С заявлениями и ходатайствами о
приостановлении производства по делу адвокат-представитель обращается в
случаях: пребывания стороны в составе Вооруженных Сил на действительной
срочной военной службе или привлечения ее для выполнения какой-либо
государственной обязанности; нахождения стороны в длительной служебной
командировке; нахождения стороны в лечебном учреждении или при наличии у нее
заболевания, которое препятствует явке в суд и подтверждается справкой медицинского
учреждения; розыска ответчика в случае неизвестности места его пребывания (ст.
112 ГПК РСФСР); назначения судом экспертизы, а также о возобновлении
производства по делу после устранения обстоятельств, вызвавших его
приостановление.
После объявления
судебного решения адвокат-представитель вправе обратиться в суд, постановивший
решение, со следующими заявлениями:
- о вынесении
дополнительного решения, в случаях если: по какому-либо требованию, по которому
лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснение, не
было вынесено решение; суд, разрешив вопрос о праве, не указал размера
присуженной суммы, имущества, подлежащего передаче, или действий, которые
обязан совершить ответчик; судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
Дополнительное решение может быть обжаловано в кассационном порядке по общим
правилам;
- о разъяснении решения суда без
изменения его содержания. Разъяснение решения допускается, если оно еще не
приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение может быть
принудительно исполнено;
- об исправлении допущенных в решении
описок или явных арифметических ошибок;
- об отсрочке либо рассрочке
исполнения решения, а также об изменении способа и порядка его исполнения;
- об обеспечении исполнения решения,
не обращенного к немедленному исполнению;
- о пересмотре
заочного решения (это право принадлежит адвокату-представителю стороны, не
присутствовавшей в судебном заседании).
Адвокат-представитель,
как и лица, участвующие в деле, вправе, ознакомившись с протоколом судебного
заседания, в течение трех дней со дня его подписания подавать письменные
замечания на него с указанием на допущенные неправильности и неполноту
протокола.
Адвокат-представитель имеет право на
принесение частных жалоб на определения суда по вопросам: о внесении в решение
исправлений (ст. 204 ГПК РСФСР); об отказе в вынесении дополнительного решения
(ст. 205 ГПК РСФСР); о разъяснении решения суда (ст. 206 ГПК РСФСР); об
отсрочке или рассрочке исполнения решения, а также об изменении способа и
порядка его исполнения(ст. 207 ГПК РСФСР); о немедленном исполнении решения
(ст. 211 ГПК РСФСР); об обеспечении иска (ст. 139 ГПК РСФСР); об оставлении без
удовлетворения заявления о пересмотре заочного решения (гл. 16-1 ГПК РСФСР); о
приостановлении производства по делу (ст. 217 ГПК РСФСР); об отказе в
восстановлении пропущенного процессуального срока (ст. 105 ГПК РСФСР);
связанным с судебными расходами (ст. 96 ГПК РСФСР); об отказе суда сложить
штраф или уменьшить его размер (ст. 98 ГПК РСФСР).
После вступления
решения в законную силу лица, участвующие в деле, в т.ч. и
адвокат-представитель, не могут вновь заявлять в суде те же исковые
требования, на том же основании, а также оспаривать в другом процессе
установленные судом факты и правоотношения.
Пределами кассационной жалобы
определяются пределы проверки законности и обоснованности решения суда первой
инстанции в кассационном порядке.
Производство в суде кассационной
инстанции построено на тех же основных началах, что и производство в суде
первой инстанции, с теми лишь особенностями, которые вытекают из различия
предмета судебного разбирательства, проверочного характера функций суда второй
инстанции.
Лица, участвующие в деле, и их
представители в суде второй инстанции пользуются широкими процессуальными
правами. Они должны быть оповещены о дне разбирательства дела в суде второй
инстанции, имеют право участвовать в судебном разбирательстве, знакомиться со
всеми материалами, поступившими в суд второй инстанции, давать объяснения по
делу, поддерживать жалобу, возражать против жалобы, а также представлять
дополнительные материалы. Но их неявка не препятствует разбору жалобы.
Адвокат - представитель вправе
представить объяснения на жалобу или протест с приложением документов,
подтверждающих эти объяснения. Если суд сочтет необходимым, он может обязать
представить объяснения и приложенные к нему документы с копиями по числу лиц,
участвующих в деле.
Адвокат-представитель вправе
отказаться от поданной жалобы. Однако для суда такой отказ не является
обязательным. В случае если такое действие адвоката-представителя противоречит
закону или нарушает права и охраняемые интересы других лиц, суд может, не
приняв отказ от кассационной жалобы, рассмотреть дело в кассационном порядке.
