· принятия нормативно-правовых
основ введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской
деятельности;
· осуществления государственной
политики, направленной на увеличение доходов федерального бюджета, на основе
эффективного управления государственной собственностью в туристской индустрии;
· создания необходимых условий
для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристской
инфраструктуры;
· создания благоприятного
инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих
средства в развитие туристской инфраструктуры в России;
· разработки и принятия новых
нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в
том числе Положения о классификации гостиничных средств размещения, и отнесения
этих вопросов к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере
туризма;
· совершенствования визовой
стратегии в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной
опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей туристских виз лицам,
следующим из опасных в миграционном отношении государств;
· разработки механизма усиления
ответственности туристских организаций за нарушения с их стороны порядка
контроля за соблюдением правил въезда, выезда и пребывания находящихся в России
по их визовой поддержке иностранцев.
· Укрепление и дальнейшее развитие
межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности
отечественной туристской индустрии на основе:
· создания Межведомственной
комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях
совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации;
· создания Межведомственной
комиссии по упорядочению использования государственной собственности в
туристской индустрии;
· формирования региональных
стратегий развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их
реализации в рамках региональных целевых
программ социально-экономического развития.
· Повышение качества
обслуживания в сфере туризма путем:
· разработки новых правил
стандартизации и сертификации услуг средств размещения;
· разработки и внедрения
современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового
зарубежного опыта;
· создания современной системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
· разработки и внедрения
современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих
квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;
· создания и реализации учебных
программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое
обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг в
пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;
· реализации специализированных
программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена
туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом в
рамках внебюджетных средств;
· поддержки перспективных
прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых
федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма на эти цели.
Реализация
перечисленных в Концепции задач, стоящих перед отраслью, требует предусмотрения
бюджетных расходов на государственную поддержку развития туризма.
1.
Управление
туристским комплексом на макроэкономическом уровне
Развитие туризма
возможно на основе разработанной нормативной правовой базы. История
формирования туристической индустрии в России имеет значительный период
времени.
·
1926 г.
Решение Правительства СССР в рамках Наркомага внешней торговли было создано Государственное
акционерное общество по иностранному туризму (ГАО «Интурист»). Его уставны
капитал составлял 5мин. руб. разделенных на 200 акций, стоимостью по 25 тыс.
руб. каждая (Наркомат внешней торговли получил 40%, Морской торговый флот – 40,
остальные организации – по 20%). Правление ГАО «Интурист» состояло из 5 чел. В
Совет по туризму при ГАО входило 11 чел. (представители Наркомата внешней
торговли, Наркомата путей сообщения, Аэрофлота, Наркомата культуры, Наркомата
торговли, Гостаможни).
·
1933 г. ГАО
«Интурист» преобразовано во Всесоюзное акционерное общество «Интурист». С
момента образования и до начала второй мировой войны «Интурист» развернул
строительство туристских объектов и успел принять чуть более 10 тыс.
иностранных туристов.
·
1964 г.
Создается Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР, в
которое в качестве структурной единицы вошло ВАО «Интурист».
·
1969 г.
Создается Главное управление по иностранному туризму, ВАО «Интурист» в нем
стало коммерчиским управлением.
·
1983 г.
Главное управление по иностранному туризму преобразовано в Государственный
комитет по иностранному туризму СССР (Госкоминтурист СССР).
·
1989 г.
Госкоминтурист СССР был упразднен при очередной реорганизации Правительства.
·
1991 г.
Образован Совет по иностранному туризму при Кабинете Министров СССР, который
так и не успел приступить к своим обязанностям из-за событий августовского
путча.
·
27 марта
1992 г. создается Министерство культуры и туризма Российской Федерации.
·
30
сентября 1992 г. образован Комитет Российской Федерации по туризму
(Роскомтуризм), приступивший к работе в коне февраля 1993 г. после назначения
его Председателя.
·
10 января
1994 г. образован Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму
(КМФТ России).
·
30 мая
1994 г. КМФТ России преобразован в Комитет Российской Федерации по физической
культуре и туризму (КФТ России).
·
3 августа
1994 г. КФТ России преобразован в Госкомитет по физической культуре и туризму
(ГКФТ России).
·
25 мая
1999 г. создано Российское агентство по физической культуре и туризму.
·
6 июня
1999 г.создано Министерство по физической культуре, спорту и туризму Российской
Федерации.
·
5 мая
2000 г. постановление Правительства Российской Федерации ведение вопросами
государственного управления и межотраслевой координации в сфере туризма
передано в министерство экономики развития и торговли Российской Федерации где
создан департамент туризма.
2.
Организация
структуры управления туризма на мезо и микро экономическом уровне
Современная
система управления туризмом в России выражено следующей схемой.
Для поддержания
экономической стабильности, роста туристской индустрии и увеличения притока
иностранной валюты создается национальные организации.
Поскольку
важность туризма для национальной экономики и социального процветания очевидна,
то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии, так и для
путешественников. Поэтому основными видами деятельности национальных
организаций является продвижение туризма в России, а также попытки расширить сотрудничество
правительства и частной индустрии.
