Прежде
всего это то, что многим финно-угорским народам, поскольку они представляют
меньшинства, не удалось самостоятельно и в нужной форме определить свой
политический и правовой статус. Необходимо взять на себя ответственность за то,
чтобы эти вопросы рассматривались и решались государством соответствующим
образом.
Конституция
РФ распространяется на все народы, но не детализирует этот вопрос. В то же
время большинство финно-угорских народов создали свои конституции, в которых
учитываются и международные правила и стандарты, говорилось о важности
сохранения своего языка и культуры и отмечается, что должны быть обеспечены
условия их сохранения и развития. Но на уровне РФ такого рода законодательства
не действует, поэтому на заседаниях говорилось о том, чтобы подобного рода
законодательства учитывались.
Кроме
того, политическая секция обсудила проблемы финно-угорских диаспор и проблемы
финно-угорских народов не имеющих ни автономных округов, ни республик.
Учитывая
все эти сложности, в очередной раз говорилось, что очень важным для защиты
политических интересов финно-угорских народов является такое сотрудничество и
поддержка, каким являются проходящие конгрессы и деятельность Консультативного
Комитета между ними.
Секция
отметила серьезную помощь Финляндии и Эстонии в подготовке специалистов
финно-угорских народов, живущих в РФ и диаспорах [7]. В соответствии с просьбой
их представителей секция предложила конгрессе обратить внимание на проблемы
ингерманландских финнов [8].
2.2 Секция экономики
По
отчету председателя секции, в ее работе приняло участие 40 человек. Было
отмечено, что представители всех народов желали бы теснее сотрудничать, а
основой для этого могли бы служить сложившиеся личные отношения. Важным
моментом стал вопрос об обеспеченности информацией, информационные запросы.
Поэтому был сделан вывод, что для всего этого важно и нужно участие
государственных структур и их помощь.
Помимо
обсуждения общих вопросов и предложений на секции были возможности для внесения
некоторых конкретных предложений, их обсуждения и установления прямых деловых
связей.
В
ходе работы были отмечены некоторые важнейшие предложения:
а)
заключение 4-стороннего венгро-финско-эстонско-российского соглашения для
поддерживания этих связей;
б)
образование комиссии для содействия международному сотрудничесту финно-угорских
народов;
в)
создание системы финно-угорских учреждений для поддержки международных и
торговых отношений [8];
Со
стороны делегатов РФ был проявлен живой интерес к опыту строительства экономики
в Венгрии, Финляндии и Эстонии.
2.3 Секция культуры
Это
была самая многочисленная секция Всемирного конгресса. Были сделаны доклады, по
многим из которых разгорелись прения. Были более всего затронуты нижеследующие
проблемы:
-
развитие и сохранение
финно-угорских народов как самостоятельных этносов; развитие и сохранение их
языков, особенно для тех народов, которые не имеют своей государственности и
литературного языка;
-
подготовка учебников и
других учебных пособий на финно-угорских языках. Был остро поставлен вопрос о
финансировании подобных проектов;
-
подготовка национальных
кадров как в РФ, так и в Финляндии; Венгрии; Эстонии: необходимо учреждение
стипендий, организация обмена студентов, аспирантов и преподавателей;
-
вопрос о создании международного
финно-угорского центра
Секцией была принята резолюция,
состоявшая из 12 пунктов (см. в приложении)
2.4 Секция здравоохранения, демографии,
экологии и охраны детства, молодежи и семьи
В ходе работы секции принято участии около 40
человек. Был охвачен очень широкий круг проблем. Стало очевидно , что
демографические, семейные, экономические вопросы тесно взаимосвязаны, поэтому
для их решения нежен комплексный подход. Было отмечено, что на некоторых
финно-угорских территориях очень трудны и сложны проблемы охраны окружающей
среды, вплоть до того, что это угрожает здоровью проживающего там коренного
населения. Поэтому необходимо, чтобы коренное население имело возможность
влиять на то, как могут быть использованы их природные ресурсы.
Отмечалось также и то, что необходима семейная
политика и охрана семьи, чтобы семья существовала и могла передавать
финно-угорские наследие подрастающему поколению.
Почти во всех выступлениях озвучивалось необходимость
сотрудничество; сотрудничества между учеными, Вузами, государственными
учреждениями и неправительственными структурами, чтобы они могли
соответствующим образом изучать вопросы охраны окружающей среды,
здравоохранения, социальные и демографические. У кого есть опыт в решении
подобных вопросов, тот будет оказывать поддержку другим, кто будет работать над
созданием таких структур. В ходе работы секции была подчеркнута необходимость
обмена научной информацией.
Было предложено начать программу
интервьюирования по вопросам здравоохранения и прочим составляющим, оценивающим
состояние указанных проблем, для того, чтобы составить карту взаимосвязей
состояния здоровья и экологии у финно-угорских народов.
