
и закрылись.
К 1995 г. шок постепенно прошел, и оставшиеся «на плаву» санатории стали
постепенно приспосабливаться к изменившимся условиям, реконструироваться и
вводить новые услуги. Стоимость отдыха в них при этом оставалась ниже мировых
розничных цен 1999 г. показал, что заполняемость здравниц была в среднем по стране
на уровне 67%; в индустриально развитых, густонаселенных регионах достигала 90-100%,
а в ряде регионов (Алтай, Башкирия, Челябинская область) спрос на лечебные услуги
превысил предложения. Курорты стали приносить доход. Вся курортная система дала
стране около 2 млрд. руб. дохода. Здравницы стали обновлять и расширять
материальную базу, проводить реконструкцию и вести строительство. В настоящее
время курортный комплекс России насчитывает 45 тыс. здравниц.
II. Нормативно правовая база РФ
Место России на мировом туристском рынке.
Российская
Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает
незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1
% мирового туристского потока. По оценкам специалистов ВТО, потенциальные
возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской
инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако на
сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми,
туристскими и частными целями не соответствует ее туристскому потенциалу,
составляя 6,8 млн. чел. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного
туризма в Россию, в настоящее время являются:
·
образ
России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными
зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
·
действующий
порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в
миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в
Российскую Федерацию;
·
неразвитая
туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей
материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского
класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
·
отсутствие
практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для
инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
·
практическое
отсутствие до 2002 г. государственной некоммерческой рекламы туристских
возможностей страны за рубежом;
·
невысокое
качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого
уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной
экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации
курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;
·
несоответствие
цены и качества размещения в гостиницах.
Основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации
Главной целью государственной политики в
области туризма является создание в Российской Федерации современного
высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса,
обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских
и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.
Основные задачи:
·
Формирование
современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на
внутреннем и международном рынках путем:
· разработки и реализации
рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том
числе создания цикловых теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а
также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в периодических
СМИ;
· издания каталогов, буклетов,
плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;
· организации и проведения
международных туристских выставок, в том числе создания единого российского
национального стенда с привлечением к участию органов исполнительной власти в
сфере туризма субъектов Российской Федерации;
· обеспечения деятельности
загранпредставительств по туризму за рубежом, выполняющих функции
рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торгпредств Российской
Федерации;
· поддержки и обновления
официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере
туризма;
· организации сети
информационных центров для иностранных и российских туристов в местах
прохождения наибольших туристских потоков при информационной поддержке
федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
· проведения ознакомительных
поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов;
· организации презентаций
туристских возможностей России в основных странах, направляющих туристов в
Россию;
· формирования современной
статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений
Статистической комиссии ООН, учитывающей
показатели смежных отраслей и определяющей
совокупный вклад туризма в экономику страны.
· Создание
организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития
въездного и внутреннего туризма путем:
· доработки действующего
законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения
изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты в смежных
областях;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|