Что же может быть
причиной конфликта? Наиболее часто – это распределение ресурсов. Причем под
ресурсами совсем не обязательно имеются в виду деньги или прочие материальные
блага. Ресурсами может быть время, влияние на руководителя, объем выполняемой
работы и многое другое. Например, один или два фармацевта, кроме своих
непосредственных обязанностей, выполняют еще и раскладку вновь поступившего
товара, а другой фармацевт, сказав, что он этим заниматься не будет, потому что
просто не хочет. Естественно это вызовет негативную реакцию первых двух
фармацевтов к третьему. В таких случаях часто делают вывод о неуживчивости и
сложности самих участников конфликта, однако это не всегда соответствует
действительности.
Дело в том, что
широко известная причина конфликта – «трудный» характер одного из работников –
вопреки распространенным представлениям, по статистике, заметны только двум –
трем сослуживцам, остальные достаточно хорошо уживаются с «виновником»
несчастий. Это свидетельствует не о конфликтности одного отдельно взятого
работника, а о личностной несовместимости в коллективе, недостаточной гибкости
или нежелании (неумении) находить взаимоприемлемые решения. Если в подобной
ситуации выявляется и разрешается реальная причина конфликта, то «трудности»
характера часто сглаживаются или вовсе исчезают.
Часто причиной
разногласий становиться различие в целях, которые ставят себе разные люди.
Например, для собственника аптеки это максимальная прибыль, а для наемного
работника – возможность получать зарплату, не перегружая себя. Противоречие
целей трудно полностью преодолеть, но можно найти выход – сделать так, чтобы
цели одного человека могли быть достигнуты только при условии достижения целей
другого.
Еще одной
типичной причиной конфликтов является неудовлетворительные коммуникации –
недостаточная или неточная информация, несвоевременное ее доведение до адресата
и т.д. И здесь наличие конфликта часто усугубляет ситуацию – при сложных
отношениях желание общаться, как правило сводиться нулю. Выход в таком случае
один – необходимо дать четкие инструкции, кому, когда и в каком виде должна
предоставляться соответствующая информация. Сделать это для всех известными
правилами игры и следить за их выполнением.
На
чью сторону встать?
В ситуации
конфликта между двумя работниками есть и еще одна сторона вопроса – какую
позицию занимает остальной персонал и какую позицию следует принять
руководителю. Не зря говорят, что в кризисной ситуации руководитель подобен
человеку, который во время пожара держит в руках два ведра: одно с водой,
другое – с бензином. А значит, от того, какое ведро он использует, во многом
зависит положение дел. Так что же можно, а что нежелательно делать, наблюдая в
своем коллективе конфликт?
Зачастую
руководитель в этой ситуации стремиться занять позицию активного участника на
одной стороне. Это, конечно, ускоряет развитие процесса, но в этом случае
конфликт может разрастись и вовлечь в себя новых людей. К тому же руководителю
бывает трудно избежать обвинений в пристрастности и наличии «любимчиков» среди
персонала. Поэтому такой способ влияния на конфликтную ситуацию стоит
использовать только в том случае, если дело касается конкретного нарушения
одной из сторон каких – то правил и порядков. Потенциальная опасность этого
варианта еще и в том, что через некоторое время участники конфликта
переключаться с решения реальной проблемы на желание «победить» противоположную
сторону. Результат – локальны конфликт превращается в затяжную войну, где нет
победителей. Тратятся силы, время, пропадает желание работать…
В таком случае,
может быть, лучше занять позицию наблюдателя, не вмешивающегося в происходящее?
Действительно, есть такая точка зрения – самое главное не мешать людям, они
сами разберутся в своих проблемах. Однако это относиться только к
незначительным ссорам, возникающим «по пустякам». Если же конфликт касается
серьезного вопроса или слишком затянулся, то часто его бывает трудно решить без
посторонней помощи. Неучастие начальника в этом случае будет расцениваться,
скорее, как безразличие к проблеме или даже как позиция по принципу «сначала
разберитесь сами, а я потом присоединюсь к победителю» Как правило, это еще
более усугубляет ситуацию. Фактически в этом случае демонстрируется отсутствие
каких-либо принципов, и «победитель» будет понимать, что, появись кто-то еще
более сильный, поддержки ему уже не видать.
Еще один
неконструктивный способ реакции на проблему – ее отрицание. Среди некоторых
руководителей бытует мнение, что хороший коллектив – тот, в котором нет
противоречий. Следовательно, «все обязаны дружить друг с другом или хотя бы делать
вид» и вообще «у нас конфликтовать не прилично». Как правило, это приводит к
тому, что конфликт загоняется внутрь, проблема не решается и отношения еще
более усложняются. Результат такого мнимого согласия можно представить в виде
такой картинки: все разговаривают с елейными улыбками на лицах и «камнями за
пазухой», которыми пользуются при каждом удобном случае.
