Юридическая помощь, оказываемая адвокатами
Юридическая
помощь, оказываемая адвокатами
Содержание
Введение............................................................................................................................................. 4
1. Адвокатура РФ. Общие
положения.............................................................................................. 6
1.1. История развития
адвокатуры в РФ.......................................................................................... 6
1.2. Понятие и общая
структура адвокатуры РФ........................................................................... 12
2. Участие адвоката в
судопроизводстве....................................................................................... 17
2.1 Адвокат в
гражданском судопроизводстве.............................................................................. 17
2.2 Адвокат в
судопроизводстве по делам об административных правонарушениях.............. 30
2.3 Адвокат в уголовном
судопроизводстве.................................................................................. 36
3. Иные виды юридической
помощи, оказываемой адвокатами................................................. 44
3.1
Адвокат-консультант................................................................................................................. 44
3.2 Бизнес-адвокат........................................................................................................................... 46
Заключение....................................................................................................................................... 50
Библиография................................................................................................................................... 53
Сокращения....................................................................................................................................... 55
Приложение 1. Исковое заявление
Приложение 2. Заявление о приглашении
адвоката к участию в деле
Одним из
направлений государственной деятельности является обеспечение функционирования
права. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными органами,
составляющими правоохранительную систему, в определенном, установленном
законом порядке, путем применения юридических мер воздействия к физическим и
юридическим лицам, допускающим нарушение правопорядка.
Способами охраны
права являются: конституционный контроль, правосудие, обеспечение деятельности
судов, прокурорский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная
деятельность), их расследование (дознание, предварительное следствие),
исполнение судебных решений, оказание юридической помощи и защита по уголовным
делам, предупреждение Преступлений и иных правонарушений.
Соответственно
этому к государственным правоохранительным органам принято относить: суды,
органы юстиции, органы предварительного расследования, прокуратуру, органы
обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел, безопасности, налоговой
службы и налоговой полиции, таможенные органы). К ним примыкают нотариат и адвокатура.
Как видим,
правоохранительная деятельность является деятельностью государственных
органов, ибо она предполагает применение к нарушителям права юридических мер
воздействия властными субъектами.
Однако эта
деятельность включает ряд функций, выполнение которых обязательно предполагает
либо допускает участие адвокатов (виды судопроизводства, расследование
преступлений, оказание юридической помощи, гарантируемой государством через
профессиональную адвокатуру). Именно отсюда вытекает публично-правовой характер
деятельности адвокатов и место адвокатуры в правоохранительной системе, которое
никак не может быть замещено так называемыми общественными объединениями. Это
- концептуальный вопрос будущего Федерального Закона «Об адвокатуре в
Российской Федерации», который; к сожалению, пока не нашел адекватного
отражения в известных нам проектах закона.
Хотя на адвокатуру возложены функции
публичного, государственного значения - обеспечение квалифицированной
юридической помощи и защиты, по уголовным делам (ст. 48 Конституции РФ), она по
ряду важных признаков не является государственным формированием. Ее скорее
следует отнести к институтам гражданского общества, формируемым на добровольных
началах из лиц, подготовленных к адвокатской профессии.
Адвокатура - самоуправляющееся
объединение профессионалов, действующее независимо от государственных
правоохранительных органов и органов управления.
Возникший в последние годы спор по
вопросу о том, не входит ли адвокатура в число общественных объединений (ст.
30 Конституции РФ), должен быть решен отрицательно. Общественные объединения
создаются для защиты интересов лиц, в него входящих. Им не присущ жесткий отбор
членов по профессиональному признаку, они не наделены специальными полномочиями,
реализация которых требовала бы тесного сотрудничества с органами
государственной власти.
Права адвоката определяются не только
юридическим статусом коллегии, в состав которой он входит, но и процессуальным
законодательством, устанавливающим порядок отправления судами различных видов
судопроизводства (конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное,
административное).
Участвуя в любом из видов
судопроизводства, оказывая юридическую помощь гражданам и организациям в связи
с их конфликтами в сфере административных правоотношений, адвокат отстаивает
частный интерес путем защиты прав и законных интересов клиента (доверителя,
подзащитного).
Однако защита частного интереса
правовыми средствами приобретает публичный характер, ибо общество и государство
заинтересованы в нормальном функционировании правовой системы, в
неукоснительном исполнении законов как гражданами, так и должностными лицами и
органами государства.
Защита прав человека и
гражданина - а именно этой цели служит адвокатура - приобретает значение
важнейшей публичной функции в государстве, объявившем себя правовым (ст. 1
Конституции РФ), что свидетельствует об актуальности и огромной значимости
выбранной темы.
Изучение истории российской
адвокатуры призвано не просто удовлетворить естественное любопытство, но и
выявить сложности, стоящие на пути этого института, определить принципы
организации и деятельности адвокатуры в процессе ее становления, показать их в
динамике и увидеть их перспективу.