Кроме того, в отчете о проделанной работе
данной секции звучали предложения о принятии международных рекомендации (предложение
Евросоюза), согласованных методов переписей населения, для того, чтобы все
финно-горские народы, где бы они ни жили, отразили себя в них. Поэтому
Консультативному Комитету было предложено найти такую форму организации
подобных проектов, чтобы появилась возможность реализовать такой аспект. А
ученным финно-угорских народов, занимающимися подобными вопросами, было
предложено активнее участвовать в международной научной жизни, в работе тех
организаций и институтов ООН и Евросоюза, в чьем ведении находятся эти вопросы.
2.5 Секция СМИ
На заседаниях этой секции работало порядка
40 человек. На секции было принято решение об образовании и работе при
Консультативном Комитете Комиссии по прессе и информатике – профессиональном
органе СМИ. Эта Комиссия будет заниматься созданием финно-угорского банка
данных по экономике, политике и СМИ.
Было предложено создать такой банк данных и
службы по предоставлению данных, в рамках которой кто угодно мог бы получить
информацию на условиях on-line о спросе и предположении финно-угорских народов
в области экономике.
Говорилось также и об организации
международного фестиваля телепрограмм “Финно-угорский мир”, а также о
регулярном обмене телепрограмм между финно-угорскими телевидениями и
телекомпаниями. Кроме того, Комиссия будет осуществлять:
-
подготовку и повышение
квалификации журналистов;
-
обеспечивать возможность
для обмена радио- ТВ программами;
-
издание книг,
периодических изданий, справочных материалов, по возможности журналов и т.д.
(см. Приложение)
На работе секции говорилось о необходимости
достаточного финансирования для осуществления подобного рода мероприятий,
поэтому прозвучали предложения об обращении за помощью к парламентам,
правительствам, церквям и общественным организациям финно-угорских народов.
2.6 Секция молодежи
В
заключительном отчете секции было отмечено, что в обсуждении проблем молодежи
наблюдается все большая активность. Среди первоочередных проблем были отмечены
проблемы нехватки информации, материальных средств., что в свою очередь препятствует
сотрудничеству студентов университетов и институтов, а также формированию
молодежных и детских организаций, сотрудничеству различных творческих групп.
Консультативному Комитету было поручено
предложить рассмотреть вопрос о создании финно-угорский компьютерной сети и о
возможности выход в свет общего финно-угорского молодежного периодического
издания.
После окончания II Всемирного конгресса
финно-угорских народов в 1996 году до 2000 года в финно-угорском движении на
первый план выдвинулась деятельность Консультативного Комитета. Консультативный
Комитет (далее КК) является координирующим органом Всемирного конгресса
финно-угорских народов, иначе говоря его задачей является координация действий
национальных организаций для достижения постановленных целей и задач, а также
защита интересов финно-угорских народов в международных организациях и форумах,
включая ООН.
Работа Консультативного комитета координируется
координировалась штаб-квартирой в Хельсинки и проводится согласно плана,
который принимается регулярно в конце предшествующего года [10]. За 4 года
(1996-2000) заседания КК проводились 2 раза в год. Проходили они в России,
Эстонии и Финляндии. Предварительно, для подготовки заседания КК, собирались
координаторы КК, также в различных регионах проживания финно-угорских народов.
Здесь следует отметить, что на многих заседаниях отсутствовали представители
ненцев, саамов, ингерманландских финнов. Зачастую причинами их отсутствия были
не только экономические (КК практически всегда был готов оказать помощь), но и
организационными.
Планы
работ КК, в основном, выполнялись. Были иногда переносы, например, сроков
проведения меду народных конференций ил семинаров на другое время из-за
финансовых или организационных причин. Во многих республиках проводилась работа
иногда свыше тех задач, которые ставились (Венгрия, Марий Эл, Удмуртия,
Ханты-Мансийский автономный округ, Эстония, Коми) и этот момент КК отмечает как
положительный [11]. Из “Отчета Консультативного Комитета финно-угорских
народов” можно сделать вывод, что к числу одного из существенных недостатков
относятся отсутствие планомерной работы по принятию на II Всемирном конгрессе
резолюциям. Кроме того, представители народов – члены КК не всегда проявляли
должную активность по реализации принятых предложений и решений у себя на
местах, не давали достаточной информации о работе КК. Отсюда, зачастую, шло и
отсутствие информации о деятельности национальных организаций в штаб-квартире
КК и между самими национальными организациями. Это, прежде всего, относится к
национальным организациям финно-угорских народов РФ [12].