Управление этой
деятельностью в широком плане представляет собой процесс выработки и
осуществления управленческих воздействий. управление туризмом на региональном
уровне означает воздействие субъекта управления на объект управления.
На региональном
уровне к субъектам управления туризмом (управляющей подсистеме) относится
Правительство РФ, Минестерство РФ по физической культуре, спорту и туризму,
местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму и др. (в Москве –
Комитет по туризму правительства г. Москвы; в Санкт-Петербурге – Комитет по
туризму и развитию курортов администрации г. Санкт-Петербурга; в Московской
области – Комитет по физической культуре, спорту и туризму при администрации
Московской области).
Объектом
управления (управляемой подсистемой) является туристские фирмы, процесс
туристского обслуживания граждан в данном регионе и др.
Управление
осуществляется посредствам циркулирования определенной информации между
субъектом и объектом управления.
Координационный
комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте РФ должен
обеспечивать:
·
разработку
основ государственной политики в сфере туризма;
·
участие в
разработке законодательства РФ по туризму;
·
координацию
работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере
туризма;
·
анализ
состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.
Решение
Координационного комитета должны носить рекомендательный характер, его
деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью,
необходимой для постановки задач и их решения.
В задачи
Национальной туристской корпорации (НТК) входит:
·
объединений
финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих
структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
·
создание
национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;
·
строительство
и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их
финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;
·
инвестирование
проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в
области иностранного и внутреннего туризма;
·
содействие
в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию
России;
·
продвижение
совместно с Министерством РФ по физической культуре, спорту и туризму
национального туристского продукта на внешний и внутренний рынки;
·
выполнение
функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и
реализация иных задач в соответствии с законодательством РФ.
Деятельность
комитета (департаментов, отделов) по туризму в администрациях субъектов
определяется нормативными документами.
3.
Функции
государства в управлении туризма
Государственный таможенный комитет Российской Федерации письмом от 9 июля
1997 г. № 02-07/12925 установил порядок применения и оформления таможенной
декларации единой формы, утвержденной Советом руководителей таможенных служб
государств - участников СНГ. Таможенная декларация единой формы действует с 1
января 1998 г. Таможенная декларация применяется при таможенном контроле за
товарами и предметами, принадлежащими физическим лицам. Заполнение декларации
предусмотрено для лиц, достигших 16-летнего возраста. При временном въезде
заверенная сотрудником таможенная декларация остается на руках владельца и при
утере не возобновляется. При необходимости багаж и валютные средства могут быть
проверены таможенниками. Провоз вещей и товаров сверх установленной нормы
облагается специальным налогом.
Таким образом, таможенные формальности связаны с выполнением
установленных государством таможенных правил и уплатой туристом налогов,
пошлин, сборов и других начислений. Как представляется, основной проблемой при
этом является большой разброс в разрешениях различных стран на беспошлинный
ввоз и вывоз вещей и товаров: то, что пропущено на законных основаниях в стране
выезда, может быть запрещено таможней в стране пребывания.
Перечень товаров и порядок их провоза-ввоза определяется соответствующими
постановлениями Правительства Российской Федерации.
Общие правила перемещения товаров физическими лицами через таможенную
границу Российской Федерации утверждаются Государственным таможенным комитетом Российской
Федерации. Он же определяет и перечень товаров, которые могут быть ввезены и
вывезены (перемещены) в ограниченном количестве, как облагаемых, так и
освобождаемых от уплаты таможенных пошлин. Таможенные декларации и досмотры
могут выступать в качестве факторов, сдерживающих туристские расходы.
В ряде регионов России местные власти устанавливают дополнительные
туристские сборы, которые отрицательно сказываются на туристских посещениях.
Причем в ряде случаев взимаются, чуть ли не одновременно «зональный сбор»,
«курортный сбор», «районный сбор», «местный сбор» и иные сборы, не
способствующие развитию туризма и увеличению потока посетителей в данный регион
и страну в целом. Туристы, как правило, болезненно относятся к местным
туристским сборам, поэтому турагентам рекомендуется заранее, зная размеры
сборов, включать их в стоимость реализуемого тура. Наличная валюта и
российские рубли также указываются туристом в таможенной декларации. Вывоз
иностранной валюты регламентируется соответствующими инструкциями Центрального
банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Вывоз и ввоз в Россию валюты Российской Федерации разрешены резидентам и
нерезидентам.
Отечественному туристу в настоящее время разрешается вывоз валюты в
определенном размере, превышение этой суммы должно быть подтверждено именным
разрешением уполномоченного на обмен валюты банка или таможенной декларацией
предыдущей поездки. Дорожные чеки и кредитные карточки не декларируются. В
случае обнаружения у туриста валюты, не записанной в декларации, она
изымается. Поскольку валютные формальности меняются достаточно часто, турфирмы
обязаны информировать об этом туристов, отправляющихся в зарубежную поездку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|