Еще одной тенденцией современного этапа
регулирования этических норм работников отрасли является создание кодексов,
определяющих этику взаимоотношений между представителями разных корпоративных
фармацевтических сообществ. В качестве примера можно привести разработанное
Канадской ассоциацией фармацевтов "Руководство по этике взаимоотношений
между фармацевтами и фармацевтическими производителями".
За годы, прошедшие с начала перехода нашей
страны к рыночной экономике, российское фармацевтическое сообщество достигло
определенной степени самоорганизации. Появление профессиональных ассоциаций и
союзов, таких как Российская фармацевтическая лига (РФЛ), Союз профессиональных
фармацевтических организаций (СПФО), Ассоциация российских фармацевтических
производителей (АРФП) и других объединений, безусловно, способствует созданию
здорового корпоративного климата. Большое количество задач, стоящих перед
отраслью в целом, постоянные и значительные, порой даже тектонические сдвиги в
законодательстве в области обращения лекарственных средств и возникающие в
связи с этим трудности подчас заслоняют собой проблему регулирования этических
норм. Тем не менее в современных условиях, при наличии высоких требований со
стороны общества к уровню фармацевтических услуг и профессионально-нравственных
качеств фармработников эта проблема не может считаться второстепенной.
Появление новых отечественных ЭКФ станет
свидетельством очередного этапа зрелости российского фармацевтического
общества. Процесс саморегулирования в отрасли уже идет, новые этические кодексы
будут появляться. Это следует хотя бы из тех задач, которые ставят перед собой
организации, объединяющие участников фармацевтического рынка. В то же время
необходимо понимание того, что механизмы саморегулирования еще только
складываются, процессы становления и укрупнения профессиональных
фармацевтических обществ находятся в самом разгаре, проблем (зачастую требующих
оперативного решения) перед их членами стоит немало, поэтому говорить о более
или менее определенных сроках появления новых ЭКФ было бы неправильно. К тому
же создание этических кодексов - это процесс добровольный; члены
фармацевтического сообщества должны сами принять принципиальное решение и
приступить к разработке своего корпоративного кодекса, возможно, с привлечением
широкого круга заинтересованных и компетентных лиц.
Представляется целесообразным, чтобы разработка
российских ЭКФ велась с учетом мировых тенденций регулирования
профессионально-этических норм в этой сфере. Чтобы не оставаться в стороне от
этих тенденций, необходимо учитывать не только уже имеющийся отечественный опыт
составления ЭКФ, но и все наработки (особенно за последнее десятилетие),
накопленные международным и национальными фармацевтическими организациями.
Исходя из этого, а также из того, что
фармацевтических работников разных стран объединяют не только общая
международная организация, но и груз общих проблем и знамя общих ценностей, а
российская фармация, безусловно, является частью мирового фармацевтического
пространства, было бы не совсем правильно при разработке российских ЭКФ не
учесть опыт составителей "Code of Ethics for Pharmacists" FIP. Этот
документ является компилятивным, он лаконичен и представляет собой не только
собственно этический кодекс, но и каркас для его составления, которым могут
воспользоваться любые заинтересованные в этом организации и лица и в первую
очередь - национальные фармацевтические сообщества, для чего, собственно, он и
был создан. Немногословность кодекса FIP позволяет потенциальным разработчикам,
взяв его за основу, уточнять, корректировать и развивать формулировки принципов
и обязательств, отражая таким образом в тексте составляемого ими документа свое
видение проблемы регулирования этических норм в профессии.
Исходя из вышеизложенного, ЭКФ, предложенный
Международной фармацевтической федерацией, вполне может послужить моделью для
написания новых отечественных "кодексов чести" в тот момент, когда те
или иные корпоративные сообщества участников фармацевтического рынка приступят
к формированию своих заповедей.
II.2. Основные требования к
профессиональной подготовке фармацевтических работников
Требования
к уровню подготовки выпускника по специальности 0405 Фармация
Общие
требования к образованности выпускника.
Выпускник
должен:
- понимать сущность и
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес;
- иметь представление о
современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической
целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
- знать основы Конституции
Российской Федерации, этические и право вые нормы, регулирующие отношения
человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении
профессиональных задач:
- обладать экологической,
правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями
общения па иностранном языке;
- обладать широким кругозором;
быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску
истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
- быть способным к системному
действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей
деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
- быть готовым к проявлению
ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно
решать проблемы в области профессиональной деятельности:
- быть способным к практической
деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных
организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
- быть способным научно
организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной
деятельности;
- быть готовым к позитивному
взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- быть готовым к постоянному
профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- обладать устойчивым
стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке,
саморегуляции и саморазвитию) стремиться к творческой саморегуляции;
- знать основы
предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в
профессиональной сфере;
- иметь научное представление о
здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического
совершенствования.