Отечественная адвокатура родилась в
условиях демократических судебных реформ 60-х гг. XIX века в царствование
императора Александра П. В известной мере это было вынужденное решение:
введение суда присяжных и состязательного судебного процесса не могло
состояться без профессиональной адвокатуры.
К кандидатам в присяжные поверенные
предъявлялось требование наличия законченного высшего образования.
По причине отсутствия достаточного
количества дипломированных специалистов Учреждением Судебных Установлений
допускались частные поверенные без высшего образования. Сохранялись
(практически) и предшественники адвокатуры - стряпчие («крапивное семя»,
«ябедники»).
Государственная ангажированность
присяжных поверенных обеспечивалась не только присягой, в которой они
обязывались сохранять верность государю-императору, но и порядком комплектования
адвокатуры.
Состав присяжных поверенных
контролировался Судебной палатой округа, при которой создавался Совет присяжных
поверенных, деятельность которого также была поднадзорна Судебной палате.
В присяжные
поверенные не допускались иностранцы, несостоятельные должники, лица,
состоящие на правительственной службе, подвергшиеся по приговору суда лишению
или ограничению прав состояния, находящиеся под следствием, лица, которые
исключены из числа присяжных поверенных и др.
Совет присяжных
поверенных рассматривал вопросы приема и отчисления, жалоб на действия
присяжных, контролировал соблюдение ими законов и правил профессии, включая
размеры взимаемых вознаграждений, устанавливал очередность «хождения по делам
лиц, пользующихся на суде правом бедности», (статьи 354, 367 Учреждения
Судебных Установлений).[1]
Жалобы на решение Совета присяжных подавались в Судебную палату.
Таким образом,
независимость создаваемой в результате реформы адвокатуры была достаточно относительной,
а самоуправление - в пределах, контролируемых судом.
Формировались
определенные нравственные ориентиры профессии адвоката - в требованиях к
кандидатам в присяжные, а также при определении их правовых обязанностей и
ограничений.
Так, присяжным
поверенным запрещалось приобретать права своих доверителей по тяжбам, вести
дела против своих родственников (родителей, жены, детей, братьев и сестер),
представлять сразу обе стороны тяжущихся или переходить с одной стороны на
другую, оглашать тайны своего доверителя.
Существовала и
такса оплаты труда адвоката, утвержденная Министром юстиции для ведения
гражданских дел в 1868 г. (отсчет гонорара шел от цены иска).
С присяжного поверенного тяжущийся
(доверитель) мог взыскать причиненные нерадением адвоката убытки. Было возможно
и уголовное преследование присяжного поверенного за серьезное злоупотребление.
В принципе, все эти положения вполне
импонируют и современному адвокату, но следует отметить, что в практической
жизни они соблюдались далеко не всегда, тем более, что сами идеи судебной
реформы конца XIX века в России оказались во многом не реализованными, плавно
перетекшими в меры реакционного характера, которые принято относить к «контрреформам».
Становление
русской адвокатуры после судебной реформы 1864 г. отмечено формированием
процессуального статуса адвоката, участвующего в гражданском и уголовном
судопроизводстве, отвечавшего европейским образцам, становлением профессиональных
нравственных требований. Выдвинулись и яркие личности в среде адвокатов -
Спасович, Александров, Андреевский, Урсов, Плевако и др.
Это были люди высочайшей
профессиональной культуры, подлинные защитники правды и справедливости,
выдающиеся судебные ораторы.
Октябрьская
революция 1917 г. разрушила, и судебные учреждения, и адвокатуру. «Мы
расчистили этим дорогу для настоящего народного суда» - с торжеством говорил
основатель нового государства.[2]
Место права заняло «правосознание
революционного класса», а профессионально подготовленные судьи были заменены
солдатскими и рабоче-крестьянскими активистами.
Спустя несколько недель после
октябрьского переворота, 24 ноября 1917 г. был принят Декрет о суде № 1. Он был
ориентирован на создание «советских судов». Адвокатура им создана не была,
однако в качестве защитников и обвинителей были допущены «все непороченные лица
обоего пола».
Инструкцией Наркомюста 19.12.1917 г.
при ревтрибуналах учреждались «коллегии правозаступников», в которые могли
вступать любые лица, желающие «помочь революционному правосудию» и имеющие
соответствующие рекомендации от Советов депутатов.
Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918г.
предусмотрел создание коллегий правозаступников при Советах депутатов. Позже
(Декретом «О народном суде РСФСР» от 30.11.1918 г.) коллегии правозаступников
стали именоваться коллегиями «защитников, обвинителей и представителей сторон в
гражданском процессе». Их составляли должностные лица, получавшие зарплату от
государства по смете Наркомюста.