Нужно помнить о
том, что в реальности конфликт, как и любое другое явление имеет две стороны –
негативную и позитивную.
В результате
появления конфликта четко обозначается проблема, которая, возможно, до этого
была скрыта.
Выявление этой
проблемы дает возможность найти эффективные способы ее решения, что часто дает
стимул к развитию всей ситуации.
У работников
появляется уверенность в том, что разные точки зрения – это не криминал, а
нормальная ситуация, из которой можно найти цивилизованный выход.
Таким образом,
лучшая тактика поведения руководителя в конфликте – это признание его наличия,
стремление объективно выяснить причины и на основе их анализа помочь
«враждующим сторонам» в поисках решения, которое устроило бы всех. Идеально,
если решение предлагает не руководитель, а сами участники конфликта (с его
помощью или без нее). Таким образом шансы на то, что это решение будет
соблюдаться, повышается.
V.3.
Выявление психологической совместимости работников аптеки
Среди работников
аптеки был проведен небольшой эксперимент по определению психологической
совместимости по специальному тесту (см. Приложение 3). Результаты были
обработаны и занесены в две таблицы (3 и 4).
Таб. 3.
Результаты теста на психологическую совместимость
№
|
Зав.
аптекой
|
Заместитель
|
Врач-консультант
|
Фармацевт 1х
|
Фармацевт 2с
|
Фармацевт 3м
|
Фармацевт 4с
|
1.
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2.
|
0
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
3.
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
4.
|
1
|
0
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
5.
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
6.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
7.
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
8.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
9.
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
10.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
11.
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
12.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13.
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
0
|
1
|
14.
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
15.
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
16.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
Таб.4. Обработка
результатов теста на психологическую совместимость
№
|
Зав.
аптекой
|
Замес-титель
|
Врач-консультант
|
Фармацевт 1
|
Фармацевт 2
|
Фармацевт 3
|
Фармацевт 4
|
Сумма «четных» высказы-ваний
|
10
|
8
|
11
|
11
|
12
|
10
|
12
|
Сумма «нечет-ных» высказы-ваний
|
13
|
8
|
11
|
11
|
10
|
6
|
10
|
1.
М:М (Зав.
аптекой : Заместитель) = 13 : 8 = 5
К:К (Зав. аптекой
: Заместитель) = 10 : 8 = 2
2.
М:М
(Заместитель : Врач-консультант) = 8 : 11 = 3
К:К (Заместитель
: Врач-консультант) = 8 : 11 = 3
3.
М:М
(Фармацевт 1 : Фармацевт 2) = 11 : 12 = 2
К:К (Фармацевт 1
: Фармацевт 2) = 11 : 10 = 1
4.
М:М (Фармацевт
3 : Фармацевт 4) = 10 : 12 = 2
К:К (Фармацевт 3 :
Фармацевт 4) = 6 : 10 = 4
После оценки
результатов по таблице ответов получены следующие данные:
Зав. аптекой :
Заместитель – Гармоничная пара и схожи характерами
Заместитель : Врач-консультант
- Гармоничная пара и схожи характерами
Фармацевт 1 :
Фармацевт 2 - Гармоничная пара и схожи характерами
Фармацевт 3 :
Фармацевт 4 - Гармоничная пара и схожи характерами
Выводы и
предложения: В результате тестирования было выяснено, что в принципе все работники,
контактирующие друг с другом в процессе работы совместимы. Хотя если оценить
результаты более придирчиво, то наибольшая разница наблюдается между заведующим
аптекой и его заместителем и это иногда бывает заметно, но на общем коллективе
это не сказывается. А так в целом, коллектив достаточно сплоченный, разногласия,
конечно, бывают, но они быстро разрешаются.
V.4.
Воспитательные аспекты работы с молодыми специалистами.
Чтобы процесс
вхождения новых сотрудников в организацию прошел успешно, нужно создать
оптимальные условия не только для их профессиональной, но и социально-психологической
адаптации.
Комплекс мер по
адаптации персонала направлен на то, чтобы помочь сотруднику освоиться в новом коллективе,
принять основные требования организационной культуры и достичь необходимых
рабочих показателей в наиболее короткий срок.
Адаптация –
процесс двусторонний: и сотрудника, и организации. Обе стороны заинтересованы в
том, чтобы этот процесс прошел без каких – либо осложнений и новичок смог как
можно быстрее отправиться в «свободное плавание».
Очень важно не
завышать в адаптационный период планку требований к молодому специалисту.
Грамотный руководитель терпеливо помогает ему получить необходимые знания и
навыки и лишь потом спрашивает по полной программе. Важно, чтобы новички
почувствовали уверенность в своих силах, собственную значимость в коллективе.
Ведь зачастую они испытывают психологический дискомфорт, неуверенность в себе,
теряются перед более опытными работниками, а это порождает проблемы,
затрудняющие прохождение испытательного срока.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|