в
области психологии:
- знать психологические
процессы, происходящие в сознании человека как в норме, так и в патологии;
- знать структуру личности,
функции и средства общения;
- знать приемы и методы
психологической корреляции и типы их проявлений;
- уметь использовать вербальные
и невербальные способы общения в профессиональной деятельности;
в
области правового обеспечения профессиональной деятельности:
- иметь представление о
правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной
деятельности (включая предпринимательскую деятельность);
- -знать права и обязанности
работников в сфере профессиональной деятельности; f
- знать законодательные акты и
другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе
профессиональной деятельности;
- уметь защищать свои права в
соответствии с трудовым законодательством;
По
специальным дисциплинам
Выпускник
должен:
в
области фармацевтической технологии:
- иметь представление о
биотехнологии лекарственных средств;
- иметь представление о
лекарственных формах заводского производства;
- иметь представление о
гомеопатии;
- знать Государственное
нормирование производства и контроля качества лекарственных средств и форм;
- знать технологию
приготовления твердых, жидких, мягких, стерильных и асептически изготовляемых
лекарственных форм;
- уметь готовить твердые,
жидкие, мягкие, стерильные и асептические лекарственные формы и оформлять их к
отпуску;
- уметь пользоваться нормативно-технической
документацией и справочной литературой по производству/приготовлению)
лекарственных форм;
в
области фармацевтической химии:
- иметь представление о
контрольно-разрешительной системе качества лекарственных средств и форм;
- знать классификацию и
основные характеристики лекарственных средств;
- знать основы
фармацевтического анализа;
- знать внутриаптечный контроль
лекарственных средств, изготовляемых в аптеках;
- -уметь проверять простейшими
методами качество лекарственных фор в соответствии с действующей
нормативно-технической документацией;
в
области фармакогнозии;
- знать лекарственное
растительное сырье, его химический состав и стандартизацию;
- знать источники получения
лекарственных средств природного происхождения;
- уметь находить растения, в
том числе лекарственные, в различных фитоценозах;
- уметь принимать лекарственное
растительное сырье от заготовителя и определять его качество в соответствии с
нормативно-технической документацией;
в
области фармакологии:
- знать классификацию, основные
характеристики, фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств;
- знать аналоги и синонимы
(торговые названия), показания и противопоказания к применению лекарственных
средств, их побочное действие;
- знать правила приема препаратов
и возможные осложнения;
- уметь консультировать клиента
по приему лекарственных средств и по вопросам их действия;
в
области организации и экономики фармации
- иметь представление о
структуре управления службой лекарственного обеспечения, о формировании и
состоянии фармацевтического рынка в России;
- иметь представление об
аккредитации и лицензировании аптечных предприятий;
- иметь представление о порядке
снабжения аптечных предприятий лекарственными средствами и предметами
медицинского назначения;
- знать нормативные акты,
регламентирующие фармацевтическую деятельность;
- знать условия и порядок
хранения лекарственных средств;
- знать порядок ведения
первичных учетных документов;
- знать порядок проведения
инвентаризации товарно-материальных ценностей;
- знать принципы
ценообразования;
- знать требования по
санитарному режиму аптечных предприятий, охра не труда и технике безопасности;
- уметь хранить лекарственные
средства в соответствии с действующими приказами;
- уметь производить отпуск лекарственных
средств, разрешенных к без рецептурному и рецептурному отпуску, и товаров
аптечного ассортимента;
- уметь составлять на основе
первичных документов отчеты отделов аптечного склада, отделов аптек и
мелкорозничной аптечной сети;
в
области менеджмента:
- иметь представление о
современном менеджменте;
- знать принципы делового
общения в коллективе;
- знать функции, виды и
психологию менеджмента;
- знать основы организации
работы коллектива и исполнителей;
- знать особенности менеджмента
в области профессиональной деятельности;
- знать информационные
технологии в сфере управления производством.
III
Деонтология
в системе отношений фармацевт – больной – общество
III.1. Роль моральных факторов
в лечении больного
От XX века мы
унаследовали более 50-ти тысяч лекарственных средств. Казалось бы, чем шире
выбор, тем лучше должен быть результат. Но, несмотря на столь большое
разнообразие, показатели смертности и побочных эффектов, связанных с
применением лекарств, увы, со временем только увеличиваются.
Мировой
товарооборот лекарственных средств в настоящее время составляет свыше 500 млрд.