Отказ адвоката-представителя истца от
иска или мировое соглашение сторон, совершенные после подачи кассационной
жалобы или протеста, должны быть представлены кассационной инстанции в
письменной форме. Принятие отказа кассационной инстанцией влечет отмену
вынесенного решения и прекращение производства по делу.
В ходе разбирательства дела в суде
второй инстанции, после доклада дела, суд выслушивает объяснения явившихся в
судебное заседание лиц, участвующих в деле, и представителей. Сначала
выступает лицо, подавшее кассационную жалобу, и его представитель. В случае
обжалования решения обеими сторонами первым выступает истец.
Вступившие в законную силу решения,
определения и постановления всех судов Российской Федерации могут быть
пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам лиц, имеющих право
принесения протеста.
Жалоба с просьбой о принесении
протеста адресуется соответствующему должностному лицу (ст. 320 ГПК РСФСР), с
указанием наименования лица, подавшего жалобу, ссылкой на судебный акт, который
обжалуется, и суд, постановивший его, аргументацией несогласия с принятым
решением, определением или постановлением, вступившими в законную силу (ст.
330 ГПК РСФСР - неправильное применение или толкование норм материального
права; существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение
незаконного решения, определения, постановления суда), просьбой, в случае
необходимости, о приостановлении исполнения соответствующих решений,
определений и постановлений (ст. 323 ГПК РСФСР), перечнем прилагаемых к жалобе
письменных материалов, в т.ч. копии обжалуемого решения, определения или
постановления.
В случае принесения протеста суд
извещает об этом лиц, участвующих в деле, и направляет им копии протеста. Ранее
действовавший порядок, при котором суд по своему усмотрению решал вопрос о
сообщении или несообщении лицам, участвующим в деле, о времени и месте
рассмотрения дела и предоставлял им возможность в любом; случае представить
письменные объяснения на протест и дополнительные материалы. Постановлением
Конституционного Суда РФ от 14 апреля 1999 г. № 6-П признан неконституционным;
(см. приложение). Однако, так же как и ранее, неявка в судебное заседание лиц,
участвующих в деле, которые извещались о времени и месте рассмотрения дела, не
является препятствием к разбирательству дела.
Решения, определения и постановления
судов по гражданским делам, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены
также и по вновь открывшимся основаниям по заявлению лиц, участвующих в деле,
или их представителей, которое направляется в суд, вынесший решение,
определение или постановление. Срок подачи такого заявления установлен в
течение трех месяцев со дня установления обстоятельств, служащих основанием
пересмотра.
Статья 333 ГПК РСФСР к таким
основаниям относит: существенные для дела обстоятельства, которые не были и не
могли быть известны заявителю; установленные вступившим в законную силу
приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение
эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо
вещественных доказательств, повлекшие за собой постановление незаконного или
необоснованного решения; установленные вступившим в законную силу приговором
суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их
представителей или преступные деяния судей, совершенные при рассмотрении
данного дела; отмена решения, приговора, определения или постановления суда
либо постановления иного органа, послужившего основанием к вынесению данного
решения, определения или постановления.
Перечень оснований к пересмотру дела
по вновь открывшимся основаниям предопределяет действия адвоката-представителя,
собирающего документы для возбуждения соответствующего производства в суде. Как
и при рассмотрении дела в кассационной и надзорной инстанции, заявитель и
лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания,
однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.[14]
Правоотношения, возникающие в
исполнительном производстве, регулируются рядом правовых актов, важнейшим из
которых является Федеральный Закон № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»
от 21 июля 1997 г.
Сторонами исполнительного
производства являются взыскатель и должник. Они могут лично участвовать в
исполнительном производстве или поручать ведение дела представителю, который,
действуя по доверенности, имеет право совершать от имени представляемого всех
действий, связанных с исполнительным производством: знакомиться с материалами
исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии,
представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в
совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в
процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по
всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать
против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в
исполнительном производстве, заявлять отводы. При наличии в доверенности
специально оговоренных полномочий представитель также имеет право на совершение
следующих действий: предъявлять и отзывать исполнительный документ; передавать
полномочия другому лицу; обжаловать действия (бездействия) судебного
пристава-исполнителя; получать присужденное имущество (в том числе и деньги).
Возможные
варианты конкретного выражения полномочий представителя следующие. 1.