Вскоре эти коллегии были упразднены
под тем предлогом, что в них были «сильны элементы буржуазной адвокатуры».[3]
Защита стала осуществляться в порядке
трудовой повинности лицами, включенными в списки местными исполкомами.
Эти меры были направлены на
окончательное уничтожение дореволюционной адвокатуры России.
Днем рождения советской
профессиональной адвокатуры принято считать 26 мая 1922 г., когда решением III
сессии ВЦИК IX созыва было утверждено первое Положение об адвокатуре. Коллегии
защитников создавались при губернских отделах юстиции. Общим собранием
защитников избирался Президиум, который ведал приемом и отчислением адвокатов,
наложением дисциплинарных взысканий, решением финансовых и административных
вопросов.
С этого времени начался рост
численности коллегий адвокатов, создания сети юридических консультаций.
Частнопрактикующие адвокаты были объявлены вне закона.
Положениями об
адвокатуре от 27 февраля 1932г., 16 августа 1939 г. развивались принципы
организации адвокатуры, установленные первым положением, более четко
определялись права и обязанности структурных подразделений коллегии адвокатов и
их членов.
Положение от 16 августа 1939 г.
впервые закрепило принцип, в соответствии с которым в адвокатуру могли
вступать лишь лица, имеющие юридическое образование, либо не менее трех лет
опыта работы в качестве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта.
Повышалась самостоятельность коллегий путем расширения полномочий общих
собраний адвокатов и избираемого им тайным голосованием Президиума. Оплата
труда адвокатов регулировалась таксой, утверждаемой Наркомюстом.
Роль адвокатуры в правоохранительной
системе как органа оказания населению юридической помощи и обеспечения защиты
по уголовным делам возрастала по мере утверждения лозунга об укреплении
социалистической законности.
Первый Закон СССР «Об адвокатуре в
СССР» был принят Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.
Этим законом
вносилось единообразие в принципы организации и деятельности адвокатуры всех
союзных республик.
Впервые было
установлено правило, действующее и ныне, о порядке создания добровольных
объединений лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Окончательно
утверждался принцип обязательного высшего юридического образования для членов
коллегий адвокатов, устанавливались сроки стажировки для претендентов, не
имеющих практического опыта, расширялось поле деятельности адвокатов.[4]
На базе союзного
закона об адвокатуре было принято Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября
1980 г., действующее ныне.
Оно предусматривало наряду с
традиционными региональными коллегиями (область, край, автономная республика)
создание «межрегиональных и иных коллегий адвокатов», что позволило при
переходе к рыночным отношениям формировать вначале юридические кооперативы, а
затем и так называемых параллельные коллегии.
Положение 1980 г.
наряду с некоторым развитием демократических принципов организации и
деятельности коллегий адвокатов сохранило значительные права Минюста и
исполкомов областных (краевых и т.д.) Советов по «руководству адвокатурой».
Расширение прав коллегий адвокатов,
развитие их самоуправления и независимости - медленный процесс, происходящий
ныне в русле судебно-правовых реформ.
Судебно-правовая реформа 1990-х гг.,
вызывающая не только положительные оценки, но и обоснованную критику, существенно
изменила правовой статус адвоката и адвокатских объединений.
Хотя новый Закон «Об адвокатуре РФ»
еще не принят (на май 2000 г.) и действует Положение об адвокатуре РСФСР 1980
г., права адвоката и его правозащитные, возможности расширились в связи с
формированием в стране Судебной власти, внедрением в правовую систему России
общепризнанных международных пактов о правах человека, совершенствованием
уголовно-процессуального и созданием арбитражно-процессуального
законодательства.
Так, появление, помимо системы общих
и военных судов, Конституционного Суда РФ и системы арбитражных судов, а также
снятие ограничений на участие адвоката в дознании, административном
производстве расширило его сферу деятельности, создало новые возможности
защиты адвокатами прав и интересов граждан и Организаций. Правовой статус
адвоката в новых для него видах судопроизводства будет рассмотрен подробно в
соответствующих темах особенной части пособия. Здесь же следует подчеркнуть,
что реализация ст. 46 Конституции РФ 1993 г. о праве каждого на судебную
защиту не только повышает роль суда в нашем обществе, но и создает предпосылки
для активной правозащитной деятельности адвоката с использованием судебной
трибуны, возможностей правосудия.
Эффективность оказываемой адвокатом
правовой помощи определяется не только уровнем его профессиональной подготовки,
но и состоянием правовой системы, статусом личности в государстве. Конституция
РФ 1993 г. в главе «Права и свободы человека и гражданина» сделала значительный
шаг в направлении к построению правового государства. Учитывая прямое действие
Конституции и отражение ее принципов в отраслевом законодательстве, адвокат
получил возможность активного воздействия на создание условий для реализации
прав человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|