$. По данным ВОЗ, в экономически развитых странах 90 центов от каждого доллара,
потраченного на покупку лекарств, расходуется на преодоление проблем, которые
являются следствием их применения. Каждый третий житель планеты болен в
результате неправильного применения лекарств. В США развитие неблагоприятных
последствий фармакотерапии ежегодно является причиной госпитализации 2 млн.
человек и более 100 тыс. летальных исходов. Экономический ущерб от побочных
эффектов, по данным FDA, возрос с 76,6 млрд. $ в 1997 г. до 177,4 млрд. в 2001
г. Таким образом, проблема безопасности лекарственных средств остается
актуальной.
Глобальные
изменения последнего времени в сфере экономики, здравоохранения, фармации,
информационных технологий, а также психологии привели к коренным изменениям
взаимоотношений в системе врач - пациент - фармацевт. С одной стороны, врач, не
успевая овладеть колоссальным объемом информации обо всех новых лекарствах,
проявляет вынужденный консерватизм в вопросах фармакотерапии. С другой стороны,
достаточно грамотный, требовательный к своему здоровью, насыщенный сведениями о
лекарствах и не имеющий лишнего свободного времени пациент все чаще обращается
к фармацевту, минуя врача. Сложившаяся ситуация коренным образом меняет роль
фармацевта, который начинает занимать ключевую позицию в развивающейся системе
ответственного самолечения.
Один из главных
разделов фармацевтической деонтологии рассматривает взаимоотношения аптечных
работников с посетителями аптек. При общении с больными и их родственниками
фармацевты (провизоры) должны следовать нескольким деонтологическим
требованиям.
Внешний вид
Психологи
отмечают, что почти в 80% случаев мнение о человеке составляется по первому
впечатлению. Белоснежный накрахмаленный халат, скромная прическа, внешняя
подтянутость и аккуратность, опрятность и скромность сотрудника аптеки создают
предпосылки для установления доверительных отношений с клиентами.
Поведение
Необходимо помнить,
что больным свойственны раздражительность и внушаемость, повышенная
требовательность и обидчивость. Поэтому при общении с ними следует проявлять
максимум чуткости, внимания и такта. Аптечному работнику надо следить за своими
жестами и мимикой, так как больные очень чувствительны к проявлениям
недоброжелательности. Неприятное впечатление оказывают на больного обсуждения
затруднительных моментов при изготовлении лекарственных средств, споры между
работниками аптеки и посторонние разговоры в его присутствии. Приветливое
обращение, вежливость, предупредительность, желание облегчить недуг
способствуют укреплению авторитета фармацевта.
Речь
Нередко и слово
лечит, поэтому важно не только, что, но и как сказать. Необдуманное слово может
подорвать доверие больного к фармацевту, нанести психическую травму, которая
станет причиной ятрогенного заболевания. Информируя больных о порядке приема
препарата, следует избегать употребления сложных медицинских терминов. Надо
говорить понятно и в меру громко, а пожилым основные положения необходимо
повторять несколько раз.
Умение
выслушать
Некоторым
клиентам свойственно желание поговорить о своих болезнях в надежде услышать
слова участия. Невнимание обижает их. Умение выслушать, посочувствовать,
разделить чужую боль является важным деонтологическим требованием к фармацевту.
Однако слушать не значит молчать: следует выразить свое отношение, причем не
формально, иначе человек почувствует неискренность.
Оформление
витрин
Выкладка лекарств
должна быть не только профессиональной с точки зрения мерчандайзинга, но и
корректной с точки зрения профессиональной этики. В частности, нельзя
выставлять на обозрение препараты, отпускаемые по рецепту врача.
Эстетическое
оформление лекарственных средств
В целях
укрепления веры больного в назначенное лекарственное средство необходимо
уделять внимание его оформлению. Неправильное оформление, непривлекательный вид
экстемпоральной формы может вызвать сомнение в ее качестве.
Сохранение
в тайне от больного некоторых неблагоприятных сведений
Это может
благотворно воздействовать на динамику заболевания и его лечение. Больные часто
стремятся узнать свой диагноз. Не рекомендуется называть заболевание,
достаточно указать лишь симптоматическое действие лекарственного средства.
Разъяснение
правил приема лекарственных средств
При отпуске
лекарственного средства аптечный работник должен подробно объяснить, как его
хранить в домашних условиях, как и когда принимать, чем запивать, какой
соблюдать режим приема. Надо осторожно, не внушая страха, предупредить о возможных
побочных действиях препарата и объяснить, что при этом делать: прекратить
прием, обратиться к врачу, уменьшить дозу. Следует также сказать больному о
том, что некоторые побочные эффекты, включенные в аннотацию, встречаются крайне
редко.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|