Вместе с тем, КК старался наладить информационный обмен
непосредственно через штаб-квартиру, финансируя издание информационного
вестника, который готовится и печатается в Марий-Эл на русском и английском
языках [13]. КК отмечает как несомненно положительную, продолжающуюся практику
совместного выпуска радио- и телепередач “Финно-угорский мир”. А кроме того,
своей ближайшей и основной задачей КК определяет улучшение информационного
обмена, в частности, развитие своего сайта в сети Интернет.
По
итогам своей работы за период 1996-2000гг КК считает, что самой главной задачей
для финно-угорских народов РФ является противодействие процессам языковой и
культурной ассимиляции. Отсюда одно из важнейших направлений деятельности КК -
возрождение и развитие языков и культур финно-угорских народов. Это хорошо
понимают и правительства Финляндии, Венгрии, Эстонии, В этих странах приняты
программы поддержки финно-угорских народов России [14].
Кроме того, КК всегда оказывает поддержку встречам
писателей, ученых, педагогов, молодежи, деятелей культуры и в этой области КК и
дальше планирует продолжать свою деятельность.
В качестве положительного момента было отмечено то, что
лидеры и активисты большинства финно-угорских национальных организаций и
движений в Российской Федерации сделали упор на конструктивный диалог с
органами власти и управления. Верными и необходимыми решением государственных
органов стали предложения и действия по развитию образования на родных языках
(расширение льготного приема финно-угорской молодежи, в том числе из диаспор, в
Вузы (республики Марий Эл, Коми, Удмуртия).
В качестве одной из задач КК ставит решение вопросов,
связанные с проблемами собственности. Народы, приживающие в РФ никак не участвуют
в разработке и принятии подобного рода решений.
Отдельных слов заслуживает деятельность интеллигенции,
т.к. она активно участвует во всех начинаниях. Следует отметить неутомимую
деятельность экс-президента Венгрии господина Арпада Генца по укреплению
финно-угорских содружества.
Консультативный комитет финно-угорских народов проводит сам и принимает
участие во многих международных мероприятиях с целью обсуждения языковых,
культурных и иных проблем народов [16].
Для финно-угорских народов России особенно актуальным
является приобщение к международному процессу обсуждения проблем и выработки
правовых норм в отношении коренных народов мира. Это позволяет использовать
опыт других коренных народов мира в решении проблем и устанавливать деловые
контакты с национальными организациями самых разных народов.
КК финно-угорских народов придает большое значение
непосредственному участию в работе органов ООН по проблемам коренных народов.
КК ежегодно, с 1993г. принимал участие в заседаниях Рабочей группы ООН по коренным
народам, в выработке и обсуждении Декларации о правах коренных народов.
Значительным и важным моментом КК считает постоянный
диалог между государствами и неправительственными структурами, который помогает
ломать сложившиеся у государственных органов стереотипы в отношении прав
коренных народов, находить компромиссы и вырабатывать согласованные решения.
Из всего выше сказанного следует, что КК проводит
регулярную и плодотворную работу по претворению в жизнь резолюций, предложений
и решений, принимающихся на Всемирных конгрессах финно-угорских народов.
3 Глава 3
III Всемирный конгресс
финно-угорских народов
III
Всемирный конгресс финно-угорских народов ознаменовал
дальнейшую консолидацию финно-угорского сообщества. В процессе обмена мнениями
в политической секции неоднократно подчеркивалось значение сохранения и
развития языковой и культурной самобытности коренных народов и национальных
меньшинств, обогащающей все человечество в целом. Особенно важным в сохранении
национального идентитета признается роль родных языков.
Весь
ход обсуждения шел по ключевым секциям:
-
Секция – политика
-
Секция - культура и образование
-
Секция - экология и здравоохранение
-
Секция — медна и информационные системы
Ниже прилагаются важнейшие моменты из
выступлений докладчиков.
3.1 Секция - политика
На конгрессе отмечалось, что концепция
защиты меньшинств в международном праве осуществлялась в период 20-столетия
волнообразно. С мирными договорами по первой мировой войне связано развитие
системы защиты таких национальных меньшинств в рамках Лиги Наций на территории
европейских национальных государств, в отношении которых какое-либо другое
государство имеет особые интересы в силу этнических, исторических или языковых
связей.. После распада Лиги Наций система защиты меньшинств перестала
существовать, а Организация Объединенных Наций, образованная в результате
переустройства мира после второй мировой войны, в рамках системы прав человека
взяла на вооружение в качестве отправного пункта обеспечение индивидуальных
прав человека. Всеобщая декларация прав человека от 1948 г. вообще не включала
в себя положения о правах личности, относящихся к национальному меньшинству,
или о правах самих меньшинств. Лишь в 1990-е годы интерес к защите меньшинств
вновь перешел на уровень разработки международных документов о правах человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|