Обращаться с заявлением к судебному приставу-исполнителю: 1.1) о принятии
исполнительного документа (о возбуждении исполнительного производства); 1.2) об
описи имущества должника и наложении ареста; 1.3) об отсрочке или о рассрочке
исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения (при наличии
обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий); 1.4) об
отложении исполнительных действий (право представителя взыскателя); 1.5) об
отложении взыскания (право представителя должника); 1.6) о возврате
исполнительного документа (право представителя взыскателя при неисполнении или
частичном исполнении); 1.7) о розыске должника, имущества должника или розыске
ребенка. 2. Обращаться с заявлением в суд или иной орган, выдавший
исполнительный документ; 2.1) об отсрочке или о рассрочке исполнения, а также
об изменении способа и порядка исполнения (при наличии обстоятельств,
препятствующих совершению исполнительных действий); 2.2) о восстановлении
пропущенного срока предъявления исполнительного листа или судебного приказа к
исполнению. 3. Обжаловать в соответствующий суд: 3.1) постановление судебного
пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; 3.2) действия
судебного пристава-исполнителя, возвратившего исполнительный документ; 3.3)
постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных
действий; 3.4) постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в розыске
должника или его имущества и о взыскании расходов по розыску; 3.5) определение
суда о приостановлении или прекращении искового производства (в кассационном
порядке).
Кодекс об административных
правонарушениях - основной федеральный акт, устанавливающий административную
ответственность в Российской Федерации. По содержанию он является сочетанием
материального административного права с процессуальными правилами их
применения.
Систематическое
внесение в особенную часть Кодекса многочисленных изменений и дополнений,
вхождение в систему законодательства об административных правонарушениях иных
законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов, изданных в пределах
их компетенции, значительно осложняют положение граждан при производстве по
делам об административных правонарушениях.
Дела об
административных правонарушениях в настоящее время рассматриваются различными
органами, число которых достигает более 40 (о подведомственности дел об
административных правонарушениях см. гл. 16 КоАП РСФСР). Изменение структуры
местной власти вносит в этот перечень коррективы, однако при этом остается
весьма значительное место для деятельности судов и органов внутренних дел. Их
соответствующие полномочия определены в статьях 202,202-1,203 КоАП РСФСР.[15]
В статьях КоАП
РСФСР, предусматривающих полномочия того или иного органа по рассмотрению дел
об административных правонарушениях, детализируются вопросы: за какие
правонарушения и кто конкретно из должностных лиц вправе налагать
административные взыскания.
Судьи районных
(городских) судов рассматривают те дела, которые представляют наибольшую
опасность и требуют соблюдения широкого круга процессуальных гарантий
законности и справедливости. Их перечень содержится в ст. 202 КоАП РСФСР, и он
постоянно пополняется. Сюда относятся в частности, правонарушения, связанные:
с реализацией норм избирательного права (ст. 40-1 - 40-24); с незаконным
приобретением или хранением наркотических средств в небольших размерах (ст.
44); с самовольной добычей янтаря (ст. 46-1); с мелкими хищениями (ст. 49,
49-1); с повреждением транспортных средств общего пользования (ст. 104-1); с
изготовлением и использованием радиопередающих устройств без разрешения (ст.
137); с нарушением правил торговли (статьи 146,146-3 - 146-6,150, 150-2, 151);
I с посягательствами на установленный
порядок управления и др.
Административным взысканиям посвящена
гл. 3 КоАП РСФСР. Виды административных взысканий следующие: предупреждение;
штраф; возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или
непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация
предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом
административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного
данному гражданину; исправительные, работы; административный арест;
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства.
Порядок производства по делам об
административных правонарушениях в органах (должностными лицами),
уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях,
регламентируется: Кодексом РСФСР об административных правонарушениях; иными
законодательными и правительственными актами Российской Федерации;
законодательством субъектов Российской Федерации, принятым в пределах их
компетенции (см. статьи 71,72 и 76 Конституции РФ о разграничении предмета
ведения между Российской Федерацией и ее субъектами; Основами законодательства
Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, если они
регулируют вопросы, не урегулированные законодательством России. При этом
следует учитывать, что согласно ст. 2 заключительных и переходных положений
Конституции РФ, Основы не применяются если они противоречат Конституции
Российской Федерации. Важное значение в правоприменительной практике имеют
Определения и Постановления Конституционного Суда РФ.
Производство по
делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое
подлежит прекращению при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 227 КоАП
РСФСР. К ним относятся: отсутствие события или состава административного правонарушения;
недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения
шестнадцатилетнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное
действие либо бездействие; действие лица в состоянии крайней необходимости или
необходимой обороны; издание акта амнистии, если он устраняет применение
административного взыскания; отмена акта, устанавливающего административную
ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном
правонарушении сроков, предусмотренных ст. 38 КоАП РСФСР; наличие по тому же
факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности,
постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного
взыскания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были
переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать
административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о
прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному
факту уголовного дела; смерть лица, в отношении которого было начато производство
по делу.[16]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|